Японский корреспондент в России Митииака Хаттори посетил агропромышленную выставку «Золотая осень». Его расстроил жуткий запах и атмосфера рынка, однако он искренне порадовался появлению качественной говядины в России. По этому поводу он с коллегами решил пойти в стейк-хаус, где подавали вкусную говядину. Однако потом его очень сильно расстроил счет в конце ужина.
В России осень — тоже вкусный сезон?
Россия — холодная страна, поэтому восприятие сезонов там значительно отличается от Японии. В Японии есть выражения «период уборки урожая» или «осенний аппетит», в связи с чем осень ассоциируется со сбором зерна и сезонной едой.
В свою очередь, в России сбор пшеницы заканчивается практически уже в августе. Поэтому россияне относятся к осени как к плодородному сезону в меньшей степени, чем японцы.
Между тем период с конца сентября по первую половину октября в России называют «золотой осенью». Каждый октябрь в Москве проводится агропромышленная выставка, которая имеет аналогичное название — «Золотая осень». То, что продуктовая выставка носит название «Золотая осень» и проводится именно в сезон листопада, возможно, говорит о том, что в России также есть такие понятия, как «период уборки урожая» и «осенний аппетит».
В этом году в Москве прошла очередная выставка «Золотая осень». Я посетил это мероприятие, поэтому делюсь с вами своими впечатлениями.
Первое впечатление: неприятный запах
Подытожим еще раз: министерство сельского хозяйства РФ каждый октябрь проводит в Москве агропромышленную выставку «Золотая осень». В этом году она прошла в юбилейный 20-й раз.
Кстати, в России официально утверждены профессиональные праздники. Второе воскресенье октября — День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. «Золотая осень» приурочена к этому празднику. В этом году мероприятие также прошло на ВДНХ с 10 по 13 октября.
Итак, я посетил «Золотую осень» в последний день ее проведения — 13 октября. Как только я вошел в павильон, я ощутил резкий неприятный запах. Осмотревшись, я увидел громадное количество домашних животных в клетках. В основном это были коровы, но также встречались овцы, козы, лошади, курицы и даже верблюды.
Свиней почему-то не было, однако при таком количестве домашних животных в помещении неприятного запаха не избежать. При этом посетителей стендов с животными в основном составляли семьи с детьми, что создавало атмосферу зоопарка. Я побывал на многих российских выставках и ярмарках, однако ни разу не встречал настолько необычное мероприятие. Было полное ощущение того, что я оказался в королевстве животных «Муцугоро».
Скорее супермаркет, а не выставка
В другом павильоне российские регионы и производители представляли свою продукцию. Стоит отметить, что участвующих компаний было крайне мало; главную роль играли региональные администрации.
В России более 80 регионов и областей, и мне кажется, что половина из них была представлена на «Золотой осени».
Основная клиентура — домохозяйки. Они не только осматривали экспонаты, но и активно делали покупки. Мне даже показалось, что я не на выставке, а в супермаркете во время распродаж.
Я посетил мероприятие в последний день, поэтому, возможно, участники также пытались распродать остатки продукции.
Я думал, что «Золотая осень» сфокусирована на взаимоотношениях предприятий в формате B2B, однако это оказалось не так. Павильон с животными был заполнен семьями с детьми, а выставочный — домохозяйками, поэтому я испытал некоторое разочарование.
К сожалению, в России нет региональных деликатесов
Продукция, представленная на «Золотой осени» регионами, также вызывает чувство неудовлетворения. Проблема в том, что России практически не знакомо понятие «региональный деликатес».
Во-первых, в России нет особых различий в региональной культуре, а во-вторых, в советский период продукты и рецептура были унифицированы для всей страны. И сейчас, после перехода к рыночной экономике, в отличие от Японии практически не заметны усилия компаний, направленные на создание региональной фирменной продукции.
И на «Золотой осени» региональные производители представили схожую продукцию: мясные, молочные и другие изделия. Долго смотреть невозможно — надоедает.
В этом смысле в выгодном положении находятся приморские регионы. На фоне внутренних регионов области, имеющие выход на море, могут воспользоваться секретным оружием: морепродукты. Например, Астраханская область специализируется на производстве черной икры, которой гордится Россия.
Астраханская область находиться в месте, где Волга впадает в Каспийское море. В этом регионе водятся осетровые, поэтому область славится черной икрой. Мне даже кажется, что немного нечестно пользоваться этой «фишкой».
Кроме того, в России есть автономные регионы, обладающие уникальной народной и гастрономической культурой.
На «Золотой осени» большой популярностью пользовались стенды республики Алтай и других областей. Алтайцы — это народ азиатского происхождения, проживающий в Сибири. Как видно из фотографии ниже, стенд этой республики интересен также и тем, что в нем установлена юрта, которой пользовались кочевники. Кроме того, внимание посетителей привлекали натуральные продукты, приготовленные из даров леса и степи.
Представить японскую гастрономическую культуру
Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии проводит политику под названием «Глоба Фуд Вэлью Чейн» (Global Food Value Chain). Япония стремится к тому, чтобы в той или иной форме присутствовать в сельскохозяйственной и пищевой промышленности по всему миру.
Япония также рассматривает и Россию. В рамках этой программы на «Золотой осени» был представлен японский стенд, организованный министерством сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии. Одна из причин, по которой я решил посетить «Золотую осень», состоит в том, что я узнал о японском стенде.
На «Золотой осени» иностранные компании были представлены только японским и голландским стендом. Как я отметил выше, вся продукция российских региональных производителей в основном не отличается друг от друга, поэтому японский стенд, передающий восточную культуру, значительно выделялся из общей массы.
Обычно на российских ярмарках Япония малозаметна, поскольку ее подавляют западные и китайские компании, поэтому меня порадовало то, что на «Золотой осени» выделялась только Япония.
С точки зрения содержания японский стенд был несколько однообразным, однако там был представлен японский чай, сладости, деликатесы из Хоккайдо и так далее. Он пользовался популярностью у россиян. Кроме того, постоянно шла презентация японской гастрономической культуры, и у меня сложилось впечатление, что это имело большое значение.
Королевство говядины «Мираторг»
В «Золотой осени» в основном участвовали региональные администрации; стендов пищевых компаний было мало. На этом фоне выделялась стремительно развивающееся мясоперерабатывающее предприятие «Мираторг».
Ранее российская говядина была жесткой и жилистой. Ее можно было использовать только для тушения, а если попытаться приготовить ее в виде стейка, она разочаровывала. Тем не менее в последние годы «Мираторг» закупил за рубежом коров породы ангус и начал развивать бизнес по производству качественной говядины на западе России.
В результате на российском рынке появилась вкусная отечественная говядина, а в Москве разразился бум стейк-хаусов.
Кстати, с 2016 года на рейсе Москва — Токио авиакомпании JAL в бизнес-классе подается говяжий стейк «Мираторга». Это говорит о качестве продукции.
На днях появились новости, что «Мираторг» приступил к производству японской говядины «вагю». Возможно, когда-нибудь настанет день, когда Япония начнет импортировать «вагю» из России. В этот раз на стенде «Мираторга» висело объявление «купим землю сельскохозяйственного назначения», что говорит о неутолимом желании компании расширять бизнес.
Высокое качество говядины «Мираторг»
В ходе октябрьского визита в Москву я вместе с группой японских ученых провел опрос среди российских экономистов. Японцев было семеро, а россиян трое. Мы решили угостить ужином российских коллег.
Выбор пал на стейк-хаус «Рыбы нет». Это — популярный ресторан, где можно насладиться качественной говядиной «Мираторга».
В стейк-хаусе представлено несколько видов мяса, однако мы попросили официанта порекомендовать нам три вида. Выдержанная говядина, прожаренная до состояния слабой прожарки, была очень мягкой и вкусной. Мы ощутили, что период, когда приходилось бороться со стейком, жестким как резина, ушел в прошлое. Наша компания смаковала качественную говядину, запивая красным вином. Это был прекрасный осенний вечер, во время которого мы насладились русской едой.
Тем не менее на следующее утро я увидел счет и побледнел. В японских йенах на одного человека вышло 24 тысячи. То, что сумма превысила 20 тысяч на человека, вызывает горькую улыбку. Мы пили недорогое вино, поэтому такой счет означает высокую стоимость выдержанного мяса. Это — рекордная сумма за всю мою жизнь, выплаченная за один ужин.
Мититака Хаттори
Вернуться назад
|