Однако жители не вполне довольны текущей ситуацией
Бэла Ляув
Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы в глобальном исследовании консалтинговой компании McKinsey. Несмотря на то что жители положительно оценивают изменения последних лет, уровень их неудовлетворенности текущей ситуацией по-прежнему высок.
Как исследовали
McKinsey впервые провела столь масштабное исследование транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов мира. Цель - всесторонне оценить транспортные системы как по объективным показателям, так и с точки зрения горожан. Мегаполисы сравнивались по пяти аспектам, непосредственно влияющим на качество жизни в городе: физическая и финансовая доступность разных видов транспорта, эффективность, удобство и безопасность. В ходе исследования были проанализированы все виды транспорта (личный, общественный, совместного пользования, велосипедный и пешеходный) на всех этапах взаимодействия жителя с системой: до, во время и после поездки. Было опрошено более 30 экспертов и 9600 жителей 24 городов.
Победителей нет
Абсолютного победителя, набравшего максимальное количество очков или занявшего первое место во всех измерениях, нет, следует из отчета. В топ-10 вошли Сингапур, Большой Париж, Гонконг, Лондон, Мадрид, Москва, Чикаго, Сеул, Нью-Йорк, Милан.
У каждого из лидеров есть свои сильные и слабые стороны. Даже города в топе списка по совокупным результатам набрали не более 65% от максимально возможной оценки.
«Что интересно, практически во всех проанализированных нами городах люди в большей степени удовлетворены именно общественным транспортом. На личном автомобиле приходится стоять в пробках, продолжительность которых тяжело предугадать. Кроме того, горожане повсеместно недовольны тем, что личный транспорт оказывает негативное влияние на экологию. То же самое и с тарифами: их можно постоянно снижать и делать более гибкими, но люди будут все равно считать, что они слишком высокие», – комментирует один из авторов отчета Вадим Покотило (партнер McKinsey & Company).
Приоритет – общественный транспорт
Основной приоритет для большинства мегаполисов – развитие общественного транспорта, особенно рельсового. Например, быстро развивается в некоторых городах метрополитен: за последние 20 лет его протяженность в Гонконге увеличилась в четыре раза, кроме того, в ближайшее время власти города планируют увеличить ее на 25%.
Наряду с рельсовой инфраструктурой важную роль играет дорожная инфраструктура. Общая тенденция для крупных городов – смещение фокуса с легкового транспорта на велосипедный и пешеходный. Например, за последние 10 лет в Нью-Йорке построено более 600 км велосипедных дорожек, около 60 площадей стали пешеходными. Другой пример – Сеул, где в 2005 г. одна из самых важных магистралей города Cheonggyecheon Freeway была превращена в общественную зону отдыха.
Москва в лидерах
Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования. Москва – центр притяжения людей со всей России. Историческая неравномерность плотности населения в агломерации продолжает усиливаться в связи с активной застройкой ближайшего Подмосковья. Третий фактор: продолжающийся рост автомобилизации – машина по-прежнему остается символом успеха и роскоши.
Еще в 2012 г. Москва обновила транспортную стратегию, сделав приоритетом популяризацию общественного транспорта и снижение загруженности дорог. Кроме того, Москва серьезно наращивала расходы на транспорт: их доля в городском бюджете выросла с 12 до 18,5%, на них приходится четверть расходов всех госпрограмм Москвы. По программе «Развитие транспортной системы» Москва намерена потратить с 2012 по 2020 г. 3,2 трлн руб.
Объективными достижениями Москвы McKinsey называет высокую эффективность, удобство и относительную доступность общественного транспорта. Одним из важнейших шагов стало расширение метрополитена: с 2010 по 2017 г. была построена 61 новая станция, включая запуск Московского центрального кольца. Другими сильными сторонами столицы аналитики McKinsey называют развитие билетной системы и электронных сервисов. Более 90% пассажиров пользуются картой «Тройка», предоставляющей возможность удаленного пополнения и оплаты нетранспортных услуг (например, входа в музей). Кроме того, в Москве активно развиваются альтернативные способы оплаты проезда, в том числе с помощью бесконтактных банковских карт и мобильных телефонов. Помимо этого, правительство Москвы запустило несколько мобильных приложений в сфере транспорта, которые пользуются популярностью среди населения. Все эти меры привели к увеличению на 10% доли общественного транспорта в общем числе поездок, совершаемых в городе, по сравнению с 2010 г.
Хотя жители города согласны с тем, что позитивные изменения налицо, их удовлетворенность текущей ситуацией значительно отстает от объективных показателей, считают аналитики McKinsey. Общий уровень удовлетворенности москвичей ниже, чем в других городах из первой десятки. Респонденты недовольны стоимостью транспорта, загруженностью дорог и экологичностью транспортной системы.
При этом москвичи удовлетворены удобством новых электронных сервисов, билетной системой, повышающимся уровнем комфорта в пути и во время пересадок, а также распространением новых видов транспорта совместного пользования.
Жители Парижа и Милана, которые занимают более высокие позиции в общем рейтинге, «также считают, что есть простор для значительных улучшений», замечает Вадим Покотило.
Политика ограничений для частного транспорта
Основной проблемой в большинстве городов остается частный транспорт. По данным TomTom, общая загруженность дорог в мире по сравнению с 2010 г. выросла на 15%. Один из возможных способов решения этой проблемы – повышение стоимости владения личным транспортом (платные парковки и дороги, лицензии, номерные аукционы) и введение ограничений на его использование (зоны без автомобилей, ограничение скорости, требования по наличию парковки).
В настоящий момент только в 5 из 24 городов более 50% жителей удовлетворены возможностью использовать личный транспорт (Лондон, Шанхай, Сингапур, Пекин, Гонконг). И именно в этих городах введены одни из самых жестких ограничений по отношению к автомобилистам. Например, в Сингапуре существуют сборы при покупке нового автомобиля (более $74 000 за небольшой внедорожник), лицензионный сбор за получение водительского удостоверения (до $37 000) и плата за въезд в центр города. Как следствие — в городе мало машин: на 1000 человек приходится 101 автомобиль (для сравнения: в Москве — 341, а в Париже — 530). Личным транспортом пользуются только те, кто готов за него платить, а общественный транспорт работает как часы, так как не стоит в пробках.
По мере развития мегаполисов и повышения благосостояния населения доля частного транспорта и в других городах будет уменьшаться, что может снизить недовольство людей в будущем, считают в McKinsey.
Как влияет транспортная система на благосостояние городов
Развитие транспортной системы требует значительных капиталовложений в строительство дорог, рельсового транспорта, обновление подвижного состава, интеллектуальную транспортную систему, говорится в отчете McKinsey. Чем больше возможностей у городского бюджета, тем вероятнее попадание города в лидеры рейтинга. В то же время многие города, имеющие сопоставимые ресурсы, демонстрируют разные результаты: не менее важную роль также играет наличие четкой транспортной стратегии и последовательность ее реализации городскими властями.
Что думают конкуренты
В июне исследование индекса мобильности городов делали аналитики Deloitte. По их мнению, Москва может конкурировать по уровню развития инфраструктуры с другими мегаполисами, но до статуса глобального лидера ей далеко. Максимальные 5 баллов российская столица не получила ни по одному из критериев. Двойку город получил за слишком высокую стоимость проезда на общественном транспорте по сравнению с минимальной зарплатой. За надежность и безопасность общественного транспорта – тройку. По некоторым показателям город получил 4 балла: состояние регуляторной среды, размер инвестиций, интеграция разных видов транспорта, удобство транзита, стратегия развития.
Куда катится Москва: 10 фактов об автомобильном движении столицы
Принадлежащий мэрии Центр организации дорожного движения (ЦОДД) проанализировал изменение средней скорости движения на магистралях в 2015–2017 гг. (более ранних данных у ЦОДДа нет). В 2017 г. по сравнению с 2015 г. этот показатель на вылетных магистралях увеличился на 7%. Но на Садовом кольце и ТТК скорость упала на 14,5%