Ровно год назад, 8 июня 2016 года, на Иркутском авиационном заводе состоялась выкатка нового российского пассажирского самолета МС-21-300.
А почти через год 28 мая 2017 года "Магистральный самолет XXI века" впервые поднялся в воздух. Репортаж об этом смотрите здесь, а сегодня я предлагаю рассмотреть некоторые детали поближе и узнать, что говорят летчики-испытатели о новой "ласточке" .
Второй пилот — летчик-испытатель ОКБ Яковлева Роман Таскаев — рассказал в интервью ТАСС,
как вела себя машина, удобно ли в кабине МС-21 и что воздушный лайнер
позаимствовал у своего "младшего брата" — учебно-боевого самолета
Як-130.
— Какие параметры нового самолета оценивались в ходе первого полета?
— Обычно первый полет выполняется без изменения взлетно-посадочной
конфигурации, то есть самолет не убирает шасси и закрылки, все
стабилизировано. Это типовое ограничение на все воздушные суда, первый
раз поднимающиеся в небо.
— Именно поэтому диапазон высот и скоростей в первом полете значительно
сокращается. Скорости у нас были ограничены из-за выпущенных шасси —
разгонялись до 340 км/ч. Высоко тоже не надо было забираться, летали
практически до 2 тысяч метров. Высота была нужна, чтобы посмотреть, как
самолет ее набирает, как снижается.
— Смотрели также характеристики управляемости самолета — как он
реагирует на ручку. Отклоняли немного, не на полную амплитуду, смотрели,
как слушается. В данном случае могу только порадоваться за машину — у
нее очень хорошие характеристики управляемости.
— Дальше мы проверяли работоспособность гидросистемы, энергоснабжения,
насосы, генераторы, работу системы кондиционирования, электрических
систем. Курсовертикаль — тот агрегат, который дает нам информацию о
крене самолета, его тангаже, курсе.
— Проверили радиосвязь, параметры силовой установки — обороты,
температуру, характеристику масляной системы. Оценили
информационно-управляющее поле кабины, насколько легко летчику в нем
ориентироваться во время полета.
— Если все будет нормально и не будет серьезных доработок, то в
ближайшее врем мы продолжим испытания и сделаем второй полет, в котором
сможем убрать шасси и закрылки и сможем выйти на другие высоты и
скорости.
— Максимальную скорость и высоту тоже будете проверять?
— Конечно. Здесь можно смело говорить, что характеристики, диапазон
скоростей и высот МС-21 такой же, как у его конкурентов — Airbus и
Boeing. Они продиктованы самой коммерческой деятельностью самолета — это
высоты до 12 км, скорость до 0,85 маха (910 км/ч), вес 75–77 тонн,
дальность до 5 тысяч км. Такие параметры характерны для всех
коммерческих самолетов подобного класса.
— Как себя вел МС-21 — хорошо ли вас слушался?
— Изумительно! Управление настолько комфортно, что к нему не нужно привыкать.
— Роман Петрович, волновались перед полетом?
— До того, как садишься в самолет, волнение, конечно, есть. Надо
продумать всю последовательность своих действий. А когда я сажусь и
начинаю работу, тут же забываю про то, что мне страшно, что я волнуюсь.
Просто делаю, и все.
— Этот самолет содержит в себе фирменные черты яковлевских самолетов, традиции и стиль ОКБ Яковлева?
— На гражданских самолетах Яковлева я до этих пор испытаний не проводил.
В то время, когда их поднимали в воздух, летал на микояновских
истребителях.
Про преемственность могу сказать только одно: система управления,
которая стоит на учебно-боевом самолете Як-130 и делает этот самолет
супербезопасным, и в МС-21 применяется. Этот "интеллект", эти наработки,
которые мы сделали в ходе испытаний Як-130, очень комфортные, очень
здорово такой системой управлять. И, естественно, она обладает
высочайшей степенью безопасности.
— Получается, что большой гражданский самолет взял от своего боевого "младшего брата" часть самого лучшего?
— Да, это так. Можно сказать, МС-21 "впитал" в себя все лучшие наработки ОКБ Яковлева именно по этой части.
— В первом полете МС-21 был не один, а как раз в сопровождении Як-130. Это было сделано для съемки или еще по какой-то причине?
— В первом полете существует вероятность того, что определение
параметров высоты и скорости нового воздушного судна будет не совсем
корректным. Мы же не знаем, как идет обтекание датчиков в условиях
реального полета, правильно ли они функционируют. Это для всех самолетов
характерно. И сами испытания мы начинаем с того, что корректируем
правильность показаний, потому что нам необходимо привести
характеристики в соответствие с правильными показаниями высоты и
скорости, температуры и всего остального.
— Поэтому самолет сопровождения мы поднимаем, чтобы посмотреть
соответствие с его скоростью и высотой. Кроме того, МС-21 впервые
разогнался до такой скорости, первый раз ушел в воздух. Конечно,
желательно, чтобы сопровождение посмотрело, как, например, ведут себя
колеса самолета, его шасси, не отлетели какие-нибудь лючки. Одно дело —
наземные испытания, и совсем другое — полет.
— МС-21 сопровождался в первом полете одним самолетом или все-таки двумя?
— Як-130 было два. Один был "прилеплен" к нам, для того чтобы выполнять
работу, о которой я уже сказал, а второй подстраховывал на всякий
случай. Параллельно на него возложили задачу воздушной съемки. Первый
"Як" пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Василий Севастьянов,
второй — Максим Конюшин.
— Сколько еще примерно продлятся испытания МС-21?
— Программа очень обширная. Мы сейчас говорим о программе заводских
испытаний, затем будут проводиться сертификационные. Это достаточно
большой объем, но его можно будет проводить параллельно с серийным
производством самолетов.
— Например, если необходимо сертифицировать МС-21 на полеты в
высокогорье, необязательно делать это в ближайшее время. То же самое —
сертификация для жаркого климата. Весь блок специфических испытаний
можно будет сделать попозже, а основополагающие испытания (устойчивость,
управляемость, аэродинамика) идут уже сейчас. Мы будем проводить их в
этом и в следующем году.
— Почему столько времени прошло между выкаткой самолета и его первым полетом?
— Летным испытаниям предшествуют наземные, они тоже есть в программе
сертификации. На самолет устанавливают испытательное оборудование,
проверяют все цепи, взаимовлияние всех систем. Чем более
высокотехнологичная машина, тем дольше и спокойнее ее необходимо
испытывать.
— Самое главное — все параметры должны быть записаны на
контрольно-записывающую аппаратуру, которая не штатная, а специальная
испытательная.
До того как самолет полетит, отрабатывают системы, которые предшествуют
запуску двигателей, потом сам запуск, потом постепенно увеличивают режим
работы двигателя и так далее. Это ломать быстро, а выпустить в небо
новую машину — долгая и кропотливая работа...
— Может быть, вы с Олегом Кононенко уже дали имя новому самолету?
— В общем-то пока не сложилось у нас мнения о том, как эту "ласточку"
называть. Мы хотели, чтобы его имя и бортовой номер были особенными,
перекликались с чем-нибудь, но департамент промышленности без всякой
романтики дал нам какой-то бортовой номер, который я до сих пор
запомнить не могу. Так что пока мы ему имя не придумали.
http://fotografersha.livejourn...
Вернуться назад
|