Россия
– не только энергетическая, но и транспортная держава, что, на наш
взгляд, даже важнее: транспорт, транзит - ресурс возобновляемый, не
«проедаемый», обеспечивающий постоянный прирост рабочих мест, требующий
большей квалификации. В геополитике со времён британца Маккиндера за
Россией утвердилась слава «хартленда» (материковой сердцевины мира), но
хартленд реализует свой геополитический потенциал тогда, когда он
способен притянуть (и перетянуть) транспортные маршруты планеты, в том
числе главный из них: Западная Европа – Восточная Азия. Еще семь лет
назад значимость этого маршрута оценивалась в 293 млрд. долл. в год.
«Прекрасный город-порт»
Я уже писал о том, как мало в России удобных гаваней и как здесь в лучшую сторону
выделяется Приморье. Береговая линия округи города Находки, превосходя
всё Черноморское побережье Кавказа, вместила десяток портов, от старых
Рыбного, Торгового, до новых в бухте Врангеля и «новейшего»
нефтеналивного Козьмино.
10
апреля 1939 года в бухту Находка прибыла комиссия ЦК ВКП (б) во главе с
Андреем Ждановым, после долгих осмотров подытожившим: «На этом месте
будет прекрасный город-порт». 7 октября того же года было принято
постановление ЦК и Совнаркома «О перенесении Владивостокского торгового и
рыбного портов в Находку». Затем последовало секретное постановление «О
перебазировании судоремонтного завода из Владивостока в Находку».
Владивосток оставался военно-морской базой, торгово-рыбная часть уходила
в Находку.
Город,
родившийся в 1950 году, уже к 1972 году по грузообороту порта обогнал
Ленинград, став вторым в Советском Союзе после Одессы.
Самые
дорогие из генеральных грузов (не насыпных, не наливных, поддающихся
пересчёту) перевозятся контейнерами, и в 1970-е была запущена Всесоюзная
ударная стройка - Порт Восточный, ориентированный на обработку
контейнеров. На юго-восток от растущей Находки с её рыбным и торговым
портами выбрали бухту Врангеля, незамерзающую, глубоководную, каких в
России считаные единицы. Для судна дедвейтом 150.000 тонн нужна глубина у
причала 20 метров.
Почётный
гражданин Находки, знаменитый ныне путешественник, художник Фёдор
Конюхов рассказывал мне о замечательном времени первых строительных
десантов, в составе которых он трудился в Порту Восточном. Контейнерный
порт успел заработать ещё в советское время, позже возникла понятная
пауза, и только на рубеже веков на этой идеально выбранной площадке
выросло несколько специализированных портов, в том числе и угольный
гигант ОАО «Восточный порт».
Важно отметить, что «Восточный» строился в увязке с «подгонкой» Транссиба под контейнерный мост Европа – Азия.
В 1971 году по Транссибирской магистрали было перевезено 2.300
контейнеров, в 1976-м – уже 50.000. К 1991 году Транссибирской
контейнерной системой, мощность которой достигла к тому времени 150.000
контейнеров/год, пользовалось более 20 стран Азии и Европы. Развал СССР
остановил этот прогресс, но сегодня план контейнерного моста Европа -
АТЭС вновь возродился: программа «Восточный полигон» синхронно поднимает пропускную мощь Транссиба, БАМа и приморских портов.
Приморско-сибирская связка
Все
расчёты подтверждают: Транссиб в сочетании с портами российского
Приморья — это потенциально лучший мост из Европы в Азию. Скорость
движения на морском маршруте через Суэц, Индийский океан уже почти
достигла технологического предела (30-40 суток, в зависимости от типов
судов), тогда как по приморско-сибирскому пути 40-футовые контейнеры из
Японии в Германию доставляют за 22 суток, а модернизация, или решение
«проблемы колеи», сократит это время до 18 суток.
Фактура
переваленных грузов – один из портретов страны. Данные 2014 года (в
процентах по отношению к 2013-му): сырая нефть - 96,1 млн. тонн (-7,6%),
нефтепродукты – 63,0 млн. тонн (+16,5%) — выросла доля переработки. И
сухогрузы: всего 135,7 млн. тонн (+13,6%), уголь - 56,6 млн. тонн
(+15,3%). Почти весь прирост по углю, кроме Усть-Луги на Балтике, дали дальневосточные порты.
Уступая
по удельной стоимости контейнерам, уголь сегодня значительно опережает
большинство товаров по объёмам перевалки. При этом угольные терминалы -
технологически наиболее сложные портовые предприятия. Россия по ресурсам
ископаемых углей занимает первое место в мире. Разведанные запасы углей
России -198 млрд. тонн, геологические ресурсы - 4.139 млрд. тонн.
Добыча (2008) – 328 млн. тонн в год. То есть при сохранении этого уровня
запасов угля России хватит на 479 лет, ресурсов – на 12.619 лет.
И
соревноваться за рынки АТЭС России приходится, прежде всего, с
Австралией – экономически развитой страной, которая при всей своей
развитости делает серьёзнейшую ставку на экспорт сырья - угля.
Запасы
нефти и газа ограничены. Сам характер этого «производства» где-нибудь в
Персидском заливе выглядит примерно так: сто западных инженеров, тысяча
пакистанских рабочих и один местный шейх с калькулятором, считающий
прибыль. Подобная социальная пирамида устойчиво воспроизводит себя
десятилетиями, никто в этой пирамиде больше не нужен.
Уголь
в этом смысле куда более «народный» товар. Его добыча поддерживает и
воспроизводит большую, традиционно активную в социальном отношении
группу населения - шахтёров, обеспечивает заказами крупное производство
машин и оборудования. Добавьте к этому транспортировку угля железной
дорогой, открывающую социально значимые возможности комплексного
развития регионов.
Я
бы сравнил подачу нефти и газа по трубопроводам с капельницей,
поддержавшей страну в трудные годы. А к моменту, когда нефть и газ
иссякнут, страна должна прочно стоять на опорах глубоко
диверсифицированной экономики, включающей, подчеркну, такую мощную
инфраструктуру, какой является индустрия добычи, транспортировки и
экспорта угля. Эпоху власти «нефтяных шейхов» ещё будут вспоминать,
возможно, как интересный, но странный период мировой истории.
…Рынок
угля был сильно «перегрет». В 2014 году тонна стоила 75 долларов, 3-4
годами ранее и до 110 долл. В Находку прилетали десятки китайских
бизнесменов, порой просто с чемоданами наличности: «Срочно грузите!» Тут
любой «хозяйствующий субъект», в какой бы сфере ни хозяйствовал, если
имел хоть сто метров причальной стенки, мигом превращался в «угольного
экспортера»… ОРТ, которое вело расследование, зафиксировало: «В 2012
году концентрации угольной пыли в атмосфере города Находки была в 2,2
раза выше предельно допустимых норм…»
Пик
проблемы пришелся на 2014 год: вся гигантская дуга бухты Находки,
начиная от мыса Астафьева, стала цепочкой угольных терриконов. Там, где
раньше принимали, обрабатывали рыбу, морепродукты, минеральные
удобрения, технологическую щепу, контейнеры... - всюду громоздились
гигантские горы угля. Даже лес-кругляк, на что ходовой товар,
отодвинули, на лесном терминале - те же терриконы. «Угольная лихорадка»,
весь город в угольной пыли, специальные бригады отмывают городские
памятники.
С
председателем Общественной палаты Приморского края, директором
Дальневосточного отделения Института истории, археологии и этнографии
РАН Виктором Лаврентьевичем Лариным мы говорили о проблеме перевалки
угля – как важную с точки зрения именно сохранения населения Приморья.
Созданная Общественной палатой рабочая группа (руководитель –
общественный деятель и бизнесмен Валентин Лабонин) отыскала пути
решения.
Главный путь – специализация.
Переломный год
За
первое полугодие 2014 года ОАО «Восточный порт» в бухте Врангеля по
объёмам отгрузки угля обошел все остальные порты Находки, вместе взятые:
10,76 млн. тонн против 10,58... Результат был достигнут без каких-либо
административных мер. Только новое оборудование плюс специализация.
Правильный угольный терминал - это сложный завод: тандемные
вагоноопрокидыватели, ветрозащитные сооружения, стакеры, реклаймеры
(специализированные роторные установки, грузящие уголь), закрытые
конвейеры, похожие на гигантские трубы.
И
это ещё не всё. То, что для обывателя «просто уголь», - на самом деле
30 различных марок. Раздельное хранение, погрузка предполагают
дополнительное оборудование, десятки гектаров площади. Далее: шахты,
карьеры – не стерильные операционные. В поток угля попадает много
посторонних предметов, вагонный парк добавляет свои обломки, остатки
прошлых грузов. Здесь проблема решается с помощью магнитоулавливателей,
которые за смену набирают контейнеры мусора. Конечно, купят уголь любой
кондиции, особенно при «перегретом рынке», но… чудес не бывает:
необработанный идет с большим «дисконтом».
Ну
а главное – чистота перевалки. На терминале «Восточный порт» - системы
очистки воздуха со степенью фильтрации 98%. Над открытыми складами – 240
оросителей, аспирационные установки, системы туманообразования. Мощная
снегогенераторная установка - также защита от угольной пыли. Плюс
системы пылеподавления на самой последней стадии в трюме корабля. Вода,
использованная в этих экранах, искусственном тумане, снеге, собирается,
очищается и запускается в новые циклы.
И
всё это работает. Итог: в Восточном порту, который является
«промзоной», воздух, улицы, стены домов чище, чем в жилых микрорайонах
Находки. Предприятие осуществляет сегодня переработку
экспортно-импортных грузов на площади 132 га, имеет 8 морских причалов
протяжённостью 2,4 км. Глубина у причалов позволяет принимать суда
водоизмещением до 150 тысяч тонн.