ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > «Силовые машины». Завод «Электросила» (фоторепортаж)
«Силовые машины». Завод «Электросила» (фоторепортаж)30-03-2015, 15:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Силовые машины». Завод «Электросила» (фоторепортаж)
Автор репортажа — ЖЖ ZAVODFOTO На протяжении всего прошлого года мы вместе с Вами путешествовали по ГЭС, ТЭЦ, расположенными в различных регионах нашей необъятной страны и своими глазами увидели, откуда к нам в дом, на производство, в офис и т. д.приходит электричество. А сейчас мы начинаем новую историю, историю о том, где же производится то самое оборудование для наших станций. Первыми и самыми открытыми в этой сфере стала компания ОАО «Силовые машины», и это не удивительно, ведь именно этот холдинг является лидером энергомашиностроения России. Итак, сегодня я Вам покажу Питерский Завод «Электросила», который является одним очень важным производственным подразделением холдинга. И это не случайно, ведь это крупнейший в стране производитель генераторов для гидравлических, паровых и газовых турбин, кроме этого завод специализируется на производстве электрических машин и тяговых двигателей. Как всегда, небольшая историческая справка. В 1898 году российский император Николай II утвердил устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» (Siemens-Halske) в Санкт-Петербурге, учредителем которого был Вернер фон Сименс (между нами основатель фирмы Siemens). Вот эта дата и считается основанием завода «Электросила».Сегодняшнее расположение завод получил в 1911 году (до этого располагался на 1 й линии Васильевского острова) и занял территорию по обе стороны от Московского проспекта. Учитывая свою специализацию, уже и тогда на электрических машинах с 1912 года он стал называться «Завод динамо-машин «Сименс-Шуккерт». После революции такое добро новая власть сразу прибрала к себе. 28 июня 1918 года декретом Совета Народных Комисаров его национализируют, и становится оно государственным предприятием Объединения государственных электротехнических предприятий сильного тока (ОГЭП) при ВСНХ РСФСР. В 1920 году завод приобретает сегодняшнее название — «ЭЛЕКТРОСИЛА». А было оно взято от коммерческого общества «Электрическая сила» по строительству электростанций для нефтепромыслов в районе Баку, созданного в 1899 году в Петербурге. Потом что-то дописывали, меняли, например, уже в 1922 году заводу официально присвоено наименование «Петроградский завод «ЭЛЕКТРОСИЛА»», но основа уже не менялась. Частые смены названия на успешности предприятия не отразились. Как был передовиком производства, так и остался. В 1924 году именно на его мощностях был изготовлен первый в нашей стране турбогенератор мощностью 500 кВт. В том же году были изготовлены еще два турбогенератора, но уже по 1500 кВт, а к 1 января 1935 года было смонтировано 12 турбогенераторов на тепловых электростанциях мощностью по 50 МВт. К 1941 году «Электросила» стала крупнейшим в стране предприятием по производству электротехнического оборудования и при этом на заводе работало около 10 тысяч человек. Уже начиная с 30-х годов, продукция шла на УРА на всех континентах. Бренд «Электросила» знали более чем в 60 странах. По гидрогенераторам отличились тоже здесь. По собственным чертежам на заводе были изготовлены для Волховской ГЭС четыре гидрогенератора, ещё четыре параллельно должна была сделать шведская фирма АSЕА, считавшаяся лидером в этой сфере. Мощность каждого генератора равнялась 8750 кВ • А, наружный диаметр 10 м, масса 250 тонн. Так наши машины оказались лучше шведских по все показателям и по КПД, нагреву и массе. Это были первые машины такого класса в Европе. А уже потом была Нижнесвирская ГЭС, Верхнесвирская ГЭС, Днепровская ГЭС и другие рекорды и победы. К концу 80-х годов завод «Электросила» стал головным предприятием в отрасли, самые большие производственные мощности — это про них, лучшие кадры, научная деятельность, да и вообще более 80% генераторного оборудования из расчета общей установленной мощности было произведено именно здесь. На заводе «Электросила» впервые в мировой практике было предложено и освоено водороднное охлаждение роторов с заборниками и дефлекторами, а также водяное охлаждение обмотки статора. В 1992 году предприятие проходит процедуру акционирования, а с 2000 года входит в состав энергомашиностроительного холдинга «Силовые машины». О том, как дела обстоят сегодня, всё покажу и расскажу. 2. В 1934 заводу присвоено имя С. М. Кирова, поэтому не удивительно, что именно он встречает нас сразу после проходных. 3. Начнём мы наше путешествие по заводу с изоляционно-обмоточного производства. 4. 5. Одним из основных узлов (важных составляющих) гидрогенератора является статор, обмотка которого состоит из стержней, имеющих паяные соединения, вот изоляцией этих стержней здесь и занимаются. 6. 7. 8. 9. 10. Формообразующие шаблоны (технологическая оснастка) для придания формы стержням турбогенератора 11. Здесь тоже стараются идти в ногу со временем и перманентно обновляют оборудование. Вот одно из последних приобретений 12. 13. Этот новый комплекс и по размерам, и функционалу опережает предыдущие аналоги, но и те, которые сейчас в строю, готовы работать ещё целую вечность. 14. Переходим на следующий участок. Вот статор турбогенератора для строящегося энергоблока ТЭС «Раахе» (Финляндия). 15. По данному проекту наши энергомашиностроители работают в связке с финской компанией «Energico Oy». В соответствии с условиями контракта, «Силовые машины» должны изготовить и произвести пуско-наладочные работы паровой турбины мощностью 125 МВт в комплекте с турбогенератором. Пуск нового энергоблока там запланирован на 2016 год. Примечательно и то, что действующий энергоблок (турбина и генератор) финской ТЭС были также изготовлены в Питере в 1950-х годах. Хороший пример, несмотря на всё, стабильных и надёжных коней на переправе не меняют. 16. На этом этапе идёт проверка разгонки рёбер перед сборкой сердечника 17. Технологические кольца 18. Если честно, несмотря на весь научно-технический прогресс, большинство операций при производстве турбогенераторов до сих пор делается вручную 19. Корпус статора генератора Калининской АЭС 20. 21. А как Вам такой огромный фрезерный станок? Между прочим, в 2010 году именно на него неожиданно для всех залез Владимир Путин, чтобы пообщаться с рабочими. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. А это уже роторный участок 29. Укладка обмотки ротора Кольской АЭС 30. 31. 32. Всё та же финская история, но уже в цвете :) 33. А вот ещё одна история про вечность. Не всё, что новое — лучшее! Как вы думаете, сколько лет этому станку? Мучить долго не буду, скажу — уже более 120 лет. Причём немецкие коллеги, приезжая сюда, удивились, предложили обменять на новый. Но наши искушению не поддались, знают толк, пусть всё лучшее, что есть в мире, работает на нашу энергетику! 34. 35. А тут ещё плюсом целая вереница токарно-карусельных станков, на любой размер, цвет и потребности. 36. 37. 38. 39. Гигантский роторно-фрезерный станок KÖLLMANN на перекуре, сейчас немного отдохнет и опять начнёт 40. 41. 42. 43. 44. Ещё одна технологическая операция — укладка обмотки гидрогенератора. 45. На этом участке делают сегменты подпятника. Детали важные, так как именно на них опирается и на них вращается генератор. 46. 47. Лавируя по цехам к выходу, проходим мимо готовой продукции. Вот ещё на экспорт ожидают, им прямая дорога в Турцию… 48. А в таком виде отправляются на станцию готовые генераторы. Который ближе к нам, например, пойдёт на ПГУ ТЭЦ-5 49. Последним пунктом назначения нашего маршрута стал Комплекс мощных турбогенераторов 50. Сразу нас встречают две большие «батарейки» одна для Ростовской АЭС, другая для Белорусской АЭС, как бы намекая, в дружбе — сила! 51. 52. 53. 54. Сборка статора Рефтинской ГРЭС. Уже в октябре новый турбогенератор будет доставлен на Урал. 55. 56. 57. Конечно, я не мог пройти и мимо памятника Электросиловцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и в блокаду, который расположен на территории завода. И тут совсем история не про новую волну патриотизма, которая охватила нашу страну в преддверии 70 — летия победы в Великой Отечественной войне. Да, свыше 3 тысяч работников ушли на фронт, конечно, часть завода эвакуировали на Урал и в Сибирь, но особую гордость и уважение вызывает тот факт, что, не смотря ни на что, он работал и не прекращал свою деятельность ни на один день, хотя враг был не за горами. Большое спасибо Марии Алеевой, Собакиной Наталье, Роману Деняку из пресс-службы ОАО «Силовые машины» за организацию, а Денису Петуховуза интересную и познавательную экскурсию по заводу!
Вернуться назад |