Марина Лысцева, она же fotografersha, в своем блоге делится шикарными фотографиями из сборочных цехов Суперджетов и впечатлениями от увиденного.
Под катом 50 фотографий.
Шестое посещение Комсомольска-на Амуре и авиационного завода КНААЗ произошло через неполные пять лет после последнего моего визита сюда, когда завод еще назывался КнААПО. Когда только начиналось производство Суперджетов, я наведывалась сюда каждые полгода в качестве тассовского фотокорреспондента. На осмотр и съемку ЦОС (цеха окончательной сборки) у нас был всего один день, которого мне оказалось мало. Поэтому я дополню свой рассказ фотками из архива для полноты картины. На сегодняшний день в цеху стоят девять самолетов. На этой фотографии видно шесть и еще трое прячутся за стеной.
2. Для сравнения - этот же цех в конце ноября 2006 года. На стене висит плакат "Здесь RRJ обретет жизнь". Для тех кто не в курсе - RRJ - Russian Regional Jet - самое первое название Sukhoi SuperJet. О ребрендинге было объявлено в 2006 году на авиасалоне в Фарнборо.
3. Тогда же нам показали часть фюзеляжа самого первого самолета, который через несколько месяцев должен был отправиться в ЦАГИ на статические испытания. Внутри видно Михаила Погосяна, тогдашнего директора "Сухого", у которого Костя Гольденцвайг берет интервью для программы "Авиаторы".
4. Первому собранному самолету присвоили номер 95002. Первая машина летная, вторая ставится на наземные испытания. У ГСС первая летная 95001, а статическая 95002. Но собрана первой 95002 потому, что во-первых, собрать летную машину и отработать на ней все системы гораздо дольше, чем собрать планер на статику. Во-вторых, Вы никогда не получите заключение на первый вылет без обжатия машины по статике, хотя бы минимального. 5. 28 января 2007 г. самолет погрузили в "Руслан" и отправили в ЦАГИ на статические и ресурсные испытания, которые длились несколько лет.
6. Третий раз в июле 2007 группе журналистов показали борт № 95001 на стыковочном участке в ЦОС. Здесь ему дадут крылья, хвостовое оперение (кили) и к сентябрю самолет будет готов впервые показаться широкой публике.
7. Четвертое прибытие в Комсомольск-на-Амуре - выкатка Суперджета 26 сентября 2007 года.
Мои фотографии настолько понравились суховцам, что в следующем году меня пригласили снимать первый полет Суперджета. Пятый приезд был самым длительным по пребыванию в Комсомольске и на КнААПО - целых 4 дня! 8. В первый день самолет пробежался по рулежке, на второй были испытания шасси на прочность, на третий - отрыв передней стойки шасси и на четвертый день - 19 мая 2008 года Суперджет под номером 95001 впервые поднялся в воздух!
Потом последовал перерыв почти в пять лет (за это время было несколько съемок в Жуковском, ЦАГИ, на международных авиасалонах) и вот я снова на заводе! Только теперь он называется не КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение), а КНААЗ - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. А Суперджет собирают в филиале - КНАФ ЗАО ГСС. 9. Если в прошлый раз в ЦОС стояло три самолета с номерами 95001, 95003 и 95004, то сейчас собирается уже номер 95036! Он в этом году уйдет мексиканскому заказчику - авиакомпании "Интерджет", которая заказала 20 таких машин.
10. В цеху происходит финальная сборка всех частей самолета. Жмём на картинку.
11. Фюзеляж собирают здесь же, в Комсомольске, кабину и хвост в Новосибирске на НАПО, стеклопластиковые обтекатели в Воронеже на ВАСО, а двигатели SAM146 привозят из Рыбинска с предприятия Power Jet - совместного детища французской Snecma и НПО "Сатурн".
12. На стыковочном участке №1 находится борт №95029, предназначенный "Аэрофлоту"
13. Здесь сейчас производится монтаж всех кабелей и авионики.
14. Монтаж кабеля в кабине. Тонкая ручная работа доверена женщинам.
15. После монтажа перед вводом в эксплуатацию кабельная сеть полностью прозванивается .
16. Загорелся красный - всё ок!
17. Длина всех проводов в самолете достигает 10 километров!
18. Серийный номер при передаче заказчику будет видоизменяться. У завода свой реестр. Например, SSJ-LR на КНААЗ имеет номер 95032, а в Летно-Испытательном комплексе уже будет 97006, потому что у них свой учет, а например в Sky Aviation бортовой номер вообще состоит из комбинации букв. Номер присваивают местные авиационные власти, которые типа как в ГАИ машину на учет ставят.
19. Установка фонаря подсветки трапа
20. Монтаж агрегатов предкрылков
21. Герметизация швов вертикального хвостового оперения
22. Сборка сложной системы кондиционирования
23. Стыковка крыла и фюзеляжа
24. Установка профиля для монтажа обтекателя крыло-фюзеляж
25. Владелец харизматичной татухи устанавливает обтекатель крыло-фюзеляж.
26. Роман монтирует стойки шасси, а в свободное от работы время активно посещает тренажерный зал.
27. Установка топливного насоса
28. Два сердца для самолета ждут своей очереди - движки пристыковываются к крыльям в самом конце...
29. После установки двигателей самолет ставится под ток.
30. Здесь также проверяется работа шасси и промывка гидросистем.
31. Под носовым обтекателем монтируется погодный радар.
32. Производственные мастера оценивают объем выполненных работ.
33. Ребята управляют процессами на платформе или стыковочном участке.
34. Борт №95027 будет передан Индонезийской авиакомпании SKY AVIATION.
35. В конце 2012 на КНААЗ достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц. В 2013 стоит задача сокращения такта производства, и к концу года планируется выпускать самолет за 10 дней.
36. В этом году “Аэрофлоту” планируется передать семь суперджетов в компоновке full. Первый самолет версии full уже перелетел в Ульяновск, где на него устанавливается интерьер и производится покраска в корпоративные цвета авиакомпании. Ожидается, что он будет передан авиакомпании “Аэрофлот” уже в апреле этого года.
37. При этом одновременно с получением самолета в конфигурации full “Аэрофлот” будет возвращать ЗАО “ГСС” самолеты в конфигурации light. Возвращенные SSJ100 в спецификации light могут быть доработаны в соответствии с требованиями заказчиков, выразивших желание приобрести эти воздушные суда после их возврата из эксплуатации авиакомпанией “Аэрофлот”.
38. В феврале начались летные испытания первого самолета увеличенной дальности SSJ100-95LR (95032). LR - Максимальная дальность полета SSJ100LR составляет 4 578 километров. Дальность полета базовой версии самолета – 3048 км. Есть некоторые конструктивные отличия отъёмной части крыла и центроплана, но внешне это никак не проявляется. В цехе мы видим первую серийную машину - по заказу “Газпромавиа” (95033).
39. Первая машина сейчас находится в Жуковском на испытаниях, которые займут три-четыре месяца, после чего в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) будут поданы документы на сертификацию. В этом году планируется изготовить три SSJ10095LR, а первый будет поставлен заказчику уже в 2013 году.
40. 95025 - это первый full, установка интерьера и покраска будет производиться на "Авиастар-СП" в Ульяновске. Помните конкурс AFL "раскрась SSJ"? Возможно, именно он получит ливрею по дизайну победителя конкурса.
41. 95025 готов к выкатыванию из ангара. Поехали!
42. Через пару часов борт совершит свой третий испытательный полет.
43. Из цеха самолет отбуксируют на стоянку, где проведут предполетную подготовку.
44. Вид с крыши цеха
45. Утренняя тень не так изящна, как самолет.
46. Предполетная подготовка включает в себя заправку, подключение источника наземного питания контрольную проверку систем...
47. К взлету готов!
48. 95025 планируется передать "Аэрофлоту" этой весной.
49. С оптимизмом в будущее!
50. Все ливреи Суперджета на сегодняшний день. Желтая - это не ливрея, а грунтовка. Все самолеты изначально такие.
Вот такая красота! На следующий день мы полетели на Суперджете "Якутии" из Хабаровска в Якутск продолжать знакомиться людьми и самолетом, которые живут в одном из самых экстремальных мест планеты. Продолжение следует!
Вернуться назад
|