ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > Настоящее и будущее ульяновского авиастроительного кластера: взгляд изнутри

Настоящее и будущее ульяновского авиастроительного кластера: взгляд изнутри


10-03-2013, 22:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мощнейшие кусты авиастроительных предприятий сосредоточены в Поволжье. В Ульяновской и Самарской областях, а также Республике Татарстан находятся крупные авиазаводы, специализирующиеся на гражданских и военно-транспортных самолетах. "АвиаПорт" поочередно подведет итоги года для ведущих авиастроительных предприятий каждого из регионов. В первой публикации мы рассмотрим ульяновский авиационный кластер.

 

 

 

 


2011

Результаты, с которыми ульяновские самолетостроители подошли к 2012 году, выглядели неутешительно. По итогам 2011 года убытки ЗАО "Авиастар-СП" стали крупнейшими среди всех предприятий ОАК, и составили 2,5 млрд рублей. Неясное будущее Ту-204СМ ставило загрузку завода под вопрос, 300 сотрудников предприятия простаивали. Главным успехом года стала победа проекта "Авиационная столица России" в конкурсе на организацию первой в России особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ). Таким образом, за счет обеспечения выгодных условий для российского и международного бизнеса, предполагалось привлечь инвестиции в авиационную инфраструктуру, науку и промышленность.

 

 

 

2012

Тем не менее, за 2012 год ситуация успела в корне измениться. "Сейчас общее состояние авиастроения в регионе нельзя назвать идеальным, но можно сказать, что отрасль оживилась", - говорит генеральный директор управляющей компании "Ульяновский авиационный кластер" Вильдан Зиннуров. Представители ОАК все еще называют "Авиастар-СП" одним из своих наиболее проблемных активов, но в регионе уверены: ближайшие несколько лет расставят все по своим местам.

Знаковым для ульяновского авиационного завода стало, естественно, заключение контракта с Минобороны РФ на покупку 39 воздушных судов Ил-76МД-90А на сумму порядка 140 млрд рублей. Заказ стал крупнейшим за всю историю российского авиапрома. Военное ведомство, к слову, намерено добавить к этому заказу еще и 31 самолет-заправщик. Таким образом, общая сумма заказа может достичь отметки в 280 млрд. Два самолета (один - летный, один - для статических испытаний) уже собраны, третье воздушное судно в марте-апреле должно уйти на окончательную сборку, еще два самолета на предприятии в разной степени готовности. Такт производства будут наращивать постепенно: в этом году авиапредприятие должно произвести три транспортника, в последующие годы со стапелей должно сходить 6, 12 и максимальное количество - 18 самолетов в год. Ранее говорилось, что для выполнения заказа на производство Ил-76МД-90А "Авиастару" придется влезть в долги: деньги от Минобороны начнут поступать на счет предприятия только в 2017 году, однако военное ведомство пообещало выкупать суда по мере их изготовления. Первые два самолета будут переданы министерству в 2014 году.

Второй крупный проект, который развивается на заводе "Авиастар-СП" - работы по перспективному магистральному самолету МС-21. Задача ульяновского авиазавода - выйти на производство примерно 20 самолетокомплектов к 2018 году. Сейчас из 1300 позиций по МС-21 "Авиастар" освоил чуть менее 1000. В частности авиазавод отправил на испытания экспериментальный отсек хвостовой части фюзеляжа: первое "железо" для нового воздушного судна. МС-21 принес Ульяновску и еще один проект: в ноябре 2011 года был дан старт строительству завода "Аэрокомпозит". Сейчас на новом предприятии идет установка оборудования, и вскоре совместно с композитным заводом "Авиастар" сможет заняться работами по сборке крыла, механообработке и проч. Уже в третьем квартале "Аэрокомпозит" должен выпустить первое композитное крыло, а "Авиастар" - собрать хвостовое оперение для МС-21.

Продолжаются работы по поддержанию летной годности и модернизации самолетов Ан-124 "Руслан" для Минобороны РФ. Всего в рамках контракта в этом году заводу предстоит модернизировать три ВС. Кроме того, значительно увеличиваются объёмы и по установке интерьеров на самолёты Sukhoi Superjet-100.

Срыв подписания контракта на лизинг 15 самолетов Ту-204СМ с авиакомпанией Red Wings на сумму более 15 млрд рублей не стал для авиазавода фатальным. В портфеле "Авиастара" остаются твердые контракты на 27 самолетов, а уже в первой половине 2013 года модификация Ту-204 должна получить необходимые сертификаты. Несмотря на то, что в госпрограмме развития авиационной промышленности до 2025 года этот самолет прямо назывался неконкурентоспособным по эксплуатационным характеристикам, и высказывалось предположение, что его возможным заказчиком станут исключительно госструктуры, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что ведомство не имеет претензий к воздушному судну и не собирается закрывать его производство.

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что ситуация на ульяновском авиазаводе выравнивается. По мнению В.Зиннурова к 2015 году "Авиастар" будет загружен не менее чем на 80%.

Если же говорить в общем о научно-образовательно-производственном кластере "Ульяновск-Авиа", то за прошедший год количество его участников увеличилось вдвое, сегодня их 50. Среди них - производственные, консалтинговые, лизинговые, таможенные и другие компании. В 2013 году ульяновский авиационный кластер, планирует получить 20 млрд рублей доходов. По словам В.Зиннурова, структура выручки кластера складывается не совсем так, как планировалось, и пока в практически равных отношениях делится на три части: производственные, образовательные и прочие предприятия. Но в перспективе она должна измениться: производственные предприятия будут формировать как минимум половину кластера.

Ульяновская ОЭЗ портового типа также закончила год с положительными результатами. На сегодняшний день уже есть пять резидентов, в пуле потенциальных - еще восемь компаний. Специализация резидентов - ТОиР, авионика, логистика, сборка региональных самолетов. Есть и более экзотические специализации, такие как энергетические установки и бортовые кабельные системы. Сейчас относительно ОЭЗ портового типа закончено проектирование сразу по трем направлениям: хозяйственная часть, инженерная инфраструктура, и вся авиационная инфраструктура (рулежные дорожки, перронные стоянки и проч). Проекты уже переданы в экспертизу.

 

 



Перспективы

Перед "Авиастар-СП" сейчас стоит несколько серьезных задач. В первую очередь - снижение трудоемкости и стоимости производства. Для решения этих вопросов правительство региона предполагает масштабную работу с поставщиками комплектующих. Номенклатура завода предполагает поставку 9-10 тысяч позиций, среди которых - не только, грубо говоря, болты и гайки, но и, например, сборочные стапели для воздушных судов. Большой объем заказов, естественно, должен дать толчок к широкомасштабной кооперации. Притом, по словам В.Зиннурова, уже виден широкий пласт интересантов в сотрудничестве с "Авиастаром".

На его взгляд, авиапредприятию необходимо в ближайшие пять лет наладить сотрудничество не менее чем с 200 предприятиями-поставщиками. "Притом нужно поставить планку, чтобы не менее 50% от стоимости воздушных судов "Авиастара" формировалось именно в Ульяновской области", - утверждает он. Масштабная кооперация позволит также отдать ряд операций завода на аутсорсинг. "В ближайшее время мы не видим достаточных источников бюджетного финансирования для переоборудования завода. Ждать денег у нас возможности нет, самолеты нужно сдавать по графику, - говорит В.Зиннуров. - Следовательно, нужно идти по пути освоения несуществующих технологий и дублирования ряда операций за счет частного сектора". Он приводит примеры: так при необходимости сдавать 20 самолетокомплектов МС-21 к 2018 году, завод имеет оснастку на производство трех комплектов. В части освоения новых технологий производства он приводит Ил-76-МД90А, который хоть и является "цифровым", но остается самолетом старой формации, а значит, полностью перейти на компьютерные операции при сборке не удастся.

Еще одна задача, которую "Авиастар" должен начать решать в 2013 году - освоение производства запасных частей на существующий флот. Комплектующие Ил-76МД-90А на 70% совпадают со старой версией транспортника, но несовпадающие запчасти для обеспечения существующего парка (примерно 400 ВС, из них 300 в эксплуатации) также нужно обеспечить.

 



Стратегия развития ульяновского авиационного кластера в целом также основана на кооперации предприятий. Как сообщают в пресс-службе управляющей компании кластера, вскоре будет организована единая торговая площадка, интегрированная в общую информационную систему. "Доступ к данному ресурсу позволит ее пользователям подключиться к системе обмена данными между предприятиями кластера, автоматизировать закупки и продажи, сократить расходы, привлечь новых поставщиков на наиболее выгодных условиях", говорится в сообщении УАК. Кроме того, специалисты кластера уже ведут анализ по потребности предприятий региона в подрядных исполнителях. По результатам исследования будут определены партнеры, которые получат часть работ на аутсорсинг.

Кроме того, в регион планируется привлекать лизинговые компании. С этой целью предложены налоговые льготы на лизинговую деятельность. Льготными будут транспортный налог (0%), налог на прибыль (13,5%) и налог на имущество организаций (0%). Областные власти рассчитывают в первую очередь на то, что ульяновским резидентом станет воронежская "Ильюшин Финанс Ко", в которой не отрицают возможности такого развития событий. Впрочем, схожие льготы на сегодняшний день действуют и в Воронежской области.

Важнейшим условием развития новых производств станет создание индустриальных парков авиационного направления, считает В.Зиннуров. Для этого необходимо сформировать законодательную и нормативную базы и провести работу по организации производственных площадок на базе ОАО "Комета", ООО "Агрегат", ЗАО "Авиастар-СП", где разместятся субъекты малого и среднего предпринимательства.

Также определены планы по дальнейшему развитию ПОЭЗ. Прокладка сетей и дорожные работы по плану должны начаться уже в июле 2013 года. В августе должны закончиться проектные работы по таможенной инфраструктуре, к концу года полный пакет документации, подтвержденной экспертизой, будет готов, и можно будет приступать к застройке. Таможенную зону по планам предполагается возвести уже к концу 2014 года.

Таким образом, в 2014 году первая очередь ПОЭЗ должна быть заполнена резидентами, должен начать работу центр ТОиР воздушных судов и таможня. После этого будет начата работа по строительству второй очереди Особой экономической зоны.

Эксперты рассчитывают, что благодаря развитию ПОЭЗ загрузка аэропорта вырастет в три раза: с 60-70 взлетно-посадочных операций в месяц до 200. В.Зиннуров уверен, что ПОЭЗ притянет и большое количество межрегиональных грузоперевозок, и впоследствии аэропорт "Ульяновск-Восточный" можно будет назвать полноценным транзитным узлом.


Вернуться назад