ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о погоде > "Специальный репортаж": АДмосфера - воздух не стал безопаснее
"Специальный репортаж": АДмосфера - воздух не стал безопаснее23-08-2010, 08:14. Разместил: VP |
Жара отступает. Дым от лесных пожаров рассеивается. Воздух стал прозрачнее, но не безопаснее. 60% городских жителей России и без горящих торфяников дышат смесью воздуха и отравляющих веществ. Оксиды азота, угарный газ, свинец, сажа, хлор.
90% вредных выбросов – это автомобили. Среди них есть свои "чемпионы" – "Жигули", "Волги", "Камазы", отравляющие воздух в любую погоду.
Пасмурно, немного дождливо. Многие считают, что в такую погоду в городе намного чище. Однако, по мнению эколога Евгения Кузьменко, это далеко не так. "Это два газоанализатора. Первый ПГА-100 и второй ПГА-7. С помощью них можно определять концентрацию вредных веществ от автомобильного транспорта, - говорит эксперт "Экостандарта" Евгений Кузьменко. - По зеленым насаждениям вдоль дороги видно все, что с ними случилось. Это влияние автомобильного транспорта".
А что покажет газоанализатор в пробке на МКАД? "Есть небольшое превышение по углекислому газу, но если бы мы мерили в более жаркую безветренную погоду, превышение было бы гораздо больше", - уверен эколог.
Николай называет свое творчество экологический рэп. Молодой человек поет о том, что действительно стало частью его жизни. В любое время года обязательная часть его гардероба – респиратор. Уже десять лет выход без защитной маски на улицу означает для него лишь одно - приступ астмы. Болезнь приобретенная. Задыхаться в каменных джунглях Николай вынужден, деваться от смога некуда. "Видно, откуда ветер дует. В центре города всегда какая-нибудь страшная пробка стоит. Туда ехать совсем не хочется", - говорит Николай Ляхов.
Николай – не редкий случай. Специалист-химик Лев Федоров подтверждает фактами. "Есть отравление острое, а есть хроническое. У нас с вами хроническое, - поясняет президент Союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. - Поэтому у нас средний возраст в стране меньше 60 лет, а в Японии больше 80".
По данным испанских медиков, в Европе от заболеваний, связанных с выхлопными газами, каждый год умирает 225 тысяч человек. Это в пять раз больше, чем в ДТП. Достоверной российской статистики нет. Зато известно о 150 тысячах тонн веществ, загрязняющих Москву ежегодно. При этом Минздрав только предполагает, что у нас смертность от автомобильной трубы в два раза выше европейской.
Известно, что окись углерода вызывает заболевания дыхательной системы, закупорку сосудов мозга и рак. Это теоретически. А на практике научных исследований не ведется со времен Советского Союза. Нет заказчиков.
Регулярное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) лишь одна сторона проблемы. Сами нормы рассчитаны по стандартам 11-летней давности. А при новых, более жестких западных нормативах уровень загрязнения был бы выше.
"Сегодня у нас данные статистики таковы: 70% времени в течение года мы наблюдаем повышенные концентрации в близи автотрасс. Повышенные – это в 2-2,5 раза выше нормы", - подчеркивает директор ГУП "Мосэкомониторинг" Евгения Семутникова.
С вопросом "Как работается по устаревшим стандартам?" отправляемся в пункт техосмотра спросить у тех, кто ежедневно заглядывает в выхлопную трубу.
"Среди автомобилей, выпущенных до 2007 года, есть машины с повышенным СО/СН. У транспортных средств, выпущенных после 2007-го, есть катализаторы, которые способствуют нераспространению вредных веществ", - говорит исполняющий обязанности начальника 2-го отделения МОТОТРЭР Москвы Борис Овсянников.
Средний возраст автомобилей в России – свыше 10 лет. Большинство из них проходят проверку на токсичность выхлопа. Его измеряют по разным нормативам. Для экологически безопасных иномарок требования строже - норма "Евро-4", а к вазовской "классике" мягче – "Евро-2" образца 95-го года. При этом в ближайшие два года российский автопром официально переходит с "Евро-3" на "Евро-4". В это слабо верится независимому эксперту Сергею, особенно после прогулки вдоль дороги, где, по ощущениям, и до "Евро-1" атмосфера не дотягивает.
"Заставить "Жигули" жить по "Евро-4", особенно старые, которые называются "классика", бесполезная задача. Это не получится, - уверен независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Поэтому надо их сохранить. И мы одной рукой голосуем за светлое завтра, а другой тихо придерживаем "АвтоВАЗ" и говорим: "Не тони, пожалуйста, ты же кормилец наш, и никакие "Евро-4" тебе не грозят".
На заводе "АвтоВАЗа" заднеприводные хиты программы утилизации до сих пор выпускаются по экологическим нормам 1983 года. При этом здесь никто не скажет, что доработка до современных требований невозможна. Возможна! Но экономически невыгодна. "В этом вся беда, что на очистке мы экономим. А необходимого давления со стороны государства нет", - констатирует Лев Федоров.
Автомобильный катализатор – устройство, очищающее выхлопные газы – стоит около 700 долларов, так как в его составе есть платина. Если начать ставить фильтр на российские автомобили-долгожители, выйдет для производителя ощутимо дороже.
Посмотреть на очищающую запчасть едем в автосервис. Там есть специалисты готовые удивить любого эколога. При встрече с катализатором, они, не моргнув глазом, вырезают его из автомобиля по просьбе хозяев. Без фильтра выше мощность.
"Вырезать и поставить пламегаситель. Звук получается другой, можно подобрать к машине", - говорит генеральный директор автосервиса "Городские маршруты" Сергей Сидоров.
Получается, что мощный автомобильный рык и пара лошадиных сил важнее экологии. Кроме гоночных пристрастий владельцев мастер на все руки Сергей знает и еще одну причину, почему катализатор оказывается лишней деталью. "Все это происходит из-за некачественного бензина, который у нас продается. Мотор можно выбросить на помойку, - говорит начальник сервисного центра Сергей Нюхаев. - Смесь не сгорает полностью, забивает ячейки катализатора, сделанные из платиновой сетки, повышается давление. В конечном счете, катализатор оторвало от выпускного коллектора".
В Европе еще 20 лет назад начали оснащать автомобили катализаторами. Подорожания не произошло. Государство ввело новую систему: дешевле стала стоить та машина, которая экологичнее. Скоро на европейских дорогах появится жесткий стандарт выхлопа "Евро-6". Россия пока приходит к выводу: оснащать "классику" фильтрами себе дороже. Проще снять с конвейера.
"Что касается заднеприводных автомобилей, то они, вероятно, будут сняты с производства. Потому что дополнительные затраты – это увеличение цен на эти автомобили. Теряется смысл производства. Окупаться не будут", - поясняет заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин.
Вроде бы факты причин загрязнения атмосферы на лицо: плохой бензин, отстали технологии, нормативы и законы. Но это пока не признано в России острой национальной проблемой. "Реально что-то сделать не получится, потому что это затронет интересы тех, кто не готов поделиться собственной прибылью в угоду обществу", - говорит Сергей Асланян.
Пока идут разговоры, выгодна ли экология, астматику Николаю ничего не остается, как надеется уехать подальше от такой атмосферы.
"Чувствую себя толстолобиком. Эту рыбу выводили, чтобы она в Москве-реке плавала. Ее научили зарываться в ил глубоко, когда нефтяные пятна проходят, и она зарывается, пропускает пятно и всплывает. Я дошел до этого. Я могу пропускать пятно. Но есть ли смысл его пропускать, когда можно из Москвы-реки уплыть?" – говорит Николай.
Свое творчество молодой композитор бросать не собирается. В планах целый экологический альбом. Может, удастся привлечь внимание, что грязный воздух проблема постоянная, а не только когда горят торфяники. Вернуться назад |