ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Метеорология на службе Отечеству

Метеорология на службе Отечеству


24-02-2013, 14:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Метеорология на службе Отечеству

Сегодня, в День защитника Отечества, мы в гостях у доктора географических наук, профессора кафедры метеорологии и климатологии географического факультета Московского государственного университета, метеоролога Евгения Константиновича Семёнова. В своё время он проходил срочную службу в рядах Вооружённых сил Советского Союза в 26 воздушной армии Белорусского военного округа в качестве синоптика. Конечно, синоптики не принимают непосредственного участия в военных действиях, не держат в руках боевое оружие, но именно от их прогнозов в какой-то степени зависит безопасность авиации.
Е. К. Семёнов, фотография из семейного архива
— Уважаемый Евгений Константинович, расскажите немного о себе. Когда и где вы проходили военную службу?
— Службу я проходил в 1968–1970годах в 1 гвардейской штурмовой авиационной дивизии. Кстати, в годы Великой Отечественной войны эта дивизия героически сражалась на знаменитых штурмовиках Ил-2, которые немцы прозвали «Чёрной смертью»! Правда, в годы моей службы лётчики уже сидели за штурвалами реактивных истребителей МиГ-19 и МиГ-21.
Штурмовик Ил-2М. © Wikipedia
Призван я был прямо из аспирантуры по приказу министра обороны. Имея к тому моменту специальность метеоролога, мне посчастливилось служить не простым рядовым, а военным синоптиком в звании лейтенанта. Наша дивизия базировалась недалеко от белорусского города Лида в Гродненской области. В аспирантуру, кстати, я потом всё-таки вернулся и был восстановлен без экзаменов.
— Евгений Константинович, несмотря на то, что вы, будучи синоптиком, не сидели за штурвалом истребителя, без вас и других военных синоптиков была бы невозможна жизнь авиационной дивизии. Расскажите, пожалуйста, как проходил рядовой день инженера-синоптика?
— Каждое утро командир дивизии собирал у себя начальников всех служб. И первым делом комдиву о состоянии дел докладывал начальник метеорологической службы. День начинался с прогноза погоды на текущие сутки, и на основании этого строился весь распорядок дня. Тем самым погода как бы ставилась «во главу угла», и мы гордились нашей специальностью, и очень уважали себя за оправдавшиеся прогнозы.
Истребитель МиГ-21, установленный в Кургане. © Sergio.poltava | Wikipedia
О важности нашей службы говорит и тот факт, что во время любых вылетов рядом с руководителем полётов всегда сидел именно дежурный синоптик. Однако наряду с важностью это была ещё и огромная ответственность за жизни других людей. Ведь если во время полётов происходили какие-нибудь чрезвычайные происшествия, то сразу же всю вину пытались переложить на синоптиков. В армии это проще всего, да и не только в армии, впрочем. Как бы во всех бедах погода виновата...
Как-то дежурил я ночью, погода была прекрасная: безоблачное небо, штилевые условия, в общем — тишина и покой. Со мной было ещё пять солдат, мы немного расслабились и проявляли фотографии. Именно этой ночью во время учений разбился самолёт с командиром полка! К нам сразу прибежали сотрудники из Первого отдела, которые изъяли и опечатали все синоптические карты для дальнейшей проверки. Все мы жутко перепугались, но на разборе полётов выяснилось, что причиной трагедии была вовсе не погода. И, тем не менее, обидно, что, не вникнув в ситуацию, в первую очередь обвинили синоптиков. Поэтому расслабляться нельзя никогда — с погодой всегда надо «держать ухо востро».
© Shukaylova Zinaida | Shutterstock.com
— А были ли на вашей памяти какие-нибудь происшествия, связанные с неоправдавшимся прогнозом погоды?
— Да, конечно, всякое бывало. Помню, как предстоял перелёт молодых и неопытных летчиков из Литвы на юг Белоруссии. В связи с этим требовались идеальные погодные условия. И вот настал этот идеальный день, когда на небе — ни облачка, и никаких намёков на перемену погоды нет. Вылет состоялся и уже подходил к концу, но неожиданно принимающий аэродром закрыли по причине резко возникшего густого тумана. К сожалению, в Белоруссии внезапные туманы, особенно в переходные сезоны, — не такое уж редкое явление, так как местность там весьма болотистая.
© mironov | Shutterstock.com
Руководитель полётов отдал приказ разворачиваться и лететь обратно в Литву. Однако судьба решила и тут «вставить палки в колёса», и, на подлёте к аэродрому, близ города Друскининкай началась сильнейшая гроза. Но выхода не было — топливо заканчивалось, и было принято решение сажать самолеты. При приземлении их всех «разбросало» по аэродрому из-за очень сильного шквалистого ветра, но, к счастью, никто не пострадал, а эта посадка стала практически боевым крещением для юных лётчиков.
— Скажите, а почему так вышло, что эта гроза не была предсказана?
— Всё дело в том, что грозы часто случаются в условиях жаркой внутримассовой погоды, когда при сильном прогреве подстилающей поверхности начинаются интенсивные восходящие движения воздуха. В результате чего образуются кучевые облака, а при сильной атмосферной неустойчивости они развиваются до больших высот и превращаются в грозные и мощные кучево-дождевые облака. И тогда локальной грозы не миновать!
© inigo cia | Shutterstock.com
Одно дело — спрогнозировать грозу перед прохождением холодного фронта, а совсем другое дело — предсказать внутримассовую грозу. Ведь о надвигающемся холодном фронте можно сказать за несколько часов или даже суток. Локальные же грозы формируются в мгновение ока. Мощное кучево-дождевое облако может развиться из небольшого кучевого облачка менее чем за полчаса.
Можно ли назвать неоправдавшимся прогнозом то, что просто невозможно спрогнозировать за несколько часов? Скорее всего, нет... Всё-таки метеорологическая наука не всесильна, тем более в то время у нас не было всех технических возможностей, которые доступны сейчас.
— Расскажите, пожалуйста, какие технические средства были на вооружении у метеорологов 45 лет назад?
— Первой стоит упомянуть метеостанцию, которая представляет собой совокупность приборов для измерения метеорологических параметров: температуры, влажности, ветра, атмосферного давления, осадков, солнечной радиации. Также в нашем распоряжении был метеорологический радиолокатор, который использовался для обнаружения областей выпадения осадков в радиусе его действия. Для обеспечения десантных операций выпускался шар-пилот, который давал подробную информацию о профиле ветра, то есть его скорости и направлении, в слое десантирования. С помощью факсимильного аппарата мы получали синоптические карты, на основании которых затем составляли прогнозы погоды. Кстати, метеорологи были в числе первых, кто начал использовать в своей работе факсимильные средства связи.
Шар-пилот. © clearviewstock | Shutterstock.com
Сейчас, конечно, всё намного проще. Например, на нашей кафедре с 1998 годы мы используем программный комплекс «ГИС Метео», который позволяет оперативно строить синоптические и прогностические карты на основе данных, поступающих в режиме реального времени.
Синоптическая карта за 19 февраля 2013 года. © Гисметео
Мы же «рисовали» погоду на специальном информационном стекле. На него наносились различные погодные символы, отражающие текущее состояние атмосферы на вверенной нам территории.
Погодные символы
От дежурного синоптика здесь в первую очередь требовалась расторопность. Помню случай — дежурил немного медлительный лейтенант. Ранним утром был густой туман, и дежурный отметил его на карте. Через пару часов туман рассеялся... В какой-то момент зашёл командир, а туман на карте как «висел», так и продолжал «висеть». Так что самое главное в нашей профессии — это оперативность. Синоптику нужно всегда быть готовым к быстрым переменам, ведь погода — это непрерывно меняющееся состояние атмосферы!
— Каким ещё качеством, помимо огромной ответственности за свои прогнозы и умения быстро реагировать на меняющееся состояние атмосферы, должен обладать синоптик?
— Вы знаете, я, пожалуй, скажу, что этим качеством должно быть чувство юмора. Как-то у нас был очень напряжённый эпизод, и только находчивость и остроумность дежурного синоптика помогли разрядить обстановку.
А дело было так. Предстояли общевойсковые учения в Белорусском Полесье. Естественно, что помимо прочих родов войск, в них принимала участие и авиация. Однако в назначенный день местность затянулась очень сильным туманом. Правда, по всей имеющейся у нас информации, к полудню туман должен был рассеяться, и далее ожидалась малооблачная погода. Между тем, время уже близилось к 12 часам, а погода и не думала разгуливаться. Так прошёл ещё один час, затем другой...
«Болото. Полесье» Шишкин Иван Иванович, 1890. © Wikipedia
Обстановка накалилась до предела, все нервно поглядывали на небосвод. На этих учениях обязательно нужна была поддержка авиации — 30 истребителей ждали приказа взлететь, а разрешения на вылет всё не давали. Тогда командующий воздушной армией, дважды герой Советского Союза, генерал-лейтенант Беда Леонид Игнатьевич вызвал к себе дежурного синоптика — майора Скоробогатова. И надо было видеть эту картину, когда внушительных размеров майор, с богатырской внешностью надвигался на генерал-лейтенанта. Все замерли с немым вопросом на устах: «Что же сейчас будет?» А дежурный синоптик коротко и чётко доложил: «Товарищ генерал-лейтенант! Погода — не паровоз, по расписанию не ходит!». После такого ответа напряжение немного спало, да и погода вскоре разгулялась.
— Да, действительно забавная история. Хорошо, что всё закончилось благополучно. А были ли ещё на вашей памяти случаи, когда погода нарушала планы?
— Мне вот сейчас припомнился случай, который произошёл как раз в моё дежурство. Стоял тёплый и солнечный апрельский день 1970 года, все вышли на коммунистический субботник, приуроченный к 100-летнемуюбилею Владимира Ильича Ленина. По громкоговорителю я доложил на весь гарнизон погодную обстановку. По всей имеющейся информации погода не должна была испортить этот день. Однако в полдень, когда все груды мусора и прошлогодних листьев были уже собраны, нас задел проходящий мимо холодный фронт, и внезапно налетел шквалистый ветер, разметав собранные кучи по всей округе.
© nikkytok | Shutterstock.com
Этим я хочу сказать, что очень сложно предсказывать атмосферные процессы, которые по своей природе хаотичны. Невозможно точно спрогнозировать, что, например, завтра в 17 часов 15 минут в городе N подует шквалистый ветер. Ведь фронт может пройти на два часа позже, или раньше, или вообще чуть в стороне.
Хорошо помню, что в те дни, когда в перспективе наблюдалась относительно устойчивая и легко предсказуемая погода, начальник метеорологической службы лично шёл докладывать руководству о прогнозе. А как только погодная ситуация была сложная и изменчивая, «на плаху» отправляли дежурного синоптика. А вообще мы никогда не слышали насмешек или подтруниваний в свой адрес по поводу неоправдавшихся прогнозов. Главные пользователи наших прогнозов — лётчики — очень хорошо понимали всю сложность метеорологической науки, ведь они сами получили некоторые знания по этому предмету в годы своей учёбы.
«Грачи» (Cу-25) в небе над Москвой: генеральная репетиция Парады Победы в 2010 году. © Елена Соколихина | Гисметео
— Есть ли какая-то специфика в прогнозах для военной авиации?
— Несомненно. Ведь военные самолёты часто летают на небольших высотах, где их не смогут «засечь» радиолокаторы. Поэтому необходимо учитывать все микроклиматические особенности местности, так как при одних и тех же атмосферных условиях некоторые метеорологические параметры будут различными в зависимости от того, лес это или луг, овраг или холм, северный склон или южный. Где-то подует ветер, где-то опустится туман, а где-то вообще пойдёт дождь. Хотя для авиации многие метеорологические характеристики вообще не имеют значения. Как правило, для полётов опасность представляют такие явления, как обледенение самолёта, сильная турбулентность, интенсивная конвекция, грозы... А вот при посадке на первое место выходит дальность видимости. На глиссаде снижения, в точке принятия решения о посадке, лётчик должен уверенно видеть взлётно-посадочную полосу. Очевидно, что слишком густой туман или очень низкая облачность являются серьёзной помехой для приземления.
Туман на ВПП. © chalabala | Shutterstock.com
Вообще, когда дело касается авиации, любая неточность или ошибка в прогнозе может стоить человеческой жизни! Правда тут ещё многое зависит от квалификации самих лётчиков. В сложных погодных условиях могут летать только первоклассные пилоты. Поэтому в армии не спрашивают о том, какая будет погода. Вопрос стоит по-другому: «Будем мы сегодня летать или нет? И, если будем, то при каких погодных условиях?» Как вы понимаете, расплывчатые формулировки типа «местами-временами» в ответе просто недопустимы.
Е. К. Семёнов. © Елена Соколихина | Гисметео
— Евгений Константинович, большое спасибо за ваш увлекательный рассказ!
Значимость метеослужбы, как в военной, так и в гражданской авиации, трудно переоценить. Наряду с военными, любой из синоптиков служит Родине и её гражданам. Ведь люди, предупреждённые об опасных погодных явлениях, будут иметь возможность «вооружиться» и защитить себя и своих близких от агрессивных атмосферных процессов!
Мы от всей души поздравляем синоптиков, военных, а также всех тех, кто готов служить своей Родине и вступиться за неё перед лицом неприятеля, с Днём защитника Отечества!

Вернуться назад