ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о природных явлениях > «Предсказывать буйство вулканов мы до сих пор не умеем»

«Предсказывать буйство вулканов мы до сих пор не умеем»


20-04-2010, 11:32. Разместил: VP

Таково мнение зав. кафедрой динамической геологии геологического факультета МГУ Николая Короновского

 

- Николай Владимирович, чем примечателен пепел, который вылетает из вулкана?

 
- Вулканический пепел - это разорванная взрывом магма, силикатный расплав. Он мгновенно остывает и превращается в крохотные кусочки вулканического стекла размером с микроны и доли миллиметра. Они поднимаются вверх и парят в облаках, разносятся воздушными течениями. Полагаю, что пока кусочки выше 4000 метров не поднимались. Но уже около вулкана сам столб пепла достигает 8 км. Все это может создавать угрозу.
 
- Когда опасность минует?
 
- Прогноз дать невозможно.
 
- Прошлое извержение этого вулкана в Исландии было 200 лет назад. Чем оно отличалось от нынешнего?
 
- Нынешнее называется эксплозивным извержением - то есть со взрывами. Чаще магма поднимается выше и изливается просто без взрывов. Такое, кстати, характерно для Исландии.
 
- Западные ученые проанализировали состояние вулкана за последние 800 лет. Вывод: вулкан не уcпокоится в ближайшие 60 лет. Это так?
 
- Не уверен. Все крупные эксплозивные извержения быстро кончались. Например, Везувий в 79-м году засыпал Помпею слоем пепла в 4 метра. Но всего за одни сутки извержения. Так же коротко бурлил и Кракатау в 1873 году.
 
- Значит, 60 лет непрерывного кошмара нам не грозят?
 
- Не знаю, все может быть. Предсказывать извержения мы не умеем - ни начало, ни длительность. Равно как давать прогнозы по землетрясениям - в смысле дня и места.
 
- Почему при извержении одних вулканов мало пепла, а у других много?

Застрявшим в европейских аэропортах остается только следить за новостями - когда вулкан смилуется над человеком.
Застрявшим в европейских аэропортах остается только следить за новостями - когда вулкан смилуется над человеком.
Фото: АП
- Это зависит от типа вулканов. Взрывные дают много пепла. И, как правило, в их магме много оксида кремния.
 
- А концентрацию пепла над конкретными регионами как определяют? Откуда данные поступают?
 
- От метеослужбы. И от летчиков. Видно, как пепел светится - в его стеклянных частичках преломляется свет. Кстати, знаю от летчиков, что в понедельник они видели свечение над Москвой. В принципе, если бы пепла было очень много, мы все бы видели кроваво-красные или зеленые закаты.
 
Светлана КУЗИНА
 
 
 
Опасность вокруг вулкана раздута, как истерия вокруг свиного гриппа
 
Есть подозрение, что намеренно
 
Дежавю…Совсем недавно весь мир трясло от страха по поводу свиного гриппа. Медики предрекали чудовищную эпидемию и миллионы жертв по всему миру. Люди отказывались  летать, боясь заболеть. Раскупали подорожавшие лекарства. Каждый день официальные лица передавали сводки о числе заразившихся. Но потом выяснилось, что со свиным гриппом погорячились. И он оказался не страшнее обычного. И вот новый кошмар. (читайте продолжение):

Опасность вокруг вулкана раздута, как истерия вокруг свиного гриппа

Вулкан - страшилка или реальная опасность?
Вулкан - страшилка или реальная опасность?
Фото: АП

Есть подозрение, что намеренно

Владимир ЛАГОВСКИЙ — 19.04.2010

КАРАНТИН ПО ПЕПЛУ


Дежавю… Совсем недавно весь мир трясло от страха по поводу свиного гриппа. Медики предрекали чудовищную эпидемию и миллионы жертв по всему миру. Люди отказывались  летать, боясь заболеть. Раскупали подорожавшие лекарства. Каждый день официальные лица передавали сводки о числе заразившихся. Но потом выяснилось, что со свиным гриппом погорячились. И он оказался не страшнее обычного.

И вот новый кошмар. Народ ломится на  поезда, автобусы, пароходы. Автомобили запруживают дороги. Потому что улететь куда-либо трудно, а то и просто невозможно - карантин. Но уже не по свиному гриппу, а по пеплу, которым якобы засыпал небо вулкан Эйяафьяллайокулль в Исландии. Европейские страны закрывают воздушное пространство. Не выпускают самолеты. Отказываются принимать.  По последним данным число отмененных рейсов перевалило за 30 тысяч.

Да, на снимках в тепловых лучах вулкан, на который возложена ответственность за транспортный коллапс в Европе, похож на лик дьявола. Но в самом ли деле он на так страшен, чтобы устраивать наблюдаемое ныне светопредставление? Не дурят ли нас, как со свиным гриппом?

 

 ШЕСТЬ НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ПО СУЩЕСТВУ БЕЗ ОТВЕТОВ 

 

* Сколько должно быть пепла в атмосфере, чтобы он представлял реальную угрозу для авиаперелетов?


 Сомнений нет: пепел опасен тем, что может повредить турбины самолетов. Налипнет и застынет, как лава. Но при какой концентрации твердых частиц в воздушном потоке они становятся реально опасны? Никто такой информации не дает.  Похоже, ее вообще нет. То есть, решения об отмене полетов в конкретном месте ни на чем не основано.

 

 * Кто проверяет, долетел ли пепел до страны?  

 

Совсем уж странно, когда сообщают, что пепел замечен в районе какого-нибудь аэропорта. Приборы, способные "углядеть" частички пепла  - особенно на большой высоте  - большая редкость.  А где тот таинственный "центр", который пугает всю Европу? И сообщает о прибытии "подарков из Исландии"? Насколько можно верить поступающей информации?

 

*Какие основания для обещаний открыть воздушное движение через какое-то время?


 Кто-то обещает возобновить полеты "к вечеру", кто-то "завтра", кто-то "когда появятся просветы". А почему они должны появиться? Вулкан не перестает выбрасывать пепел. Наоборот плюется с удвоенной силой. Но если можно разрешить полеты в такой ситуации, то почему их запрещали прежде? Никакой логики…

 

 *В самом ли деле пепел накрыл всю Европу?


 Вулкан действительно извергается. Из него летит пепел. Но насколько широко и густо он засыпает материк? На днях НАСА (это американцы) обнародовало снимки из космоса. На них видно, что  облако пепла распространяется весьма узкой полосой. С расстоянием она становится все жиже и жиже. Так, кстати, вело себя и облако вулкана Эль-Чичон в Мексике, извержение которого в 1982 году было очень похожим на нынешнее в Исландии.

Облако мексиканского вулкана узкой полосой постепенно за несколько месяцев намоталось на все Северное полушарие. Но оно не шло веером, как сейчас это рисуют для вулкана Эйяафьяллайокулль.

Поэтому совсем не исключено, что пепел относительно густо пока накрыл лишь узкий коридор, расположенный примерно на широте Исландии. А остальная Европа свободна. Аналогичное предположение, кстати, возникло у пилотов Великобритании, Голландии и Германии. Они совершили несколько пробных рейсов без пассажиров. И нечего угрожающего не заметили.

Слетал в "закрытую" Польшу и президент России. И тоже удачно.

 

Сколько еще нужно экспериментов?


 Кто будет решать, можно летать или нет?


 Очевидно, что ситуация, которая складывается вокруг авиаперевозок, уже надоедает. И надо что-то решать. В смысле, пора бы начать летать снова. И начнут. Но кто и на основе чего даст отмашку?

 

Миллионам пассажиров аэропорты стали домом. Снимок сделан вчера в «Шереметьево».
Миллионам пассажиров аэропорты стали домом. Снимок сделан вчера в «Шереметьево».
Фото: Олег РУКАВИЦЫН

 Кому это выгодно?


 "Пепельная" страшилка уже охватила весь мир. Поскольку Европа - это желанный пункт назначения для многих жителей нашей планеты. А пункт  не принимает. По воздуху, конечно. И кому это выгодно?

В прошлый раз - со свиным гриппом - было понятно:  истерия полезна фармацевтическим компаниям и вообще здравоохранению. Но сейчас? Подозревать железнодорожников или представителей другого наземного или водного транспорта было бы наивно и как-то примитивно. Хотя они явно в плюсе.

Точно ли авиация в минусе? Как сообщают, перевозчики теряют по 200 миллионов долларов в день. Но кто знает, может быть они что-то и приобретают? Например, могущество. Мол, смотрите, плохо без нас?

Первыми отменили полеты британцы. Но и они вряд ли бы смогли в одиночку организовать столь масштабное шоу. 

Тогда где эта "мировая закулиса"? Или подозрение в заговоре против человечества - это иллюзия?

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

 

Кто проиграл, а кто выиграл от извержения

 

Убытки авиакомпаний перевалили за 1 миллиард евро.

Вулкан в далекой Исландии изменил жизнь всей Европы. Кто же пострадал от этого стихийного бедствия?

1. Авиакомпании. По данным экспертов, ежедневно авиакомпании теряют 150 - 200 млн. евро - это убытки от невыполненных рейсов и сданных билетов, вынужденного изменения маршрутов, траты на заботу о пассажирах (дополнительное питание, размещение в гостиницах и др.). Суммарный ущерб авиаперевозчиков и аэропортов за все прошедшие дни, когда небо было закрыто для полетов, превысил 1 миллиард евро, подсчитала Международная ассоциация воздушного транспорта.

- Это фантастические убытки со времен 11 сентября 2001 года (когда произошло крушение башен-близнецов в Нью-Йорке. - Ред.), - говорит Олег Пантелеев, начальник аналитической службы агентства «АвиаПорт».

2. Пассажиры. В общей сложности, по данным экспертов, пострадали 7 млн. пассажиров. Всего компании отменили 63 тысячи рейсов. В частности, «Аэрофлот» - 69 рейсов.

3. Серьезные убытки несут и туристические компании. Ведь среди авиапутешественников было большое количество тех, кто ехал в отпуск.

- Многие люди не смогли вылететь к местам отдыха, - рассказывает Евгения Конколь, президент группы компаний «Спектрум». - Да и есть вероятность того, что после такого происшествия поток туристов, например, в Европу в ближайшие месяцы может сократиться.

Тем не менее в любой ситуации есть не только проигравшие. Кто же сумел нажиться на пепельном форс-мажоре?

1. Наземный транспорт (автобусы, поезда, паромы). Даже самые дорогие билеты на европейские поезда впервые за долгое время раскуплены на несколько дней вперед. Несмотря на дополнительные рейсы, почти невозможно купить билет и на автобусы по Европе. Дополнительную прибыль получают и паромные компании, у которых обычно в это время почти нет клиентов (горячий сезон на паромные путешествия еще не начался).

2. Страховые компании. Как говорят эксперты, в последние несколько дней люди стали в массовом порядке страховаться от невылета. В основном это делают те, кто планирует отпуск на майские праздники. Тем не менее данная опция вряд ли поможет путешественникам. Стихийное бедствие обычно признается форс-мажорным обстоятельством, которое не влечет за собой страховых выплат.

3. Такси. О том, что гражданам предлагают за баснословные деньги добраться в Европу, говорят в Москве, Стамбуле и других городах. К примеру, до Германии из «Шереметьево-2» предлагают довезти за 50 тысяч рублей. Однако сейчас невозможно оценить, как много людей воспользовались этой услугой.

- Конечно, выиграли те, кто может предложить альтернативное решение проезда, - говорит Олег Пантелеев. - Но вместо того чтобы помочь людям, попавшим в беду, они пытаются нажиться на этом, завышая цены.

 

 

Евгений БЕЛЯКОВ



Рис. Николая ВОРОНЦОВА.
Рис. Николая ВОРОНЦОВА.

 

 

ВОПРОС ДНЯ

 

Так ли страшен исландский вулкан, как его малюют?

 

Ирина ДАННЕНБЕРГ, глава пресс-службы «Аэрофлота»:

- Наверное, мысль такая есть. Но «Аэрофлот» в первую очередь заботится о безопасности пассажиров. Поэтому мы прислушиваемся к мнению экспертов и воздерживаемся от полетов над Европой. Мы разработали альтернативные варианты маршрутов. К примеру, самолеты в США и Канаду у нас летят через северные широты, а на Кубу - через Средиземноморье.

 

Александр ХИНШТЕЙН, депутат Госдумы:

- Мне кажется, если извержение вулкана в Исландии - самая большая опасность человечеству, то это большое счастье.

 

Виктор МЕРЕЖКО, кинорежиссер:

- Не преувеличенной, а преуменьшенной. Это предупреждение нам, жителям Земли, что все может для нас закончиться печально. В мире существует пять таких крупных вулканов. А вдруг они начнут извергаться одновременно? Это страшно себе представить.

 

Геннадий ГУДКОВ, член Комитета Госдумы по безопасности:

- Очевидно, что после трагедии с самолетом польского президента авиакомпании будут дуть на воду. Так что тут одно на другое наложилось. А вообще на Западе более дотошно подходят к вопросам безопасности.

 

Олег ПАНТЕЛЕЕВ, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт»:

- Сомнения, конечно, возникают. Но проблема влияния вулканического пепла на авиадвигатели практически не изучена. А раз мы этого не знаем, то гарантировать безопасность полетов невозможно. Да, авиакомпании терпят огромные убытки, но они не идут ни в какое сравнение с тем ущербом, который могут нанести крушения самолетов.

 

Юрий БУЛЮХИН, путешественник, Казань:

- Обыкновенное извержение, а шумиху из этого организуют те, кому это выгодно. Авиаперевозчики теперь могут нажиться за счет компенсаций со страховых компаний. А «зеленые» опять раструбят о глобальном потеплении и вмешательстве человека в природу.

 

Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэт:

- Мне не кажется, что опасность преувеличена. Я боюсь стихии, поэтому считаю, что лучше перестраховаться. Тем более что мне предстоят полеты, в том числе в Европу. Вот жду у моря погоды, у вулкана - милости.

 

Лиса, читательница сайта KP.RU:

- Я думаю, что все не так страшно, как преподносят лжеученые. Что-то ни один из них не предсказал этого извержения, а теперь запугивают его сроками и силой.

 

http://kp.ru/daily/24475.5/633771/

НЕЧИСТАЯ СИЛА
  
Росгидромет полагается на математику
 
- Наблюдательная сеть Росгидромета на территории Европейской России переведена на учащенный режим работы, - рассказал «КП» начальник управления мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета Юрий Пешков. - Каждые три часа, а не шесть, как прежде, метеорологи собирают данные по диоксиду серы, фтористому водороду и взвешенным веществам. Их концентрация в приземных слоях атмосферы и позволяет судить о распространении облака вулканического пепла над Россией. Высотные исследования не проводятся.
 
- Наши расчеты основаны на математической модели, - продолжает эксперт. - Компьютеры обсчитывают направление и скорость распространения облака пепла над Россией, исходя из начальных данных. А их нам предоставляют западные метеорологи.
 
К нам идет уже вторая волна вулканических выбросов. И к вечеру понедельника облако накроет треть европейской территории России. Приблизится с севера и к Москве.
 
Наиболее плотным облако будет над Калининградом и Петербургом, затем протянется над Крайним Севером, вдоль широты 60 градусов. Шлейф раскинется к западу от Урала и накроет всю Западную Сибирь примерно до Енисея.
 
Алексей ДУЭЛЬ

Снимок НАСА из космоса: пепел летит довольно узкой полосой. И не похоже, чтобы он накрывал Европу пеленой.
Снимок НАСА из космоса: пепел летит довольно узкой полосой. И не похоже, чтобы он накрывал Европу пеленой.
 
 
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
  
В товарищах согласья нет
 
В Хабаровском гидрометцентре Дальгидромета сообщили, что пепел от извержения 14 апреля распространился на огромной территории и достиг Енисея.
 
- Распространение первого очага на территорию Дальнего Востока ожидается 20 - 21 апреля, а 21 - 22 апреля пепел достигнет Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, - уточнил представитель гидрометцентра.
 
А вот гендиректор метеоагентства Росгидромета Марина Петрова в понедельник утверждала, что специалисты в последние два дня не наблюдают над территорией России вулканического пепла из-за извержения в Исландии.
 
- Кому верить? Где есть пепел, а где его нет?
 
 
 
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
  
Летать можно
 
- Угрозу полетам выявили синоптики и вулканологи с помощью компьютерного моделирования, - говорит Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики, пилот гражданской авиации. - Опасность чисто теоретическая, и запрет ввели для перестраховки. Судите сами: от Москвы до Рейкьявика, например, 3300 километров. Преодолев такое расстояние, облако рассеется. Те немногочисленные частички, которые, возможно, в небо над нами и попадут, никак не помешают самолету.
 
Большинство лайнеров летают в воздушном коридоре 10 500 - 11 000 метров. На такой высоте вулканических частиц - ничтожнейшее количество. А вот при взлете и посадке опасно. Поэтому небо над Исландией действительно должно быть закрыто. Но не над всей Европой!
 
- Почему же авиакомпании не поднимают самолеты в воздух? Кто принимает решение - лететь или нет?
 
- Решение о вылете принимает капитан воздушного судна. Но все зависит от авиационных властей конкретной страны. Если рейс, например, из Москвы в Лондон, а воздушное пространство над Британией закрыто, то капитан, разумеется, не вылетит. Куда самолет-то сажать? Но я надеюсь, здравый смысл все-таки возобладает и небо над Европой откроют.
 
Летать нельзя
 
- Там, где произошло извержение, еще можно попытаться облететь вулканическое облако, ведь его видно, - говорит Роман Гусаров, директор информационного авиационного портала avia.ru. - Но дальше ветер разносит эту пыль в разные стороны. И зафиксировать, где и в какой концентрации находится вулканический пепел, невозможно. Бортовой радар его не видит.
 
Вулканические облака поднимаются на высоту до 15 000 м. Что полностью перекрывает диапазон высот гражданской авиации. Подняться выше и перелететь частицы не получится: на такой высоте воздух слишком разрежен. Летать же на малых высотах проблематично - это означает постоянно пересекать маршруты полетов малой авиации и заходов на посадку в аэропортах, что не менее опасно.
 
Элина КАЧКАЕВА и Никита МИРОНОВ
 
 
РЕПОРТАЖ ИЗ «ШЕРЕМЕТЬЕВО»
  
Хочешь в Европу - плати 2000 евро
 
В залах ожидания терминала F «Шереметьево» вчера не было свободных кресел
 
На втором этаже в центре зала прямо на развалах из сумок отдыхает компания парней - молодежная сборная Польши по ручному мячу.
 
- Мы были на соревнованиях и проиграли вашей команде, - рассказывает врач сборной Вангелис - он единственный, кто говорит по-русски. - За нами уже выехал автобус...
 
Несколько тысяч человек, которые должны были лететь в Европу рейсами «Аэрофлота», были размещены в гостиницах Москвы за счет компании-перевозчика. Сегодня они снова оказались в аэропорту.
 
- Я должен был лететь в пятницу в командировку в Амстердам. Когда рейс отменили, компания оплатила мне и другим пассажирам гостиницу. Одноместный номер стоит 8 тысяч в сутки. А сегодня двумя автобусами нас привезли в «Шереметьево»: говорят, что теперь мы должны сами оплачивать проживание и питание, - рассказывает житель Новороссийска Анатолий.
 
Таких, как он, в аэропортах Москвы сейчас сотни.
 
- «Аэрофлот» - единственная компания мира, которая оплатила проживание в гостиницах не вылетевших из аэропортов пассажиров. В течение четырех дней мы разместили в гостиницах около 4 тысяч человек, - сообщила начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг. - И сейчас мы готовы платить за проживание. Но в виде исключения - например, ветерану или пассажиру с ребенком.
 
У аэропорта по-прежнему дежурят таксисты. За поездку в любой город Европы они просят 2000 евро. А вот «марш-бросок» до Бреста, к границе, обойдется дешевле - в 40 тысяч рублей.
 
Дарья ДОБРИНА
 
КСТАТИ
 
«Аэрофлот» возобновляет регулярные рейсы в аэропорты Милана, Праги, Венеции, Вены и Ниццы, а также в другие города Центральной и Южной Европы. С начала недели планируется вылет самолетов в Стамбул, Анталью, Рим, Симферополь, Софию, Ереван, Ригу, Прагу, Тель-Авив, Варшаву, Белград, Хельсинки, Любляну, Хургаду.
 
 
КСТАТИ
  
А военным пилотам вулкан не помеха
 
- Все полеты военной авиации ВВС проводятся в плановом порядке, - заявил вчера начальник службы информации и общественных связей Военно-воздушных сил России Владимир Дрик. - Вулканические выбросы не сказались на полетах самолетов Дальней авиации, патрулирующих в удаленных районах.
 
Александр ИГОРЕВ

Вернуться назад