ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о природных явлениях > Крымск - главный урок от академика Котлякова / Фотографии реального разлива

Крымск - главный урок от академика Котлякова / Фотографии реального разлива


20-12-2012, 16:53. Разместил: VP

Действительные члены Русского географического общества (РГО) не раз посвящали свои выступления урокам Крымской трагедии, которая по влекла за собой разрушения и человеческие жертвы. Академик В. М. Котляков, почетный президент РГО,  сделал конкретные выводы на основе всестороннего изучения и анализа причин трагедии, произошедшей в Крымске. Свое мнение Владимир Михайлович выразил на заседании ученого совета Русского географического общества в конце ноября.


 

Напомним, что в ночь на 7 июля 2012 г. в Краснодарском крае огромная масса воды обрушилась по руслам горных рек на северное предгорье западной оконечности Кавказских гор — город Крымск и прилегающие к нему поселки и станицы. Мощный паводок затопил тысячи жилых домов и привел к многочисленным жертвам. Были нарушены системы энерго, газо и водоснабжения, автомобильное и железно дорожное движение. Совокупный ущерб от наводнения составил более 20 млрд руб.


 

 

 

Наводнение в Крымске и на других реках в бассей не Кубани возникло в результате природной стихии — в те дни вместо прошлого максимума атмосферных осадков в 80 мм за сутки выпало более 200 мм.

 

Главной причиной катастрофического наводнения, произошед шего в ночь с 6 на 7 июля в бассейне р. Адагум, явились чрезвычайно высокие, не наблюдавшиеся ранее за весь период инструментальных наблюдений осадки. Однако, по мнению ученого, паводок принес ката строфические последствия из-за того, что на пути паводковой волны оказались невысокие железнодорожный и автомобильные мосты с узкими пролетами, которые задержали всяческий мусор, переносимый в тот момент бешеным потоком воды. Так что при общей естественной причине высокого паводка он стал катастрофическим благодаря постройкам, возведенным много десятков лет назад. Пропускная способность железнодорожного моста через реку Адагум перед Крымском оказалась недостаточной, чтобы пропустить большой объем воды, насыщенной карчем(за тонувшими деревьями и бревнами). Следующим подпорным сооружением на пути потока оказался автодорожный мост на въезде в Крымск, пролеты которого также были забиты карчем. (см. фотографии ниже). Автомобильный мост в центре города также превратился в искусственную плотину, в результате чего вода стала переливаться через мост, а значительная ее часть пошла в обход моста, подъем уровня воды здесь составил около 7 м. Что нужно сделать, чтобы предохранить или, по крайней мере, уменьшить последствия подобного буйства стихии?

 

 

Прежде всего, нужно регулярно чистить русла рек как от быстро растущего здесь кустарника, так и всего того, что выносится на пойму реки даже при небольших паводках. Нужно также строго запретить(и строго следить за этим!!!) любое строительство вблизи реки, на регулярно затапливаемой территории. И надо, наконец, разработать новые ГОСТы на строительство мостовых переходов и другие подобные сооружения. Ведь мосты, послужившие препятствием для воды, были построены добротно, «навсегда», но по ГОСТам середины прошлого века. Между тем в мире подобные мосты и дороги строятся сейчас совершенно иначе: полотно автострад проходит высоко на горном склоне и пересекает встречающиеся на пути овраги и долины на мощных бетонных опорах высотой до нескольких десятков метров. Таким мостам и виадукам не страшны никакие сели и мощные потоки воды. Вот почему мы редко слышим о катастрофах, подобных той, что случилась в Крымске. Надо срочно разрабатывать новые правила строительства дорог и мостов, охраны затопляемых территорий и строго спрашивать со строителей и местных властей — они обязаны соблюдать все современные ГОСТы и правила, заключил В.М. Котляков. Главный урок Крымской трагедии Директор Института географии Российской академии наук, академик РАН Владимир Михайлович Котляков сделал выводы по поводу итогов катастрофы в Крымске. Один из выводов: нормативы и стандарты проектирования мостов в горных районах необходимо менять. В Альпах давно проектируются мосты и другие инженерные сооружения так, чтобы не создавать препятствий сходу селей или водных потоков.

 

 

Ниже представлены иллюстрации по данным наземной и космической съемки(Л. Десинов, Лаборатория дистанционного зондирования)   последовательных стадий наполнения Варнавинского водохранилища и природных емкостей сопровождавшееся подъемом уровня и последующего разлива воды:













 

 

Стратегические партнеры РГО — РОСГИДРОМЕТ и РФФИ:

 

 

http://www.ecolife.ru/video/10417/

 

 

http://www.ecolife.ru/video/10189/

 

 

Интервью А. В.Фролова — Руководителя Росгидромета

 

 

В.М.Котляков 


Вернуться назад