ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о природных явлениях > Сергей Шойгу: Формируется новый облик гражданской обороны
Сергей Шойгу: Формируется новый облик гражданской обороны4-06-2009, 15:05. Разместил: VP |
|
В период кризиса нельзя снижать внимания к вопросам обеспечения безопасности человеческой жизни и сохранения окружающей среды, сокращать финансирование этой области. Об этом заявил 1 апреля глава МЧС России Сергей Шойгу в ходе встречи в Неаполе со своим итальянским коллегой - главой Департамента гражданской обороны Гуидо Бертолазо. Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС, Сергей Шойгу и Гуидо Бертолазо обсудили вопросы сотрудничества в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе таких трансграничных катастроф, как пожары, засухи и наводнения. В этой связи подтверждена полная готовность к сотрудничеству в рамках концепции 'Евроэскадрилья', причем не только при тушении пожаров, но и при масштабной эвакуации людей. Сергей Шойгу рассказал итальянскому коллеге о российском опыте применения 'летающих госпиталей'. 13 марта 2009 года Государственному центральному аэромобильному спасательному отряду МЧС России 'Центроспас' исполнилось 17 лет. За эти годы отрядом проведено больше 100 операций на федеральном уровне и около 60 международных операций практически во всех точках земного шара. А 1 марта, во Всемирный день гражданской обороны, стало известно о том, что с этого года войска гражданской обороны МЧС России, призванные защищать население, материальные и культурные ценности страны от военных действий, а также от чрезвычайных ситуаций в мирное время, будут трансформироваться в силы постоянной готовности. В связи с этим редакция журнала 'Авиапанорама' обратилась с просьбой об интервью к Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергею Шойгу.
, Журнал "Авиапанорама" №2-2009, – Сергей Кужугетович, отечественная система гражданской обороны со времени создания в 1932 году постоянно реформируется. На сегодняшний день она является одной из составляющих сил МЧС России. Расскажите, пожалуйста, об Основах Единой государственной политики в области гражданской обороны до 2010 года.
– В современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребованными. К сожалению, военно-политическая обстановка в России и мире не становится благоприятнее. Об этом свидетельствуют, например, последние южно-осетинские события. Все чаще дают о себе знать крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного характера, такие, как недавние землетрясения в Китае, Японии и Греции. Возникают новые виды болезней и эпидемий.
Все это требует совершенствования системы гражданской обороны и защиты населения в мирное время и готовности в случае необходимости к ее переводу с мирного режима на военный, а также к эффективному реагированию при возникновении опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В этом направлении уже многое сделано. Важным шагом стало принятие «Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», подписанных Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года. Этот документ определяет концептуальные подходы к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от различных угроз, создает условия для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы гражданской обороны, открывает перспективу формирования ее современного облика и определяет дальнейшее развитие.
Сформирована, действует и продолжает развиваться нормативная правовая база в области гражданской обороны и защиты населения. В 2007 и 2008 годах внесены существенные изменения и дополнения в федеральные законы: «Об обороне», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Правительством Российской Федерации впервые за 76 лет существования гражданской обороны нашего государства утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определило основные принципы и подходы реализации мероприятий в этой области.
Сегодня можно говорить, что формируется новый облик гражданской обороны. Внедрены принципиально новые подходы к ее организации на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Создана система финансового и материально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны.
Важный момент – создание эффективной системы управления в сфере гражданской обороны путем ее интеграции в систему управления в кризисных ситуациях. Этому способствовало создание Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКСа), уникальные интеллектуальные ресурсы которого позволяют выйти на новый уровень управления при решении задач гражданской обороны и защиты населения.
Развитию сил гражданской обороны способствует оптимизация организационно-штатной структуры, оснащения современной техникой, вооружением, внедрение передовых технологий ведения аварийно-спасательных работ.
В 2007–2008 годах силы гражданской обороны были задействованы не только в России, но и принимали участие в международных спасательных и гуманитарных операциях в Абхазии, Южной Осетии, в Армении, Азербайджане, Таджикистане, Северной Корее, Судане.
Решение задач гражданской обороны невозможно без участия всех категорий населения, без обучения граждан основам безопасной жизнедеятельности. Ежегодно такое обучение с использованием новейших технологий проходят более 43 тысяч руководителей различного уровня и свыше 37 миллионов граждан, в том числе студенты и школьники.
В Москве и регионах действует общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах его массового пребывания (ОКСИОН). На улицах, на вокзалах, в торговых центрах установлены большие плазменные экраны, транслирующие информацию, направленную на предупреждение чрезвычайных ситуаций, разъясняющую правила поведения в случае их возникновения.
– Более девяти лет Вы активно убеждаете европейское сообщество в острой необходимости создания европейского центра борьбы с катастрофами и международного авиационного соединения для борьбы с пожарами – «Евроэскадрильи». Были ли подвижки в этих вопросах в 2008 году?
– Россия не является членом Евросоюза, но занимает лидирующие позиции в мире по оснащенности сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При координации МИД России наше министерство продолжает продвижение на европейской арене своей инициативы – создания общеевропейского центра борьбы с катастрофами. Важнейшим его звеном должно стать формирование «Евроэскадрильи».
В этом вопросе мы находим поддержку стран лидеров Евросоюза, которые в полной мере разделяют наши позиции. Так, 25 июня 2008 года на международной конференции в Женеве была подписана Административная договоренность между Генеральным директоратом по окружающей среде КЕС и МЧС России о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации. Этот документ создает хороший базис для сотрудничества между Россией и Евросоюзом в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или, как говорят в Европе, в области «гражданской защиты».
Отработка вопросов взаимодействия с участием авиационных формирований прошла в ходе учений противопожарной авиации на острове Сардиния «Огонь-5» в апреле 2008 года. В одном строю действовали различные авиационные средства: итальянские, французские, греческие и португальские «Канадэйры», французский «Дэш» и российский Бе-200ЧС. Эти виды техники гармонично дополняли друг друга, а экипажи работали слаженно и профессионально, что было отмечено многочисленными международными наблюдателями и самими пилотами. Учения еще раз подтвердили правильность решения о необходимости формирования «Евроэскадрильи».
Евросоюз уже провел тендер по определению технического партнера, с которым МЧС России заключит контракт на использование российских авиационных сил для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в странах Европы. Этим партнером стала датская компания «Нагиль». В марте в Брюсселе состоялась первая встреча наших авиаторов с представителями компании «Нагиль». На апрель запланированы учения, в ходе которых будет отработано взаимодействие с привлечением наших авиационных сил.
Следующим шагом должно стать создание Европейского центра борьбы с катастрофами, где решающая роль будет отведена «Евроэскадрильи».
Но это далеко не единственное направление нашего сотрудничества с Евросоюзом в вопросах безопасности. Между МЧС России и Гендиректоратом КЕС налажен хороший рабочий диалог. Постоянно действует канал информационного обмена при чрезвычайных ситуациях, проводятся совместные учения. Ежегодно на ротационной основе осуществляется обмен экспертами с целью приобретения практических знаний и обмена опытом среди оперативного персонала наших двух служб.
– В декабре 2008 года российские СМИ сообщили о планах МЧС России разместить на главных федеральных трассах вертолетные площадки для системы быстрого реагирования при ДТП. Что представляет собой эта система?
– Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях гибнет почти 30 тысяч человек. Согласитесь, цифра ужасающая. Поэтому задача совершенствования системы оказания помощи пострадавшим при ДТП стоит особенно остро. Эта задача носит комплексный характер. Важная ее составляющая – использование на федеральных автодорогах авиационных технологий МЧС России.
В ближайшие три года мы планируем создать инфраструктуру комплексной безопасности на трех федеральных автомобильных дорогах: М-4 (Москва – Новороссийск), М-10 (Москва – Санкт-Петербург) и М-7 (Москва – Казань). На этих магистралях будут круглосуточно дежурить вертолеты, оснащенные необходимым медицинским оборудованием. У лечебных учреждений, куда должны доставляться пострадавшие в ДТП, оборудуются вертолетные площадки. Создается система базирования вертолетов и всестороннего обеспечения полетов.
Оперативное реагирование и оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всем протяжении автомобильных дорог будет осуществляться создаваемыми авиационно-спасательными подразделениями и бригадами скорой помощи, находящимися в режиме постоянной готовности. При этом каждому авиационно-спасательному подразделению будет определена зона ответственности – конкретный участок трассы.
Постоянное базирование авиационно-спасательных подразделений и воздушных судов планируется на аэродромах государственной и гражданской авиации, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог. Всего на этих трех трассах мы планируем задействовать 21 вертолет легкого типа.
– МЧС России финансировало создание самолета-амфибии Бе-200. Насколько он отвечает современным требованиям и есть ли в настоящее время сопоставимые аналоги за рубежом?
– Многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200ЧС создан на ТАНТК им. Г.М. Бериева. При его создании использованы последние достижения в аэро- и гидродинамике, прочности авиационных конструкционных материалов, коррозионной стойкости, усталостной прочности и живучести материалов. На данный момент МЧС России уже передано четыре серийных самолета из семи, предусмотренных контрактом на поставку.
С июня 2004 года самолеты Бе-200ЧС МЧС России несут постоянное дежурство на аэродромах в пожароопасный период. Впервые этот самолет был применен МЧС России для тушения лесных пожаров в Хабаровском крае летом 2005 года. Заборы воды тогда выполнялись из реки Амур.
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС имеет полностью герметичный фюзеляж, что значительно расширяет круг выполняемых им задач. В этом отношении самолет не имеет аналогов. Он предназначен для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха. Помимо пожаротушения, оборудование самолета позволяет решать широкий круг задач по обнаружению и разведке районов чрезвычайных ситуаций, проведению поисково-спасательных работ на воде и в прибрежных зонах. Кроме того, он может выполнять грузопассажирские перевозки, эвакуацию потерпевших бедствие в медучреждения, вести экологический мониторинг и патрулирование морских границ.
Сегодня совместно с НПК «Иркут» и европейским аэрокосмическим концерном EADS мы ведем работы по сертификации амфибии в Европе в соответствии с требованиями европейских авиационных правил (JAR-25). В дальнейших планах создателей самолета – сертификация в США.
Наш уникальный самолет неоднократно демонстрировался во Франции, Германии, Италии, Греции, Малайзии, Китае, Индии, принимал участие в тушении лесных пожаров в России, Италии, Португалии, Индонезии и Греции. Летчики Франции, Италии, Греции и Португалии, пилотировавшие самолет, дали высокую оценку его техническим характеристикам и возможностям. Российская амфибия органично «вписалась» в применяемые технологии пожаротушения и инфраструктуру обслуживания самолетов в зарубежных аэропортах.
По сравнению с ближайшим зарубежным аналогом, канадской амфибией CL-415 («Канадэйр») у Бе-200ЧС в два раза больше емкость водяных баков (до 12 т воды). Он может значительно быстрее долететь к месту пожара и начать его ликвидацию, обладает большой дальностью действия (радиусом боевого дежурства), высокой тяговооруженностью, что позволяет выполнять заборы воды в горных озерах в условиях, недоступных зарубежным аналогам. Маневренные характеристики самолета позволяют выполнять задания по пожаротушению в условиях высокой турбулентности.
Планируется, что самолет Бе-200ЧС будет включен в состав международной «Евроэскадрильи» для экстренного реагирования при возникновении пожароопасной обстановки в Европе.
– Совсем недавно мы стали свидетелями применения МЧС отечественных технологий спасения при эвакуации «летающими госпиталями» соотечественников, пострадавших в ДТП в Египте, Израиле, Вьетнаме. Каковы возможности аэромобильного госпиталя МЧС России?
– Аэромобильный госпиталь МЧС России поистине уникален. Название госпиталя «аэромобильный» основывается на одном из способов доставки госпиталя к месту ЧС – авиационном. При необходимости имущество госпиталя может быть десантировано на грузовых платформах, а медицинский и инженерно-технический персонал доставлен к месту его развёртывания на парашютах, как индивидуальных, так и на системах «тандем».
Уже через 40 минут после доставки госпиталь может быть готов к приёму пострадавших. Полное развёртывание госпиталя вне зависимости от способа доставки занимает не более трех часов.
Медицинская аппаратура госпиталя соответствует самым современным требованиям. Наряду с традиционными методами используются и современные нанотехнологии (мембранный плазмофорез), внедряется методика анестезиологического пособия с применением газа ксенона.
Наш аэромобильный госпиталь работал в самых экстремальных ситуациях: в 2003 году в Иране при землетрясении 7 баллов – принято 430 пострадавших; в 2004 году при захвате заложников в Беслане (Северная Осетия) – оказана помощь 256 детям; в 2004–2005 годах на Шри-Ланке (цунами) – оказана помощь почти 3,5 тысячам пострадавшим; в 2005 году при землетрясениях в Индонезии и Пакистане – оказана помощь более чем 3 тысячам человек, в 2008 году в КНР при землетрясении в 7 балов – госпиталь принял 1,5 тысяч человек; в 2008 году в Южной Осетии – 740 человек.
Медицинской службой отряда «Центроспас» совместно с авиацией МЧС России внедрена методика новых аэромобильных медицинских технологий – самолетного и вертолетного медицинских модулей – для оказания реанимационной помощи при эвакуации пострадавших с применением авиации. Данная технология применялась, например, в 2008 году при эвакуации пострадавших из Израиля и Египта, в 2009 году из города Назрань.
Вернуться назад |