ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Искушение священной красотой

Искушение священной красотой


29-04-2009, 13:32. Разместил: VP

Даже у верующего человека бывают периоды, когда он не посещает храм — не дают проклятые вопросы

Рассматривая «страшную», как сказал бы Достоевский (1821–1881), красоту и изящество древних и современных храмов, рано или поздно у людей, склонных к религиозности, в первую очередь христианской, возникает вопрос: а была ли эта красота создана во имя Бога, из любви к нему? Или это просто обычная любовь к красивому сочетанию образов и форм? Дело в том, что согласно христианской догматике, настоящая любовь к Творцу должна в конечном счете отсечь, уничтожить все наши земные увлечения и пристрастия, в том числе и любовь к земным красотам. Кроме любви к Богу в душе не должно остаться ничего — в этом и заключается ежедневный христианский подвиг, ведущий человека вслед за Христом.

 

Над этим вопросом ломало голову не одно поколение, пока Мартин Лютер (Martin Luther, 1483–1546) в XVI веке не сказал — «стоп»! Долой из храма все «финтифлюшки», долой изукрашенный барельефами роскошный фасад, долой все это! Только в житейской аскезе можно услышать голос Бога в своем сердце. Но ведь «человек слаб»... И в новых условиях он начал искать какую-то другую красоту — ну не может он без нее! И вот появилась пуританская красота, красота линий, красота игры оттенков камня, из которого построены стены, красота изящной кожаной обложки Библии… И снова встал проклятый вопрос, правильно ли это? Может быть, вообще покинуть храмы, чтобы не искушаться? И надо сказать, что нашлись смельчаки и среди американских протестантов, и среди наших старообрядцев, которые пошли по этой дороге до конца и собирались только дома. Но в конце концов все это кончилось закрытым ото всех сектантством. Большинство же верующих — и христиане, и представители других конфессий — согласны с тем, что без храма, без особого сакрального места, зарождающего в человеке ощущение причастности к чему-то огромному, ничего не получается.

 

Однако я, наверное, утомил читателя своими рассуждениями, поэтому пришла пора насладиться фотографиями храмов разных религий и народов, которые сделали наши авторы и читатели, путешествуя по миру.

 

alt
alt
Асуан. Рельефы храма Исиды с острова Филе (350 до н.э.). В древности Филе был самым большим из трех священных островов к югу от первого нильского порога. Но после возведения Асуанской плотины (1970) его почти полностью затопило, так что храм пришлось разобрать и переместить на соседний остров Агилкию. Фото (Фотобиблиотека ВС): stagir

 

alt
alt
Ангкор. Буддийский храм. Ангкор — уникальное место, мертвый город, столица кхмерской империи, процветавшей в IX–XIII веках. Поверженный в 1431 году войсками Сиама, он был частично разрушен и на сотни лет исчез под непроходимыми зарослями джунглей. Его руины навсегда увековечены Киплингом в бессмертном «Маугли». Фото (Фотобиблиотека ВС): blossfeldia

 

alt
alt
Храм Посейдона на мысе Сунион в Аттике. Построенный в VII веке до н.э., храм был разрушен персами в 480 году до н.э. После восстановления святилище украсили рельефами со сценами из мифов о войне кентавров с великанами-лапифами. Из тридцати четырех колонн храма до нашего времени сохранились только пятнадцать. Фото (Фотобиблиотека ВС): cris120587

 

alt
alt
Остров Миядзима. Префектура Хиросима. Здесь расположен главный синтоистский храм Японии Ицукусима, основанный в VI веке. Почти весь храмовый комплекс Ицукусима построен на сваях, затопляемых во время каждого прилива. Зрелище храма, стоящего на воде, не передаваемо. Одним из главных элементов храмового комплекса являются ворота-тории (на фото), связывающие мир людей с миром духов предков, которых чтят все японцы. Тории Ицукусимы построены в XII веке, их высота — 16,2 м. Фото (Фотобиблиотека ВС): Ekaterina Ravina

 

alt
alt
Казань. Восьмиминаретная мечеть Кул Шариф. Ее история чем-то схожа с историей Храма Христа Спасителя: когда-то она была такой же гордостью столицы своей страны — Казанского ханства. И столь же неумолима была к ней судьба: после взятия Казани войсками Ивана Грозного мечеть разрушили. Погиб и ее последний имам Кул Шариф, в честь которого назван построенный на старом месте новый храм, повторяющий формы и линии своего предшественника. Мало кому известно, что соборная мечеть Казани послужила прототипом для Собора Василия Блаженного — отсюда его такой восточный облик и тюрбаны вместо куполов. Фото (Фотобиблиотека ВС): Kuchkai_murza

 

alt
alt
Париж. Базилика Сакре-Кер — церковь «Святого Сердца». Этот храм, строившийся  с перерывами с 1876 по 1910 годы, посвящен памяти жертв франко-прусской войны (1870–1871). Базилика стоит на знаменитом Монмартре, поднимаясь куполами на 130 м над крышами города. При начале строительных работ под фундамент храма положили медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», футляр с французскими боевыми наградами и протоколом церемонии основания церкви. Фото (Фотобиблиотека ВС): Андрей Чупров

 

alt
alt
Амритсар. Индия. Штат Пенджаб. Армитсар — это главный город сикхов, живущих на северо-западе Индии. Сикхизм — интересная религия: не индуизм и не мусульманство, а некая форма индуистского протестантизма. Сикхи считают, что для спасения достаточно только беспредельной любви к Богу, а жрецы и обряды — не играют здесь никакой роли. Сикхов всегда легко узнать по тюрбану, длинным волосам и бороде. «Золотой храм» (на фото) в Армитсаре — главная сикхская святыня. Он был построен в 1577 году. Там хранится самый старый экземпляр их священной книги — Адигрантха. Фото (Фотобиблиотека ВС): Надежда Пятанова

 

alt
alt
Иркутск. Богоявленский собор. Храм основали в 1693 году. Первоначально он  был деревянным, но после пожара 1716 года его решили сделать кирпичным. Интересно, что новый храм повторял традиционные пропорции и формы, характерные для архитектуры XVI–XVII веков — шатровая колокольня и куб храма, в то время, как по России в моде был барочный стиль. Красивая роспись церковного экстерьера тоже характерна для допетровской Руси. Во время советской власти в храме был хлебозавод, выпекающий булочки — не самая плохая судьба для закрытых храмов. В 1968 году церковь признали культурным наследием. Реставрационные работы велись до 1985 года. Фото (Фотобиблиотека ВС): Алексей Шевелев

 

alt
alt
Кафедральный собор святой Живоначальной Троицы в Анадыре. Это самый большой деревянный православный храм в мире. Его высота составляет около 25 м, а площадь превышает 600 кв.м. Венчают собор девять куполов. А восемь колоколов рождают радостный благовест. Собор расположен на высоком берегу Анадырского лимана в центре столицы Чукотки. Благодаря медной кровле и золотистым деревянным стенам, издалека кажется, что храм как будто бы на него упал солнечный луч. Храм был открыт в 2005 году. Фото (Фотобиблиотека ВС): McClaud

 

alt
alt
Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV век. Новгородская школа в искусстве всегда выделялась на фоне остальных русских княжеств. Здесь явно просматривается связь с романской архитектурой, что легко объяснить: Новгород всегда вел активную торговлю с Европой. Однако архитектура вольного города никогда не калькировала европейские образцы: мотивы декора или моделирование внутреннего пространства храмов всегда были оригинальны. Фото (Фотобиблиотека ВС): Павел Плешаков

 

alt
alt
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Собор был заложен в честь Петра I — отсюда и происхождение названия. Речь шла о святом Исааке Далматском, день которого совпадал с днем рождения Петра (30 мая по старому стилю). Храм удался не сразу. Первый собор строили 34 года, с 1768 по 1802, по проекту Антонио Ринальди. Однако итог не понравился городским властям. Было очевидно, что строили наспех: даже колокольня была не завершена. Организовали новый конкурс, в котором победил Август Монферран. Новый собор строился еще 40 лет — 1818–1858. Именно он сейчас радует наш глаз своей изящной монументальностью. Фото (Фотобиблиотека ВС): Анна Камынина

Подбор Альбомов, 24.04.2009


Вернуться назад