ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Листая архивы: массовые галлюцинации в 1872 г

Листая архивы: массовые галлюцинации в 1872 г


26-12-2011, 08:04. Разместил: VP

 

«И учени соби монастырь на реце на Немне,
межи Литвою и Новымъ-городкомъ и ту живяше».
Галицко-Волынская летопись, 1263 г.

 


Как отмечают туристические проспекты, местечко Лавришево известно как историческое место возникновения первого православного монастыря на белорусских землях. И, хотя ни точное местоположение, ни год постройки этого культового объекта точно не установлено, неоднократно предпринимаются попытки найти это овеянное наслоением мифов место.


Проведенные в 2011 году археологические раскопки позволили, по всей видимости, установить первоначальное место расположения святыни. Было определено, что монастырь находился именно в селе Лавришево, недалеко от храма в честь Святого Елисея, а не в д. Гнесичи, как до сих пор считали многие историки. Однако еще одна попытка самодеятельных раскопок, предпринятая в 1872 г., привела к последствиям, в настоящее время известным только узкому кругу специалистов. Нет о них ни слова в путеводителях по Новогрудскому краю, ни в многочисленных публикациях про современный городок в интернете, ни на сайте лавришевского монастыря... [1, 2, 3, 4, 5].

 

Появление нерукотворных изображений на деревьях, «обретение икон», встречи с Богородицей и наблюдение религиозных знамений являлось массово распространенным феноменом до начала XX века. Из всех этих событий спустя сто лет на территории Беларуси мы продолжаем фиксировать в основном только появление святых ликов, в большинстве своем оказывающихся лишь интересным сочетанием природных факторов. Восстанавливая хронологию массового религиозного психоза тех лет, мы порой сталкиваемся с уникальными случаями, которые нам очень не хочется оставлять прозябать в пыльных архивах. Подобные истории дают ключи к пониманию как эволюции представлений об аномальном или божественном у населения, так и помогают разобраться в своеобразной мимикрии чудес под «совковую ментальность».

 

Уже в 1874 году посчитали, что публикующийся непосредственным участником событий отцом Климентом Савичем факт, кроме местного интереса, «может представить и общий научный интерес для наблюдения современной религиозной жизни народа с ея светлыми и темными проявлениями». Событие имело место предположительно в начале 70-х годов XIX века, скорее всего в 1872 году, на территории урочища Незвище1. О расположенном там холме среди населения бытовала «типовая» легенда о провалившемся в него монастыре, характерная для большинства регионов нашей страны. В данном случае легенда наложилась на историческую действительность – упоминание в летописях «монастыря на реце на Немне» и загадочный культовый объект было решено во что бы то ни стало раскопать.

 

Дело усугублялось и тем, что наградой могло стать нечто поценнее кладов и даже «восьми бочек с водкой». Речь идет о мощах преподобного Елисея – настоятеля и первого основателя монастыря, убитого бесноватым прислужником. Мощи Елисея не только излечивали одержимых, но и предотвратили разрушение монастыря чужеземцами. Татарам привиделось огромное войско, хотя на защите святилища не стояло ни единого человека, и они отступили. После этого «во время какой-то войны» мощи были скрыты в землю, и с течением времени место их погребения забылось, однако желающих найти чудодейственные останки и «исцелиться» было очень много. С течением времени и место сожженного неприятелем монастыря, и мощей, оказалось полностью утраченным.

 

Поэтому наиболее вероятным местом в народном сознании оказался холм в Незвищах, хотя более логично, даже по предположениям историков того времени, было бы искать в районе так называемой Сидоровой горы, находившейся от выбранного всего в нескольких сот метрах, или вообще в Лавришево. Как уже было упомянуто, про многие горы и холмы в нашей стране существуют легенды о провалившихся в них церквях, костелах, монастырях и даже ухнувших в них трактирах, причем легенды очень быстро трансформируются и уже в памяти следующего поколения обрастают новыми подробностями. Старые записи археолога В. Завитневича собранные им в XIX веке, говорят о том, что жители Борисовщины называли многие насыпи «шведскими могилами», но не французскими, так как в то время еще были живы те, кто помнил войну 1812 года. Но сейчас в тех же местах курганы называют не иначе как «местами захоронений французов наполеоновского войска 1812 г.» [1].

 


Где-то здесь и происходили описываемые события. Вид через реку на Незвищенские пейзажи.


К раскопкам подтолкнул и приезд ректора Минской духовной семинарии архимандрита Николая, который собирал сведения для своего «Историко-статистического описания Минской епархии». Посещение высоким церковным чином отдаленной деревни вызвало естественное предположение о том, что найдено место упокоения мощей, «открытия» которых ожидали многие.

Многим ослабленным продолжительным постом и бессонницей женщинам скоро стали являться некие фантастические образы. Почти сразу стали появляться слухи о носящихся в окрестностях холма «светлых венцах», «звездах», «огоньках» и т. п. Такой была подоплека дальнейших событий, последовавших за тем, как усилиями местных жителей в холме стала образовываться большая яма. Женщины принялись раскапывать землю руками, уверенные сами и уверяя других, что там должны быть найдены мощи угодника Елисея. Масла в огонь подливал и местный священник, который не только благословил на дальнейшее «черное копательство», но также совершал к холму крестные ходы и читал лекции о древности «сокрытого в нем монастыря».

Все вышеперечисленные события до такой степени экзальтировали и так набожных прихожан Лавришевской церкви, что для раскапывания, ночных бдений и видений в Незвище они стали собираться с небывалым прежде усердием, и молва о необычайных видениях на холме распространилась даже на отдаленные приходы. В 1872 году, начиная со Дня Святой Троицы, более месяца ежедневно массы народа из соседних городов стремились в урочище для созерцания знамений и проведения новых «земляных работ». Видений теперь стало значительно больше: многим виделся умиротворенный старец, окруженный детьми, держащими горящие свечи, другие замечали образа Спасителя и Божьей Матери и некого святого в архиерейских ризах. Были и те, кто утверждал, что они заметили здание храма и слышат звуки богослужения, вторые явственно видели распятого Спасителя и кровь, текущую из его ран, а третьи в щепках усматривали иконы. Говорили также, что была найдена какая-то книга с польскими текстами, так потом та книга на виду у многих взлетела в воздух, а буквы ссыпались к ногам зрителей!

Описанные видения являлись не каждому, а только «достойным», которых набиралось среди зрителей около половины. Объявились также «медиумы» – мальчики и девочки, которые указывали на те или иные видения и по-своему объясняли их («Маточка Боская не выходить, бо ее топчете»). Каждый из посетителей, переправившийся на пароме через Неман, полуверстовое пространство до холма с ямой, которую уже успели окрестить Святой, должен был пройти босиком и без шапки. Простой люд, дошедший до места, немедленно слышал звуки органов и костельного богослужения. Не обошлось и без реальных чудес: одна женщина, прибывшая на место с больным ребенком, возвратилась домой с ним, но уже с совершенно здоровым.

 


Современная переправа через Неман к Лавришевскому монастырю.


Неизвестно, к чему могли бы привести все эти действия: к организации новой псевдорелигиозной секты, или холм просто разнесли бы в платках и шапках для исцеления немощных родственников, но 24 июня к месту направился прослышавший о «чудесах» отец Климент Савич. Переправившись на пароме и взойдя на холм, он увидел яму, вырытую в сыпучем песке, которую окружал народ. На вопрос, видят ли они что-нибудь, был получен ответ, что «не все достойны видеть». После обещания, что откровенность не навлечет ни на кого никакой беды, из толпы вышел мальчик, лет 15, но его распухшие губы и резко бросавшаяся в глаза угловатость в действиях заставили предполагать, что он близок к сумасшествию. Мальчик прыгнул в яму и поведал всем собравшимся, показывая на обыкновенные бугорки: «Вот Пресвятая Богородица, вот Богомладенец, а вот и она сама». Даже после того, как священник разровнял неровности, народ продолжал видеть «святого в монашеской одежде» и «голову на крыльях». Некоторые же смогли выйти из религиозного экстаза, но далеко не все...

Вскорости, посредством начальника губернии, дело дошло и до Священного Синода. По его распоряжению лавришевский священник, читавший проповеди суеверному народу, был вначале отправлен в монастырь, а после в другую епархию самого скудного содержания. Яму засыпали, и поток паломников вскоре иссяк, однако в памяти надолго остались истории о чудесных видениях в яме у незвищенского холма. Даже после этого, когда в пределах Лавришевского прихода молния убила солдата, двух женщин, сожгла две деревенские хаты и стог ржи, приписали все тому, что была закрыта Святая яма.

 


Лик Девы Марии проявился на одном из склонов промышленного карьера «Каменка» в Кричеве.


При всем возможном скептицизме, который эта история вызывает, стоит отметить, что она может занять свое место именно в уфологических архивах. Места с явно нарушенной топологией пространства (горы, холмы, впадины, разломы и т.п.) не раз попадали в поле зрения многих исследователей аномального, в том числе и наше. Экспедиция, которую мы организовали в 2008 году, проходила недалеко от песчаного карьера, в окрестностях которого были замечены пролеты огненных шаров. Рассказывали мы и о появлении в меловом карьере под Кричевом лика Богородицы. НЛО часто видят и над карьером, оставшемся от добычи щебня под Микашевичами, часто наблюдают их в районе песчаного карьера, на краю г. Дзержинского. В одном из поселков Бурятии Саган-Нуре, построенном на территории угольного карьера, жильцы часто сталкивались с необъяснимыми явлениями сродни полтергейсту [6, 7, 8, 9]. Известный уфолог Дж. Рэндлиз также относит карьеры к «излюбленным местам» для НЛО [10].

Не в первый раз сталкиваемся мы и с тем, что древние захоронения, старинные культовые объекты и курганы оказываются в фокусе внимания неких странных «неземных» сущностей. Такие истории происходили в Барановичском, Оршанском районах и других точках нашей республики. Подобные места обладают способностью провоцировать возникновение особых состояний сознания при которых меняется ощущение человеком действительности, восприятие пространства, времени, психофизиологические характеристики организма. Если сейчас мы теоретизируем главным образом об НЛО, то 150 лет назад можно было говорить о «светлых венцах», «звездах», «огоньках» и богоподобных видениях. В Уфокоме изучается возможная взаимосвязь комплекса культовых памятников и аномальных явлений на конкретных территориях Беларуси, в частности – Пружанском и Вилейском районах.

Так что в массовой галлюцинации 1872 года нельзя целиком и полностью винить темный и забитый народ Северо-Западного края – история действительно представляет научный интерес и в полной мере, возможно, мы только сейчас приближаемся к ее осмыслению. И все же тонкую грань взаимосвязи аномальных зон и человеческого сознания пока сложно измерить общим аршином криптофизических дисциплин. Требуется дальнейшая серьезная научная работа по установлению новых корреляций в этой области и переход от микроуровня городов и регионов до макроуровня стран, континентов и целой планеты.

 

Примечания:


1. На сайте Лавришевского монастыря написано: «Враги понимали его громадное значение и старались не оставить камня на камне, т.е. никаких следов его существования. Мало того, чтобы изгладить совершенно из памяти народной и само имя монастыря, было придумано название для его развалин: «Незвище», и обыватели, как дрозды напетые, пошли называть это святое место «Незвищем». Теперь, благодаря графу Хребтовичу, устроен там небольшой деревянный храм. […]. На берегу Немана возвышается конусообразная гора – это место Лавришевского монастыря и теперь там стоит храм!». Утверждение спорное, но вдаваться в детали и спорить на исторические темы удел других публикаций.

 

 

Илья Бутов

 

Литература:


1. Дучыц Л.У., Клімковіч І.Я. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і Мастацтва, 2011. 266-267 с.
2. Труды Киевской духовной академии. Т. 1. 1874. С. 98-110.
3. Локотко А.И. Историко-культурные регионы Беларуси. – Мн., 2002.
4. Поклонская О. Тайны Свято-Елисеевского монастыря. http://www.oboz.by/articles/detail.php?article=4060
5. Сайт Свято-Елисеевского мужского монастыря. http://www.lavrishevo.org/
6. Послушаем о «Граните»! О жизни предприятия-гиганта рассказывает генеральный директор Степан Туровец. http://www.ng.by/ru/issues?art_id=44631
7. Чуприн В., Рыбина Н. г. Дзержинский Тарелки печаных карьеров // Московский комсомолец – 13.11.2000.
8. Маринин В. Приходящие из других миров // Красная звезда (Москва). - 11.11.2000.- 213.- C. 6.
9. Гайдучик В. И снова нерукотворные лики: Кричевская Богородица. http://www.ufo-com.net/publications/art-3962-i-snova-nerykotvornie-liki-krichevskaya-bogorodica.html
10. Рэндлиз Дж. НЛО. Сенсационные свидетельства очевидцев. М.: АСТ; Астрель, 2008. С. 466.

Выражаем благодарность М. Герштейну за предоставленные архивные материалы.


Вернуться назад