Ученые из университета Хоккайдо обследовали 150 человек в возрасте от 20 до 35 лет, которые весь рабочий день проводят за компьютером, и у 10 процентов из них обнаружили нарушения функции памяти. Пациенты жаловались на неспособность запоминать свои планы, обязательства, маршруты и даже просто повторить прочитанные слова. Некоторые даже теряли престижную работу, потому что напрочь забывали клиентов и их заказы. - Они теряют способность запоминать новое, вспоминать старое и отделять важное от случайного, - говорит доктор нейробиологии Тосиеку Савагучи. - Новое поколение глупеет. Врачи однозначно связывают это с распространением разнообразной электронной «внешней памяти», в первую очередь - с сервисами на компьютерах и в Интернете. По словам специалистов, молодые люди, выросшие среди компьютеров, отвыкают тренировать собственную память, потому что «внешняя память» всегда под рукой, а во-вторых, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность оценивать, что им действительно нужно, а без чего можно обойтись. Однако нашлись оппоненты, которые возражают своим коллегам. Возможно, молодежь вовсе не теряет память, а просто она становится другой. К такому выводу пришли психологи из Колумбийского и Гарвардского университета: они открыли, что современный человек старается запомнить не саму информацию, а место, где она находится. В первую очередь, это, конечно же, касается Интернета – глобального хранилища данных. Автор исследования Бетси Спарроу и ее коллега Дэниэл Уэгнер провели несколько экспериментов, которые позволили выявить особенности запоминания на добровольцах, сообщает novostinauki.ru. В первой серии участникам предлагалось запомнить некую фразу, например, «На холоде резина сохраняется дольше», а потом набрать ее в текстовом редакторе. При этом, половине добровольцев говорили, что информацию в дальнейшем уничтожат, а второй группе – что сохранят. Кроме того, в каждой подгруппе половину испытуемых просили максимально точно запомнить фразу. От их коллег этого не требовалось. Лучшие результаты по запоминанию показали те участники, которых предупредили, что информацию в дальнейшем сотрут. Во втором эксперименте от участников требовалось запомнить, где лежит файл с данными, которые они набирали. Выяснилось, что, если подопытным говорили, что информация будет лежать в особой папке, тогда они лучше запоминали, в какой именно. Как объясняют исследователи, мы стали лучше запоминать не саму информацию, а адрес, по которому ее можно найти, в ответ на огромные массивы данных, с которыми нам ежедневно приходится сталкиваться. Однако ученые предлагают не расслабляться. Что принесет интернетоголизм в будущем - неизвестно. Невролог, директор научно-исследовательского центра по изучению памяти и старения Семельского института неврологии и поведения человека и Центра по вопросам старения в Калифорнийском университете Гэри СМОЛЛ в своей недавно вышедшей книге «iBrain: Как пережить технологическое изменение мозга» ученый пишет: «...поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в «простых расшифровщиков информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются». По словам ученого, развивая способности оперативно обрабатывать информацию и эффективно принимать решения, люди катастрофически начинают терять навыки общения, интуиции. Перестают распознавать настроение людей по глазам, мимике, жестам - по сути, рушат те эмоциональные кирпичики, из которых строится семья, дружба, любовь. Другой недостаток киберкультуры - появление интернетзависимых людей, страдающих синдромом дефицита внимания. Но главное опасение: предрасположенность «цифровых аборигенов» к выполнению в киберпространстве нескольких действий одновременно. Постоянное сканирование следующей порции информации вызывает стресс. Более того, способно повредить нейронные связи в мозге. Оградить себя от серьезных последствий можно простым способом: нужно всего лишь время от времени отрываться от монитора в пользу семейного ужина или встречи с реальными, а не виртуальными друзьями. В конце концов, по мнению ученого, миром будут править не ботаники, живущие в Интернете, а люди, одинаково умеющие пользоваться плюсами интернет-технологий и уникальными возможностями личного общения (подробнее здесь).
Вернуться назад
|