ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > В поисках арктического смысла: что исследуют и ищут новые полярные экспедиции?

В поисках арктического смысла: что исследуют и ищут новые полярные экспедиции?


27-12-2010, 15:30. Разместил: VP

http://images.izvestia.ru/inauka/53487.jpgПолярная экспедиция "Арктика-2010", приуроченная к 165-летию Русского географического общества и проведенная клубом "Приключение" летом и осенью уходящего года, еще в октябре предъявила первый улов, доставленный с полуострова Таймыр: провизию из склада Русской полярной экспедиции Российской академии наук 1900 года, которой руководил барон Толль. Попробовав столетние консервы, чай и шоколад, все, включая специалистов из Россельхозакадемии и Росрезерва, убедились в их сохранности. Однако склад Толля был не единственной целью исследователей. О прочих находках и других маршрутах масштабного арктического похода, а также о великих полярных исследователях прошлого обозреватель "Недели" Ирина Мак поговорила с руководителем проекта Дмитрием Шпаро.

неделя: Шоколад, крупы и консервы, пролежавшие в ящиках в вечной мерзлоте сто лет, могли "накрыться" в момент, попав в обычную температурную среду.

дмитрий шпаро: Поэтому с мыса Депо на Таймыре эти продукты в термоконтейнерах доставили на вертолетах на остров Диксон, а оттуда - на самолете в Москву. Я очень просил летчиков, чтобы путь занял как можно меньше времени. Они сделали все блестяще.

Мы доставили часть продуктов из собственно склада Толля, обнаруженного нами во время экспедиции "Комсомольской правды" 1973 года, и из того, что заложили на хранение в 1974-м. Это был уже планомерный эксперимент по хранению продуктов в вечной мерзлоте. Заложили на шесть лет - до 1980 года, потому что именно столько хранятся продукты в государственном резерве, до 2000-го и до 2050-го. Теперь в мерзлоту опущены не только провизия, но и семена, и бактерии. В составе экспедиции - 18 человек из 11 научных институтов Россельхозакадемии и НИИ проблем хранения Росрезерва.

н: Я понимаю, в чем научная составляющая эксперимента. А практическое применение?

шпаро: Хранить продукты питания в вечной мерзлоте - энергосберегающая технология: на глубине полутора метров температура минус 37 градусов. Конечно, до Таймыра добраться трудно. Но есть же, например, заброшенные шахты в Воркуте, где тоже вечная мерзлота. Она покрывает более 60% территории России.

Курс на Землю Санникова

н: Страшно об этом думать. Может, поэтому первооткрыватели Русского Севера представляются нам не просто большими учеными, но и романтическими героями. Видимо, и о Толле можно это сказать?

шпаро: Безусловно. Эдуард Васильевич Толль шел на восток, к Новосибирским островам, искал Землю Санникова - он считал, что видел ее во время своей первой экспедиции. На Таймыре его яхту "Заря" задержали льды. Чтобы иметь во время зимовки возможность ездить по Таймыру и исследовать не нанесенные на карту берега, он заложил на глубине полутора метров склад продуктов. Но льды разошлись, и яхта пошла дальше. Толль в 1902 году погиб. Но приметы склада описаны в его дневниках. По этим записям мы их в 1974-м и нашли. Собственно, это даже не дневники, а письма Толля жене, вышедшие в виде книги в Германии в 1909 году. У нас их издали в 1959-м под названием "Плавание на яхте "Заря". И поскольку среди участников похода был Александр Васильевич Колчак, в то издание не вошла треть книги.

н: И до сих пор полностью она не издана?

шпаро: Уже достигнута договоренность о новом переводе и издании ее в России без сокращений. С Толлем в той экспедиции был и его ближайший друг Герман Вальтер, врач. Его могила на острове Котельном в архипелаге Новосибирских островов была одной из наших целей. В экспедиции Толля доктор Вальтер был врачом, бактериологом и вторым зоологом. Он не очень хорошо говорил по-русски, но был любимцем команды. На первой зимовке "Зари" Вальтеру не повезло - он провалился под лед и простудился, что дало осложнение на сердце. Следующей зимой ему стало хуже, и 3 января 1902 года доктора не стало. Толль был в страшной печали: плавание длилось два года, Землю Санникова так и не нашли... Прямо на яхте сделали Вальтеру железный крест. Толль считал, что на обратном пути экспедиция вернется и заберет останки доктора на Большую землю. Но сам погиб. И хотя через год в эти места отправилась спасательная экспедиция во главе с Колчаком, вошедшая в историю как самая известная спасательная полярная экспедиция всех времен и народов, спасти никого не удалось.

Дельта Хара-Улах в Якутии, где искали следы Питера Лассиниуса (фото: из архива Дмитрия Шпаро и клуба Приключение)
Дельта Хара-Улах в Якутии, где искали следы Питера Лассиниуса (фото из архива Дмитрия Шпаро и клуба "Приключение")

Экспедиция Толля была первой настоящей русской полярной экспедицией. У "Зари" были шансы первым из русских судов пройти Северный морской путь - к тому моменту в мире это смог сделать только швед Норденшельд на "Веге". А наши ледоколы "Вайгач" и "Таймыр" прошли этот путь только в 1913-м, во время экспедиции Вилькицкого.

н: Его упоминает в "Двух капитанах" Каверин: Вилькицкий открыл Северную Землю.

шпаро: Именно. Толль прошел мыс Челюскин - северную точку нашего материка - и сказал, оглядев обрывы, что геологическое строение этой земли таково, что наверняка к северу лежат большие земли. Это и есть та самая Северная Земля. Если бы Толль успел сделать шаг влево, он стал бы автором последнего великого географического открытия. Но вернемся к месту захоронения доктора Вальтера: я оказался там в 1974-м. В ту пору на острове Котельном, севернее могилы Вальтера, располагалась одноименная полярная станция, одна из самых крупных, а южнее находился аэродром "Темп", который снабжал многие экспедиции. Сейчас аэродрома нет, станцию переместили, и она совсем малюсенькая. Когда мы увидели памятник, ограды уже не было - цепи и колышки были свалены рядом с крестом, державшимся почти прямо. А в 2007-м мы отправляли туда одного немецкого туриста на собаках. И он сказал, что крест упал. Мы тогда подумали, что надо бы восстановить. И в этом году смогли это сделать.

н: Могила была цела?

шпаро: Полгроба плавало в подтаявшей воде. Но к перезахоронению наши ребята не были готовы - для подобных действий требуется санкция местных властей, все должно происходить в присутствии сотрудника прокуратуры, нужно согласие родных, а потомков Вальтера никто не искал. Провели лопаткой по подгнившей крышке гроба, а из-под нее показалась рука - полноценное запястье, обтянутое кожей, с ногтями. В вечной мерзлоте все сохранилось.

н: Как тот мамонтенок.

шпаро: Примерно. Закрыли гроб, выкачали воду из озерца, распилили найденные где-то бочки, сделали саркофаг, нанесли на это место землю, восстановили крест. Теперь думаем, что делать с могилой: долго она не проживет. В Германии нашлись родственники Германа Вальтера. Первым написал Рональд Вальтер - профессор, геолог, который сам побывал в Арктике. Вопрос о перезахоронении обсуждается. Поскольку с 14 лет Герман Вальтер жил в Тарту, где учился в университете и имел медицинскую практику, родные считают, что останки его можно было бы перезахоронить там, на немецком кладбище, где похоронены другие полярные исследователи.

Считая от Беринга

н: Вы упомянули немецкого туриста - на арктическом туризме можно заработать?

Дмитрий Шпаро после экспедиции 1973 года, с ящиком с овсянкой из склада Толляшпаро: Таких туристов очень мало - это страшно дорого. Час работы вертолета стоит на Диксоне 150 тысяч рублей, или $5000. Эти абсурдные цены - варварство и результат монополии. Я вспоминаю, как в 1998 году мы с сыном Матвеем пересекали на лыжах Берингов пролив. Мы шли по льду с Чукотки на Аляску и по мере приближения к американскому берегу - удивительное дело! - стали замечать в небе самолеты, большие и маленькие, которые сновали туда-сюда. На Аляске эскимосы посадили нас в самолет, летевший из маленького поселка в город Коцебу. В машине был один пилот - ни штурмана, ни стюардесс. Погрузил наши вещи, сел за штурвал - и полетел. И все дешево.

н: На чем летали вы во время летней экспедиции?

шпаро: На самолетах и вертолетах Управления авиации ФСБ России. В состав экспедиции, кстати, вошли четыре человека из Усть-Ленского заповедника, которые иначе как с нами попасть на Новосибирские острова, очень важные для их исследований, не могли. Авиация ФСБ сейчас единственная реально осуществляет по всей Арктике и дальние, и локальные полеты. Ее возглавляет героическая личность - генерал-лейтенант Николай Гаврилов, который, несмотря на три тысячи боевых вылетов в Афганистане, до сих пор сам сидит за штурвалом Ми-8 и даже летал на нем на Южный полюс - единственный случай, когда наш вертолет долетел до Антарктиды. И на нем же он сел на вершине Эльбруса, при том что Ми-8 поднимается максимум на 4800 м, а Эльбрус - на тысячу метров выше. Благодаря ему все осуществилось.

н: Вы говорите об этом так эмоционально, что невозможно не согласиться с важностью происходящего. Но если взглянуть на вещи трезво и оценить, что экспедиция среди прочего занималась поисками отеческих гробов, большинство наших сограждан, я уверена, сказали бы на это: тут людям трудно выжить, а вы о мертвецах.

шпаро: Я думаю, надо радоваться, что на фоне многого плохого происходит что-то хорошее, благородное, внутренне всем нужное... Уверен, никто не стал бы возражать. И летчиков не в чем упрекнуть: они совершают тренировочные полеты вдоль северной границы, и им было разрешено перевозить участников экспедиции только заодно с выполнением собственного задания. В этом нет никакого меркантильного интереса. Таким образом, летчики брали на борт участников двух наших отрядов: того, который отправился на Новосибирские острова, на могилу Вальтера, и второго, который в 60 км к востоку от Тикси искал останки лейтенанта Питера Лассиниуса. Лассиниус - офицер русского флота, командир одного из отрядов Великой северной экспедиции Витуса Беринга 1733-1743 годов - самой многочисленной и дорогой северной экспедиции в истории. Российская империя потратила на нее четыре процента годового бюджета страны. В этой экспедиции работало 5 тысяч человек, она нанесла на карту все северные и восточные границы России, исследовала пространство Восточной Сибири, проложила дорогу в Японию и открыла путь на Аляску, в Америку. Беринг дошел как раз до Аляски.

н: То есть картой Севера России мы обязаны экспедиции Беринга?

шпаро: Абсолютно. И Семен Челюскин, именем которого назван самый северный мыс Евразии, был штурманом в Ленско-Енисейском отряде экспедиции Витуса Беринга, которым руководил Василий Прончищев. А другой отряд, Ленско-Колымский, который шел от Лены не на запад, как Челюскин, чтобы нанести на карту очертания Таймыра, а на восток, до Колымы, в сторону пространства, которое позднее было названо Беринговым проливом, возглавлял Лассиниус. Он потерпел неудачу: во время зимовки из 45 человек отряда 38 умерло от цинги. Он умер первым. Их общее захоронение не нашли, потому что никто не искал. Но они успели построить целую казарму с каменным фундаментом.

н: Они - это матросы?

Герман Вальтершпаро: Да, и офицеры. Но офицеры шли в экспедицию добровольно. Причем в командный состав брали только российских подданных. По ходатайству Беринга исключение сделали для четверых, и только один Лассиниус руководил отрядом. И мы искали место, где этот отряд окончил свои дни. Судя по всему, нашли. Я надеюсь, что в будущем году найдем и все, что осталось от казармы и могил.

н: Как это все можно обнаружить?

шпаро: Мы ищем следы Лассиниуса третий сезон и в этом году привлекли высокие технологии. Сделать снимки со спутника с помощью инфракрасного излучения помогла российская компания "СканЭкс": в отсутствие снежного покрова инфракрасные лучи позволяют прощупывать землю на приличную глубину. Обидно, что мы заказали снимки загодя, до экспедиции, а получили их после ее окончания: спутник делает снимки только в хорошую погоду, а ее пришлось долго ждать.

Открывая Северную Землю

н: Почему полярные экспедиции были так актуальны в начале XX века?

шпаро: Не только тогда. Идея экспедиции Беринга была озвучена Петром I, но состоялась она уже при Анне Иоанновне. У страны не было полноценной карты, русские цари не знали, чем владеют.

н: И потому русские мореплаватели продолжили эпоху Великих географических открытий.

шпаро: Ну да. Потом был всплеск в начале XX века, когда границы надо было уточнить, определить рельефы. И наконец, наступила эра советского вторжения в Арктику. Думаю, и Ленин, и Сталин отлично понимали ее значение. Другое дело, что были варварские методы заселения этого пространства, был ГУЛАГ...

н: Лагеря были даже на арктических островах...

шпаро: Где гибли тысячи и тысячи... Но одновременно была организована наша первая дрейфующая станция во главе с Папаниным. И появились первые полярные летчики... Существовали государственные люди, которые понимали необходимость этих исследований. И мне кажется, что сейчас государство должно инициировать этот процесс. Если в Арктику каким-то образом не заманить молодежь, не сделать исследование Севера престижным и доходным, ничего не будет.

н: В советское время, насколько я помню, были нанесены на карту последние северные территории.

шпаро: На острове Средний на Северной Земле есть маленький музей первопроходцев - Ушакова, Урванцева, Ходова и Журавлева. Эти четверо в 1931-1932 годах фактически нанесли Северную Землю на карту. Есть даже так называемая карта Урванцева. Николай Николаевич Урванцев открыл месторождения руды в Норильске, и он построил там первый дом. После того как Урванцев составил свою карту и получил орден Ленина (вместе с Ушаковым), он был отправлен в итоге в лагерь, в тот же Норильск, где пробыл 25 лет. Под конец он уже был в ссылке и работал главным инженером, но покинуть эти места не мог.

Разрушенная могила Вальтера, какой ее обнаружила нынешняя экспедиция
Разрушенная могила Вальтера, какой ее обнаружила нынешняя экспедиция

н: Вы застали его в живых?

шпаро: Да, мы общались с ним и его женой Елизаветой Ивановной, я бывал у них в маленькой квартирке в Ленинграде, где они жили после реабилитации. Даже написал о нем в "Правде" статью "Есть у Севера свой Колумб". Гениальный человек. И родина его отблагодарила.

Прототипы "Двух капитанов"

н: Главным, а для многих единственным источником знаний об исследователях Арктики для нас остаются "Два капитана" Вениамина Каверина. Я знаю, вы с ним общались.

шпаро: Да, в 1973 году. Тогда мы организовали 30-дневную экспедицию и отправились искать остатки русских полярных экспедиций на Таймыре и островах. Составили грамотную научную программу, искали следы экспедиции Русанова, как раз тогда и нашли склад Толля.

н: А экспедицию Русанова нашли?

шпаро: Только их стоянку. Это место теперь называется мысом Русановцев. Но там не было никаких документов, и причина гибели людей так и осталась тайной. А вернувшись в Москву, я почему-то решил перечитать "Два капитана". Читаю, что в верховьях Пясины нашли багор. А в связи с поисками следов экспедиции Русанова все обсуждали, что они тоже дошли до устья Пясины и потом на некоем волоке пошли дальше, и даже есть там могилы некоторых участников... Я слышал об этом из каких-то местных рассказов, и все очень перекликалось с романом. Узнав в Союзе писателей телефон, я позвонил Вениамину Александровичу. Он объяснил, как найти его в Переделкине. И я начал его спрашивать об источниках, которыми он пользовался. Он сказал, что имел в виду экспедицию Седова. И был еще штурман экспедиции Брусилова Валериан Альбанов, совершивший путешествие по дрейфующим льдам. Кстати, экспедиции Брусилова, Русанова и Седова состоялись одновременно, в 1912 году. Кроме того, Каверин использовал фрагменты дневников Роберта Скотта, начальника британской экспедиции к Южному полюсу. Причем в романе видно, что прямо куски реальных дневников взяты...

н: В качестве дневников штурмана Ивана Климова?

шпаро: Да, например, там есть эпизод, когда человек в спальном мешке падает с айсберга. Это реальная история, вычитанная Кавериным. И он говорил, что очень много документальных фрагментов в романе есть, но к экспедиции Русанова 1912 года, застолбившей, между прочим, уголь на Шпицбергене для России, это не имеет никакого отношения. Тогда я сделал для себя вывод, что существует некая арктическая логика. И когда писатель смотрит на карту и размышляет, что могло случиться с людьми на судне, затертом льдами, он следует той же логике, что и реальные полярники n

Политическая геология

Одновременно с "Арктикой-2010" стартовала трехмесячная экспедиция в Северный Ледовитый океан на судне "Академик Федоров". 28 июля 2010 года ученые отправились из Архангельска собирать для комиссии ООН доказательства принадлежности к России районов континентального арктического шельфа, в которых были обнаружены гигантские запасы полезных ископаемых. Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева с геологической точки зрения продолжают ее континентальный шельф, она получит право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров в Арктике и на разработку месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный полюс. Заявку России обещают подготовить к 2013 году.

В Арктике "Академика Федорова" сопровождал атомный ледокол "Ямал": корабли встретились в Баренцевом море, в районе пролива Вилькицкого. 2 августа глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" впервые достигли дна Северного Ледовитого океана в точке полюса. На глубине 4 тысячи 300 метров были взяты пробы воды, грунта и установлен российский флаг.

Известно, что исследования арктического шельфа Россия вела еще с конца 1920-х. Теперь же, в связи с повышением температуры, ледяной покров летом разрушается и возможностей для исследований, добычи полезных ископаемых и транспорта становится больше.

Однако статус этой территории изменился. Если в советское время все, что было расположено между нашими границами и Северным полюсом, де-факто признавалось зоной СССР, то после распада Союза, когда МИД России подписал морскую конвенцию, наши права на шельф не так очевидны.


Вернуться назад