ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Гимн о сотворении Мира
Гимн о сотворении Мира1-12-2010, 20:12. Разместил: pl |
Давным-давно Человек задумался о том, как возникло Мироздание и по каким законам Оно существует. Погрузившись в размышления и отметая одну неверную мысль за другой, Человек достиг такого состояния сознания, когда его мысли стали кристально чисты и в них, как в отражении, Он увидел Единство и Гармонию всего сущего. Осознав Это, Человек написал: 1.1 Не было тогда не-сущего и не было сущего. 1.2 Не было тогда ни пространства воздуха, ни неба над ним. 1.3 Что двигалось чередой своей? Где? Под чьей защитой? 1.4 Что за вода тогда была — глубокая бездна? 2.1 Не было тогда ни смерти, ни бессмертия. 2.2 Не было признака дня или ночи. 2.3 Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону, 2.4 И не было ничего другого, кроме него. 3.1 Мрак был вначале сокрыт мраком. 3.2 Все это было неразличимой пучиною. 3.3 Возникающее, прикровенное пустотой — 3.4 Оно одно порождено было силою жара. 4.1 Вначале нашло на него желание. 4.2 Это было первым семенем мысли. 4.3 Проистеченье сущего из не-сущего открыли 4.4 Мудрецы размышлением, вопрошая в сердце. 5.1 Поперек была натянута их бечева. 5.2 Был ли низ тогда? Был ли верх? 5.3 Были плодотворители. Были силы растяжения. 5.4 Порыв внизу. Удовлетворение наверху. 6.1 Кто воистину ведает? Кто возгласит это? 6.2 Откуда родилось, откуда это творение? 6.3 Потом появились Боги, ибо Боги создали Мир. 6.4 Так кто же знает, откуда он появился? 7.1 Откуда это творение появилось? 7.2 То ли само себя создало, то ли нет. 7.3 Надзирающий над Миром в высшем небе — 7.4 Только он знает это или не знает. Через многие тысячи лет другой человек прочитал этот Гимн и осознал, что ответы на эти же самые вопросы он ищет всю свою жизнь. Тогда он решил перевести смысл Гимна на современный ему язык и вот что получилось: 1.1 Не было ни вакуума, ни материи. 1.2 Не было ни пространства-времени, ни Вселенной. 1.3 Что же было? Как определить многообразие предвселенных1, в котором пребывала наша Вселенная? Обладало ли это многообразие свойствами самоорганизации (суперразумом)? 1.4 Что же это было за многообразие? 2.1 Не было времени. 2.2 Не было эволюции. 2.3 По своим законам, не проявляясь в известных формах материи и пространства-времени, существовало многообразие предвселенных, 2.4 И ничего не было, кроме этого многообразия. 3.1 После рождения нашей Вселенной из «Ничего»2 начальная стадия эволюции Вселенной была вакуумной. 3.2 Начальное состояние не имело какой-либо структуры3. 3.3 Однако в этом начальном вакуумном состоянии начался процесс 3.4 Рождения ультрарелятивистских частиц, приводящий к возникновению горячей плазмы и расширяющегося космологического пространства. 4.1 У Мирового Разума4 появилось желание сформулировать основные цели эволюции и начать их реализацию5. 4.2 Это было первым семенем мысли Мирового Разума. 4.3 Процесс возникновения Вселенной, заполненной частицами, из начального вакуумного состояния могут исследовать 4.4 Мудрецы путем размышлений, самопознания и самосовершенствования6. 5.1 При установлении контакта мудреца с Космосом индивидуальный разум сливается с Мировым Разумом. 5.2 Можно ли в этих условиях говорить об индивидуальном разуме и о Мировом Разуме по отдельности?7 5.3 Сами индивидуальные разумы на определенном этапе были созданы Мировым Разумом. Были причины, по которым индивидуальным разумам следует существовать отдельно от Мирового Разума. 5.4 В отделении индивидуальных разумов заинтересован сам Мировой Разум. 6.1 Кто же знает всю информацию о рождении и эволюции Вселенной? Кто расскажет об этом? 6.2 Какими свойствами обладало многообразие предвселенных? 6.3 Многие функции Мирового Разума появились уже в ходе эволюции Вселенной, в том числе сформировались и те свойства самоорганизации Вселенной, которые обеспечили возникновение галактик, звезд и планет. 6.4 Так кто же знает, как возникла Вселенная?8 7.1 Из какого многообразия предвселенных появилась наша Вселенная? 7.2 Родилась ли она спонтанно, или же процесс ее рождения управлялся Суперразумом многообразия?7 7.3 Мировой Разум нашей Вселенной 7.4 То ли знает ответ на этот вопрос, то ли не знает. Интерпретация Гимна: квантовая геометродинамика и философия. Интерпретация Гимна возможна только как целостного произведения, отдельные понятия в нем или отдельные части самостоятельного смысла не имеют. Отдельные понятия интерпретируются только в рамках целостной логики произведения, расчленить которое, давая частные представления об отдельных элементах невозможно. Именно и только целостный взгляд на текст позволяет выявить его логическую структуру. Само построение Гимна дает важнейший пример того, как систему нельзя разделить на части в процессе ее познания. Можно думать, что древние мудрецы саму общую структуру текста сделали примером целостной системы, «закодировали» информацию о путях познания таких систем. Мы будем говорить о четырех частях Гимна, но то, что это действительно части, выявляется только при изучении всей структуры в целом, то есть часть приобретает смысл только в рамках целого! Первую часть Гимна составляют первые два четверостишия. Ее главное предназначение — зафиксировать существование надфизической, надвременной реальности, указав при этом, что для характеристик этой реальности нельзя использовать даже такие фундаментальные понятия как пространство-время, вакуум и материя. Вторая часть — это третье четверостишие и первые две строки четвертого. В этих шести строках содержится колоссальное количество информации. Так, в первой строке второй части сформулирована идея Начала Мира, который исходно (!) бесструктурен, не имеет привычной для наших представлений структуры (вторая строка); в первой строке четвертого четверостишия впервые формулируется идея Мирового Разума, а во второй строке указывается, что в его функции входит планирование эволюции. Таким образом, в нескольких строках содержится и идея Начала, и его характеристика, и появление Мирового Разума, и планирование им эволюции мироздания. В следующую часть текста входят лишь две строки четвертого и пятое четверостишие. Но в этих строках ставится целиком вся проблема познания Мира! В строке 4-3 указывается, что является объектом познания (происхождение сущего из не-сущего), в 4-4 — кто есть познающий субъект и какими интеллектуальными и моральными качествами он должен обладать. Речь идет об осуществлении познания «размышлением, вопрошая в сердце». Последние слова фактически означают, что познание доступно лишь некоему субъекту, сочетающему в себе и мудрость, и высокую нравственность. Почему по одному слову (например, «сердце») можно понять смысл всей фразы? Да только потому, что оно понимается в контексте целого. Далее, в строках 5-1 и 5-2 дается характеристика процесса познания, а именно, декларируется отсутствие иерархии среди познающих субъектов. По сути дела, эти четыре строки, особенно последние две, содержат концепцию Нирваны, положенной затем в основу всей восточной философии в качестве цели процесса самосовершенствования и первого этапа познания мира. В строках 5-3 и 5-4 указывается, что отделение субъекта познания также произошло в ходе эволюции и, более того, этот процесс был мотивирован. Фактически здесь изложены основы антропного принципа. Заметим, что выше мы обсуждали практически те же понятия, посвящая им целые разделы книги, правда, более количественно. В тексте же Гимна сложнейшие концепции укладываются в одну фразу или даже одно слово. Подчеркнем еще раз, что сама возможность нахождения смысла обеспечивается системностью и целостностью всего текста Гимна. Еще одна часть, последняя — это шестое и седьмое четверостишия. Строки 6-1 6-2 возвращают нас на рубеж между первой и второй частями, между надфизической и физической реальностями. В этом же месте ставится вопрос о возможностях познания самого процесса выделения физической реальности из надфизической. Строка 6-3 указывает, что эта задача существенно иная, чем познание нашей Вселенной, которая создана богами — функциями Мирового Разума. В 6-4 просто усиливается этот вопрос на эмоциональном уровне. Однако является ли выделение физической реальности спонтанным, или этим процессом целенаправленно управляют с надфизического уровня? Этот вопрос ставится в первой и второй строках седьмого четверостишия. Вместе с тем, в строках 7-3 и 7-4 указывается, что даже для Мирового Разума познание процесса рождения Вселенной является сложной задачей. Так что данная концепция содержит в самой себе источник движения и открыта для продолжения познания. Приведем далее построчный «перевод» Гимна на язык современной фундаментальной науки. Примечания к интерпретации Гимна. 1. Многообразие предвселенных в квантовой геометродинамике называется суперпространством Уилера.
2. Процесс рождения Вселенной может происходить одним из следующих трех способов: рождение из «пространственно-временной пены», вследствие эволюции «черной дыры», либо в суперпространстве в результате взаимодействия других вселенных (см. также примечание 8). 3. В начальном состоянии Вселенной пространство-время обладает максимально возможной симметрией и, кроме того, является пустым. Тот факт, что пространство должно быть почти пустым, обеспечивает решение одной из глобальных космологических проблем — проблему горизонта. 4. Предполагается, что Вселенная, выделившаяся из «Ничего», любым из трех вышеописанных способов, сразу, с момента рождения обладает собственным разумом, правда еще не развитым. 5. Для рождения частиц и возникновения Вселенной, обладающей сложной структурой, необходимо немного нарушить симметрию пространства-времени. В тексте Гимна утверждается, что генерация возмущений – функция Мирового Разума. Одна из целей эволюции, как мы ее сейчас понимаем, состоит в образовании всевозможных сложных структур по иерархии: галактики, звезды, планеты, органические соединения, жизнь, разум. Эта цель может быть достигнута путем тщательного согласования различных вакуумных подсистем. Для возникновения этих структур считается, что нужны реликтовые флуктуации. Можно понимать текст, как указание на участие Мирового Разума в формировании этих структур. Еще одна цель эволюции — рождение дочерних вселенных, например, путем создания «черных дыр» и их последующей трансформации. 6. Чисто научный метод исследования процессов рождения и эволюции Вселенной, по-видимому, обладает ограниченными возможностями. Познающий же субъект может добиться успеха только на пути изменения самого себя, только благодаря расширению своих возможностей, что обусловлено всей совокупностью его личностных качеств. 7. Существуют ограничения в возможностях локально воспроизводимого эксперимента в познании мира. В частности, в нем не решается одна из проблем, возможно, ключевая для всего процесса познания – установление природы квантовой целостности, а также не удается построить динамику физического вакуума в реальном времени и детально описать процесс рождения Вселенной. Эти строки можно понимать и как указание на существование альтернативного пути познания при слиянии разума познающего субъекта с Мировым Разумом. 8. Сразу после рождения Вселенной ее разум находится в еще не развитом состоянии. Поэтому Мировой Разум может и не знать всех деталей процесса рождения Вселенной из «Ничего». По указанным причинам, даже установив контакт с Мировым Разумом, т.е. дополнив научный метод познания некоторыми духовными принципами, мы, может быть, так до конца и не познаем истину. Хотелось бы добавить, что не только в Гимне Ригведы мы находим удивительные слова-откровения, истинный смысл которых устанавливается только современной фундаментальной физикой. Так, в упанишадах существовало понятие Брахмо — некоторой гомогенной субстанции, наполняющей все вещества и все предметы. При этом рассматривались два «типа» Брахмо — индивидуальное и космическое, которые, однако, в основе своей полагались тождественными. Не о вакуумных ли структурах, объединяющих природой своей макро- и микрокосм, увиденных и уловленных мыслью и сердцем мудрецов древности, говорят эти слова? Не о целостной ли природе всего суперпространства говорится в описании того, что предшествовало Творению: «Без дуновения дышало Единое и ничего, кроме него, не было»? И до сих пор мы размышляем над возможностью и способами познания целостности, пытаясь понять то, о чем Яджнавалкья, мудрец периода Упанишад, говорил: «…То великое, запредельное существо полностью состоит из знания. Из этих сутей оно воздвигается и в них исчезает. Ибо, где есть двойственность, там один видит другого,…там познает один другого. Но где все стало своим собственным «я», то как кто кого-либо иного может видеть,…как может кто кого-либо познавать? Как можно познавать познающего?» Ригведа, где записан этот Гимн, — уникальный памятник древнеиндийской культуры — послужила основой для многих направлений и ответвлений восточной философии. Ригведа представляет собой набор текстов — гимнов, в которых фиксируются, в частности, космологические представления ведийской мифологии. Известно, что ведийские арии во втором тысячелетии до н.э. вторглись в северо-западную Индию и постепенно расселились на юг и восток полуострова. Однако считается, что истоки ведийской культуры лежат в мифологических и религиозных представлениях населяющих Индостан индоевропейских племен еще более раннего периода. Космологическая модель ведийской мифологии исходит из противопоставления неорганизованного, ограниченного и вселяющего страх хаоса организованному, безграничному пространству космоса. В структуре сопряженных между собой времени и пространства выделяется центр мира, играющий основную роль в дальнейшей его эволюции, и отступающая, приверженная еще хаосу, периферия. Главными метафизическими категориями ведийской философии являются следующие: сущее, не-сущее, связанное, несвязанное. В ведийской концепции наличествует и глубокий внутренний изоморфизм макро- и микрокосма (например, происхождение частей мира из членов тела первочеловека Пуруши, описанное в упанишадах — древнеиндийских комментариях к священным книгам и текстам). Ядро ведийской модели мира содержится в космогонических мифах, их которых наиболее интересным для нас является 10-й Гимн Ригведы. Вообще говоря, от доарийской цивилизации до нас дошло около ста таких Гимнов — отдельных глав Ригведы, но выделяется своим содержанием именно этот космологический гимн. Причина этого становится хорошо понятной при сравнении различных концепций мироздания, изложенных в космогонических мифах древности. Дело в том, что многие такие модели мира содержали только статическое описание акта творения мира и его дальнейшего существования, в них все «разъяснялось», никакие вопросы не оставались без ответа. Да и задавать вопросы в рамках таких моделей было бессмысленно: категоричность и узость ответов была очевидным следствием крайне примитивной и принципиально неверной умозрительной конструкции. Космологический Гимн Ригведы представляет собой высокоинформативное и вполне научное описание процесса возникновения мира, причем в рамках такой модели мировой эволюции оказывается, что далеко не на все вопросы человек (да и не только человек!) может ответить, что процесс познания далеко не завершен. Как ни удивительно, древние ведийские представления о Мире достаточно полно отражают современную точку зрения на происхождение Вселенной и хорошо сочетаются с идеями фундаментальной физики на рубеже XXI века. Построение следующей модели Мира в ближайшем будущем, на новом витке истории, парадоксальным образом сталкивается с необходимостью искать ответы на те же вопросы, которые были сформулированы несколько тысяч лет тому назад! Причем, что особенно важно, были сформулированы именно с точки зрения на Мир, как целостную систему. Вообще, история создания такого произведения как Гимн Ригведы представляет собой некую загадку, поскольку этот памятник культуры явно выделяется из остальных глубиной постановки проблем и системностью охвата различных аспектов эволюции Мира в целом. Особенностью всей Ригведы, изумляющей всех, кто с ней знаком, является то, что система ее гимнов представляет собой очень обширный комплекс, единую структуру понятий, скоррелированных между собой нетривиальными многофункциональными и многопараметрическими взаимосвязями. По своей сложности и системности эти взаимосвязи не только не уступают, но, по мнению многих исследователей, и превосходят систему функциональных взаимосвязей современной науки. На чрезвычайно высоком уровне ставятся и обсуждаются важнейшие проблемы функционирования целостного мироздания, в частности, проблема познаваемости мира, обсуждение же границ и возможностей этого познания происходит не только на человеческом, но и на некотором сверхчеловеческом уровне с привлечением сверхразума. Трудно понять, что породило столь высокий уровень абстракции, какие прозрения или откровения легли в основу этого произведения. Отметим, что сегодня с позиций науки можно сказать, что сама постановка этих проблем требует глубочайших знаний, которые появились в нашем арсенале лишь в результате и в ходе нескольких научно-технических революций. Сейчас мы тоже приблизились к постановке этих проблем, но, подойдя к ним вплотную, обнаружили явную ограниченность наших возможностей. Между прочим, у нас нет никакой информации о том, что четыре тысячи лет тому назад создатели космологического Гимна обладали огромным опытом познания мира, нет никаких следов и проявлений существовавших в то время супертехнологий (даже ограниченных в пространстве и времени), необходимо развивающихся в процессе накопления абстрактных знаний. Иначе говоря, указания на длительный период накопления знаний о мире отсутствуют, но конкретное произведение, поражающее глубиной осмысления многофункциональных связей, существует. Можно, впрочем, выдвинуть некоторую гипотезу о происхождении этого краткого, но необыкновенно емкого глубоко научного текста. Не исключено, что его создатели обладали мозгом, «включенным» на большую мощность, задействующим гораздо больше своих интеллектуальных потенциальных возможностей. Результатом этого стала бы намного меньшая селекция информации, чем это имеет место в нашем мозгу при проведении и интерпретации локальных воспроизводимых экспериментов. Именно обладание сверхразвитым мыслительным аппаратом позволило бы Человеку познающему сделать наблюдение вещей и процессов в мире и в себе самом реальной альтернативой стандартному пути познания. Возможности человека как исследователя природы на уровне локальных воспроизводимых экспериментов на самом деле достаточно быстро исчерпываются. Становится необходимым уметь видеть и ощущать мир как целостный объект во всей сложности и многообразии взаимосвязей его элементов. Для этого требуется намного более эффективное использование мозга, чем то, которого было достаточно еще вчера. Более развитый мозг обеспечивает возможность не только мысленно охватить весь мир и увидеть во всей полноте внутреннюю структуру его организма, но и более эффективно управлять своим собственным организмом. Именно эта возможность предоставляется, например, в культуре йогов, которая также может быть наследием доарийской цивилизации. И в этом смысле анализ опыта древней цивилизации весьма интересен, особенно если бы это дало нам возможность увидеть мир во всей его сложности для формирования нового подхода к процессу познания. Использованы материалы книги Н. Н. Латыпов, В. А. Бейлин, Г. М. Верешков ВАКУУМ, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ И ВСЕЛЕННАЯ. Вернуться назад |