ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Спи, моя радость... / Парадокс

Спи, моя радость... / Парадокс


16-02-2010, 09:20. Разместил: VP

В детских снах запрятана масса ценных сведений не только о страхах и желаниях ребенка, но и о его здоровье в будущем

 

Детские сны в последнее время стали часто попадать в поле зрения ученых по всему миру. Заглянув в этот неведомый мир, исследователи пытаются найти ключ к разгадке проблем, возникающих в том числе и в зрелом возрасте. И не только психологи интересуются тем, о чем грезят наши дети и что из увиденного запоминают лучше всего. Недавно закончено совместное исследование российских лингвистов и психоневрологов под названием "Рассказы о сновидениях". Ученые записывали на пленку впечатления детей об увиденном во сне, а потом анализировали полученную информацию. Оказалось, в детской дреме запрятана масса ценных сведений. И если правильно расшифровать сон, можно узнать не только о страхах и желаниях ребенка, но и о его здоровье в будущем.

 

Разговоры по душам

 

Несколько лет назад отечественные психоневрологи осуществили подробный контент-анализ детских снов, включая их цветовую насыщенность, и пришли к выводу, что одно лишь содержание грез не отражает полной картины психического состояния ребенка. Не менее любопытно и то, как ребенок рассказывает о своих снах. Помощи решили поискать у лингвистов. Это вылилось в плодотворное сотрудничество ученых из РГГУ, Института языкознания РАН, МГУ и психоневрологов Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова. Сообща они взялись выяснить, насколько речь здоровых детей при пересказе своих снов отличается от речи больных невротическими расстройствами, чтобы впоследствии найти новые способы их лечения. В исследовании участвовали 70 с лишним детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет (соотношение здоровых и больных распределили примерно поровну). Ученые записали и проанализировали 129 услышанных историй. "Мы слушали рассказы детей сразу после их пробуждения, - говорит доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней факультета послевузовского профессионального образования врачей ММА им. И. М. Сеченова Елена Корабельникова. - Дело в том, что, слушая детей, особенно маленьких, сложно отличить, где у них сон, а где - фантазия. По пробуждении же у них, с одной стороны, еще свежи образы сна, а с другой - они не успевали добавить к увиденному вымысел".

 

Рассказы о сновидениях записывались с особой тщательностью, фиксировалось все - от малейшей заминки и вздоха до появления еле уловимых изменений в голосе. "Мы оценивали способность изложить сюжет, - объясняет заместитель директора Института лингвистики РГГУ доктор филологических наук Вера Подлесская. - Оказалось, что дети с невротическими отклонениями очень любят отступать от сюжета. Об одном и том же они рассказывают с разными деталями, пытаются погрузиться глубже". Если изображать такое повествование графически, то история здорового ребенка, учитывая все компоненты рассказа, будет больше походить на обычное дерево, объясняет Вера Подлесская, а у ребенка неуравновешенного получится нечто вроде японских бонсаев.

 

Это, кстати, весьма неожиданно - ведь мы привыкли считать, что чем красочнее рассказ ребенка и замысловатее сюжетная линия, тем больше у нас оснований считать маленького повествователя хорошо развитой творческой личностью. То есть ставить малышу плюс и отнюдь не бежать к психоневрологу. Но, оказывается, сюжет сюжету рознь. Примеры? "Мы с папой ехали по городу, потом мы вышли отдохнуть, и вдруг я пришел к машине, а машины не было. И я пошел дальше искать машину. Вдруг я увидел милиционера и спросил у него, как добраться до дома. И он позвонил домой, и за мной приехали и отвезли домой". Подобному сну 9-летнего мальчишки специалисты найдут простое объяснение. Ребенок спроецировал во сне свой страх потеряться, а мозг смоделировал эту ситуацию, в конце концов разрешив ее благополучным образом.

 

А вот другой такой сон. "Мы шли с мамой по лесу в магазин. Это был день. Не лес был, а какой-то проселочек. И вот когда мы с мамой шли, я вижу, к одному толстому дереву привязан какой-то старец, у него длинная борода, он седой. И он не привязан, а прибит гвоздями не за руки, а за рукава пальто. Пальто было клетчатого, серого цвета. И голова у него была наклонена вниз, так что я не смогла посмотреть точно его черты лица. И я испугалась..." По этому отрывку описания сна 12-летней девочки специалист четко определит проблему - чрезмерное увлечение ребенка конструкциями с противопоставлением "не это, а то". А оно указывает на отступление от нормы в психическом развитии.

 

Сон в руку


Впрочем, предупреждают специалисты, если вы решитесь взять на вооружение их метод трактовки снов, будьте осторожны. Нет нужды сразу же бежать с ребенком к врачу, лишь стоит ему, проснувшись, чересчур увлеченно, да еще и в подробностях рассказать об увиденных грезах, которые вас по тем или иным причинам насторожат. "Конечно, этот метод не является первичным, - говорит Вера Подлесская, - это вспомогательный инструмент, попытка посмотреть на проблему с другой стороны". Способность обращать внимание на детали и глубоко анализировать полученную информацию сама по себе не является симптомом. Но вот если ее регулярно станут подкреплять сны, оставляющие у ребенка чувство тревоги, тогда есть смысл обратиться к психологам. Тем более что и время, в которое мы живем, накладывает свой отпечаток на формирование личности ребенка. Так, в последние годы количество детей с диагнозом невротических расстройств неуклонно растет: по некоторым данным, ими страдают до 65 процентов подрастающего поколения. И сновидения могут быть именно той почвой, на которой могут произрастать первые отклонения от нормы в виде неприятных, а то и страшных для ребенка образов.

 

"Дети начинают видеть сны задолго до того, как понимают их природу, - объясняет Елена Корабельникова. - Ребенок трех-четырех лет не понимает, что сны - это продукт деятельности мозга, и считает, что они сидят в подушке или влетают через форточку. В этом возрасте сон, как правило, не имеет сюжета, и сам ребенок в нем не участвует, а лишь смотрит на картинку со стороны. Однако увиденные образы в любом случае будут связаны с его эмоциональным состоянием". Мама уже взрослой девушки вспоминает, как о сновидениях дочери узнала, когда та еще и говорить толком не умела: "Она проснулась посреди ночи вся в слезах и все твердила что-то про серого волка. Видимо, сказка о Красной Шапочке, которую я рассказывала вечером, оставила такое впечатление".

 

Одно дело, если ребенок единожды испугался волка из сказки, и совсем другое - если страшный зверь появляется в его снах постоянно. Тут уже пора бить тревогу. "Нераспознанное в детстве отклонение угрожает перерасти в затяжное невротическое, - объясняет Елена Корабельникова. - А кроме того, неприятные сновидения могут быть также проявлением соматического заболевания со стороны внутренних органов. Об этом вообще мало кто задумывается".

 

Словом, если уловить зарождение некоторых неврозов еще в детских снах, в будущем можно избежать массы проблем, причем не только с психическим, но и физическим здоровьем. Увы, толковать сновидения с точки зрения состояния здоровья современная наука пока только учится. Это вам не сонники составлять. И о каком-то универсальном распознавании образов психологи пока рассуждают в абстракции. Тем не менее и конкретные наработки уже имеются. Так, специалисты уверяют, что ими собрано достаточно доказательств того, что повторяющийся в детских снах образ рычащего зверя может говорить о подавлении творческого начала, которое в будущем грозит обернуться заболеванием дыхательных путей, например бронхиальной астмой. А сны, в которых ребенок постоянно видит себя в движении, могут намекать на проблемы с сердцем. Впрочем, нет фактов, доказывающих, что такие сны одинаково пагубно влияют на всех детей без разбора, не различая ни возраста, ни пола. Но в чем психологи сходятся однозначно, так это в том, что о снах с ребенком нужно разговаривать или пробовать вместе переживать их в ходе, допустим, ролевых игр. Есть шанс, что проблему удастся "заиграть" и навсегда оставить в детстве, не перенося ее на всю последующую жизнь. Не придавая сновидениям своего отпрыска значения, родители тем самым фактически оставляют его наедине с собственным взрослением. Как знать, а вдруг в снах зашифровано будущее маленького человечка, и надо только суметь его разглядеть.

 

Кому из нас, например, не приходилось ловить себя на мысли: мне кажется, что это со мной уже ранее случалось. Ломаем голову, но никак не вспомним. А вполне может быть, что эту картинку наш мозг не только сохранил из сна, увиденного в детском возрасте, но и запрограммировал все течение жизни как череду этих картинок в их реальном воплощении.

 

Получается, зря мы говорим: вам и не снилось. Еще как снилось!

 

Ирина Зингерман, кандидат психологических наук:

- В детских снах может быть зашифрована информация о будущем ребенка, о тех угрозах, которые его ожидают. От страшных образов, которые видит ребенок, нельзя отмахиваться. Если он не может просто рассказать о ночном кошмаре, можно попробовать воспроизвести сон в игровой форме, "пережить" его. Скажем, если ребенок видел во сне медведя, который рычал на него и испугал, нужно предложить ему примерить эту роль на себя. Войдя в образ, он перестанет бояться этого животного, зато почувствует его силу. Так можно распознавать не только угрозы психологического характера, но и предупреждать другие реальные болезни.

 

Юлия Бердникова, психоаналитик, вице-президент Национальной федерации психоанализа:

- Дети начинают видеть сны с нулевого возраста, а сейчас ученые говорят о том, что грезы видит и ребенок, находящийся в утробе матери. О содержании снов младенцев говорить сложно: понятно, что они имеют мало общего с нашими снами. Вообще же детские сны отличаются от взрослых тем, что в них показаны простые вещи, в то время как в сновидениях взрослых желания завуалированы.


Вернуться назад