ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Великий Бог Марса

Великий Бог Марса


24-09-2013, 17:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Фигура "Великого бога Марса", обнаруженная французским исследователем Анри Лотом среди тысяч наскальных рисунков в Тассили-н-Аджер (Сахара), стала едва ли не символом посещения пришельцами Земли. Юрий Гагарин, пораженный ее сходством со скафандром, расписался на репродукции и подписал: "Похоже... и непохоже!" А Эриху фон Дэникену сомнения были не свойственны:

"Наряду с изображениями зверей нас удивляют существа в костюмах, подобных водолазному скафандру. Великий бог Марса - так окрестил Лот гигантский рисунок - первоначально имел высоту 6 м... Нет необходимости особенно напрягать фантазию, что Великий бог Марса был изображен в космическом или водолазном костюме. На его могучих неуклюжих плечах лежит шлем, который соединен с туловищем с помощью своего рода шарнира. Там, где находятся рот и нос, шлем имеет различные щели".

Прорисовки "Великого бога Марса".
Прорисовки "Великого бога Марса".

 

Еще одно изображение "Великого бога Марса".
Еще одно изображение "Великого бога Марса".
Современное состояние рисунка.
Современное состояние рисунка.

В сенсации был отчасти виноват и сам Анри Лот. В книге "В поисках фресок Тассили-н-Аджера" он писал:

Одна из таких фигур, обнаруженная нами в глубокой пещере с неровным сводом, имеет в высоту около 6 м... Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы - двойной овал. Мы наделяем, обычно, такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа! Если марсиане и побывали когда-либо в Сахаре, то это могло случиться лишь очень много веков назад..." Археолог пошутил, но "исследователи" тут же ухватились за его слова.

В фильме "Воспоминания о будущем" Дэникен использует демагогический прием: показывает "марсианина", а потом - очень натуралистические рисунки животных как доказательство, что местные жители хорошо умели рисовать. Вывод - рисунок "бога" тоже был точно срисован с натуры.

Дэникен сравнивает "бога" со скафандром.
Дэникен сравнивает "бога" со скафандром.

На самом деле рисунки Тассили наносились на протяжении тысячелетий, причем старые рисунки часто соседствуют с новейшими. Ученые выделили несколько частично перекрывающихся временных периодов - "изображений крупной дикой фауны" (12-6000 лет до н. э.), "изображений круглых голов", "пасторальный", "лошадей и ливийских всадников" и "период верблюдов". Они отличаются по качеству и технике исполнения рисунков, а художники явно принадлежали к разным племенам.

Рисунок "бога" относится к периоду "круглых голов" (9500-7000 л. до н.э.), когда художники предпочитали изображать людей с круглыми головами без черт лица. То, что это люди, доказывают рисунки "круглоголовых" с прорисованными грудями и половыми органами или с банальными предметами (копья, луки, корзины на головах и т. п.). Некоторые "круглоголовые" изображены горизонтально, как бы плывущими или парящими. Возможно, так изображались сны, шаманский опыт употребления наркотиков или что-нибудь в этом духе.

Один из рисунков "круглоголовых" с банальными предметами в руках.g
Один из рисунков "круглоголовых" с банальными предметами в руках.

 

"Круглоголовая" несет корзину на голове.
"Круглоголовая" несет корзину на голове.

"Прорези", изображенные на том, что Дэникен принимает за шлем - всего лишь женская прическа в стиле "braid". Их до сих пор предпочитают модницы из Сахары. Аттилио Гаудио в книге "Цивилизации Сахары" (М., 1985) описывает, как делаются такие прически: "Волосы сначала смачивают грязью, растертой растительным маслом, в котором предварительно замачивают в толченом виде шесть различных благовонных растений (в том числе гвоздику)... Все волосы на голове делят на две половины: заднюю и переднюю... На затылке их разбирают надвое и заплетают с каждой стороны в шесть свободно падающих кос. Спереди волосы тоже разбирают пополам и заплетают по три толстые косы, завязанные вместе и ниспадающие справа и слева. Каждая из этих шести толстых кос состоит из шести тоненьких косичек, туго заплетенных от корня до кончиков волос".

Современная прическа в стиле "braid".
Современная прическа в стиле "braid".

Если на скале изображена конкретная женщина, видимо, художник в нее сильно влюбился, если не пожалел сил и времени на шестиметровый портрет!

В последнее время появились серьезные свидетельства, что Лот и его коллеги занимались фальсификациями. Как минимум пять наскальных рисунков, из которых они делали далеко идущие выводы насчет "египетского влияния" и т.п., были нарисованы самими французами. Другие рисунки были перерисованы с искажениями, испорчены при копировании или вырваны из общего контекста. Но "великий бог" был зарисован ими правильно. Версии, где рядом с ним изображены "летающие тарелки", появились уже в наши дни не без помощи фотошопа.

Один из рисунков, подделанных экспедицией Лота.
Один из рисунков, подделанных экспедицией Лота.
Этот рисунок был использован при оформлении первого русского издания книги Лота.
Этот рисунок был использован при оформлении первого русского издания книги Лота.
Все варианты "Великого бога" с "тарелками" - подделки.
Все варианты "Великого бога" с "тарелками" - подделки.
Лит.: Von Daniken, Erich. Chariots of the Gods? NY, 1969; Лот, Анри. В поисках фресок Тассили-Анджера. М., 1976; Гаудио, Аттилио. Цивилизации Сахары. М., 1985; Le Quellec, Jean-Loic. Shamans and martians: the same struggle! В сб.: The concept of shamanism: uses and abuses. Budapest, Akademiai Kiado, 2001, p 135-159; Coulson, David & Campbell, Alec. Rock Art of the Tassili'n Ajjer, Algeria. 15 p.; Keenan, Jeremy. The Lesser Gods of the Sahara // Public Archaeology, Vol. 2, № 2, 2002, p. 131-150; Арефьев А. "Великий бог марсиан": заячьи уши надувательства // На грани невозможного (Таллинн), 1995, № 4, стр. 13; Мириманов В. "На голове у них не антенны, а корзины" // Наука и жизнь, № 7, 1973, стр. 80-82; Подцероб А. Петроглифы ливийской Cахары // Наука и жизнь, № 7, 2008, стр. 106-113.
М. Б. Герштейн

Вернуться назад