ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Великий Бог Марса
Великий Бог Марса24-09-2013, 17:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Фигура "Великого бога Марса", обнаруженная французским исследователем Анри Лотом среди тысяч наскальных рисунков в Тассили-н-Аджер (Сахара), стала едва ли не символом посещения пришельцами Земли. Юрий Гагарин, пораженный ее сходством со скафандром, расписался на репродукции и подписал: "Похоже... и непохоже!" А Эриху фон Дэникену сомнения были не свойственны: "Наряду с изображениями зверей нас удивляют существа в костюмах, подобных водолазному скафандру. Великий бог Марса - так окрестил Лот гигантский рисунок - первоначально имел высоту 6 м... Нет необходимости особенно напрягать фантазию, что Великий бог Марса был изображен в космическом или водолазном костюме. На его могучих неуклюжих плечах лежит шлем, который соединен с туловищем с помощью своего рода шарнира. Там, где находятся рот и нос, шлем имеет различные щели". Прорисовки "Великого бога Марса".
Еще одно изображение "Великого бога Марса".
Современное состояние рисунка.
В сенсации был отчасти виноват и сам Анри Лот. В книге "В поисках фресок Тассили-н-Аджера" он писал: Одна из таких фигур, обнаруженная нами в глубокой пещере с неровным сводом, имеет в высоту около 6 м... Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы - двойной овал. Мы наделяем, обычно, такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа! Если марсиане и побывали когда-либо в Сахаре, то это могло случиться лишь очень много веков назад..." Археолог пошутил, но "исследователи" тут же ухватились за его слова.
В фильме "Воспоминания о будущем" Дэникен использует демагогический прием: показывает "марсианина", а потом - очень натуралистические рисунки животных как доказательство, что местные жители хорошо умели рисовать. Вывод - рисунок "бога" тоже был точно срисован с натуры. Дэникен сравнивает "бога" со скафандром.
На самом деле рисунки Тассили наносились на протяжении тысячелетий, причем старые рисунки часто соседствуют с новейшими. Ученые выделили несколько частично перекрывающихся временных периодов - "изображений крупной дикой фауны" (12-6000 лет до н. э.), "изображений круглых голов", "пасторальный", "лошадей и ливийских всадников" и "период верблюдов". Они отличаются по качеству и технике исполнения рисунков, а художники явно принадлежали к разным племенам. Рисунок "бога" относится к периоду "круглых голов" (9500-7000 л. до н.э.), когда художники предпочитали изображать людей с круглыми головами без черт лица. То, что это люди, доказывают рисунки "круглоголовых" с прорисованными грудями и половыми органами или с банальными предметами (копья, луки, корзины на головах и т. п.). Некоторые "круглоголовые" изображены горизонтально, как бы плывущими или парящими. Возможно, так изображались сны, шаманский опыт употребления наркотиков или что-нибудь в этом духе. Один из рисунков "круглоголовых" с банальными предметами в руках.
"Круглоголовая" несет корзину на голове.
"Прорези", изображенные на том, что Дэникен принимает за шлем - всего лишь женская прическа в стиле "braid". Их до сих пор предпочитают модницы из Сахары. Аттилио Гаудио в книге "Цивилизации Сахары" (М., 1985) описывает, как делаются такие прически: "Волосы сначала смачивают грязью, растертой растительным маслом, в котором предварительно замачивают в толченом виде шесть различных благовонных растений (в том числе гвоздику)... Все волосы на голове делят на две половины: заднюю и переднюю... На затылке их разбирают надвое и заплетают с каждой стороны в шесть свободно падающих кос. Спереди волосы тоже разбирают пополам и заплетают по три толстые косы, завязанные вместе и ниспадающие справа и слева. Каждая из этих шести толстых кос состоит из шести тоненьких косичек, туго заплетенных от корня до кончиков волос". Современная прическа в стиле "braid".
Если на скале изображена конкретная женщина, видимо, художник в нее сильно влюбился, если не пожалел сил и времени на шестиметровый портрет! В последнее время появились серьезные свидетельства, что Лот и его коллеги занимались фальсификациями. Как минимум пять наскальных рисунков, из которых они делали далеко идущие выводы насчет "египетского влияния" и т.п., были нарисованы самими французами. Другие рисунки были перерисованы с искажениями, испорчены при копировании или вырваны из общего контекста. Но "великий бог" был зарисован ими правильно. Версии, где рядом с ним изображены "летающие тарелки", появились уже в наши дни не без помощи фотошопа. Один из рисунков, подделанных экспедицией Лота.
Этот рисунок был использован при оформлении первого русского издания книги Лота.
Все варианты "Великого бога" с "тарелками" - подделки.
Лит.: Von Daniken, Erich. Chariots of the Gods? NY, 1969; Лот, Анри. В поисках фресок Тассили-Анджера. М., 1976; Гаудио, Аттилио. Цивилизации Сахары. М., 1985; Le Quellec, Jean-Loic. Shamans and martians: the same struggle! В сб.: The concept of shamanism: uses and abuses. Budapest, Akademiai Kiado, 2001, p 135-159; Coulson, David & Campbell, Alec. Rock Art of the Tassili'n Ajjer, Algeria. 15 p.; Keenan, Jeremy. The Lesser Gods of the Sahara // Public Archaeology, Vol. 2, № 2, 2002, p. 131-150; Арефьев А. "Великий бог марсиан": заячьи уши надувательства // На грани невозможного (Таллинн), 1995, № 4, стр. 13; Мириманов В. "На голове у них не антенны, а корзины" // Наука и жизнь, № 7, 1973, стр. 80-82; Подцероб А. Петроглифы ливийской Cахары // Наука и жизнь, № 7, 2008, стр. 106-113.
М. Б. Герштейн
Вернуться назад |