ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > О золоте скифов и тайнах Сибири
О золоте скифов и тайнах Сибири13-09-2013, 17:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Дневники археологической экспедиции «Кызыл-Курагино» Автор статьи: Анна Клочко (Украина), участница проекта «Кызыл-Курагино», 2013г. В наш век далеко не каждая вылазка из родных пенатов может считаться настоящим путешествием. Банальное лежание на пляже турецкого или египетского отеля с браслетиком «все включено» на запястье, увы, неспособно перевернуть душу. Разве что разбить желудок и посадить печень. Ехать стоит туда, куда вы всегда мечтали отправиться, а тематика поездки должна вам быть максимально близка. Очень важно еще, чтобы люди, с которыми вы будете путешествовать, разделяли ваши интересы. К моей огромной радости, эти пункты на 100% были реализованы во время моего недавнего путешествия в Сибирь. Потому хочу поделиться своими впечатлениями, которые я привезла из самого сердца Азии. География и история во всех их многообразных проявлениях всегда были мне более чем интересны. Несмотря на то, что я поступила на инженерный, а не на географический факультет, это не ослабило моей тяги к познанию планеты. Да простят меня преподаватели по металловедению и термообработке, но моими настольными книгами всегда были «Геоморфология», «Климатология», «Обычаи народов мира» и т.д. С развитием Интернета я стала «зависать» на тематических порталах. Одним из самых богатых ценной и комплексной информацией ресурсов стал для меня сайт Русского географического общества (РГО).* Именно там зимой я и обнаружила объявление о приеме анкет для участия в третьем полевом сезоне международной археолого-географической экспедиции «Кызыл – Курагино», одного из главных проектов РГО. Просмотрев все фото- и видеоотчеты, прочитав отзывы участников первых двух сезонов, я сразу же загорелась идеей там побывать. Целью этой экспедиции должно было стать научное исследование археологических памятников различных эпох и культур, которыми богата эта территория. Как оказалось, данный район – самый насыщенный древними артефактами, он охватывает часть территорий современной Тывы, юга Красноярского края и Минусинских степей в Республике Хакасия. Эти края были заселены людьми еще в каменном веке. Через эту территорию пролегал основной маршрут всевозможных племен и народов, движущихся из Центральной Азии в Европу через Южную Сибирь и обратно. Удельный вес и ценность археологических находок в здешних местах заставили весь мир говорить об этом регионе как о кладезе важнейшей информации, способной пролить свет на историю евразийского континента. Именно здесь, в Турано-Уюкской котловине, были раскопаны всемирно известные курганы Аржаан-1 и Аржаан-2, явившие человечеству несметные сокровища скифов и давшие немало ключей для разгадки тайн этого овеянного ореолом мистики народа. Турано-Уюкская котловина – важнейший центр, где сохранены сотни и тысячи памятников истории, которые как раз отражают начальные формы образования и развития кочевого скотоводства, ставшего основой существования как скифов, так и гуннов, а также всех тюркоязычных народов Евразии. Принимая во внимание все эти факты, на федеральном уровне и было принято решение провести крупномасштабные археологические научно-исследовательские работы, предшествующие строительству здесь новой железнодорожной ветки, которая должна соединить Курагинский транспортный узел со столицей Республики Тыва – Кызылом. Стать волонтером проекта, организованного РГО, – большая удача, ведь только в этом году было подано более 1500 заявок из всех уголков мира. Заполняя анкету, я понимала, что конкуренция будет очень серьезной. Отсутствие профильного образования было, конечно, моей слабой стороной, но опыт работы корреспондентом по страноведческой тематике плюс убедительно составленное мотивационное письмо стали моими главными козырями. Описывать феерию чувств и эмоций после звонка из Москвы, подтвердившего мое участие в третьем сезоне экспедиции, я не буду, – это очевидно. Итак, я попала на первую (июньскую) смену в лагерь «Ермак», названный в честь казачьего атамана, завоевателя Сибири. Он расположился в живописной долине реки Ус на самом юге Красноярского края. Второй волонтерский лагерь расположился непосредственно в тывинской «Долине Царей» между г.Туран и поселком Шивилиг. В сезоне-2013 в оба лагеря будет еще два заезда волонтеров – в июле и августе. Прикоснуться к великой древней культуре в мой заезд прибыло около 150 человек из всех уголков России. А также из Молдовы, Польши, Эстонии, Нидерландов, Чили, Колумбии, Эквадора, Индии, Румынии. Украинская «делегация» состояла из троих волонтеров: двух геоэкологов из Севастополя и меня. Распознать участников экспедиции еще в Шереметьево не составляло ни малейшего труда: светящиеся жаждой грядущих приключений глаза, географо-исторические темы дискуссий и огромные рюкзачища мгновенно выдавали нашу компанию. На целый месяц мы стали одной большой и дружной семьей. Этнические, возрастные и прочие различия не имели никакого значения – все мы стремились к новым открытиям, познанию мира и самих себя. У каждого волонтера по-своему интересная жизнь. Например, молодая учительница биологии из Молдовы прошлым летом вдвоем с подругой путешествовали автостопом по маршруту Сочи – Улан-Батор – Магадан – Кишинэу. Представляете, сколько они всего интересного увидали, и какой жизненный опыт приобрели?! Другая участница, из Румынии, изучает западных скифов на археологическом факультете в бухарестском университете. Узнав еще в позапрошлом году о проекте РГО, уже в августе прошлого года она впервые побывала в экспедиции. Девушка настолько прониклась русской культурой, что за 9 месяцев практически с нуля выучила русский язык. Она все время напевала песни «Наутилуса», «Кино» или «Сплина», читала стихи наших классиков и на русском преподавала итальянский для всего нашего лагеря. Ребята из Южной Америки приехали не только познакомиться с местной культурой, бытом и традициями, изучить историю края, но и поделиться частью своей родины. Они специально привезли свои национальные костюмы, которые продемонстрировали в «Долине Царей» во время культурно-массовых мероприятий, исполнив зажигательные латиноамериканские танцы – сальсу, кумбию и куэку. В общем, ехала я в Сибирь в самом прекрасном расположении духа, предвкушая массу всего интересного, что мне там посчастливится увидеть и узнать. Лишь одна мысль выбивала меня из колеи. Копать курганы, по сути, – это как ковыряться в чьей-то могиле. Перед самым отъездом мне на глаза еще попалось одно неприятное высказывание: «Археология – научный способ осквернения могил». Я-то знала, что преследую сугубо научный интерес, но все же на душе было неспокойно. И моя соседка по креслу на борту самолета Москва – Абакан (именно так мы добирались до пункта назначения) как будто прочла мои мысли. Это была коренная тувинка лет пятидесяти. Она сразу спросила меня: «Вы летите на археологические раскопки?» Я ответила – да. Тогда она сказала: «У нас в Тыве каждый второй считает себя шаманом. Я – нет. Но все же некоторыми знаниями в области тонких материй обладаю. Если вам придется копать могильники – сначала задобрите местных духов. Полейте землю в районе раскопок молоком или сметаной, оставьте там каких-то сладостей. И попросите у тех, чьи могилы потревожите, прощения». Ее совет несколько меня успокоил… В итоге меня распределили в лагерь «Ермак», и мы копали исключительно стоянку – т.е. место, где обнаружен культурный слой – следы деятельности человека (обломки керамики, неистлевающие вещи, орудия труда, угли и т.д.). И никаких погребальных сооружений. Они достались ребятам из «Долины Царей». В «Ермаке» у нас был режим как в старых добрых пионерских лагерях: подъем в 6.30, зарядка, затем желающие поморжевать могли окунуться в ледяную воду реки Ус, на берегу которой как раз и стоял наш лагерь. После завтрака мы отправлялись на раскоп в двух ПАЗиках-вездеходах. Одна половина волонтеров проводила раскопки памятника «Сухорослово-5», другая работала в районе поселения «Усть-Иджим». Вместе с нами трудились отряды профессиональных археологов, работающих по контракту с Институтом истории материальной культуры Российской академии наук. После двух часов пополудни, когда солнце припекало особенно сильно, мы заканчивали работу, возвращались в лагерь, где нас ждали душ, отличная банька и плотный обед. К слову, инфраструктура лагеря, как и меню столовой, больше похоже на меню роскошного ресторана с тремя звездами «Мишлен», приятно удивили и впечатлили. На отбивную с ананасами, фаршированный перец и чизкейк в тайге я, признаться, не рассчитывала. Еще у нас был спортзал с тренажерами и настольным теннисом, довольно шустрый Wi-Fi, дававший возможность поддерживать связь с домом. А в прачечной даже две стиральные машинки стояли… Так что жизнь волонтеров была весьма комфортной. Единственное – ночью немного страшновато было ходить в туалет. Мы же были на медвежьей территории, а не они на нашей. В послеобеденное время у нас традиционно проводились спортивные мероприятия или же лекции от ведущих ученых региона по археологии, этнографии и истории края. Именно они ввели в курс дела ту часть волонтеров, которая не имела специальных теоретических знаний в области археологии и смежных с ней наук, необходимых для эффективной практической работы на раскопе. Нам прочитали даже лекцию по собриологии – науке о трезвом и здоровом образе жизни. Ее автор – Виктор Павлович Кривоногов, знаменитый этнограф и профессор Сибирского федерального университета. Он побывал более чем в 30 экспедициях по всему миру, исколесил всю Россию. Изучая коренные народы Севера, ездил в самые удаленные деревни страны, где особенно ярко проявляется проблема зеленого змия. Наверное, поэтому он и решил идею трезвости двигать в массы. Говорят, что особенно сильно алкоголь воздействует на тувинцев, что им нужно совсем немного, чтобы напиться и стать очень агрессивными. В связи с этим во время нашей экскурсии в столицу Тывы – Кызыл, нас везде сопровождали сотрудники полиции и администрация лагеря. Правда, никакой агрессии со стороны подвыпивших тувинцев мы не увидели. Действительно, столкнулись в парке с сидящей на корточках шпаной, пьющей пиво с семечками, несколько пьяных в районе рынка стреляли сигареты у наших ребят. Но… кого этим можно удивить? Даже иностранных волонтеров это никак не впечатлило. Никакой агрессии в наш адрес со стороны нетрезвых тувинцев не ощутили. Но мы с пониманием отнеслись к тому, что наше начальство перестраховывалось. Ведь они отвечали за нас. Больше нетрезвых тувинцев на улицах я наблюдала в деревне Верхнеусинское Ермаковского района, что в 13 км от нашего лагеря. Но, опять же, все они были спокойны и приветливы. Что касается межэтнических отношений в этом регионе, то, по словам как русских, так и тувинцев, – они идеальны. А пьянство – всеобщий бич, который никого не щадит. Работая на пикете (территория раскопок была поделена на отдельные участки квадратной формы для удобства геодезической съемки) рука об руку с опытнейшими специалистами, мы постепенно постигали премудрости археологии. Научились правильно и аккуратно копать, частично – идентифицировать находку, заносить данные о ней в специальную форму, соблюдать строгую дисциплину и иерархию на раскопе. Познакомились с основной терминологией и алгоритмом работ. Теперь я знаю, что зубными щетками и прочими деликатными инструментами артефакты обрабатываются в камералке (помещении для технической и лабораторно-кабинетной обработки собранных во время экспедиций материалов). В нашем случае это была специальная палатка на территории лагеря археологов. Трудились там в основном девушки. Посторонним вход в камералку был строго воспрещен. Там все как в аптеке. Только вместо пилюль и микстур – кости, черепа, осколки керамики, наконечники стрел и т.д. Копали обычными лопатами, снимая сначала дерн, потом нижние слои до самого материка – слоя почвы, располагающегося под культурным слоем и не содержащего остатков деятельности человека. Когда же обнаруживали артефакт, переходили к тонкой работе. Снимали почву уже мастерками и лезвием ножа. Далее уже кисточками зачищали находку, не сдвигая ее ни на миллиметр, а также участок вокруг нее. Это для того, чтобы сфотографировать найденный предмет в его реальном положении в пространстве, которое потом фиксировал геодезист с помощью специального прибора – тахеометра. Тахеометр лишь недавно заменил археологам бумагу-миллиметровку. Кстати, профессия геодезиста в археологии довольно сложна, но очень интересна. Она позволяет много путешествовать и довольно хорошо оплачивается. Вообще, процесс раскопок очень тонок. Максимально бережно нужно относиться к бровке (стенке участка, отделяющего его от другого), за повреждение которой заказчики работ с копателей даже взимают штраф. А все потому, чтозачищенные стенки пикета – это ценнейший источник информации, позволяющий изучить стратиграфию археологического памятника – взаимное расположение культурных слоев относительно друг друга и перекрывающих их природных пород. Установление этого расположения имеет критическую важность для датирования находок. Если профиль зачищен правильно, опытный археолог сумеет прочесть по нему историю здешних мест с древних времен. А когда к анализу находок и тех же стратиграфических данных подключатся еще и геофизики, остеологи, палеозоологи и антропологи, мы получим довольно ясную картину: как формировался местный ландшафт, какими животными и растениями был заселен, когда здесь появились люди, каковы были формы их деятельности, какие народы и когда сменяли друг друга. Будет воссоздан их быт, пролит свет на их материальную и духовную культуру. Так что археологические раскопки – не банальное ковыряние старинных предметов. Это выполнение громадного комплекса разнообразных работ, при которых археолог должен владеть специальными знаниями и техниками. К примеру, необходимо знать типы почв и подпочвенных горизонтов. Все они достаточно разнообразны по своей структуре, цвету и плотности. Для чего часто требуется проведение их химического или физического анализа. Отсутствие знаний и игнорирование правил раскопок ведут к тотальному разрушению памятников археологии. Воссоздать картину прошлого становится невозможно. Как говорила Маша Никитина, художник с более чем 25-летним стажем, работавшая с нами на раскопе: «Раскопки без фиксации данных можно смело приравнять к работе черных археологов». Что касается профессии художника в археологии, то несмотря на внедрение новых технологий и методов, которые зачастую даже усложняют работу, человек благодаря наличию образного мышления делает осмысленную реконструкцию, изображая карандашом на бумаге то, что было. Бездушная машина же фиксирует лишь то, что есть. Для компьютера осколок керамики – одна из многих частей античного сосуда. Для истинного ученого – это кусочек кувшина, где наши предки хранили воду, которой поили главу семейства, вернувшегося с охоты. В археологии без души нельзя! Это я поняла после общения с настоящими археологами. Они-то и развеяли мои сомнения по поводу неправомерности озвученного ранее выражения об археологии как оправданном методе осквернения могил. Это можно применить исключительно к черным археологам – вандалам. Те же, кто дышит и живет стремлением понять, как жили наши предки, и поделиться секретами древних со своими современниками, – люди особенные и позитивные. Никогда не забуду, как археолог-легенда с 48-летним стажем Виталий Ковалев рассказывал о своей первой находке: «Когда мы вскрыли могилу, трупоположение оказалось очень интересным и необычным. Судя по всему, это была молодая девушка. На истлевшей за 3000 лет груди у нее виднелись лапчатые бронзовые подвесочки в форме стилизованного человечка с подвижной головочкой, туловищем и тремя лапками. На ней также была бляшечка с орнаментом в виде цветочка…» С невероятным энтузиазмом он рассказывал и о том, как группе археологов, в которую он входил, пришлось выслушивать от всех подряд обвинения в том, что они – шпионы и предатели, потому что собираются задержать первую промышленную стройку в Минусинске. А все потому, что на месте строительства перчаточной фабрики обнаружилось огромное захоронение. Археологи все же победили тогда бюрократическую советскую машину и раскопали на том месте знаменитый Карасукский могильник с массой ценнейших артефактов. Тогда за лето их бригада вскрыла более 100 могил. Ночевать приходилось в палатке со всеми скелетами, потому что местное население так и норовило разграбить археологический лагерь. При этом, как заметил, Виталий Григорьевич, никаких ночных кошмаров он не видел, несмотря на такое соседство. Столкнувшись за свою жизнь с большинством открытых на сегодня памятников скифского периода, археолог-рекордсмен утверждает: язык не поворачивается сказать, что все это грандиозное великолепие создавали маленькие племена. Однозначно – это мощное и большое государство. Возможно, в различных регионах, как, например, степях Поволжья, Причерноморье или Сибири, были свои особенности и нюансы. Но единство культуры скифов неоспоримо! О целебных свойствах тайги… Я никогда не думала, что археологические раскопки могут принести столько удовольствия. Но умеренные физические нагрузки на свежем сибирском воздухе в компании интересных людей имели, как оказалось, терапевтический эффект. Мышцы окрепли, иммунитет значительно улучшился и даже мыслительные процессы заметно ускорились. Это факт. Экспедиция показала всем участникам, какие бонусы можно получить от гармоничного взаимодействия с природой. Молодые ростки с веточек сибирской лиственницы, заваренные вместе с листьями смородины и цветами шиповника, способны изгнать любую простуду из организма. А эфирное пихтовое масло вообще творит чудеса, обладая укрепляющими, ранозаживляющими и антисептическими свойствами. Если на ночь слегка растереть им стопы ног после теплой ванны, качеству вашего сна позавидует сам Морфей. Кстати, запастись дарами сибирской природы можно в поселке Танзыбей. Он расположен у федеральной трассы, в двух с половиной часах езды от Абакана в сторону Тывы. Танзыбей выполняет роль перевалочного пункта, как наш Пирятин. Там, помимо вкусных шашлыков и горячего обеда, у местных бабушек прямо на улице можно купить всевозможные эфирные масла, сборы трав, кедровые орешки и многое другое. И все по довольно демократичным ценам. В лагере наши парни организовали даже своеобразный спа-салон в своей палатке, куда на процедуры вечерком подтягивался весь «Ермак». На речные камни, которыми была обложена печь-буржуйка, слегка капали все того же пихтового масла. Нагреваясь, камень начинал источать неповторимый аромат хвои. А мы, сидя кружком, парили ноги в тазиках, заполненных специальными рельефными камешками для пилинга огрубевшей кожи ног археологов. А еще можно было сходить в реку Ус на ихтиомассаж. Стоило зайти в воду, как целая стая молоденьких хариусов начинала массажировать ноги не хуже знаменитых рыбок гарра руфа. Причем абсолютно бесплатно. Недостаток кислорода на шумных улицах города, закатанного в раскаленный летним зноем асфальт, монитор компьютера и сидячая работа, медленно, но верно разрушающие здоровье… Все это оказалось невероятно далеким и как будто не имеющим ко мне никакого отношения. Там, в Сибири, даже думать не хотелось, что все-таки придется возвращаться к цивилизации. Все мысли витали вокруг тайн другой цивилизации. Древней и таинственной. Эти загадочные скифы… Наш раскоп находился возле реки Иджим, как раз в районе знаменитого Усинского тракта. Он сформировался еще в древности и соединил территории современных Тывы и Ермаковского района Красноярского края. Через эти места с незапамятных времен шли целые народы или одинокие путники. Богатая тайга привлекала рыболовов и охотников. Но суровый климат не способствовал развитию земледелия. А потому мы и сталкивались во время раскопок лишь со временными стоянками, но не с поселениями. Трудно описать восторг археологов-новичков, когда один из слоев почвы вдруг являл нам целый комплекс интересных артефактов. Предположительно наши находки относятся к тагарской культуре эпохи бронзы и камня (IX-III в. до н.э.). Мы раскопали бронзовое шило, наконечники стрел, битую орнаментированную керамику, кострище, нуклеусы (осколки камня, используемые для производства каменных орудий). Отступив на несколько шагов от пикета с аккуратно зачищенными артефактами, окидываешь взглядом территорию раскопа. И мозг тут же запускает программу поиска ответа на тысячи вопросов. Кто были эти люди, сидевшие у костра 3000 лет назад? Для чего им понадобилось шило? По какому рецепту они готовили барашка, косточки которого аккуратно сложены в стороне от кострища? Где были изготовлены кувшины, орнамент на осколках которых похож на элементы конструктора Lego?! И воображение сразу начинает рисовать красочные сцены, возможно, разыгрывавшиеся на этом месте в далеком прошлом… Интерес к скифам в последние десятилетия значительно вырос во всем мире. А все благодаря многочисленным археологическим находкам, которые поражают воображение современного человека своим искусным исполнением. Особенно это касается ювелирных изделий, выполненных в специфической манере – скифо-сибирском зверином стиле. Как видно из названия, главными СПРАВКА: Особенностью скифской цивилизации, возникшей в VII веке до н.э. и просуществовавшей около пяти веков на громаднейшей территории евразийских степей, была способность жить в гармонии с окружающей средой и рационально использовать ее ресурсы. Неудивительно, что почитание природы проявилось в искусстве этого кочевого народа. Один из лучших образцов ювелирного искусства скифов – это бляха в виде свернувшейся кольцом пантеры, пытающейся укусить себя за хвост. Она демонстрирует воззрения скифов на вечный круговорот бытия и взаимодействие противоположностей, составляющих единое целое. Даже визуально свернувшийся хищник напоминает даосскую мандалу Инь и Ян, изображающую главную концепцию древнекитайской философии – созидательное единство противоположностей во Вселенной. Кто на кого оказал влияние на мировоззренческом уровне – кочевники евразийских степей на восточных соседей или наоборот – неизвестно. Буддизм пришел в Тыву в XIII веке н.э. Но, согласно данным археологических раскопок в районе Минусинской котловины, в петроглифах и каменных изваяниях предскифских культур прослеживаются элементы буддистской философии, которые на тысячу лет старше самого буддизма. Так что юг Сибири еще полон самых неожиданных сюрпризов. За весь значительный период своего обитания на весьма обширных территориях – от Дуная до северо-востока Китая – скифы, тем не менее, не оставили после себя ни одного письменного источника. А то, как их описывали другие народы, не всегда может соответствовать действительности и довольно субъективно. Теперь с помощью археологии мы пытаемся понять и духовную составляющую бытия этих людей. «Племена кочевников, создавшие свою культуру на базе скотоводства, безжалостные воины, использовавшие черепа убитых ими врагов в качестве кубков», – такой облик скифов рисует нам знаменитый древнегреческий историк Геродот. Современные ученые-скифологи признают, что изучение этого древнего народа – очень непростое занятие. Однозначное толкование скифских артефактов пока невозможно. Равно как и воссоздание их типичной наружности. Ведь они были кочевниками, а значит, все время передвигались по бескрайним степям Евразии. И конечно же, на генетическом уровне испытывали влияние со стороны соседних племен, которые хоть и принадлежали к скифскому миру, но могли отличаться вплоть до расового компонента. В наше время очень модно даже на государственном уровне приписывать своему народу принадлежность к самым сильным, самым древним, самым лучшим. И называть себя прямыми потомками самых-самых. Скифов постигла та же участь. Сейчас многие хотят присвоить себе часть их заслуг. Но здесь пока не все так грустно, как с ариями. Скифское достояние более реально и материально, а значит, со временем будет глубже изучено и правильно интерпретировано. Огромную лепту в изучение скифов внесли экспедиции Михаила Грязнова в 1970-х по исследованию погребального комплекса Аржаан-1 и недавняя российско-немецкая экспедиция, исследовавшая курган Аржаан-2 в «Долине Царей». Аржаан-1 (на местном языке это источник) стал первым известным науке «элитным» захоронением, внутри которого покоился явно не простой кочевник. Чтобы умерший царь смог перебраться в царство мертвых, согласно верованиям скифов, ему нужны были лошади и оружие. Так, советские археологи обнаружили останки 160 коней в деревянных срубах внутри кургана. На тот момент, когда профессор Грязнов приступил к изучению кургана, тот был уже изрядно разрушен и разграблен. По его центру вообще была проложена шоссейная дорога. И тем не менее все, что можно, экспедиция спасла. В немногочисленных уцелевших после грабежей предметах – конской сбруе, бронзовом оружии – четко просматривались образы формирующегося раннескифского звериного стиля. А сокровища, обнаруженные в Аржаане-2, стали настоящей сенсацией в научном мире и получили статус археологической находки XXI века! Стоит сказать, что долина, где проводились и проводятся раскопки, усеяна курганами. Их там около сотни. Руководство российско-немецкой экспедиции выбрало для изучения огромный курган, полностью сооруженный из камня. Его высота составляла 2 м, а диаметр – 80 м. Чтобы вскрыть этот курган, понадобились десятки крепких ребят-копателей. Каменные глыбы вывозили КамАЗами. Еще очень смущал явно виднеющийся воровской лаз. Вполне могло случиться, что курган был разграблен еще в древности и все усилия археологов окажутся напрасными. Но терпеливых и целеустремленных специалистов ждала несказанная удача! Не по центру кургана, как обычно, а в стороне они обнаружили царское захоронение в деревянном срубе. Похоже, скифы, хоронившие здесь 2700 лет назад своего царя и царицу, догадывались, что погребальный комплекс может быть разграблен враждебными племенами. Этот трюк и сберег скифское золото до наших дней. Даже бывалые скифологи К.Чугунов из Государственного Эрмитажа, доктор А.Наглер и Г.Парцинглер из Германского археологического института, мягко говоря, были поражены своей находкой. А там было чему удивляться: 5700 золотых предметов в изумительном по исполнению зверином стиле (фигурки животных, которыми была украшена полностью истлевшая на момент вскрытия могильника одежда царя и его супруги), бусины из балтийского янтаря и бирюзы, серьги, шпильки с оленями, бляшки и подвески, знак царской власти – гривна, полуторакилограммовое украшение на шее царя, пектораль царицы (которая, кстати, была умерщвлена сразу после кончины мужа, а по своему желанию или нет – вряд ли мы когда-нибудь узнаем). Итого только золотых изделий в царском захоронении было обнаружено около 25 кг. Сокровища Аржаана-2 заставили мир пересмотреть свое отношение к кочевникам Евразийских степей. Скифское золото Тывы по своей значимости можно сравнить лишь с «золотом Приама», которое нашел Генрих Шлиман на месте античной Трои. Чего только стоят штаны скифского царя, расшитые мельчайшими золотыми бисеринками диаметром не более одного миллиметра. Британские ученые попытались в лаборатории с помощью современных технологий восстановить кусочек царских штанов. Над тремя квадратными сантиметрами они работали около часа… А какой иглой, интересно, люди до нашей эры сшили десятки тысяч этих бисеринок?! Этот и подобные вопросы задавала себе и я, с округлившимися глазами разглядывая золото скифов в Национальном музее Республики Тывы. Это действительно впечатляет! Каждый отдельный экспонат вызывал больше ассоциаций с нанотехнологиями, чем с древними скотоводами. Поэтому о жизни и воззрениях скифов хочется узнать еще больше. Уж очень загадочно все, что связано с ними. Возможно, как раз третий сезон Международной археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино» Русского Географического Общества принесет новые открытия и сенсации. И мы узнаем, откуда же пришли племена кочевников в степную полосу Евразии и куда они исчезли. Пока существует лишь масса догадок. Одни из них более реалистичны, другие – не очень. Тем не менее доподлинно известно, что украшения для знати причерноморских скифов изготавливали на заказ греческие мастера-ювелиры. Согласно результатам исследований, греки и скифы неплохо уживались на одной территории. Вообще, жители полисов старались всячески задобрить грозных соседей-кочевников. Особенно хитроумные греки не жалели вина. Алкоголь для скифов Причерноморья оказался своеобразным троянским конем. Археологические раскопки скифских захоронений и мест обитания выявили огромное количество винных сосудов. Так, с течением времени, укреплением связи с оседлыми греками, под воздействием вина некогда грозная сила постепенно сошла на нет. Культура скифов также потихоньку стала исчезать. Это особенно ярко проявляется в деградации звериного стиля в искусстве. Шаг за шагом сугубо скифские зооморфные мотивы вытеснили традиционные греческие орнаменты. Сначала изображения священных скифских животных утратили свои реалистичные черты и динамику. Затем они стали плоскими, потеряв объемность. А потом и вовсе превратились в схематический декоративный орнамент… Скифы растворились среди других народов, ассимилировались, стали частью новых этносов. Но согласно закону сохранения энергии их достижения в искусстве и других областях не исчезли просто так, а перешли в новое качество и проявились в материальной и духовной культуре последующих поколений… Безусловно, скифы заняли свое достойное место в истории. Вне зависимости от культурно-исторических концепций, созданных разными учеными, которые в силу человеческой природы всегда пытались кого-то кому-то противопоставить: запад – востоку, белых – черным, оседлых – кочевникам, католиков – язычникам и т.д., именно жизнь скифов должна положить конец стереотипному разделению людей и заставить рассматривать историю хотя бы Евразийского континента как единую историю его жителей. Может, тогда мы поймем истинную природу всевозможных процессов в древнем обществе, а также – в нынешнем и будущем. Природные богатства сибирского края… Одно могу сказать точно: благоговейное отношение скифов к окружающей среде передалось их потомкам в здешних краях на генетическом уровне. Многочисленные народы южной Сибири и Тывы всегда с почтением относились к местной природе – суровой, но прекрасной и первозданной. Местные сказательные традиции изобилуют преданиями, в которых сильные и добрые богатыри превращаются в могучие горы, а красавицы – в реки живописной долины. Все здешние легенды учат людей гармоничному сосуществованию с окружающим миром. Мне особенно понравилась одна из них: о Спящем Саяне – участке горного хребта Ергаки в одноименном природном парке. При взгляде на него со стороны трассы четко видны очертания спящего великана с благородным профилем. Его руки сложены на груди. А особая структура скал напоминает ниспадающие с головы Саяна прямые длинные волосы. Естественно, это место всегда было священно. Равно как и знаменитый висячий камень – огромный обломок скалы, непонятным образом балансирующий на краю обрыва. Многочисленные попытки сдвинуть его, естественно, не увенчались успехом. Увидеть это воочию, должна признаться, дорогого стоит. Поход в Ергаки стал для каждого из волонтеров одним из самых запоминающихся моментов не только экспедиции, но и всей жизни. Девственная природа живописнейших ландшафтов – горный район Саяны на юге Сибири, на северо-восток от Алтая и к западу от озера Байкал. Горные речушки, озера, водопады высотой до 200 м, причудливые пики гор, альпийские луга и высоченные сосны сочетаются в немыслимом по красоте пейзаже. Инвестиции в здоровье… Что касается подготовки к любому пешему походу по пересеченной местности, остановлюсь лишь на двух моментах, которые будут интересны всем путешественникам. Во-первых, не экономьте на своей экипировке! Качественная трекинговая обувь и термобелье – инвестиция в ваше здоровье и хорошее настроение. Две пары специальных носков для трекинга в итоге обойдутся дешевле, чем десятки пар, которые не выдержат и дня активной работы. Да и ноги будут надежно защищены от пота и натирания. Я даже не особенно чувствовала перепады суточной температуры на 35-40 градусов, с которыми столкнулась в тайге. Благодаря специальному материалу и технологии его изготовления мне было тепло при -4°С ранним утром и не жарко при +35°С днем, когда я активно копала под открытым солнцем по четыре часа в день. Правильно подобранные ботинки спасали меня и в холод, и в зной, позволяли безопасно передвигаться по скользким и острым камням, выдержали не один дождь и переход по заболоченной местности. Второй момент, на который я настоятельно хочу обратить внимание любителей активного отдыха на природе, – это наличие энцефалитного клеща в некоторых районах России. Он также встречается в Альпах. В последнее время добрался и до Закарпатья. Клещевой энцефалит – вирусная инфекция, которая поражает головной мозг и оболочки спинного мозга. В результате заражения человек может отделаться лихорадкой, а может и остаться инвалидом. Игнорировать эту угрозу – преступление против собственной жизни. Обязательным условием участия в экспедиции РГО было наличие двух прививок от энцефалита (делаются они по основной или экстренной схемам). В Сумах, как оказалось, подобной вакцины нет. Чтобы привиться, мне пришлось ехать в Харьков. Одна инъекция стоит 200 грн. Всем, кто собирается в сибирскую тайгу, рекомендую заранее все рассчитать: первая прививка делается за 45 дней до предполагаемой поездки, вторая – за 15. Только второй укол формирует иммунитет на год. Через 12 месяцев стоит привиться и в третий раз, чтобы выработался иммунитет на 3-5 лет. Но не энцефалитом единым грозен сибирский клещ. Он является переносчиком одной опасной болезни – клещевого боррелиоза, или болезни Лайма. Вакцины против нее не существует. Поэтому нужно быть максимально осторожным: плотно закрывать одеждой открытые участки кожи, тщательно осматривать себя каждые два часа. Забегая вперед, скажу, что территория нашего лагеря и раскопа была предварительно обработана специальными антиклещевыми средствами. В наших же интересах выходить за территорию лагеря было запрещено. Благодаря соблюдению всех мер предосторожности неприятностей нам удалось избежать. Во время нашего восхождения воздух прогрелся до +35ОС. Поэтому было очень приятно окунуться в суперхолодное озеро. Совсем рядом с зеленой поляной благоухающих горных цветов была другая поляна – полностью заснеженная. На ней мы рубились в снежки и в купальных костюмах с разбега ныряли в сугробы. Ощущения ни с чем не сравнимые! А чтобы прочувствовать сакральный смысл этих мест и взаимоотношения людей и природы, достаточно прочесть легенду. Давным-давно в сибирской тайге жил великан Саян. На всей планете было не сыскать никого сильнее его. Он двигал горы и реки поворачивал вспять. Но не только силой отличался Саян. Наградили небеса его еще и добротой безграничной. Чутко заботился Саян о всех лесных жителях, охранял и лелеял каждую травинку. И к людям на помощь всегда приходил. Пока жил и бодрствовал великан, на земле царили мир и порядок. Но век Саяна подошел к концу. Испугались тогда боги: кто же будет теперь о тайге заботиться и оберегать все живое? После долгих раздумий поступили боги вот как: лег Саян на спину, но не умер, а заснул таким крепким богатырским сном, что окаменел. Спит он уже тысячи лет непробудным сном. И оставили боги в тех местах особый зарок – висячий камень. Висит он на краю скалы почти в воздухе, но не падает. И не упадет до тех пор, пока не наступят времена смутные и мрачные. Тогда упадет камень и своим грохотом разбудит спящего великана. Проснувшись, наведет Саян вновь порядок на земле. Все старое, плохое и изжившее заменит он новым и молодым. И воцарится мир и покой повсеместно. А вот сколько еще лежать окаменевшему Саяну – одни боги знают. Ради одних только Саян стоит посетить Красноярский край. Но в этом регионе еще столько всего замечательного, что даже самые искушенные путешественники с удовольствием задержатся надолго. Специально для развития туризма и продвижения рекреационного потенциала края разработан проект строительства этнотуристического комплекса «Девятая верста» на северном въезде в город Красноярск. Свое название он получил благодаря истории о том, как знаменитый живописец Василий Суриков принял решение стать художником именно в этом месте – на девятой версте Енисейского тракта. Комплекс объединит мемориально-культурную зону «Девятая верста Василия Сурикова» и разноплановую тренировочную базу для туристов, отель мирового стандарта, экспо-центр краевых достопримечательностей и город ремесел, скалодром, визит-центры, зоны-отдыха и т.д. Одним словом, все путешествия по Сибири можно будет начинать именно оттуда. А такое путешествие обязательно изменит вашу жизнь, потому что изменитесь вы сами. И только в лучшую сторону. Анна Клочко, Украина, участница проекта «Кызыл-Курагино», 2013г. Вернуться назад |