В эксперименте, который провели профессор экономического факультета Национального тайваньского университета (Department of Economics, National Taiwan University) Чень Ин Хуан (Chen-Ying Huang) и его коллеги, участвовал 21 человек. Все — студенты и аспиранты в возрасте 22−24 года, 15 мужчин и 6 женщин. Им предлагали сыграть в компьютерную игру на деньги. Важно, что для участия в эксперименте ученые отбирали молодых людей, не искушенных в теории компьютерных игр.

Игры в магнитном поле

В каждой игре принимали участие двое. Один из них испытуемый, второй — некий абстрактный партнер. Суть компьютерных игр состояла в оперировании числовыми рядами или матрицами. В первом варианте, чтобы прийти к правильному решению, нужно было проанализировать очередной ход партнера, перебрать все возможные решения и отсечь неверные варианты. Это логическая задача. В другом варианте нужно было предугадать решение партнера исходя из собственной интуиции. Это интуитивная задача.

 

Каждая игра состояла из 40 отдельных ходов, и за каждым правильным ходом следовал выигрыш — денежное вознаграждение. Так что испытуемые были материально заинтересованы в том, чтобы играть как можно лучше.

 

Пока студенты играли, их мозг сканировали методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Она широко применяется в нейрофизиологических исследованиях, для того чтобы найти области мозга, активные при той или иной деятельности.

 

Сравнение результатов испытуемых показало, что в интуитивной игре они принимали решение более чем втрое быстрее, чем в логической. Авторы работы говорят, что данное наблюдение отражает разные мозговые процессы, задействованные в том и другом случае. Интуитивные процессы идут намного быстрее, чем пошаговое обдумывание, требующееся для решения логической задачи.

Логическое предклинье и интуитивный островок

Сканирование мозга методом фМРТ должно было определить, какие области активны при логическом обдумывании решения задачи, а какие — при интуитивном решении. Получив изображение активных областей мозга в том и ином случае, ученые вычитают одно из другого и получают разницу (нейрофизиологический термин — «контраст»). Именно эта разница и показывает, насколько участие данной области мозга специфично для этой деятельности.

 

Действуя таким способом, нейрофизиологи нашли, что в логическом принятии решения в обоих полушариях мозга участвуют средние лобные извилины, нижние теменные доли и область в задней части мозга под названием предклинье. В интуитивном решении участвуют области мозга обоих полушарий под названием островок и передняя поясная кора.

 

Было интересно посмотреть, влияет ли степень сложности той и иной задачи на степень активации зон мозга. Оказалось, что чем сложнее логическая игра, чем больше шагов требовалось на обдумывание решения, тем сильнее активировалось предклинье. А работа островка связана с трудностью интуитивной задачи — чем больше включается интуиция, тем сильнее активация островка.

 

После сканирования мозга испытуемых опросили, чтобы понять, как они принимали решение в игре. Опрос подтвердил, что в логической игре большинство использовали математическое мышление: просчитывали свои ходы и ходы партнера. Во второй игре большинство участников показали, что они руководствовались чутьем и пытались предугадать решения партнера исходя из того, как бы поступили они сами.

 

Ученые делают вывод, что в мозге действуют две разные системы принятия решений.

 

Одна обеспечивает интуитивный путь — быстрый и эмоциональный, а другая отвечает за логический путь — медленный и контролируемый.

 

Результаты работы опубликованы в последнем выпуске журнала Science.