Уроссийской атомной подводной лодки с управляемыми ракетами проекта 949А «Антей» возникла неизвестная проблема с двигательной установкой 30 июля при переходе через датские воды в Балтийском море неподалеку от второго по величине города страны Орхуса. ВМФ России даже подготовился к буксировке подводной лодки, но конце концов поломку удалось устранить. Подробности инцидента не совсем ясны, но это не первый раз, когда у российских подводных лодок возникают проблемы.

 

Как сообщает издание Barents Observer, когда возникла проблема, «Орел» двигался вместе с противолодочным ракетным эсминцем класса «Удалой» «Вице-адмирал Кулаков» из Санкт-Петербурга на Кольский полуостров. По сообщениям, экипаж «Орла» можно было увидеть на носовой палубе в спасательных средствах, в то время как буксир Северного флота России «Алтай» приближался с тросом наготове. Датское патрульное судно «Диана» тоже подошло, чтобы предложить помощь, и безуспешно попыталось установить радиосвязь с неисправной подлодкой: вместо этого ему ответил экипаж «Кулакова». Когда произошел инцидент, «Орла» сопровождала «Диана».

 

Из Балтийского моря нет выхода в обход датских либо шведских территориальных вод, поэтому иностранные военные корабли обычно сопровождают корабли ВМС этих стран. Иностранным судам такой транзит разрешается в соответствии с международными правилами мирного прохода — при условии, что они соответствуют критериям, установленным в статье 19 Конвенции ООН по морскому праву.

В сообщении в Facebook третья эскадра ВМС Дании написала, что этот конкретный эпизод «войдет в историю своим драматизмом, поскольку у атомной подводной лодки «Орел» проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО Oscar-II) возникли проблемы с движением и она потеряла ход у берегов острова Сейерё (Sejerø), дрейфуя по направлению к берегу со скоростью 1,5 узла». В сообщении говорится, что ВМС Дании предложили подводной лодке помощь, от которой моряки, «что неудивительно», вежливо отказались.

 

Как только проблема с двигательной установкой подводной лодки была устранена настолько, чтобы продолжить движение, российские корабли отправились на север в пролив Скагеррак, разделяющий Данию и Норвегию. В генштабе Норвегии заявили, что подлодка сперва возобновила транзит на поверхности, а затем снова ушла под воду.

 

Пока что российский флот никаких объяснений инцидента не представил. Это вызывает опасения насчет конкретных неполадок. «Когда у судна такого типа возникают проблемы с двигательной установкой, это всегда повод для беспокойства», — заявила пресс-секретарь Генштаба Норвегии майор Элисабет Эйкеланн (Elisabeth Eikeland).

 

Как сообщает Barents Observer, Северному флоту России запрещено напрямую общаться с иностранными СМИ. Однако в более раннем заявлении для прессы флота отмечалось следующее: «Во время межфлотского перехода в пункты постоянной дислокации корабли и суда Северного флота выполнят комплекс учебно-боевых задач в составе разновидовых корабельных группировок, которые будут сформированы с целью проведения ряда тактических учений».

 

«Орел» и сопровождающие его корабли Северного флота вышли в Балтийское море после морского парада в Санкт-Петербурге 25 июля, посвященного 325-летию ВМФ России. В параде участвовали «Орел», подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Борей-А» «Князь Владимир» и атомная ударная подводная лодка класса «Акула II» «Вепрь».

 

Помимо российских судов, Балтийское море пересекали базовый корабль ВМС Исламской Республики Иран «Макран» и фрегат «Саханд».

 

В июле 2019 года произошел пожар на таинственной российской подводной лодке-разведчике «Лошарик», в результате чего погибли 14 моряков и возникли опасения насчет утечки радиации. В том же месяце было обнаружено, что затонувшая 30 лет назад в Баренцевом море советская атомная подводная лодка «Комсомолец» испускает радиацию недалеко от норвежского острова Медвежий.

 

Россия, как и Советский Союз, склонна замалчивать информацию об авариях и происшествиях на ее подводном флоте. В 2000 году ВМФ России потерял атомную подводную лодку проекта 949А «Курск», в результате чего погибли все 118 человек на борту. Инцидент стал международным конфузом для страны и лично президента Владимира Путина, чьи действия тогда широко критиковали.

 

Важно отметить, что подробности об инциденте, в результате которого «Орел» едва не пришлось буксировать прочь из датских вод, очень скудны. Ясно, что двигательная установка подводной лодки какое-то время не работала, но почему, мы не знаем. Инциденты с атомными подводными лодками — особенно советскими и российскими — вызывают давнюю международную озабоченность, учитывая упорное нежелание Кремля раскрывать подробности происшествий.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.