ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > Черное золото в океане - смерть миллионам
Черное золото в океане - смерть миллионам25-01-2011, 09:39. Разместил: VP |
К сожалению, памятные даты не всегда бывают приятными. Так, например, нынешний день, 24 января, в XX веке был отмечен весьма трагическими событиями. Тридцать пять лет назад, в 1976 году, в этот день произошла одна из самых крупных катастроф столетия, связанная с крушением танкеров.
Напомню, что тогда у берегов Франции сел на мель танкер Olympic Bravery водоизмещением 250 тысяч тонн (кстати, один из самых крупных танкеров XX века). Спустя три недели он раскололся надвое. В результате около двух третей запасов нефти, перевозимой судном, вылилось в открытое море.
Интересно, что даже до сих пор неизвестно, какой ущерб был нанесен окружающей среде. В отчетах зеленых фигурируют сотни тысяч птиц, рыб и морских млекопитающих, погибших от разлива нефти. Однако, поскольку общего учета никто не проводил, данные разных экспертов весьма различаются. Сколько же пострадало беспозвоночных животных (по сообщениям защитников природы, мидии умирали целыми колониями), сказать вообще никто не в состоянии. Известно, что единое нефтяное пятно держалось на поверхности моря около недели, а потом стало расползаться на отдельные "очаги загрязнения", которые начали разносить волны в разные стороны.
К сожалению, как и во всех других случаях, эффективность устранения нефтяного загрязнения была весьма небольшой. Спасатели действовали традиционными способами, среди которых на первом месте было использование диспергентов. Это такие вещества (как правило, поверхностно-активные полимеры), которые применяются для осаждения нефтяных пятен на поверхности воды. Их основная задача — разбить сплошную пленку на множество мелких капелек, которые потом опустятся на глубину. Кроме того, по заявлениям производителей диспергентов, они ускоряют переработку нефти микроорганизмами за счет образования вышеупомянутых капелек.
Тем не менее, согласно наблюдениям экологов, в самом лучшем случае диспергентам удается "обезвредить" только 20 процентов нефти из очага загрязнения. Дело в том, что штиль, равно как и сильные волны, может помешать равномерному распределению диспергентов по всей площади пятна.
Поэтому применяются и другие методы. В частности, сбор нефти с помощью специальных устройств боновых скиммеров (они могут собирать нефть с поверхности воды самыми разными способами), поджог отдельных пятен около побережий. Но и это также не обеспечивает стопроцентной ликвидации загрязнения.
Чем же так опасна нефтяная пленка на поверхности моря? Прежде всего тем, что она душит всех водных жителей. Причем некоторых в прямом смысле — забиваясь в жабры рыб и ракообразных, легкие птиц и морских млекопитающих и создавая на поверхности органов дыхания такую же пленку, блокирующую доступ кислорода. Однако и в самом море действует тот же эффект: нефтяное пятно не пускает кислород в воду, в результате чего задыхаться начинают жители глубоких слоев воды, которые сами непосредственно с вредной жидкостью не контактируют.
Кроме того, нефть, как мы знаем, не особенно проницаема для солнечных лучей. Поэтому пленка из этого вещества мешает водорослям заниматься фотосинтезом, то есть пополнять необходимым для дыхания кислородом океанскую воду и атмосферу (ведь, как известно, большинство земного кислорода есть не что иное, как побочный продукт фотосинтеза морских микроскопических водорослей). Сами понимаете, это также приводит к "глобальной асфиксии".
Так что, как видите, последствия нефтяных разливов в океане ужасны. Причем в основном их устраивают именно танкеры. Согласно статистике, каждый год в водах Мирового океана терпят крушение три-четыре судна, перевозящие нефть. Правда, далеко не всегда все содержимое выливается в окружающую судно воду — иногда крупные утечки удается предотвратить. Однако подобное бывает крайне редко.
Согласно подсчетам экологов, самое крупное нефтяное загрязнение в истории человечества произошло в марте 1978 года опять-таки недалеко от Франции. Тогда неподалеку от французского порта Бордо затонул супертанкер "Амоко Кадис", в результате чего пролилось 230 тысяч тонн сырой нефти, образовав на поверхности воды самое большое нефтяное пятно в истории судоходства. Оно явилось причиной гибели сотен тысяч морских птиц, млекопитающих и других животных.
Правда, некоторые утверждают, что при аварии в 1983 году у Атлантического побережья Франции танкера "Касти-ло де Бельвер" океан подвергся большему загрязнению. Тогда в воде оказалось 250 тысяч тонн нефти. Однако штормовая погода препятствовала образованию сплошного пятна, ядовитую жидкость быстро разнесло волнами, в результате чего ущерб окружающей среде был нанесен не столь значительный.
Неужели с подобным бедствием до сих пор невозможно справиться? На самом деле ученые не сидят сложа руки и постоянно ищут способы борьбы с нефтяными пятнами. В последнее время особым вниманием пользуются так называемые биологические методы очистки. Суть их состоит в том, чтобы подключить к процессам ликвидации аварий микроорганизмы, способные разлагать нефть, которых на нашей планете на самом деле не так уж и мало.
Особенно привлекли внимание экологов обнаруженные в прошлом году бактерии, принадлежащие к виду Alcanivorax borkumensis, которые хорошо потрудились над ликвидацией нефтяного пятна в Мексиканском заливе. Эти микроорганизмы расщепляют углеводороды, из которых состоит нефть, получая из них энергию и питательные вещества. Скорость их работы достаточно высока — всего за неделю малышки скушали несколько тысяч тон ядовитой жидкости. Согласно сообщению американских исследователей, за два месяца они ликвидировали 80 процентов вытекшей нефти. Может быть, исследователям следует одомашнить этих полезных бактерий и использовать их в борьбе с разливами нефти на поверхности?
К сожалению, сделать это весьма непросто — данные бактерии обитают на глубине, где температура воды не превышает 5ºС. На поверхности им просто не выжить — им будет жарко даже в арктических морях. Тем не менее микробиологи уверены, что можно решить эту проблему, произведя генную модификацию этих микроорганизмов, которая сделает их более теплолюбивыми.
Возможно, когда это произойдет, каждый танкер перед выходом в рейс будут снабжать специальным контейнером с представителями колоний Alcanivorax borkumensis. И тогда даже при крушении нефтяные пятна сразу же будут уничтожаться трудолюбивыми крошками, не нанося серьезного ущерба окружающей среде… Антон ЕвсеевВернуться назад |