ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > О цвете Луны
О цвете Луны22-05-2016, 10:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
О цвете ЛуныПри наблюдении Луны с Земли она предстаёт в разных цветах - от насыщенного красного до ярко-серого цвета. Иногда даже её называют голубой. 1. Луна, поднимающаяся над горизонтом (снимок автора). 2. Снимок Луны, находящейся высоко в синем утреннем небе (снимок автора). Вопрос цвета Луны отнюдь не праздный и имеет непосредственное отношение к так называемым лунным миссиям "Аполлонов", на которых Луна показана исключительно в унылых серых тонах: 3. Снимок AS11-40-5929 миссии Аполлон-11. "Цементно-подобный" пейзаж настолько однообразный, что нет смысла приводить фотографии других миссий: во всех миссиях "Аполлонов" поверхность Луны имеет одинаковый серый цвет. С тех самых пор Луну и лунный грунт почти всегда изображают в серых тонах. Но так было не всегда! Цитата из книги "Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны" (И.И. Черкасов, В.В.Михеев и др., Москва — 197О):
Наблюдения с Земли показывают, что лунный грунт имеет коричневатый или бурый оттенок и что его цвет меняется незначительно. На своём опыте могу подтвердить - да, Луна имеет преимущественно бурый цвет: 4. Снимок Луны, сделанный с помощью "ультразума" Nikon Coolpix P510 (снимок автора). Метаданные снимка:
Очевидно, автор вышеупомянутой работы в момент её написания не был знаком со снимками миссии "Аполлон-11", тем не менее, впоследствии видел лунный грунт только в серых тонах. Так, в книге "Грунт Луны" (И.И. Черкасов, В.В.Шварев, Москва — 1975) тот же автор (И.И. Черкасов) в соавторстве с другим пишет:
Теперь самое время взглянуть на упомянутые образцы: 5. Образец лунного грунта, доставленный аппаратом "Луна-16". 6. Второй образец с аппарата "Луна-16". 7. Образец лунного грунта, доставленный аппаратом "Луна-20". По завершении в СССР и США "лунной гонки", в отечественных научных публикациях вдруг снова заговорили о буром оттенке лунного грунта ("Лунный грунт из Моря Кризисов". Москва — 1980):
Любопытно, что к тому времени цветные фотографии Луны были известны уже как 10 лет: 8. Снимок Луны с АМС "Зонд-7". Предположим, что цвет Луны, видимый с Земли, искажается атмосферой последней (и это действительно так) и что цветная плёнка на АМС "Зонд-7", пропутешествовав в космосе, утратила правильную цветопередачу, но как быть с образцами лунного грунта, имеющими выраженный бурый цвет или оттенок? Быть может, образцы лунного грунта, доставленные АМС "Луна-16" и "Луна-20", так быстро окислились в земной атмосфере, что потеряли первоначальный цвет, который не успели сфотографировать? В статье "Оптические характеристики реголита из Моря Изобилия, Моря Спокойствия и Океана Бурь" (И.И. Антипова-Каратаева, Ю.И. Стахеев, К.П. Флоренский, М.: Наука, 1974, сс. 496-500) проводится сравнение спектров диффузного отражения реголита из различных районов Луны: Графики показывают, что спектральные зависимости в видимой области света (380-780нм) отличаются мало. Основное отличие - в отражающей способности образцов. Чем выше кривая, тем выше отражающая способность (образец светлее). Образцы №10005 взяты из керна миссии "Аполлон-11" и соответствуют разным его глубинам. Образцы №12028 - из керна миссии "Аполлон-12". Образец "Луна-16-А" изображён на илл. 5. По поводу американских образцов лунного грунта можно заметить, что подавляющее большинство снимков этих образцов, выложенных на сайте НАСА, чёрно-белые и в этом видится определённый умысел, о котором будет сказано ниже: 10. Пример чёрно-белого снимка: образец №10045 миссии "Аполлон-11". Понятно, что говорить о цвете образцов по таким фотографиям нет смысла. Но у нас есть счастливая возможность увидеть цветные снимки кернов реголита (сыпучего грунта лунной поверхности), а именно тех самых образцов, графики которых приведены на илл. 9: 11. Образец №10005 миссии "Аполлон-11". Об этом образце известно, что керн доходил до глубины 10см: Причём видно, что он сохраняет бурый цвет на всю длину, т.е. грунт на поверхности Луны, где производился забор керна, также имел бурый цвет. 12. Образец №12028 миссии "Аполлон-12". Как и предполагалось, образец №12028 - более светлый (см. илл. 9), нежели образец под номером 10005. Кроме того, образец "Луна-16-А" (график 4) похож на образец №10005 (график 3) и это подтверждает сравнение их снимков: Но главное - оба образца, безусловно, имеют бурый цвет, объективное свидетельство чего - спектры диффузного отражения, приведённые на илл. 9, указывающее на явное смещение в сторону красного цвета. Их графики спектральных зависимостей демонстрируют рост отражающей способности с ростом длины волны, следовательно в видимом отражённом свете преобладает красная компонента света. Для примера приведу спектр отражения условного образца тёмно-серого цвета: 13. Спектр отражения образца тёмно-серого цвета. В идеальном случае это - горизонтальная прямая. Представляется невероятным, что авторы книги "Грунт Луны" (см. выше) - И.И. Черкасов и В.В.Шварев - оказались дальтониками, назвав образец "Луна-16-А" тёмно-серым и даже черноватым, и не удосужились ознакомиться с текстом более ранней работы - "Оптические характеристики реголита...", - в которой приведена его спектральная характеристика, объективно свидетельствующая о буром цвете. Не менее удивительным выглядит и тот факт, что почти 2/3 образцов кернов миссий "Аполлонов" имеют бурый цвет или оттенок, а на фотографиях самих миссий поверхность Луны отражена совершенно серой. Данное противоречие должно иметь какое-то объяснение, но сначала обратимся к снимкам китайской миссии "Чанъэ-3", в ходе которой использовалась цифровая фототехника. В цифровой фотографии цветокоррекция - баланс белого - производится программными средствами. Например, если в кадре есть белый предмет, то и на фото он должен быть белым. Этот критерий используется и для ручной настройки фотоаппарата - берётся эталон белого и фотографируется. Метод работает достаточно надёжно. Если техника вдруг ошиблась, то фото вполне можно исправить вручную, в частности откорректируем снимок посадочной платформы "Чанъэ-3". Известно, что параболическая антенна платформы имеет белый цвет; воспользуемся этим и заодно посмотрим, каков цвет антенны на снимке: 14. С помощью инструмента "пипетка" определяется цвет параболической антенны. Хорошо видно, что в RGB триаде имеется перекос в сторону синего цвета, а чтобы получить белый цвет, необходимо выровнять уровни трёх компонент: 15. Скорректированный снимок посадочной платформы "Чанъэ-3". Снимок после цветокоррекции приобрёл аутентичный вид. Теперь можно определить цвет лунного грунта. Для верности возьмём три точки: 16. Три "пробы" реголита на снимке посадочной платформы "Чанъэ-3". Образцы грунта во всех трёх точках имеют очевидное преобладание красного цвета (компонента R); даже в серой на вид точке №3 лунный грунт имеет красноватый оттенок. Это полностью согласуется с графиками спектров диффузного отражения реголита на илл. 9. Цветные снимки китайского аппарата "Чанъэ-3" сразу привлекли внимание своей непохожестью на серые фотографии лунных миссий Аполлонов, при этом "Чанъэ-3" прилунился в довольно тёмном районе видимой Луны - в Море Дождей. Но и там нет унылого "цементно-подобного" грунта. 17. Место посадки аппарата "Чанъэ-3". Для демонстрации разительного контраста между снимками миссий "Аполлонов" и китайского "Чанъэ-3", совместим фрагменты снимков "AS15-87-11802" и "Чанъэ-3" на илл. 15: 18. Gif-анимация фрагментов двух кадров. Обе цветные(!) фотографии сняты в похожих условиях: на поверхности Луны и при освещении слева. Камни на китайском снимке более светлые, благодаря чему выглядят рельефно. На снимке "AS15-87-11802" камни угадываются лишь по теням - лунная поверхность выглядит как сплошное серое поле. Но как так получилось, что в кернах лунного реголита, имеющегося в распоряжении НАСА, бурые образцы составляют подавляющее большинство, а на фотографиях миссий "Аполлонов" реголит всегда серый, что, в свою очередь, противоречит фотографиям "Чанъэ-3"? Ответ напрашивается сам-собой: "удачные" миссии "Аполлонов" происходили не на Луне, а где-то в другом месте, в котором имитировалась лунная поверхность, - очевидно, на Земле. Миссия "Чанъэ-3" оказалась удачной частично, но основное её достижение - получение аутентичного вида лунной поверхности. Но это только часть ответа, т.к., судя по всему, НАСА обладает настоящими образцами лунного грунта, доставленными с Луны. Его, вероятно, не 382 кг - такого количества образцов НАСА никогда не демонстрировало, - но вполне достаточно для проведения исследований в собственных лабораториях США и за их пределами. Как известно, советский лунный грунт добыт автоматическими аппаратами, и это свидетельствует, что наличие лунного грунта не является доказательством пилотируемых миссий к Луне. Очевидно, американский лунный грунт также доставлен на Землю с помощью автоматических станций, что вполне соответствовало уровню техники того времени. С другой стороны, вопрос высадки человека на Луну и возвращения его на Землю не решён и поныне. Серая Луна в изображении НАСА - естественный результат того, что американские лунные станции ("Рейнджеры", "Сервейеры", "Лунар орбитер" и, вероятно, другие) поначалу снимали Луну в чёрно-белом цвете и у постановщиков шоу с "Аполлонами" не было иного выхода, как имитировать Луну исключительно в чёрно-белых тонах. Поэтому и образцы лунного грунта приходилось снимать на чёрно-белую плёнку (илл. 10), чтобы демонстрировать его общественности - он, дескать, такой же серый, как и Луна на снимках миссий "Аполлонов". При этом цветные снимки кернов никогда особо не афишировались. С тех пор в массовом сознании закрепился стереотип, что поверхность Луны серая и невзрачная. Поддакивали и в Советском Союзе (см. выше), невзирая на собственные бурые образцы лунного грунта. Причина тому - сговор по "лунной гонке" между СССР и США. Поэтому не удивительно, что и сегодня на лунном орбитальном зонде "LRO" стоит чёрно-белая камера ("LROC") - безусловно, чтобы не возникало лишних вопросов относительно цвета Луны. Перед великой силой стереотипа не устояли и китайские учёные, пытавшиеся корректировать снимки миссии "Чанъе-3" с целью придания им "аполлоновского стандарта", согласно которому поверхность Луны должна выглядеть серой. Ранее на илл. 14 было уже отмечено, что баланс белого на снимке смещён в сторону синей компоненты. По-видимому, это было сделано намеренно, чтобы нивелировать "избыточные" бурые краски реголита и придать ему серый цвет. Но полностью выполнить эту задачу не удалось, т.к. либо пришлось бы откровенно фальсифицировать снимки, лишая реголит с помощью графического редактора бурого цвета, либо при существенном занижении насыщенности цвета со снимков исчез бы национальный флаг Китая, чего, разумеется, допустить было нельзя. Поэтому на одних снимках миссии "Чанъе-3" искажали баланс белого (илл. 14), а на других максимально, по-возможности, уменьшали насыщенность цвета. В качестве примера последнего - снимок китайского лунохода: 19. Исходный снимок лунохода "Юйту" на поверхности Луны. Скорректируем баланс белого и повысим насыщенность фотографии, чтобы золотистая фольга приобрела естественный вид, как на илл. 15. Видимо, одной из причин занижения насыщенности цвета фотографии послужила хроматическая аберрация в виде зелёной окантовки кадра, ставшая заметной после коррекции: 20. Фото лунохода "Юйта" после цветокоррекции. Инструмент "пипетка" рядом с параболической антенной показывает выровненный баланс белого, а ниже - цвет реголита под луноходом "Юйта". Соотношение компонент триады RGB почти в точности соответствует точке №2 на илл. 16. Важно отметить, что снимки на илл.16 и 20 сделаны разными камерами, но в обоих случаях они изображают один и тот же цвет лунного грунта, что свидетельствует о низкой вероятности ошибочной цветопередачи камер. Заключение Очевидно в США с самого начала была сделана ставка на автоматические станции, в чём есть несомненный резон - их использование в исследовании космоса намного дешевле, нежели с помощью пилотируемых запусков. Так, в первые годы космической эры США превосходили СССР по количеству запусков в 3-5 раз и только к середине 60-х годов отставание сократилось до 1,5 раз. СССР в первую очередь преследовал пропагандистские цели, что и обусловило первенство в пилотируемых полётах на околоземную орбиту. США, напротив, отдали это направление "Голливуду", чьи достижения в создании космической фантастики хорошо известны (см. фильм "Космическая одиссея 2001 года", съёмки которого начались в 1965 году). Последний красочный фильм "Гравитация", несмотря на ряд замечаний, - лишнее тому подтверждение. В результате, к середине 70-х годов прошлого века Советский Союз стал непререкаемым лидером в пилотируемых полётах в космос, а США - таким же лидером в области создания и запусков автоматических межпланетных станций. Так, запущенная в 1977 году станция "Вояджер-1" и ныне продолжает путешествие в глубинах космоса, сохраняя полную работоспособность. Дополнительные материалы по теме 1. Статья Л.Коновалова (доцент кафедры кинотелетехники ВГИК) "Какого цвета Луна?". 2. Статья А.И.Попова (доктор физико-математических наук) "Фальшивый цвет американской «Луны»". 3. Фрагмент фильма "Луна на продажу" / BBC Horizon. "Moon for Sale" (2011).
В этом фрагменте рассказывается о деятельности специального подразделения НАСА ("Office of Inspector General"), занимающееся, кроме всего прочего, выявлением случаев частного владения образцами лунного грунта, т.к. оно в США запрещено федеральным законом. С чем связаны столь драконовские меры в самой свободной стране мира? При том что ничего подобного не существовало в одной из самых закрытых стран мира - в СССР, - где лунный грунт хранился в обычном сейфе. Выясняется также, что деятельность "криминальной полиции" НАСА распространяется и за пределы США - там, оказывается, ищут следы лунного грунта - образцов "Доброй воли", - подаренных США 135-и странам мира в 70-х годах прошлого века. История одного такого образца хорошо известна: Фрагмент грунта из коллекции, якобы доставленной на Землю экипажем "Аполлона-11", официально объявлен подделкой - он оказался куском окаменевшей древесины.
Стоило ли НАСА подвергать себя такому риску, имей оно по завершении миссии "Аполлон-11" заявленные 21,55 килограммов лунного грунта? Видимо, подарено много подобных фальшивок, если не все 100%, поэтому НАСА с помощью своей "криминальной полиции" старается исключить возможность повторения конфуза с голландским "подарком". Причина же запрета оборота в США образцов лунного грунта связана с умилительными рассказами астронавтов, якобы посещавших Луну, о лунных камушках, привезённых оттуда в качестве подарков друзьям и близким. Что может служить более весомым доказательством реальности их миссий? А если таковых не было, то не должно быть и улик - так называемых "подарков". Поэтому был принят соответствующий закон, на страже которого стоит специальное подразделение НАСА. Пример из жизни: НАСА едва не арестовало престарелую американку, пытавшуюся продать кусочек Луны.
4. Интервью Нила Армстронга BBC, 1970г.:
В 3:44 по хронометражу Нил Армстронг говорит, что лунный грунт, даже когда его рассматриваешь в руке, имеет угольно-серый цвет, и другого цвета они на Луне не встречали. Однако на илл. 5 можно видеть образец миссии "Аполлон-11", имеющий бурый цвет. Выходит, что в 1970 году Нил Армстронг ещё не знал, какого цвета образцы он "собрал на Луне". Вернуться назад |