ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > Кровавый урок. Размышления по поводу трагедии в московской школе №263

Кровавый урок. Размышления по поводу трагедии в московской школе №263


6-02-2014, 11:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Кровавый урок. Размышления по поводу трагедии в московской школе №263

 

 

Москва. Басманный суд. Заключительное слово Сергея Гордеева:

Сожалею о произошедшем. Отпустите меня домой, к родителям.


Суд Гордеева к родителям не отпустил… Судья Наталья Мушникова вынесла решение о заключении 15-летнего учащегося московской школы №263 (Отрадное) под стражу на срок 2 месяца ввиду его потенциальной общественной опасности в связи с совершёнными тяжкими преступлениями.

Кровавый урок. Размышления по поводу трагедии в московской школе №263


Кровавая драма, как уже известно буквально каждому человеку, хотя бы эпизодическими знакомящимися с российскими новостями, разыгралась в начале недели (в понедельник 3 февраля). Итог этой драмы известен многим: убийство тем самым 15-летним подростком школьного учителя и сотрудника полиции, тяжёлое ранение другого сотрудника правоохранительных органов. Подробности самого хода событий точно сегодня вряд ли можно описать по той простой причине, что доступ к материалам с камер видеофиксации в учебном заведении для СМИ закрыт, а показатели многочисленных свидетелей часто противоречат друг другу. Нагромождение деталей и путаница в показаниях очевидцев уже привели к тому, что «отличилась», к примеру, «Комсомольская правда», «по горячим следам» вышедшая с фото преступника, которое к реальному преступнику Сергею Гордееву не имело никакого отношения…

Из тех свидетельств, которые представляют очевидцы, а также по тем материалам камер наружного наблюдения, которые стали доступны журналистам, примерная картина кровавого понедельника в школе №263 выглядит следующим образом (ещё раз нужно уточнить – именно примерная картина событий).

Ученик 10-го класса Сергей Гордеев (отличник, участник и победитель многих предметных олимпиад, посетитель школьных кружков и секций) ещё в воскресенье заблокировал доступ к своей странице в соцсети и сообщил своим родителям, что первых трёх уроков в школе в понедельник не будет; когда 3 февраля наступило, Гордеев без особого труда взял из отцовского сейфа для хранения оружия винтовку Tikka T3, а также вторую единицу огнестрельного оружия (по некоторым данным это самозарядное ружьё Browning), несколько десятков патронов к ним. Облачившись в длинное пальто, Гордеев проследовал к школе, едва удерживая весьма увесистые стволы руками.



Подросток без каких-либо препятствий попал в школу примерно в 11:40 (через 5 минут после начала четвёртого урока). По словам дежурившего в тот момент охранника 57-летнего Юрия Егорова, сам он (Егоров) отсутствовал на посту (на входе), так как совершал обход здания учебного заведения и находился в другом крыле этого самого здания. Цель обхода охранник пояснил так: посмотреть, не залезли учащиеся куда-нибудь…

Возвращаясь «с обхода», Юрий Егоров увидел шедшего по коридору учащегося в пальто (со спины) и окликнул его. Гордеев, по словам всё того же Егорова, что-то положил на пол и подошёл к нему, наставив ствол мелкокалиберной винтовки (именно так характеризует оружие охранник). Подросток заявил, что это не шутки, и что пришёл в школу не для того, чтобы разговаривать с ним (с охранником).

Юрий Егоров (сотрудник частного охранного предприятия «Сатурн») цитирует Гордеева (для Life News):

Я знаю, с кем мне разобраться. А ты пошёл вон, за ворота.


После этого Гордеев проследовал в кабинет, где шла география, а охранник Егоров, как он сам и заявляет, пошёл к директору (такое описание событий наводит на определённые мысли по поводу готовности охраны к нештатным ситуациям) и уже на посту нажал на кнопку сигнализации.

Если всё было именно так, как поведал Гордеев, то это косвенно объясняет, почему, прибывшие через несколько минут сотрудники вневедомственной охраны подходили к кабинету, фактически не подозревая о серьёзнейшей опасности. Что такое нажатая кнопка сигнализации в учебном заведении? В большинстве случаев для представителей охраны или полиции – это сигнал о том, что кто-то из учеников просто хулиганит, и никак не сигнал о том, что в школе действительно происходит нечто более чем серьёзное…

Что происходило в кабинете директора, когда охранник до него «дошёл» (или «добрёл»…), неясно…

В это время Гордеев уже стучал (по свидетельствам учащихся 10 «А» класса) в дверь кабинета географии, урок в котором вёл учитель Андрей Кириллов. Преподаватель географии встал и сам открыл дверь. В кабинет вошёл Сергей Гордеев, которого одноклассники встретили достаточно активно (кто-то захлопал в ладоши, кто-то засмеялся), однако смех быстро оборвался, когда Гордеев выстрелил в учителя. Классу подросток скомандовал забраться под парты и сидеть тихо, сообщив, что они (одноклассники) «как бы» заложники, но убивать он их не будет. После Гордеев повторно выстрелил в учителя (как позже выяснилось, первый выстрел тяжело ранил Андрея Кириллова, а вторым выстрелом Гордеев убил его, услышав хрип 30-летнего мужчины, лежавшего на полу кабинета).

Далее в течение нескольких минут Гордеев (по свидетельствам находившихся в тот момент в аудитории школьников, оцепеневших от ужаса) рассказывал о том, что до убийства учителя он уже убил охранника, что эта жизнь ему надоела, что он является приверженцем идей солипсизма (философия, при которой человек единственной реальностью признаёт собственное сознание), и что хочет умереть, чтобы увидеть, что там «в конце». В момент «монолога» убийцы раздавались звонки на его телефон, он отвечал, и монологи переходили в диалоги. Гордеев говорил с матерью, с бабушкой, с отцом.

Когда к двери подошли сотрудники вневедомственной охраны, он выстрелил из карабина несколько раз. Один сотрудник (Сергей Бушуев 1976 г.р.) погиб на месте, другой (Владимир Крохин) до сих пор находится в крайне тяжёлом состоянии.

Гордеев ходил между рядами, периодически производя выстрелы в потолок и продолжая рассуждать о том, что хочет увидеть, что такое смерть, и о том, что сдаваться не собирается.

В то время, когда к школе стал подлетать вертолёт МЧС, Гордеев произвёл несколько выстрелов в его сторону из оружия, которое не выпускал из рук.

В одном из телефонных разговоров с отцом (после того, как отец узнал о разыгрывающейся трагедии) подросток заявил, что соглашается на то, чтобы Гордеев-старший пришёл в школу. Отец действительно через несколько минут появился в школе (по некоторым данным, на нём был надет бронежилет, так как полиция опасалась, что Сергей может начать стрельбу, невзирая на семейные узы). Отец подростка вошёл в кабинет без особых препятствий, достаточно долгое время говорил с сыном, после чего Гордеев сказал ученикам, что они могут выходить из класса. Далее – он забрал у сына оружие, швырнул на пол, и оба вышли из аудитории, где сотрудники полиции надели на Гордеева-младшего наручники.

Естественно, это происшествие вызвало огромный резонанс. Тут же обозначились многочисленные депутатские и общественные предложения, идеи, замечания, которые, честно говоря, в подавляющем большинстве случаев напоминают либо нечто похожее на откровенный самопиар, либо на банальную горячку, связанную с невладением информацией о причине и ходе случившегося. Одни высказались за необходимость непременно вооружить школьных учителей с прохождением курсов по пулевой стрельбе. Другие предложили открыть службу, которая будет ходить по домам школьников и проверять, в какие компьютерные игры они играют. А кто-то заявил о необходимости непременно привлекать российскую молодёжь к постановкам ТЮЗам… Доктор медицинских наук Михаил Виноградов в интервью «Интерфаксу» вообще «расставил все точки над «i», выдав буквально следующее: проблемы можно было бы избежать, если бы Андрей Кириллов (учитель географии) разрешил бы Сергею Гордееву пересдать…

ТЮЗы и предоставление учителями ученикам возможности что-то пересдать – это конечно здорово, но имеет ли это прямое отношение к разыгравшейся в понедельник трагедии?.. Или если кто-то из современных молодых людей не посещает театры, а кто-то из современных учителей ставит заслуженную, но не самую высокую отметку (если вообще дело в оценках-отметках...), то это повод одних подозревать в ненормальности, а других винить в провокации преступления?.. Если бы было именно так, то вся психология оказалась бы проще пареной репы...

Все бросились обсуждать то, о чём имели, мягко говоря, не самые точные сведения. Если первоначально заговорили о том, что это якобы тот самый несчастный учитель географии поставил Гордееву четвёрку, и что якобы за это Гордеев и решил его убить, то впоследствии выяснилось, что учитель географии, как принято говорить, оказался не в то время не в том месте. Сам же Гордеев об этом поведал на первом допросе. Единственный инцидент (если это можно так назвать), о котором смогли вспомнить учащиеся 10 «А» школы 263, произошедший между Гордеевым и учителем географии Кирилловым, так это то, чтобы якобы некоторое время назад их одноклассник заметил неточность, высказанную учителем. После этого Гордеев стал редко посещать уроки Андрея Кириллова. Ну, если преподавательская неточность могла стать для Гордеева причиной для кровавой расправы, то что и говорить как о воспитании этого молодого человека, так и величине тараканов в его голове…

Через некоторое время после ареста «стрелка», который в момент совершения преступления представлял себя то ли вершителем чужих судеб, то ли бесстрашным ковбоем, доставили на первый для него допрос. И, фигурально выражаясь, Гордеев наложил в штаны – замкнулся в себе, не произнося ни слова. Длительное молчание сменилось просьбой принести ему чай с печеньем (!) и вызвать для разговора учительницу русского языка и литературы, которая вела эти предметы в школе 263 в том самом 10 «А» классе.

Печенье с чаем Гордееву предоставили, учительницу привезли… Уже после разговора убийцы с учителем русского языка Татьяной Бабкиной, выяснилось (по крайней мере, именно так сказала сама Бабкина), что Сергей шёл не к географу, а к ней... Причём шёл якобы чтобы доказать, что она была не права, когда говорила, что добра в этом мире больше, чем зла. Учительница отметила, что Сергей шёл якобы только на собственную смерть, но убивать опять-таки якобы никого не хотел. Гордеева она назвала бесконфликтым, но весьма раздражительным.



Учащиеся школы №263 говорят, что за Сергеем часто приходила его бабушка, ожидавшая окончания занятий и внука за школьной оградой. Гордеев этого очень стеснялся, старался идти домой один, кричал на пожилую женщину, видя, что приход бабушки вызывает насмешки одноклассников.

В общем, вся эта кровавая история, в которой проскакивают такие моменты как «не хочу жить», но «хочу чай с печеньем», «приверженец солипсизма», но «отпустите меня домой», приходы бабушки для встречи внука-десятиклассника, раздражённость неточностями учителя однозначно говорят о том, что подростковая стадия взросления проходила для Гордеева крайне тяжело. Иконы в его комнате (о них говорит соседка) и компьютерные игры, в которых можно беспрепятственно убивать всех, кто попадается на пути, слова о философии эгоцентризма и боязнь раскрыться как перед сверстниками, так и перед родителями и учителями – это тот набор противоречий, который явно тяготил подростка. Не хватало общественного признания, чувства, собственной «крутизны»… А тут картина – отличник с двумя стволами – «круто», - видимо, так размышлял Гордеев, составляя в своей горячей голове план и находясь в стадии «доживём до понедельника».

Его позиция, похоже, описывается не иначе как «я есть пуп Земли, моя позиция – единственно правильная, критика или негативная оценка моей позиции – приговор от меня лично» упиралась в объективную и непредосудительную (непредосудительную, но только не для него самого) зависимость от старших (родителей и учителей). Если большинство подростков, пусть и не всегда безоблачно, преодолевают все сложности периода взросления, то Гордеев из тех, кто преодолеть не смог. Большой внутренний мир никак не ужился с очевидной слабостью. Уснувший разум, как принято говорить, породил чудовищ… Ещё синдром отличника: нет права на ошибку, всё или ничего, я и только я. Нередкая практика в этом случае - суицид, и Сергей Гордеев тоже думал о суициде, но в весьма своеобразной манере - пойти на собственную смерть через смерть других. Да только струсил! Испугался он смерти... То ли разговор с отцом, то ли осознание реальности картины окровавленных трупов дали пилюлю трезвости. Однако поздно...

Но это, если так можно выразиться, психологическая лирика. А что в реальности?

В реальности – доступ подростка с явными проблемами психологического (или психического) характера к оружию, не менее явное упущение в родительском воспитании (то гиперопека, то какая-то странная отрешённость). Кроме того – мягко говоря, непрофессиональные действия охраны школы. Охрана школ и прочих объектов уже давно стала притчей во языцех. Мол, охране мало платят, а потому и набирают пенсионеров или людей (нередко женщин), предпенсионного возраста, которые не горят желанием рьяно исполнять свои прямые обязанности. Охрана – для галочки, охрана просто не готова к такому развитию событий, какое «предложил» ученик-убийца…

Преступления Гордеева – это тенденция? Вряд ли. Кто-то из этой трагедии хотел бы состряпать тенденцию – это факт. Но… Люди с явными заскоками, мозг которых затуманен кошмарами собственного «сочинения», были во все времена. Были и отвратительные маньяки, и пай-мальчики, которые могли убивать только за то, что их родители не отпустили на дискотеку или не купили им дорогую игрушку. Слава богу, таковых меньшинство. Но они были и, как ни печально, будут… Можно ли сделать так, чтобы их не было – к сожалению, больше похоже на утопию. А любая утопия красива и благородна, но не более…

Да – Гордеев играл в компьютерные игры. Запретить игры? Но миллионы других людей тоже играют в компьютерные игры, и часто находят в них повод наоборот выплеснуть негативные эмоции в «виртуале», не перенося их в реальность. Игры кровавые - факт. И опять но... Если на дорогах России ежегодно гибнут десятки тысяч людей в ДТП, то это же не повод для запрета автомобилей?.. Если из автомата Калашникова ежедневно убивают людей, то о запрете "калашей" стоит ли вести речь? Как говорил сам Калашников: стреляет не оружие, стреляет человек.

Да – он высказывал раздражение замечаниями старших, но миллионы других подростков тоже высказывают раздражения, могут замыкаться или наоборот вести себя агрессивно. Это повод направлять всех подростков в психиатрическую клинику?.. Но в то же время это и не повод для того, чтобы не обращать на неадекватное поведение подростка никакого внимания.

К вариациям родительского воспитания – вопрос, как вопрос и к медицинским комиссиям, которые в силу своего возраста проходил Гордеев, к профессиональным педагогам, вплотную работавшим с Гордеевым – тоже вопросы. Если ни родители, ни медики-психологи, ни педагоги не видели тех монстров в голове подростка, которые привели его к преступлениям, то либо он потрясающий актёр, либо имели место банальное «воспитания сквозь пальцы» или даже непрофессионализм. С другой стороны могла проявить себя и усыплённая бдительность упомянутым синдромом отличника. Мол, отличник-ботаник, что с него взять – повзрослеет! Только теперь взрослеть Гордеев уже будет в другом месте, а жизни, которые он отобрал у людей, никаким его взрослением не вернуть.

Искать крайних в этом случае можно очень долго, но это ли главное? Проще всего, конечно, обвинить учителя или директора, производителей компьютерных игрушек, самозарядных винтовок, создателей социальных сетей или соседей Гордеевых по подъезду... Но только лучше бы всё взвесить с холодной (насколько это возможно головой) и принять меры, которые не только «здесь и сейчас», но и системно. Которые не будут нагнетать, а будут упреждать. Не напороть очередной законодательной горячки, не ударить «по бездорожью и разгильдяйству» с бюрократическим размахом, не перегнуть! - вот главное сегодня. А то ведь у нас уже сейчас прокуратура работает чуть не в каждом учебном заведении да ещё и с таким видом, будто все учителя - провокаторы преступной активности школьников, а все ученики - адепты криминала... По поводу эффективности именно такой методики борьбы с потенциальными преступлениями и правонарушениями того характера, который был продемонстрирован в Отрадном, есть большие сомнения.

P.S. В отношении Гордеева возбуждено уголовное дело по статьям «захват заложников», «убийство» и «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».

Мать Сергея Гордеева отказалась представлять интересы сына в суде.

Такой вот итог солипсизма…

Издание "Военное обозрение" выражает соболезнования родным и близким погибших.

 

 

Автор Володин Алексей

 


Вернуться назад