ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > HARP идет по следу похищенных нацистами сокровищ

HARP идет по следу похищенных нацистами сокровищ


21-11-2013, 13:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

HARP идет по следу похищенных нацистами сокровищ

рама картина 2012 апрель коллаж

Ори Солтес, соучредитель проекта HARP (Holocaust Art Restitution Project), цель которого - реституция произведений искусства, похищенных нацистами у их жертв, рассказал в интервью "Голосу России" о том, сколько времени уходит на возвращение культурных ценностей законным владельцам

1428 произведений искусства из коллекции Корнелиуса Гурлитта должны быть тщательно изучены. Необходимо определить историю каждой картины из клада, обнаруженного в Мюнхене. Это позволит установить, какие работы подпадают под определение "произведение искусства, насильственно изъятое нацистами".

Хотя власти Германии и согласились обнародовать информацию о некоторых картинах, многое еще остается неизвестным, отметил в интервью "Голосу России" Ори Солтес:

- The Holocaust Art Restitution Project, сокращенно HARP, занимается расследованием происхождения произведений искусств, перемещенных или изъятых у владельцев в ходе Второй мировой войны, особенно во время холокоста. Отдельное направление занимается творениями, которые оказались в руках нацистов и потом перешли к другим людям, а также искусством, которое было силой отобрано у законных владельцев.

В свое время я управлял музеем. В 1997 году мы организовали конференцию на тему легальных и моральных аспектов реституции предметов искусства с упором на холокост. Тогда двое из докладчиков - Марк Мазуровски (Marc Masurovsky) и Вилли Корте (Willi Korte) - обратились ко мне, чтобы обсудить создание специальной организации, и мы ее создали. Мы помогаем всем, кто к нам обращается: иногда это просьба музеев, иногда - частных лиц, которые хотят вернуть то или иное произведение, например, из музея.

Возврат собственности владельцу занимает год, но чаще - 3, 4, 5 лет. При этом каждый случай уникален. Например, когда мы работали по заказу Музея Искусств в Сиэттле (Seatle Art Museum) над доказательством того, что принадлежащая им картина Матисса изначально была выкрадена у французского коллекционера Поля Розенберга (Paul Rosenberg), который скончался в 1958 году и вплоть до этого времени пытался отыскать картины, которые у него украли нацисты. Мы должны были доказать, что он их так и не вернул, и это заняло у нас примерно год. Но тогда у нас было много документов.

 

В другом случае нас привлекли к работе по картине представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле, которую привезли на выставку в нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA) из венской Коллекции Леопольда. Тогда одна семья заявила свои права на нее до ее отправки обратно в Вену. Разбираться в ситуации нам пришлось почти 10 лет.

- Во что экономически выливается ваша работа, оправдывается ли она?

- Пока никакой прибыли. Мы некоммерческая организация. В свое время мы пытались получать деньги из фондов, чтобы иметь возможность работать бесплатно, но идея не имела успеха, потому что HARP часто путали с другими организациями. Сейчас мы работаем за счет собственных средств. Мы сотрудничаем с двумя юридическими компаниями в Нью-Йорке и Вашингтоне, которые предоставляют свои услуги по данным вопросам бесплатно, поэтому юридические консультации для клиентов бесплатны. Впрочем, в других случаях нам тоже не платят.

Исследования бывают разные, мы с Марком проводим очень много времени в Вашингтоне за работой над запросами, которые приходят от еврейских семей, попавших под так называемую нацистскую программу "вопросов прав собственности". Также есть заказ одного аукциона установить, на какие из разграбленных предметов искусства наследники жертв холокоста заявили свои права, а какие еще ждут своих владельцев.

- Если говорить о найденном в Мюнхене кладе, вам было бы интересно заняться и им?

- Мы могли бы быть вовлечены в работу, но это зависит от того, кого немцы захотят пригласить. Мы со своей стороны можем внести ощутимый вклад в решение проблемы идентификации 1428 картин из коллекции Гурлитта.

Однако на сегодняшний день приглашения к сотрудничеству от немцев мы не получали.

Наша роль в данный момент ограничивается тем, что мы подтолкнули Германию рассказать о находке. Дело в том, что произведения обнаружили уже давно. О кладе просто молчали.

- Насколько известно, HARP требует от Германии опубликовать полный список обнаруженных произведений и все документы, которые связаны с коллекцией, а также создать комиссию по работе над обнаруженными шедеврами. Запрос рассмотрен?

- Скажем так, наш запрос частично удовлетворили. В том смысле, что немцы опубликовали частичный список произведений и объявили о намерении создать экспертную комиссию, но не сказали, кого именно планируют привлечь к работе. До сих пор известно лишь об одном эксперте, квалификация которого вызывает сомнения.

В найденном кладе очень много картин. При этом в итоге может оказаться, что были выкрадены лишь 3 или 300. В таких ситуациях чем дольше ждешь, тем запутаннее все становится. Лучше всего общаться с теми, кто напрямую имел отношение к тем или иным событиям, а не с внуками или правнуками, но таких людей осталось мало.

- СМИ сообщают, что Корнелиус Гурлитт заявил на днях, что все обнаруженные картины  - его собственность и отдавать их он не собирается. Насколько обоснованы его заявления?

- Он мог легально получить картины от своего отца. Его отец мог также купить их официально и по закону. Тогда нужна экспертная комиссия, которая это подтвердит. В таком случае никто не будет иметь права докучать Гурлитту. Однако, если вдруг выяснится, что некоторые из хранящихся у него полотен украдены, а я думаю, что таких окажется очень мало, то у него не будет ни юридического, ни морального права хранить данные произведения.


Вернуться назад