ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > Написан учебник биологии, основанный на Библии
Написан учебник биологии, основанный на Библии20-03-2013, 11:36. Разместил: VP |
По нему от теории Дарвина остались лишь «ошметки»
В прямом эфире радио и телеканала «Комсомольская правда» наш ведущий Михаил Антонов пытается разобраться с автором учебника и экспертами, кому выгодно искажать теорию Дарвина – основу основ биологии. Антонов: - Мы будем говорить об учебнике. О новом учебнике. С радостью представляю Ксению Конюхову, представитель отдела образования газеты «Комсомольская правда». Конюхова: - Добрый день! Антонов: - И с гордостью представляю гостей программы. Вера Александровна Мысина, старший научный сотрудник института общей генетики РАН. Мысина: - Здравствуйте! Антонов: - И человек, который сегодня, видимо, будет принимать на себя удары критики, может, не критики… Сергей Вертьянов, автор книги «Происхождение жизни», кандидат физико-математических наук, автор учебника общей биологии 10-11 класса под редакцией РАН, заслуженного профессора МГУ господина Юрия Петровича Алтухова. Конюхова: - Совсем недавно обсуждалась идея создания единого учебника истории, потому что очень много вариантов исторических фактов, исторической трактовки разных моментов. И хорошо бы все учебники привести к одному знаменателю. Но оказалось, что у нас не только в истории есть такие сложные моменты. Например, учебник Сергея Юрьевича очень выделается из остальных учебных пособий. Дело в том, что там дается совершенно новый для учебника взгляд на происхождение жизни и теорию эволюции. Мы привыкли считать, что Дарвин – это наше все. Светило биологии. И привыкли считать, что человек произошел от обезьяны. Да, мы знаем, что теория эволюции несовершенна, но пока у нас есть основной вектор, согласно которому школьники проходят биологию. В данном учебнике этот вектор не соблюдается. От теории эволюции остались одни ошметки. И Сергея Юрьевич предлагает обсудить теорию, что жизнь была создана Господом, и были созданы определенные, если я правильно понимаю, эволюционные архетипы животных, которые потом развивались в соответствие с условиями обитания. Это вещь, я бы сказала, не из тех, которые школьники должны проходить на уроке биологии. У нас есть такой курс, как основы православия, где дети знакомятся с подобными теориями. А этот учебник по другому предмету. И, как мне кажется, он должен давать классику, основы, методику. А место для полемики, была ли создана жизнь Творцом, привнесена с других планет, это уже факультатив. Антонов: - Это твое мнение? Конюхова: - Это мое мнение. Но у меня есть рецензии авторитетных людей. Например, академика РАН, лауреата премии президента Сергея Мамонтова. Он прочитал этот учебник. И нашел в нем много неточностей. Не только с точки зрения происхождения жизни, но и с точки зрения обычных фактов из биологии. Насколько я знаю, Сергей Юрьевич объяснял, что в последующих переизданиях все эти моменты были учтены и исправлены. Но, как говорится, исправили, а осадок остался. Антонов: - Парируйте! Вертьянов: - Касательно второго издания, оно вышло в 2006 году. Существует уже 6 лет. В кулуарах суда в Петербурге по делу Шрайбера Сергея Георгиевича, Мамонтов лично мне сказал, что я написал другой учебник. И он не нашел там своих замечаний. И следует учесть, что первое издание учебника было не таким уж плохим. Неточности всегда бывают. Но он понравился в МГУ. И лично профессор Рубцов, зам. декана биофака МГУ, написал положительную рецензию на этот учебник. Именно на первое издание, где он пишет, что учебник полностью соответствует программе по биологии для поступающих в вузы. А вот то, что от теории эволюции в этом учебнике остались, как вы выразились, ошметки, это так часто бывает. Люди строят воздушные замки. Но бывает, что на поверке жизнью, от них ничего не остается. Мы изложили, что мы должны были изложить согласно госстандарту. Об этом профессор Рубцов и пишет. Но в нашем учебнике, более того, мы впервые выполнили госстандарт образования, который существует. Мысина: - Мне слушать это очень тяжело, потому что я сразу хочу сказать важную вещь. Этот учебник не прошел никакую экспертизу. В учебнике, которые пишутся у нас для образования и преподавания в школах, они проходят экспертизу в РАН. Там есть специальная комиссия. Три раза этот учебник был отклонен. И ни в коем случае не рекомендован для того, чтобы преподавать его школьникам. По причине того, что там огромное количество ляпов, ошибок, несостыковок. И, самое главное, что там есть непонятное смешение религии и науки, что не является хорошим по причине того, что ученик, который учится в школе, должен получать стандарты образования, методики, законы природы и все прочее. А религиозные вещи он может изучить на факультативах. Антонов: - Происхождение видов и теория Дарвина сейчас является догмой для нашего образования? Мысина: - Ошметки, не ошметки… Но дело в том, что огромное количество ученых работало над теорией эволюции. Об этом можно снять не одну программу, доказательств довольно много. А что касается Дарвина, то да, это основополагающий человек, который создал и заложил основы эволюции. Потом мы имели синтетическую теорию эволюции, потом равновесную, которая в 70-х появляется. И еще не совсем правильно говорить, что мы произошли от обезьяны, если говорить о человеке. Потому что мы произошли не от обезьяны, а от дриопитека. От дриопитека началось развитие в одну сторону – гомо сапиенс, в другую – обезьяна. Это неправильно. Это передергивание фактов. А что касается суда, на котором вы были, это просто… К сожалению, наша бедная страна вынуждена наблюдать такие вот… Можно было бы сказать, что смешно, но это очень грустно. Вертьянов: - Это был суд питерский, когда один из родителей обратился на том основании, что по его мнению, некачественная услуга предоставляется в школы. Детям дается теория эволюции, как последний и единственный установленный факт. А это не так. Это всего лишь одна из гипотез, которые не подтвердились. Мысина: - Простите, а за шестидневное происхождение мира Господом Богом, за шесть дней все сделанное и про то, что у вас в задачнике есть вопрос для школьников: что делают животные после грехопадения, простите, с таким образованием наша Россия не то, что будет первая с конца… Вертьянов: - Это был задачник для православных школ, в первую очередь. Мысина: - … она исчезнет с поля научных технологий, прорывов и всего остального. Вертьянов: - До нашего учебника ни один учебник действующий госстандарт не выполнил. Почему? Согласно госстандарта, школьник должен знать, что говорил Дарвин об эволюции. Мысина: - По госстандарту все действующие учебники, которые приняты Минобразования и науки, по этим учебникам преподают нашим школьникам. И по этим учебникам и 20 лет назад, и 30 лет назад наши школьники, которые потом заканчивали вузы, физики, химики, биологи, самые востребованные в мире. Это наше образование. А что касается вас, у меня к вам большой вопрос. Как вы, непрофессионал, не имеющий к биологии никакого отношения, берете и переписываете эту книгу, в которой есть куски, просто взятые из учебников? Вы просто брали и составляли свою странную картину. Вы брали из учебников и составляли пазлы… Антонов: - Скажу про старые англиканские школы, где утро начинается с молитвы, где мальчики воспитываются, там Дарвина вообще не проходят. На законодательном уровне просто запрещено. Они изучают строение клетки, простейших микроорганизмов. Но Дарвин не упоминается в стенах этих школ. Конюхова: - Дело в том, что в англиканских школах, может, и не изучается Дарвин. Но у них есть определенная репутация, которая уже сложилась. И люди доверяют этой репутации, отдают детей в школу. И понимают, что они получат определенные знания. Пусть они будут определенного характера, но будут. В данном случае, если говорить о репутации этого учебника, честно говоря, у меня возникли большие сомнения. На вашем сайте размещена рецензия ведущего генетика нашей страны Эльзы Камилевны Хуснутдиновой. И когда мы с вами беседовали по телефону, вы сказали, что рецензия нормальная, заверенная подписью и печатями. Да, действительно, там есть подпись и печать. Номер документа. Но я связалась с Эльзой Камилевной. И она сказала, что она написала отзыв, но совершенно не тот, который у вас размещен. Она сказала, что книга не соответствует стандартам. И что в ней много ошибок. Даже не касаясь вашей точки зрения о происхождении жизни, просто… Вертьянов: - Этого просто не может быть, потому что так же, как я сижу с вами здесь, я сидел с Эльзой Камилевной в ее гостинице, когда она была проездом в Москве, мы это обсуждали. И лично мне она дала свою подпись. И это можно проверить легко. Мысина: - Вы говорите об МГУ, о кафедре, вы просто вводите в заблуждение. Ни один профессиональный биолог, ученый, будь там генетик или кто-то еще, ни один не дал положительной рецензии на вашу книгу. Антонов: - А зачем вам это все? Кандидату физико-математических наук. Вертьянов: - Когда я учился на физтехе, на факультете молекулярной и биологической физики, так что нельзя сказать, что я совсем не имею никакого отношения к биологии. И когда я ехал в Питер на суд, то в качестве эксперта я брал с деканата справку, что я могу быть экспертом по вопросам биологии, химии, физики, математики. Лично Дарвин в своей книге «Происхождение видов», когда вы говорите о госстандарте, пишет: «Я полагаю, что жизнь Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм. Я полагаю, что животные происходят, самое большое, от четырех или пяти созданных Богом форм. А растения от такого или еще меньшего числа». Личная позиция Дарвина в его основополагающем труде, что жизнь на Земле создана, базовые формы животных и растений были сотворены. Эта позиция ни в одном учебнике не отражена. Антонов: - У вас было желание переплюнуть старика Дарвина? Вертьянов: - Если говорить о грамотном изложении учения Дарвина… Мысина: - Дарвин 20 лет своей жизни посвятил изучению всех этих биологических процессов. Он ездил в экспедиции, работал над этим. И тут вдруг человек, не работая, не принимая никакого труда, вдруг взял, отмахнул. И сказал, что это все ерунда. И все это… Вертьянов: - И потом… Вот вы выступаете как сотрудник института общей генетики. И вы, наверное, знаете позицию вашего последнего директора. Мысина: - А вот об этом я вообще хочу вам сказать, что вы занимаетесь ужасными вещами! Потому что Юрий Петрович, в принципе, не мог никогда одобрить того, что вы говорите. Да, он не совсем был согласен в синтетической теории эволюции. Он был больше согласен с теорией равновесной. Но он никогда в своей жизни не писал о том, что Богом созданы те виды, которые мы сейчас видим. И они не изменялись. Мне это говорить не надо. Я – сотрудник института. И я знала Юрия Петровича. И он был нашим директором. И вы начали это активно говорить после его смерти. Вертьянов: - Юрий Петрович Алтухов в своем учебнике для студентов МГУ, допущенном Минобразования: «Места для дарвинизма, как теории эволюции, вовсе не остается». Мысина: - Это вы вырываете из контекста. Я только что сказала, что он был против. Он не со всем был согласен с синтетической теорией эволюции. Вертьянов: - Цитирую философский… Мысина: - Вы вырываете из контекста определенные предложения. И пытаетесь дать им другой смысл. Вертьянов: - Философский сборник Академии наук 2002 года под редакцией Катасонова. Статья Юрия Петровича Алтухова. «Кто же создал жизнь во всем ее удивительном многообразии?». Это его вопрос. И ответ: «Мы находим ответ на этот вопрос лишь в одном месте, в библейской книге бытия. Других источников, которые это объясняют, нет, если не считать всевозможных эволюционных гипотез, но они и до сих пор остаются лишь недоказуемыми гипотезами». Вот позиция директора вашего института. Конюхова: - Немножко встряну. Дело в том, что первый учебник, который вы процитировали, это учебник для студентов МГУ. А второе – это философский сборник. С точки зрения философии имеет место быть сотворение мира Творцом. Но это проходят на первом курсе учебного заведения. Вертьянов: - Простите, а дарвинизм проходят в школе? Конюхова: - Дарвинизм проходят в школе. И проходят в университете. Вертьянов: - Дарвин считал, что жизнь сотворена. Это же госстандарт. Конюхова: - Простите, есть школьный курс религии. Есть школьный курс основ православия, где все это рассказывается. Вертьянов: - А что такое религия? Конюхова: - В данном случае сотворение жизни Творцом – это религия. В самом чистом виде. Вертьянов: - В самом общем виде только. Конюхова: - И, как мне кажется, в данном случае не стоит путать философские воззрения ученого и его научные работы. Антонов: - Ксюша, вынужден с тобой поспорить. Тогда, к сожалению, все церковные упоминания нужно из учебников истории выбросить. Понимаешь, война католиков и протестантов имела… Мысина: - Мы сейчас говорим про научные дисциплины. Антонов: - Я понимаю. У меня один вопрос к вам, Вера Александровна. Можно ли в учебнике биологии для старших классов вообще избежать происхождения как такового? Мысина: - Конечно, нет. Я тоже хочу сказать… Почему мы должны потворствовать вот таким людям, как присутствующий здесь автор учебника, который не был признан по госстандартам, который не прошел ни одной экспертизы, у которого нет ни одной положительной рецензии. И тут дело даже не в религии. А в том, что там огромное количество ляпов, несовпадений, притянутых за уши непонятных вещей. Почему мы должны говорить о том, что этот учебник должен находиться на парте школьника? Ни Минобрнауки, ни экспертиза РАН, и ни одной положительной рецензии. Вертьянов: - Цитирую Юрия Петровича Алтухова, его вступительное слово, которое на моем сайте звучит его собственным голосом: «Перед вами учебник биологии… Мысина: - А это тоже далеко не факт. Вертьянов: - … не стесненный материалистическими рамками. Мы возвращаемся к Богу на протяжении столетия, вычеркнутому из нашей жизни в угоду вседовлеющему материализму, положению гипотезы эволюции возводились догматы, противоречащие научным фактам». Мысина: - Это Юрий Петрович Алтухов не говорит. Это вы написали после того, как этот человек умер, понимаете? Антонов: - Подождите. Он сказал, что запись… Вертьянов: - Министерство культуры сняло фильм «Гипотеза века» на 25 минут, в котором звучит голос Юрия Петровича Алтухова, звучат комментарии его сотрудников. Мысина: - Сотрудники нашего института, ни один никогда бы не подписали не то, что положительную рецензию… Вертьянов: - Посмотрите фильм. Мысина: - Я не буду смотреть фильм. Я знаю ситуацию. И я могу это подтвердить. Мало того, были запросы. И у меня мои коллеги интересовались, заканчивали ли вы МФТИ и являетесь ли вы кандидатом физико-математических наук… Вертьянов: - Заканчивал. Мысина: - И ответ, к сожалению, был отрицательный. Там не подтвердили, что вы заканчивали МФТИ. Конюхова: - Во всем должна быть гармония. Биологию изучают на уроках биологии. И классические теории тоже. Происхождение жизни от Бога и дальнейшее ее развитие изучают на другом предмете. Но в данном случае в вашем учебнике вы пытаетесь эти вещи смешать. И, как мне кажется, не совсем правильно. И не совсем удачно. Вертьянов: - Понимаете, ведь в учебнике о религии не говорится. Наука должна искать истину? Антонов: - Религия – это наука? Вертьянов: - Истина должна быть. Как было на самом деле? Мысина: - Религия – это не наука. Конюхова: - Есть разница в подходе религии и… Вертьянов: - Бог создал жизнь или она сама появилась? Конюхова: - Наука – это эмпирическое знание человека. Человек может доказать… Вертьянов: - Если мы доказали, что гипотеза эволюции не состоятельна? Вывод какой-то должен быть? Мысина: - Во-первых, этого нет. Конюхова: - Мы не доказали, что жизнь происходит от Бога. Религия – это осознание человеком какой-то истины. Это… Мысина: - Религия – это субъективная вещь. Вертьянов: - Человек может просо увидеть, что материалистическая реальность не состоятельна. Значит, кто все это создал? Мысина: - Смотрите, что вы делаете… Вы православный христианин. А вы, на самом деле, этим своим действием опорочили всех: и ученых, и христиан. Потому что вы смешиваете все в одной книге. А дети, которые, действительно, стремятся к познанию той самой истины, могут это прочесть, потом прочесть учебники, потом сами поставить определенные эксперименты. И они поймут, что это вранье. И они от христианства отойдут, и, в итоге, скажут, что вы нам даете? Вот в чем суть. Вертьянов: - Наоборот. Мне много приходит писем такого рода… Мысина: - Вы благими намерениями дорогу в ад… Вертьянов: - … что «…я бы хотел поверить в Бога, но наука вроде бы доказала, что человек от обезьяны произошел и ничего нет, и я не ходил в церковь. А теперь прочитал вашу книгу и увидел, сколько фактов и сколько ученых говорят «за». И я теперь спокойно хожу в храм. Мне ничего не мешает». Вот такие письма ко мне приходят. В учебнике нет религии. Мысина: - Эта книга полна ложных сведений. Вертьянов: - Например? Мысина: - У Мамонтова можно прочитать. У многих рецензентов можно прочитать. Вертьянов: - Нет ничего у Мамонтова. Конюхова: - Там на каждой странице… Да. Антонров: - Ксения сейчас зачитает. Конюхова: - «Улиток долгое время делили более чем на двести видов. Но при более внимательном исследовании оказалось, что их можно свести лишь к двум». Пестичные цветки автор называет мужскими, а тычиночные – женскими. Трилобитов называет рачками, хотя это самостоятельный класс полностью вымерших членистоногих. Тополь и лиственница, растения из двух разных отделов, названы близкородственными видами. Родственниками называются так же виноград и капуста. Цветковые растения относятся к разным порядкам. Вертьянов: - Вы говорите о каких-то мелочах! Мысина: - Представляете! Ботаники, зоологи веками исследовали, делали, а человек, сидючи, не будучи биологом, говорит, что в каком-то смысле да… Ни на чем не основываясь, ни приведя никакой аргументации, экспериментов! И что ученые работали столетиями, это наблюдали, описывали, составляли системы, проводили эксперименты, он просто огульно говорит: «В каком-то смысле, да». И как можно здесь… Вертьянов: - Директор вашего института дважды прочитал этот учебник и внес свои какие-то… Мысина: - Вы это ничем не докажете. Антонов: - Второе издание, расширенное. Написано. Никто не исключает, что появится третье, доработанное, четвертое – исправленное. Мысина: - Экспертиза против, Минобр против. Антонов: - Значит, он будет писать дальше. Учиться на своих ошибках. Мысина: - Нет. Этого не может быть. Потому что человек не имеет профильного образования. Как этот человек может писать учебник по биологии, будучи сразу и ботаником, и зоологом, и эволюционистом! Вертьянов: - А для этого здесь масса ученых. Антонов: - Дарвин тоже не был типичным ученым. Да? У него было огромное количество различных профессий. Химик Бородин, помимо всего прочего, прекрасно владел… Мысина: - Вы искали ключевое слово. Дарвин был ученым. А человек, который здесь сидит, он не ученый. Вертьянов: - Такой же кандидат, как и вы. Почему вы так… Антонов: - Кандидат физико-математических наук. В глазах 90 процентов наших зрителей это ученый. Мысина: - Сейчас была проблема с ВАКом, где у нас, так сказать, на председателя надели наручники и увели. Я еще раз говорю. Мои коллеги уточняли. Этот человек не учился. И доказательств того, что он кандидат физико-математических наук нет никаких. Антонов: - В голову влетела фраза. «Пастернака не читал, но осуждаю». Может, стоило ознакомиться с этим учебником? Мысина: - Я смотрела. В этом издании огромное количество ляпов и несостыковок. Вертьянов: - Один можете привести? Конюхова: - Таблица эмбрионов. Не назову страницу… Есть рисунок, который вошел во все учебники биологии. Это развитие эмбрионов на разной стадии, составленный ученым Геккелем, если не ошибаюсь. И вы используете это как аргумент против теории эволюции. Считается, что онтогенез повторяет филогенез. Я права? Это значит, что развитие одного организма повторяет развитие историческое. Можно посмотреть… Человек родился и его зародыш развивается примерно так же, как… Вертьянов: - Рыбка, потом лягушка… Конюхова: - … происходило развитие эволюционное. Вы в данном учебнике пишете, что это чуть ли не подделка, что… Вертьянов: - Геккель был уличен в научном мошенничестве. Это факт. Мысина: - Это абсолютно никаким фактом не является! Конюхова: - Секундочку! Вы приводите авторов в данном случае, которые якобы уличили Геккеля в мошенничестве, называете их учеными. Но они не были учеными. Они были публицистами. Вертьянов: - После доклада Геккеля на ученом совете, была создана комиссия под главенством Вильгельма Хиса, крупнейшего эмбриолога тех времен. И он, уличив Геккеля в том, что он изуродовал эмбрионов, увеличив у собачьего эмбриона голову, а у человеческого удлинив хвостовую часть в два с половиной раза, заключил, что тот, кто так поступает, исключается из рядом научных сотрудников всякого рода. Мысина: - Его никто не исключал. Будучи, когда ему уже было 75 лет, он сам передал свою лабораторию и все прочее. Его никто не исключал! Вертьянов: - Чувствуете разницу? Кто так поступает, исключается из рядов… Это отличается от того, что вы уволились из состава… Мысина: - То, что вы говорите, извините, вы бредите! Вертьянов: - Я цитирую! Мысина: - Такое ощущение, что пазл, который у вас в голове разрушился, и вы не знаете, куда… И вы за что-то там хватаетесь! Вертьянов: - Это ваше субъективное ощущение. Мысина: - У вас в голове полная бессистемность. Вертьянов: - Уродуют умы наших детей дарвинизмом. Мысина: - Уродовать умы наших детей пытаетесь вы! Своими книгами, которые не имеют никакого образовательного фундамента. Вертьянов: - А то, что человек, возможно, был сотворен, и есть ученые, которые об этом говорят. Антонов: - Для вас важно, чтобы это произведение прошло сертификацию? Как это называется… Конюхова: - Получить гриф министерства. Антонов: - Вы и дальше будете бороться. Мысина: - Трижды уже отклоняли! Антонов: - Мне просто интересно! Вертьянов: - На моем сайте вывешены ответы Минобра. И там указано, что фактических ошибок в учебнике уже нет. Нас уличают в том, что мы не выполняем госстандарт. Мы говорим о каком-то сотворении… В то же время надо говорить о теории Дарвина. Когда мы их уличили в том, что наш учебник впервые исполняет госстандарт, нам сказали… Вообще ничего не ответили. Лично в кулуарах человек, который подписывает все документы, сказал мне так: «То, что вы сделали с Юрием Петровичем Алтуховым, на голову вышел всего того, что мы давным-давно отгрифовали». Можете верить, можете нет. Мысина: - Нет. Я сплетням не верю. Вертьянов: - «Но не можем мы такого отгрифовать!». Мысина: - Вы не как ученый… Вы каким-то сплетням, слухам… Что вам кулуарно сказали, что-то еще… Причем тут это все? Вертьянов: - Это было обсуждение! Мысина: - В РАН есть структура, которая отвечает за то, что экспертирует книги. И очень хорошо экспертирует. Там, действительно, заслуженные ученые. Академики. И они никогда в жизни не допустят, чтобы вот такое, даже не знаю, как назвать, вышло и калечило умы детей. Никто не ущемляет и не оскорбляет чувств верующих. Но если вы хотите, чтобы ваши дети были образованными, став взрослыми, сами выбрали, верить им или не верить, то вы просматривайте книги, которые им дают в школе. Это очень просто. Вы можете позвонить в РАН, выяснить, что экспертирует учебники для школ. И уточнить, был ли этот учебник рекомендован к обучению. И таким действом вы огородите своего ребенка от халтуры. Конюхова: - Не читайте учебники. Читайте монографии. Если вы хотите узнать разные теории, прочитайте Дарвина, Библию, Юрия Петровича Алтухова. И делайте выводы сами. Не доверяйте учебникам никаким. И неважно, есть ли у него гриф министерства или нет. Мысина: - Да. Отлично. Первые источники читайте! Вертьянов: - Я считаю, что мы не имеем право за наших детей решать, что им выбирать для образования. Я считаю, что надо давать не только те факты, которые можно вложить в теорию эволюции. Но и те факты, который ей противоречат. И те факты, которые говорят не о происхождении видов друг от друга, а об их сотворении. Тем более, что этой идее придерживались всегда. И сегодня придерживаются многие профессора, академики, рецензии которых у меня на сайте, кстати, представлены. Мысина: - И которые все поддельные. Вертьянов: - Если мы дадим информацию «за» и «против», то мы дадим им все образование. Освоить весь массив научных фактов, которые сегодня накопились. И пусть они сами сделают выбор. Антонов: - Спасибо вам. Это была программа «Особый случай». Вернуться назад |