ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > Почему на столичных дорогах машины проваливаются под асфальт
Почему на столичных дорогах машины проваливаются под асфальт12-08-2009, 09:12. Разместил: VP |
|||
Провал в Южном Бутове. Ушли под землю несколько легковушек и грузовик.
Провалы на столичных дорогах стали случаться с пугающей регулярностью«Автомобиль Toyota Celica сегодня провалился в яму, образовавшуюся в асфальте в центре столицы. ЧП произошло во дворе жилого дома на Большой Почтовой улице. Причины происшествия выясняются».
Похожие сообщения по радио и ТВ звучат уже как минимум раз в неделю! Что происходит? Это частные случаи или Москва потихоньку уходит под землю? «Комсомолка» попыталась в этом разобраться.
ЗАЛОЖНИКИ ДЫРЯВЫХ ТРУБ
- Где проваливается асфальт, там серьезные проблемы под землей! - уверен профессор географического факультета МГУ Георгий Рычагов, более полувека изучающий недра плане-ты. - Очень часто асфальт лопается из-за размыва грунта.
Грунт, понятное дело, размывает вода. А вот откуда она берется? Чаще всего - из дырявых труб. В Москве на один квадратный километр территории - 40 километров коммуникаций. В основном - водопроводных и канализационных труб. И они текут...
- Водопроводные сети в столице находятся в чудовищном состоянии, - считает президент Национального градостроительного общества Александр Кривов. - Более 80% из них изношены наполовину. Протечки происходят повсеместно. А наш грунт, состоящий в основном из известняковых отложений, легко размывается.
«ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ!»
Под столицей уже есть настоящая Москва-2. На глубине до 70 метров, по словам ученых, - лабиринт из тоннелей метро, огромных, до пяти метров в диаметре, коллекторов ливневой канализации и, конечно, старинные погреба и подземные ходы, вырытые еще при царе Горохе. Добавим сюда бомбоубежища, остатки горных выработок и бункеры Минобороны.
- Иными словами, под нами гигантские пустоты, - рассказывает профессор Рычагов. - Они, конечно, надежно забетонированы, и провалиться туда невозможно. Но их строительство уже нарушило «подземную экологию». Эти стройки вторглись в водоносные горизонты. Русла подземных рек изменили направление и теперь вымывают грунты под нами. Но страшнее другое: подземное строительство продолжается. Все эти паркинги, торговые центры... Пустот становится больше, как и воды в наших грунтах, и без того хлипких. Вот вам и новые провалы.
У властей, однако, свои резоны. Уже в ноябре начнется строительство под Пушкинской площадью. По словам заместителя мэра Владимира Ресина, за четыре года здесь возведут подземный многофункциональный комплекс, «в котором найдется место для кафе и ресторанчиков, выставочных залов и паркингов».
- А нас, ученых, никто и спрашивать не хочет, к чему это может привести, - грустно улыбается профессор Рычагов.
ЭКОНОМИМ НА ГЕОЛОГАХ...
До конца 1960-х годов считалось, что никаких провалов и оседаний в Москве не будет. Дескать, стоим мы на Среднерусской платформе, она устойчива, землетрясений не бывает... Бояться нечего! И вдруг в 1969 году в районе Хорошевского шоссе осела добротная пятиэтажная сталинка. Дом пришлось расселять. Весной 1977 года дом № 3 по Новохорошевскому проезду вдруг пошел трещинами. А у дома № 4 и вовсе обрушилась наружная стена. Оба дома - от греха подальше - снесли, а людей расселили. Но инциденты в этом районе не закончились. В мае 2001 года на Новопесчаной улице образовалась здоровенная, глубиной четыре метра, яма в асфальте. В нее рухнул «ВАЗ-пятерка». В июне 2004 года рядом с домом по улице Алабяна, 11, вдруг провалился грунт. А в стенах дома появились трещины.
- Дома в этом да и во многих других районах стоят на карстующихся, т. е. растворяющихся в воде, породах грунта, - поясняет профессор Рычагов. - Ничего ужасного в этом нет. Просто нужен постоянный мониторинг того, что происходит под землей. Если есть проблемы - грунты можно укрепить. Но, что еще важнее, необходимы тщательнейшие геологические проверки перед каждым новым строительством. Ведь сейчас строят не пятиэтажки, а небоскребы. А они куда тяжелее!
На месте «Москва-Сити» раньше был известковый карьер, нас туда еще студентами водили, - рассказывает Георгий Рычагов. - Под этими гигантскими зданиями - известняки. Я бы не стал там строить никогда, это серьезный риск. Наверняка вся разрешительная документация у строителей имеется, но...
Строители, по словам ученого, на геоработах экономят. Чтобы узнать характер грунтов под будущим домом, нужно заказать бурение нескольких десятков скважин. И за каждый метр скважины бурильщики берут деньги. Набегают десятки миллионов рублей! Поэтому скважин заказывают поменьше. Но самое неприятное: при строительстве смотрят не на грунты, а на местоположение будущего здания.
И Москва продолжает рисковать. В районе той же Новопесчаной улицы, где были провалы, отгрохали гигантский жилой комплекс «Триумф Палас» - самый большой в Европе. На Хорошевском шоссе продолжают строить высотки.
...И НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ
Помните скандал с Серебряноборским тоннелем? В декабре 2007 года он открылся, а уже в апреле его пришлось закрывать. На одной из полос обнаружился провал площадью около квадратного метра. На двух других асфальт вспучился.
- На северо-западе Москвы грунты очень подвижные. Перед тем как строить тоннель, надо сначала их исследовать и укрепить, - пояснили «Комсомолке» в Институте геоэкологии РАН.
Сергей Шведенко, старший преподаватель кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ, рассказал, что строители экономят еще и на стройматериалах.
- Например, вместо щебня марки 600 в основание дороги укладывают щебень марки 200, более дешевый, - объясняет Сергей Викторович. - Или щебень уложат недостаточно плотно. Вместо того чтобы пройтись по нему катком 12 раз, пройдутся три - чтобы время и горючее сэкономить. А асфальт потом проседает.
Так что провалы не случаются сами по себе. За каждым из них стоят чья-то недоработка, желание сэкономить или срубить денег. Что же делать? Наверное, как-то менять градостроительную политику. А еще, как пояснил Сергей Шведенко, нужно активно использовать георадары - специальные приборы видеокомпьютерного сканирования, способные видеть, что происходит под землей. Узнать, где есть проблемный грунт, и укрепить его. Провалы случаются так часто, что их уже нельзя игнорировать и считать каждый случайностью...
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Самые крупные провалы последних лет
В ночь на 14 мая 1998 года на перекрестке Большой Дмитровки и Столешникова переулка провалился на семиметровую глубину участок улицы площадью 600 кв. метров. В яму обрушились фасад дома и автомобиль.
21 мая 2002 года у здания Российской детской клинической больницы (Ленинский проспект, 117) образовалась яма диаметром около полуметра и глубиной около метра. В нее провалились передними колесами проезжающие «Жигули».
10 сентября 2006 года на Ленинградском проспекте образовалась яма шириной примерно 20 на 40 метров и глубиной 10 - 15 метров. Под грунт провалился многотонный самосвал, рухнула мачта городского освещения, оборвав троллейбусные провода.
29 мая 2007 года восьмитонный грузовик «МАЗ», груженный мороженым, провалился под асфальт у дома по Каширскому шоссе, 9, в яму площадью полтора кв. метра. Грузовик-рефрижератор ушел под землю всем передом. Провал произошел из-за горячего асфальта и постоянной вибрации от находящихся рядом железнодорожных путей.
2 апреля 2009 года у дома № 47 по улице Изюмская (Бутово) четыре припаркованных автомобиля провалились в яму шесть на три метра и глубиной около двух метров.
КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТЕЙ
Мы составляем «карту проблем»
- Еще в 2007-м мы закупили десять передвижных лабораторий видеокомпьютерного сканирования, - рассказали «Комсомолке» в столичном Департаменте ЖКХ. - Радары вовсю работают. Мы собрали информацию о состоянии 50% московских дорог и состоянии грунтов под ними. Как только соберем всю информацию и составим «карту проблем», начнется проектирование, где и как ту или иную проблему решать. Как правило, в опасном месте просверливается скважина и туда закачивается специальный укрепляющий состав. Но, разумеется, выполнение работ зависит от финансирования. Сейчас кризис, с деньгами непросто, но мы сделаем все от нас зависящее.
Вернуться назад |