Что побудило Моцарта сочинять музыку в том возрасте, когда большинство детей еще не могут написать собственного имени? Как мог нег- рамотный крестьянский ребенок делать в уме мгновенные сложные подсчеты? Многие столетия вундеркинды изумляли как ученых, так и простую публику.
На протяжении многих веков одаренные дети поражали людей своими уди- вительными, сверхъестественными способностями постигать вещи, выходящие за рамки понимания даже самых образованных профессоров. Эти юные гении, которые рождаются достаточно редко, в состоянии решать невероятно слож- ные математические задачи, сочинять удивительные симфонии - и все это еще до достижения десятилетнего возраста! Например, Зера Колберн, родившийся в 1804 году в Вермонте, всего за четыре секунды мог сосчитать, сколько секунд содержится в 12 годах. Вольфганг Амадей Моцарт блестяще играл на скрипке и пианино в три го- да. Артур Гринвуд знал алфавит, едва достигнув года. Но за все эти уникальные дарования детям пришлось заплатить дорогую цену. Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, часто так и не оправдав больших надежд и ожиданий. Некото- рые умирали молодыми. Во многих случаях вундеркинды были буквально до смерти замучены работой из-за того, что их нетерпеливые родители не ос- тавляли своим отпрыскам времени на простые радости детства, надеясь на- жить на их талантах капитал. Установлено, что дети-гении значительно чаще встречаются среди мальчиков, чем среди девочек. Медицинские авторитеты полагают, что свер- ходаренность - это результат высокого уровня гормонов в некоторых желе- зах, включая гипофиз и надпочечники. Вундеркинды гениальны потому, полагают исследователи этого феномена, что их нервная система достигает своего наивысшего развития задолго до того, как разовьется весь организм. Хотя некоторые вундеркинды и стали украшением мирового искусства и литературы, но они чрезвычайно редки. Одним из таких удивительных детей была англичанка Бэзи Эшфорд. Когда она написала роман "Юный гость", ей было всего девять лет. Книга была воспринята читателями как шедевр. Но в дальнейшем эта талантливая девоч- ка ничего, равного этому роману, к сожалению, так и не создала. Юные гении быстрее проявляются в математике и в музыке, потому что эти дисциплины не требуют жизненного опыта.
Музыкальные гении
Увы, большинство вундеркиндов гаснет в забвении после короткой вспыш- ки славы. Исключение составляют музыкальные гении в семьях выдающихся музыкантов. Они могут достигать невероятных творческих высот, потому что их талант развивается благодаря неустанному труду. Величайшим из таких гениев был Моцарт. Получив первые уроки от своего отца, который и сам был прекрасным музыкантом, Вольфганг выступил с пер- вым своим концертом в городе Зальцбурге, когда ему было всего три года. Чуть позже, когда ему исполнилось четыре, он мог вспомнить каждую ноту, каждое соло в концертах, которые когда-либо слышал и которые ему понра- вились. Слава юного музыкального гения вскоре привлекла к Моцарту внимание австрийского императора. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он вместе с отцом и сестрой Ан- ной-Марией, которая в свои восемь лет тоже была прекрасной пианисткой, отправился в длительное турне по Европе, музицируя перед коронованными особами и представителями высшего света. Всюду, куда они приезжали, выс- тупления Вольфганга вызывали сенсацию - играл ли он на пианино, на скрипке или на органе. Несмотря на поразительный талант мальчика, отец был полон тревоги за его будущее. Лишь в двадцать пять лет Моцарт решается взять свою судьбу в собственные руки. Он покидает Зальцбург и переезжает в Вену, где на сле- дующий год женится на певице Констанции Вебер. Женитьба нанесла весьма ощутимый удар по финансовому положению Моцарта, которое и до этого было довольно шатким. Но даже когда композитор задыхался в тисках бедности, он все равно продолжал сочинять самую прекрасную музыку, какую когда-либо слышал мир. И даже за несколько часов до смерти, в возрасте 35 лет, Мо- царт еще писал свой незаконченный реквием. Однажды друзья попросили композитора рассказать, как он сочиняет му- зыку. На что Моцарт, к их великому удивлению, ответил, что понятия не имеет, как он это делает. "Когда я в хорошем настроении - в экипаже, на прогулке после приятного обеда или ночью во время бессонницы, порой на меня обрушивается поток мыслей и мелодий, вот и все, - сказал он. Откуда и как - этого я не знаю: те мелодии, что мне приятны, я запоминаю и мурлы- чу их про себя - по крайней мере, так утверждают окружающие. Затем я продолжаю развивать эти темы, делаю их более определенными, конкретными, так что со временем они становятся у меня в голове почти завершенными". Еще одним музыкальным гением был Чарльз Всели. Его удивительный та- лант, как и у Моцарта, проявился уже в трехлетнем возрасте, когда он, наигрывая на клавесине разные мелодии, поражал отца своим мастерством. Всякий раз, когда мальчик слышал на улице тот или иной мотив или ме- лодию, он мчался домой и все услышанное тут же воспроизводил на клавеси- не. И это при том, что Чарльз Всели никогда не учился музыке. Когда ему было всего четыре года, отец показал Чарльза в Лондоне ве- дущим музыкантам. Вскоре он уже был взят в обучение к мастерам Бристоля. Двенадцатилетний Чарльз настолько глубоко и тонко исполнял сочинения Генделя и Скарлатти, что его считали самым совершенным интерпретатором произведений этих композиторов. Он также обогатил музыкальную культуру своими многочисленными церковными гимнами. История знает множество и других рано созревших музыкальных дарова- ний. Шопен впервые дебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте. Вебер был назначен дирижером оперного оркестра Бреслау в семнадцать лет. Рихард Штраус начал сочинять музыку с шести лет, как и Гайдн свои компо- зиции. Иегуди Менухин с легкостью играл на скрипке в три года, а в во- семнадцать уже считался непревзойденным виртуозом. Лэндон Рональд начал играть на пианино раньше, чем научился говорить. Однако не все юные таланты одинаково запечатлены в истории. Одно из наиболее поразительных сообщений о музыкальном даровании поя- вилось в энциклопедии естественных наук. В нем рассказывалось о Томе Блинде, пятилетнем чернокожем мальчике, одном из сыновей невольника-ра- ба, поражавшем Америку перед гражданской войной: Том играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью!
Юные математики
В целом провидение гораздо благосклоннее к детям с музыкальным даро- ванием, чем к тем, кто отличился в математике. Большая часть юных мате- матиков, когда минул их звездный час, угасла в неизвестности. Великий французский физик и математик Ампер, чьим именем названа еди- ница силы тока, был заметным исключением. Он не только достиг всеобщего признания и славы, но и продемонстрировал удивительные таланты в других областях человеческих знаний. Жадный книгочей, он проглатывал каждую книгу, которую отец был в сос- тоянии приобрести для него. Но ничто мальчику не доставляло такого удо- вольствия, как погружение в энциклопедию. Даже много лет спустя он мог почти дословно пересказать большую часть этого многотомного издания. В 1786 году, когда Амперу было одиннадцать лет, он уже так далеко продвинулся в изучении математики, что начал разбираться со сложными за- дачами в знаменитой работе Лагранжа "Аналитическая механика". На протяжении всей своей жизни Ампер совершил революцию в математике, открыв фундаментальные законы электродинамики и написав значительные труды по химии, теории поэзии и психологии. Остался в истории и Карл Фридрих Гаусс, родившийся в 1777 году в бед- ной немецкой семье. В двадцатипятилетнем возрасте он опубликовал свои "Исследования в арифметике", в которых рассматривал основы теории чисел, и вскоре утвердил за собой славу первого математика девятнадцатого века. Гаусс начал подавать надежды весьма рано. Уже в двухлетнем возрасте он поправил своего отца, неправильно рассчитавшего зарплату нескольким рабочим, произведя этот подсчет в уме. Вскоре мальчик превратился в сво- ем родном городке Брауншвейге в местную знаменитость и благодаря нес- кольким дворянам-меценатам смог посещать школу, вполне успешно справляясь с разнообразными и сложными заданиями. Самой сильной стороной его дарования была математика. В один прекрас- ный день учитель математики попросил Карла не утруждать себя посещением его уроков, потому что он не может научить мальчика ничему, чего бы тот еще не знал. Некоторое время спустя, когда Гауссу было четырнадцать лет, его приг- ласили ко двору великого князя Брунсвика, где местная аристократия при- ходила в восторг от поразительной памяти юного математика и удивительной скорости при сложнейших вычислениях. Но, к сожалению, судьбы Ампера и Гаусса нетипичны для одаренных де- тей. Упоминавшийся нами Зера Колберн утратил свои поразительные способнос- ти в десять лет, хотя о них вспоминают и по сей день. Не имея никакого математического образования, он уже в шесть лет выступал перед публикой, демонстрируя свои способности. На обдумывание многих сложных задач Колберн тратил не более секунды и всегда решал их в уме. Вот одна из задач, которые ему предлагались: "Допустим, что расстояние между Бостоном и Конкордом составляет 65 миль. Сколько нужно сделать шагов, чтобы преодолеть это расстояние, если в одном шаге три ступни?" Через десять секунд последовал точный ответ: 114.400 шагов. Вскоре отец увез Зеру в Англию, где его проэкзаменовали величайшие математики того времени. Юный гений точно отвечал на все вопросы, да так быстро, что стенограф, записывавший результаты, попросил его делать это помедленнее. Например, когда у Зеры спрашивали, каков квадратный корень из 106 929, он отвечал раньше, чем бедный стенограф успевал написать на бумаге цифры: 327. А каков кубический корень из 268 336 125? Ни секунды не ду- мая, мальчик четко отвечал: 645. Еще один неслыханный случай. Зера мгновенно доказал, что число 4 294 967 297 может делиться лишь на единицу да само на себя, хотя, чтобы до- казать это, нормальному человеку потребовалось бы очень много времени. В уме он вычислил, что это число можно представить как произведение чисел 641 и 6 700 417. Нужно возвести в квадрат 999 999? Ответ дается сразу же: 999 998 000 001. В течение пяти секунд Зера вычислил кубический ко- рень из 413993348677 - 7453. Вопросы задавались один за другим. Сколько раз должно повернуться ко- лесо кареты окружностью 12 футов на расстоянии 256 миль? Сколько минут в 48 годах? На оба вопроса мальчик ответил менее чем через четыре секунды. К изумлению всех присутствующих, он дал ответ на второй вопрос еще и в секундах. Трудно объяснить почему, но через два года после своих выступлений перед великими учеными Европы Зера полностью потерял свой изумительный талант. Уже став молодым человеком, он пытался делать вычисления на бумаге, но потерпел неудачу. В 1821 году несостоявшийся гений вернулся в Америку, где был посвящен в духовный сан. Следующие четырнадцать лет он был странствующим проповедником, пока не получил назначение на должность преподавателя в маленьком семинарском колледже. Зера Колберн умер в возрасте тридцати пяти лет. Одним из знаменитых английских вундеркиндов был Джордж Биддер, родив- шийся в 1805 году. Известный как "считающий мальчик", Биддер проявлял свои неслыханные математические способности уже в четыре года, хотя не умел записывать цифры и, естественно, не понимал даже значения слова "кратный". Но вместе с тем мальчик настолько поражал всех, кто встречался с ним, что отец решил взять его в поездку по Англии, и вскоре шумные толпы пов- сюду требовали "считающего мальчика", с удивительной легкостью отвечаю- щего на все трудные вопросы. У него спросили, чему равны простые проценты от 4444 фунтов за 4444 дня при 4,5% годовых? Через две минуты мальчик ответил с точностью до 0, 25 пенса. Как долго будет наполняться цистерна емкостью в 1 куб. милю со скоростью 120 галлонов в минуту? Снова через две минуты был дан ответ: 14 300 лет 285 дней 12 часов и 46 минут. Биддер даже учел все високосные годы за этот период. Если маятник часов качается с амплитудой в 9 и 3/4 дюйма в секунду, сколько дюймов он "прокачает" за 7 лет 14 дней 2 часа 48 минут и 55 се- кунд? Прошло менее минуты, и Биадер ответил: 2 165 625 744 и 3/4 дюйма. Если блоха прыгает на два фута и три дюйма в каждый прыжок, сколько она сделает прыжков, пока обойдет всю землю, окружность которой состав- ляет 25 020 миль? И как долго это может продолжаться, если допустить, что блоха будет прыгать непрерывно? Через несколько секунд прозвучал от- вет: 58 713 600 прыжков и 1 год 314 дней 13 часов и 20 минут. В отличие от Зеры Колберна Джордж Биддер со временем стал одним из известнейших инженеров Англии. Он был одним из инициаторов создания лон- донской телеграфной системы, а также руководителем института инжене- ров-строителей. Его исключительный талант со временем окреп, а в решении проблем профессионального уровня Биддер был равен великому Амперу. К несчастью, история не всегда фиксирует достижения вундеркиндов так же внимательно, как в вышеописанных случаях. Несмотря на это, сохрани- лось достаточно легенд и рассказов о юных дарованиях, и даже люди XXI века смогут восхищаться этими талантами. Мальчик по имени Мигель Мантилья, родившийся в Мексике, уже в два го- да мог ответить на вопрос: "Какой это был год, если 4 февраля припало на пятницу?" Ответ давался менее чем через 10 секунд. Джордж Ватсон, родившийся в Букстеде в 1785 году, считался почти пол- ным идиотом во всем, за исключением счета и запоминания. Хотя он не мог ни читать, ни писать, но в уме производил самые сложные математические подсчеты и мог без колебания ответить на любые вопросы о том, какой день недели был во время того или иного исторического события. Если случалось, что эта историческая дата припадала на годы его жиз- ни, он мог еще сказать, где он был в то время и что за погода тогда сто- яла. Он мог также описать и назвать все церкви и трактиры в каждой де- ревне и городке соседнего графства. Некоторые вундеркинды проявляют поистине всесторонние таланты. Крис- тиан Хейнекен, родившийся в 1921 году и известный как "ребенок из Любе- ка", испугал всех, когда через несколько часов после рождения вдруг за- говорил. Молва утверждала, что ему еще не исполнился год, а он уже мог воспро- извести по памяти все главные события, описанные в пяти книгах Ветхого завета. Ко второму своему дню рождения он знал имена всех персонажей из Биб- лии так же хорошо, как те, кто долгие годы изучал богословие. Джон Стюарт Милл, известный философ и экономист XIX века, мог читать по-гречески в три года. Чуть позднее, когда ему было десять лет, легко ориентировался в сочинениях Платона и Демосфена. Одним из разносторонних английских вундеркиндов был также Томас Мака- лей. В семь лет он уже писал работы по общей истории, а в четырнадцать мог пересказать полностью поэму Мильтона "Потерянный рай". Блез Паскаль, французский философ и математик, в детстве также был всесторонне одаренным ребенком. Ему еще не было двенадцати лет, когда он написал тезисы по акустике; в девятнадцать лет Паскаль изобрел первую счетную машину. На тридцатом году жизни ученый написал несколько богос- ловских исследований. Ганеш Ситтампалам, живущий в Сарбитоне, может не без основания пре- тендовать на звание самого умного ребенка в мире. Семилетний мальчик стал самым молодым студентом университета на планете. Ганеш мгновенно схватывает положенный курс знаний, даже если посещает лекции всего раз в неделю. С такими темпами он должен уже к тринадцати годам получить сте- пень бакалавра. *****************************************************************************************************************************
Гениальность (от лат. genius — дух) — практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:
Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100&npsp;000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10&npsp;000&npsp;000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. «Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон
Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%ED%E8%E0%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC
Вернуться назад
|