ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о феноменах > Анатомия суеверий → Медвежонок без плюша

Анатомия суеверий → Медвежонок без плюша


14-11-2011, 08:50. Разместил: VP

 

Скачать

Фото: РИА Новости

 

 

Когда и почему Россия решила признать медведя своим символом?

В этот раз речь пойдет о созданиях сильных и загадочных, символизирующих новую жизнь и в то же время темные силы, о созданиях, в мифологии связанных как с Солнцем, так и с Луной. Эти существа всеядны, хорошо лазают и плавают, обладают довольно длинной и густой шерстью и коротким хвостом, быстро бегают, могут ходить как на четырех, так и на двух лапах и косолапят. Наш разговор - про медведей.

 

Нередко медведя воспринимают как существо неуклюжее, медленно соображающее, но очень доброе и симпатичное. Может, Винни-Пух виноват - в сказках и мультфильмах он именно такой. А может, потому, что дети с младенчества получают игрушку - плюшевого медвежонка, и нередко она становится самой любимой, ее всюду таскают за собой, укладывают с собой в кровать, кормят кашей, в результате чего медвежонок становится замызганным, но все равно обожаемым.

 

Кстати, плюшевому медвежонку чуть больше 100 лет. История его появления на свет такова. Однажды, в самом начале ХХ века, президент США Теодор Рузвельт участвовал в охоте. Ему предложили застрелить медведя, загнанного егерями и собаками и привязанного к дереву. Рузвельт отказался, сказав, что это неспортивно, но попросил умертвить зверя из соображений гуманности. Сколько по этому поводу было яда и карикатур в газетах - не пересказать.

 

Карикатуры же, к слову, уменьшили размер медведя, превратив его в медвежонка.

 

Со временем детали истории стали стираться, и осталось только одно - Рузвельт отказался стрелять в медвежонка. Впоследствии некий Моррис Мичтом (кстати, это его ненастоящее имя) выпустил в продажу плющевого медвежонка Тедди, названного в честь американского президента. Игрушка имела бешеный успех. Это одна из самых покупаемых игрушек и по сей день, в некоторых странах даже существует день плюшевого медвежонка.

 

Наверное, потому, что медведь у многих народов - популярный сказочный персонаж, и плюшевый мишка пришелся ко двору потому, что напоминал о старых преданиях, полузабытых мифах. Что же касается Мичтома, то он на своей выдумке разбогатеть не смог. Он не запатентовал игрушку, и скоро ее начали выпускать сотни других людей. Надо полагать, Мичтом был очень расстроен. Он был эмигрантом, который приехал в Америку в поисках своего места под солнцем. О нем мало известно - только то, что он был из России - из страны, одним из символов которой является медведь.

 

Когда-то на Руси, скорее всего, существовал мощный языческий культ, посвященный медведю. Очевидно, что с этим зверем были связаны некие табу, раз даже его имя не осмеливались упоминать, и мы так его никогда и не узнаем. Ведь слово "медведь" - это эвфемизм, подмена настоящего имени, оно просто означает "ведающий, где мед". Некоторые полагают, что по-настоящему медведя славяне звали "бер", (вспомним слово "берлога"). Но немецкое bar и английское bear переводятся как "бурый", то есть это тоже ненастоящее имя.

 

Не только восточные славяне, германцы и англосаксы такие скрытные. У многих народов название этого животного заменялось иносказаниями. Его могли называть хозяином леса, хозяином гор, владыкой, князем зверей, лесному человеку, отцом и дедушкой, на Руси вдобавок - Мишкой, Михайло Потапычем или барином.

 

Кстати, по поводу хозяина леса. До сих пор в России сохраняется обычай, когда идешь с корзиной ягод или грибов, накрывать свою добычу листьями или ветками. Некоторые считают, что это - от завистливых глаз. Некоторые, почесав в затылке, вспоминают, как бабушки говорили им, будто корзины надо закрывать, чтобы "хозяин леса не видел, что у него забирают". Внуки расшифровывали "хозяина леса" как лешего и посмеивались - мол, тоже мне, хозяин, которого можно так легко провести.

 

Но под хозяином леса подразумевался медведь, и совет прикрывать корзины, вполне возможно, имел практический смысл. Известно, что у медведя чрезвычайно острый нюх, и кто знает, может, он позарится на корзину с малиной или черникой. С ним не поспоришь - это один из самых крупных хищников в мире, в природе практически не имеющий естественных врагов. Правда, в Западной Европе этих зверей почти не осталось - виноваты в этом ружья охотников. Зато в России медведей по-прежнему много.

 

Бывают и случаи, когда медведи нападают на людей. Буквально недавно медведь в Уссурийске напал на семидесятипятилетнего Александра Мазенкова. Зверь подкрался сзади и набросился на пенсионера. Но тот оказался не промах. Мазенков до выхода на пенсию работал егерем. Ножом, который был прихвачен для срезки грибов, он отбился от медведя и ранил его. Сам пенсионер тоже получил травмы, но его жизнь вне опасности. Увы, не все случаи столкновения с медведями заканчиваются так. Зачастую люди гибнут в лапах хищника.

 

Спастись трудно. Вес крупного животного может достигать семисот килограмм, и одним ударом лапы медведь способен сломать хребет лося. Плюс медведи очень умные, ученые ставят их интеллект где-то между интеллектом собаки и дельфина. И если медведь зол, то всю свою силу и ум он может использовать против человека.

 

У славян, кстати, есть соответствующая сказка. Называется она "Медведь - Липовая нога", или "Медведь - Скрипи-нога" - есть разные варианты. В некоторых из них медведь нападает на человека, стараясь лишить крестьянина запасов, например, репы. Тогда тот расправляется с хищником. Но есть и вариант, когда крестьянин сам нападает на медведя и отрубает у него ногу, а затем относит трофей своей старухе, которая готовит из ноги ужин и прилаживает медвежью шерсть на свою прялку. Однако хищник, вычислив, где жилище обидчика, приходит мстить. Вот что об этом говорит сохранившаяся сказка:

 

"Скрипи нога, скрипи липовая!

И вода-то спит, и земля-то спит.

И по селам спят, по деревням спят.

Одна баба не спит, на моей коже сидит.

Мою шерстку прядет, мое мясо варит".


Ворвавшись в избу, медведь сжирает своих обидчиков, и сказка заканчивается словами: "Сказка небольшая, да в ней смысл таков, что нельзя ради прихоти бить зверье".

 

К тому же нельзя ради прихоти бить такое зверье, как медведей. Это животное знаменито своим непредсказуемым поведением и в том числе и поэтому считается одним из самых опасных. Если по поведению тигра, льва, слона или крокодила можно увидеть, что зверь сердится и может атаковать, то морда медведя остается абсолютно нечитаемой.

 

Некоторые зоологи говорят, что дело не столько в коварстве, столько в том, что агрессию медведь ощущает внезапно. Известны случаи, когда люди подкармливали сладостями гималайских и бурых медведей, сидящих за решеткой, а те хватали их когтями, втягивали руку в клетку, и порой человек оставался без конечности. Что уж говорить о случаях, когда на медведя нападали!

 

Впрочем, сохранившееся в сказках предупреждение о том, что не стоит связываться с медведями, носит не только практический, но и мистический характер. Медведю поклонялись с давних пор, что заметно по древним изображениям медведя в пещерах Франции, петроглифам Скандинавии и Урала. Исследователи, реконструируя медвежьи культы, с уверенностью заявляют, что люди нередко считали медведей своими предками, а обижать предков нельзя.

 

Откуда появилось это убеждение, сложно сказать. Может, оттого, что когда-то давно, когда предки человека жили в пещерах и только-только учились вставать на задние конечности, медведи им казались чем-то вроде опасных родственников - тоже всеядные, тоже жившие в пещерах и способные передвигаться как на двух задних лапах, так и на всех четырех. Да и срок жизни был примерно одинаковый - медведи живут до сорока лет, а вряд ли в ту эпоху человеческий век был дольше.

 

Кроме того, медведицы, выкармливающие детенышей, пользуются только парой верхних сосков, отчего самка, выкармливающая медвежат, делается похожа на женщину. Кстати, в мировой культуре то тут, то там встречаются мифы об охотнике, который вступил в любовную связь с медведицей, или о женщине, которая пошла в лес, угодила в берлогу к медведю и стала ему женой. Их потомство было наполовину медведями, наполовину людьми. Кеты, эвенки, нивхи сохранили предания об этой смешанной расе.

 

Также медведей почитали не только как предков, но и как духов - хранителей племени. Будучи тотемными животными, медведи крайне редко становились объектами охоты - только в праздники, когда табу осознанно нарушали. Охота становилась обрядом, и обрядом же было вкушение добычи. Люди верили, что съев медвежье мясо, приобщатся к медвежьей мудрости и силе.

 

Согласно поверью, если содрать с медведя кожу, освежеванное тело будет напоминать тело человека. Поэтому шкуру с медведя снимали особенным образом, словно расколдовывая его и снова возвращая ему первозданный вид. Кстати, в некоторых районах сохранилась традиция медвежьих праздников, когда медведя убивают и пробуют его мясо.

 

Еще медведей чтили как хозяев нижнего мира. Вероятно, оттого, что зимой медведь как бы умирает - впадает в спячку. Его берлога - яма в чаще, накрытая сверху ветками - могла ассоциироваться с могилой. Медведь скрывается в ней примерно в ноябре, и долгие пять месяцев его не видно и не слышно (если он не шатун, то есть медведь, не сумевший заснуть). А к весне медведь вылезает обратно. Если это медведица, то с ней могут быть еще и медвежата, от одного до пяти. Они появляются на свет зимой и первые пару-тройку месяцев живут, не покидая берлоги.

 

Быть может, весеннее появление из-под земли медведицы с потомством давало этим животным не только звание хозяев подземного мира, но и делало их символом возрождения. Их чтили как священных животных, оборотней, помощников шамана и целителей за то, что медведи будто бы умеют предчувствовать погоду и вовремя скрываются от ненастья. У сибирских шаманов, кстати, до сих пор есть обычай во время ритуалов облачаться в медвежьи шкуры.

 

Кроме того, медведь мог быть спутником богов или богинь. В древнегреческой традиции медведь - культовое животное одной из самых непокорных, диких богинь, Артемиды, которая никогда не была хранительницей очага, вместо этого скитаясь по лесам и теша себя охотой. Иногда самой Артемиде приписывалось сходство с медведицей - из-за того, какой жестокой она могла быть в гневе и какой необузданной в своей силе. Так или иначе, в Аттике жрицы Артемиды во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску, а при храме Артемиды обычно находился прирученный медведь.

 

А вот христианство некоторое время видело в медведе скорее символ зла - агрессии, похоти и лени. В средневековой традиции медведь отчетливо обозначает греховную телесную природу человека. Так, если вы вдруг видите средневековую картинку с Адамом и Евой, а рядом есть мишка, карабкающийся на дерево, то знайте, что зверь, залезший на дерево, символизирует пагубный итог будущего искушения отведать запретный плод. Правда, потом этот символ уже потерял свое значение.

 

Здесь не могу не вернуться к тому, что медведя считают одним из символов нашей страны. Россия не сказать, чтобы самостоятельно себе выбрала медведя как символ.

 

Нет, он появился извне, в XVIII веке, когда начал налаживаться более активный диалог между Россией и Европой. Европа считала себя цивилизованной, а российского соседа - непредсказуемым, диким, большим и страшным, и в то же время мечтала выдрессировать, заставить плясать под свою дудку. "Русский медведь" был страшилкой не одно столетие (о нем создано такое количество одних только карикатур, что из них можно было составить книгу).

 

Впрочем, иногда западная пресса начинала делать медведя симпатичным. К примеру, в начале ХХ века американский историк и публицист Генри Адамс, вдохновившись баснями Лафонтена, противопоставил уверенную в своей мощи Россию-медведя неуравновешенную обезьянку-Америку.

 

Когда именно Россия решила признать медведя своим символом, так сразу и не определишь. Но самое громкое признание - это, пожалуй, Олимпиада-80, которая проводилась в Москве. Олимпийский мишка, ставший ее олицетворением, до сих пор считается одним из самых удачных олимпийских талисманов.

Изучать других загадочных существ, а также же обычаи и приметы будем через неделю.


Вернуться назад