Набатеи построили загадочную Петру, и теперь туристы восхищённо замирают при встрече с городом в скале. Сведения о Набатейском государстве дошли через труды Диодора, Страбона и Иосифа Флавия, упоминаются в древнекитайских источниках о Великом Шёлковом Пути. Но сведений о происхождении самих набатеев нет. Оставлены лишь догадки. Они могут быть потомками Измаила (у него был сын Набайот), сына Авраама, или потерянным Израилевым коленом со времён разрушения Первого Храма. А может, они — секта (набатеян, основавших после Потопа город Вавилон, или, по мнению Е.Блаватской, — мистическая каста, посвящённая богу Тайной Мудрости?
У ранних набатеев правил языческий культ. Главными божествами их пантеона были Душара и его женская параллель Аллат, мать всех богов. Финал надгробной надписи, дошедшей до нас, гласит: «и будет мавзолей этот священным и заповедным в соответствии с обычаем о священном и заповедном, которое посвящается Душаре и объявляется заповедным у набатеев и саламиев». Во времена римского господства Аллат отождествлялась с Афиной, Венерой, Душара — с Зевсом и Дионисом. А позднегреческое повествование Епифания проводит аналогию рождества Христова и Душары, празднующихся в один и тот же день.
Будущее Набатейское государство охватило центральную и южную части современной Иордании, южную и юго-восточную часть Израиля (Аравийская впадина), центральный и южный Негев, вплотную прилегавший к Иудейскому царству. Во II веке до н.э. в истории набатеев происходит мощный скачок. В течение столетия этот народ из кочевого превращается в оседлый.
Набатеи прославились как искусные зодчие. Кроме того, они лучше других народов освоили ирригационную науку. Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях. Большинство жителей царства становились торговцами. Теперь они сами назначали цены, взимали пошлину. Своей столицей они сделали Петру, расположенную на пересечении трёх главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные богатства.
Разговаривая на проарабском языке, набатеи создают письменность на арамейском, которая позже значительно повлияет на арабскую. Сами набатеи к концу царства переходят на греческий язык.
Царствующих поначалу шейхов сменяют цари, которые стремятся к полной обожествлённой власти. Арета IV титулует себя как «тот, кто возлюбил свой народ». Набатейская элита роднится с иудейской. Мать царя Ирода — набатейская царица.
Столица царства Петра была ключевым транзитным узлом, в котором сходились все караванные пути древнего мира. Египтяне везли свой товар в Римскую империю и Аравию. Аравийцы распространяли через Петру ладан и мирру по всему свету. А они в те времена ценились выше выше золота.
Набатейский город был не просто караван-сараем на пути купцов. Он исполнял роль биржи. Многие купцы не решались идти дальше через пустыни и сдавали товар жителям Петры, а те потом его продавали. Здесь ходили монеты собственной чеканки.
Двести лет расцветала Набатея. В 106 году н.э. наступает конец независимого государства. Нелёгкой победы добился римский император Троян. С IV века н.э. Набатея постепенно растворяется в христианской Византии и бесследно исчезает в Средневековье.
ТАЙНА СВЯЩЕННОГО ГРААЛЯ
Уже полтора года в жаркой Иордании, в старинном городе Петра работает экспедиция российских археологов. Наши специалисты исследуют подземелья легендарного города. Именно в них, согласно некоторым источникам, могут скрываться несметные богатства набатеев.
Город построен на высоком архитектурном уровне: вызывает восхищение мастерство древних инженеров, которые сумели выдолбить в песчаных скалах пещеры так, чтобы они не засыпались и не вымывались. Арабские искусствоведы до сих пор не верят, что Петру вообще могли построить люди. Им непонятно, какие методы были использованы набатеями-кочевниками при таком высокотехнологичном строительстве. Город был построен очень быстро и также быстро заселился. Его расцвет пришёлся на I век до нашей эры, а последнее упоминание датируется VII веком после Рождества Христова.
В скалах встречаются жилые апартаменты и квартиры. Почти везде есть места для молитв: с одной стороны в камне выемки, чтобы удобнее было стоять, а напротив — иконы. Имеется грандиозный амфитеатр, вмещающий около 3 000 человек и служивший местом для пышных похорон.
По одной из версий, в Петре хранится часть сокровищ фараонов. По другой — там спрятано духовное сокровище — священный Грааль, в поисках которого сюда приходили крестоносцы. Историки утверждают, что набатеи и сами вполне могли накопить достаточно золота и драгоценностей.
Сегодня основное занятие местных жителей-бедуинов — торговля. Они торгуют в основном кустарными сувенирами для туристов, не представляющими художественной или иной ценности. А их предки не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, предпочитая товары из золота, серебра, драгоценных камней.
В городе то тут, то там откапывают небольшие кувшины с сокровищами. В сувенирных лавках можно купить украшения — браслеты, ожерелья — со стилизованными под старину монетами. Да и туристы постоянно находят в песках что-нибудь античное — осколки глиняной посуды, погребальных урн. Тех, кто серьёзно интересуется нумизматикой, отправляют к чёрным археологам, несмотря на то, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Однако трудно удержаться, когда где-то рядом прячутся тайники, и никто не хочет верить, что в таком богатом городе не осталось настоящих сокровищ.
ГОРОД МЁРТВЫХ
Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.
Но где же тогда сокровища, которые, несмотря на все попытки, так и не удаётся найти, и были ли они вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учётом положения Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Однако учёный предположил, что их давно разграбили. Той же версии придерживается и искусствовед Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности постепенно уносили с собой сами жители Петры, покидающие вымирающий город, после того как в III веке основные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.