Как известно, многие писатели и поэты обладают способностью к предвидению. Причем им случается предсказывать как события, имеющие отношение к ним самим, так и глобального масштаба…
Смертельные прозрения
Знаменитый Марк Твен в молодости служил рулевым на судне «Пенсильвания», курсирующем по Миссисипи. Однажды ему приснился зловещий сон: в железном гробу лежало тело его младшего брата (в то время служившего вместе с ним) с букетом белых цветов на груди. Наутро будущий писатель рассказал сон своей сестре, но затем забыл о нем. Какое-то время спустя он поссорился с капитаном и перешел на другое судно. А через несколько дней «Пенсильвания» затонула. Брат Сэмюэля Клеменса (таково настоящее имя писателя) оказался в госпитале города Мемфиса. Сэм ухаживал за ним, но на седьмые сутки брат умер. Сэмюэль, видя, что уже ничем не может ему помочь, заснул от усталости. Проснувшись, он увидел, что труп брата уже лежит в железном гробу. На его глазах какая-то женщина положила на грудь покойного букет белых цветов. Так сбылся сон Марка Твена…
Поэт Николай Гумилев в одном из своих стихотворений рисует образ мастерового, отливающего пулю, которой поэта убьют. В 1921 г. он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян…
От Глупова до большевиков
Однако писатели способны предсказывать не только события, связанные с их собственной судьбой. Например, в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей повести «История одного города» изобразил город Глупов, где жестокий губернатор отменил все праздники, кроме двух. Один из них отмечался весной и служил «приготовлением к предстоящим бедствиям», а другой - осенью и был посвящен «воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных». Сразу после революции большевики тоже отменили в стране все традиционные праздники, введя вместо них политические - 1 мая и 7 ноября… Означали эти даты примерно то же самое, что и в сказке о городе Глупове.
Космос как предчувствие
Похоже, что взгляд литературного творца способен проникать не только в трагическое будущее, но и охватывать грядущие достижения прогресса.
Кто из нас в детстве не читал «Путешествий Гулливера» знаменитого английского писателя Джонатана Свифта? Внимание исследователей уже давно привлекает рассказ о летающем острове Лапута, где якобы случайно довелось побывать герою книги. Автор как будто умышленно останавливается на научно-технических подробностях, в общем-то не совсем уместных в художественном повествовании. Так, Свифт пишет: «Летучий или плавающий остров имеет форму правильного круга диаметром в 1837 ярдов, или около 4,5 мили: следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около 200 ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности к центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к середине, где вливаются в четыре больших бассейна, каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в 200 ярдах от центра острова».
Далее Свифт сообщает, что остров способен летать в воздухе благодаря огромному магниту, укрепленному на алмазной оси, и приводит детальное описание устройства двигателя. Тогда, в 1726 г., ничего подобного еще не было изобретено. Люди практически ничего не знали и о возможностях магнитного поля.
Ученые жители Лапуты «могли добывать из воздуха селитру и водянистые частицы». Меж тем, лишь 30 лет спустя после смерти Свифта французский химик Лавуазье определил состав воздуха. В романе содержатся и почти точные сведения о расстоянии от Марса до двух его спутников...
Певец технического прогресса
Знаменитому американскому фантасту Рэю Брэдбери удавалось предсказывать многие научно-технические достижения задолго до того, как они появились. В 1953 г. вышел роман Брэдбери «451º по Фаренгейту», многие страницы которого были посвящены усовершенствованным техническим средствам связи и информации: «телевизорные стены», передатчики, наушники-«ракушки»… Тогда это казалось сказкой. Но сегодня телеэкраны во всю стену, радиосвязь на расстоянии - уже никого не удивят, а человек с наушниками - тем более… И даже говорящий домофон и приставка к телевизору, которая в нужный момент автоматически произносит имя хозяйки, - это вполне реальные вещи.
В рассказе «Будет ласковый дождь», написанном в 1950 г., писатель описывает «умный дом», первые разработки которого появились только в 1991 г. В рассказе «Убийца» (1953) - радиобраслет, выполняющий те же функции, что и мобильный телефон, изобретенный в 1983-м… В романе «451º по Фаренгейту» герой отправляется за своими сбережениями в круглосуточный банк, а в 1980-м появились первые банкоматы…
Что же происходит? Либо писатели действительно предвидят будущее, либо придуманные ими сюжеты каким-то образом влияют на ход событий… А возможно, они просто «считывают» отдельные варианты грядущего, которые порой, воплотившись в произведениях, становятся явью. Иначе как объяснить все эти почти невероятные факты?
Автор: Маргарита Троицына