ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о феноменах > «Прометей» – кино о пришельцах-нефелимах и эзотерическом просветлении
«Прометей» – кино о пришельцах-нефелимах и эзотерическом просветлении15-03-2013, 07:47. Разместил: VP |
Предупреждение: настоящий текст содержит основные спойлеры к фильму!
В наши дни нет недостатка в фильмах про злобных пришельцев, и мы с полным правом можем причислить к таковым и «Прометея». Однако, хотя сюжет большинства этих фильмов про инопланетян вращается вокруг стрельбы в их уродливые рожи до того, как они уничтожат Землю, «Прометей» содержит предысторию, имеющую отношение к таким ставящим человечество в тупик вневременным вопросам, как «Откуда мы появились?» и «Зачем мы здесь?»… в придачу к здоровой дозе пальбы по уродливым рожам пришельцев. Снятый Ридли Скоттом, фильм первоначально замышлялся как приквел к классическому фильму «Чужой» 1979 года, но конечный результат имел с ним мало общего. В ленте излагается история учёных, открывших древние артефакты с изображением пришельцев с другой планеты. Для изучения этой находки учёные заручаются поддержкой гигантской корпорации и организуют космическую экспедицию по поиску планеты, откуда прилетели инопланетяне, чтобы задать им важные вопросы. Сюжет основан на теории палеокосмонавтики, которая исходит из того, что тысячи лет назад древние люди имели контакты с высшей расой пришельцев. Как следует из названия фильма, «Прометей» полон также отсылок к мифологии и символизма, которые придают фильму скрытый эзотерический смысл. Хотя фильм, по идее, о людях, полетевших в космос, чтобы найти своих инопланетных творцов, «Прометея» можно ещё рассматривать в качестве метафоры духовного просветления в том виде, каком оно изображается оккультными тайными обществами. Давайте рассмотрим концепции, разработанные в фильме.
Создатели? В начале картины гуманоид-инопланетянин высаживается на Землю и выпивает странную жидкость.
Пришельцы оставляют на Земле огромных размеров космический корабль. После приёма внутрь жидкости тело пришельца полностью распадается и падает в воду.
Дезинтеграция происходит на самом внутреннем уровне, уровне ДНК, и пришелец взаимодействует с земной водой, чтобы породить новую форму жизни. В воде ДНК запускает биогенетическую реакцию, и на микроскопическом уровне мы видим, как начинают размножаться отдельные клетки. Таково предположение фильма о том, как на Земле появилось человечество.
Кадр с названием фильма в титрах показывает, как размножается отдельная клетка, создавая жизнь на Земле Затем действие фильма переносится в 2089 год, когда два археолога, Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй, обследуют пещеру в Шотландии. В ней они находят наскальный рисунок, изображающий людей, которые смотрят на небесное созвездие. Исследователи обнаруживают, что это конкретное созвездие присутствует и в искусстве нескольких древних культур.
Рисунок созвездия в этой пещере похож на созвездия, обнаруженные в искусстве древних египтян, шумеров и майя. Археологи полагают, что пришельцы (которых они называют «Создателями») прилетели именно с этого созвездия и распространили человеческую форму жизни на Земле. Это заставляет их предпринять космическую экспедицию с целью отыскать эту планету и получить от Создателей ответы. Завязка фильма испытала сильное воздействие теории «древних астронавтов», выдвинутой первоначально такими авторами как Эрих фон Дэникен и Роберт Темпл. В соответствии с этими теориями, человечество либо создали, либо «помогли» создать гости с другой планеты, оставившие после себя стойкие следы в человеческой истории. Режиссёр «Прометея», Ридли Скотт, похоже, верит в эту теорию. В своём интервью Hollywood Reporter он сказал следующее:
НАСА и Ватикан соглашаются в том, что это почти математически невозможно, что мы можем быть там, где мы сегодня находимся без небольшой попутной помощи… С этим мы и имеем дело (в фильме) – с некоторыми идеями Эрика фон Дэникена относительно того, как произошли мы, люди. Давайте рассмотрим теорию палеоконтактов поподробнее.
Древние космонавты Сторонники палеокосмонавтики верят, что бо̀льшая часть знаний, культуры и религиозных воззрений человечества представляет собой остатки внеземной «материнской культуры». Памятники древности, которые считаются слишком совершенными для уровня техники того времени, например, Стоунхендж, остров Пасхи и Великая пирамида Гизы, рассматриваются как доказательство контактов с пришельцами. Эрик фон Дэникен также утверждает, что образцы древнего искусства и иконографии со всех уголков мира содержат изображения космических кораблей, не принадлежащих роду человеческому разумных созданий и высокоразвитых технологий. Он заявляет, что в искусстве культур, между которыми не было никаких контактов, имелись похожие темы, доказывающие наличие у их знаний общего источника.
Реальный наскальный рисунок, обнаруженный в Италии, который, как считают некоторые, изображает посещающих Землю древних космонавтов. Это изображение, по-видимому, послужило источником вдохновения для пещерных рисунков, которых нашли в «Прометее».
Египетский иероглиф, изображающий, как считают, летающие машины.
В «Прометее» черты сходства между остатками материальной культуры древних египтян, майя, шумеров и других цивилизаций подвигают научный коллектив на космическое путешествие с целью отыскания «Создателей» человечества. Сторонники теории древних астронавтов утверждают, что многие древние религиозные тексты содержат намёки на пришельцев из космоса. Из основных текстов часто цитируются книга Бытия и книга Еноха, в обеих из которых говорится о существовании на Земле загадочных гигантских созданий, именуемых нефелимами.
Стражи и нефелимы Книга Бытия упоминает о присутствии на Земле существ под названием нефелим (Библия короля Иакова пользуется термином «исполины» (как и в русском синодальном переводе; прим. mixednews.ru)). Они описываются гибридами, появившимися на свет от связей человеческих женщин и «сынов Божиих».
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. (…) В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. (Быт.6:1–4 (здесь и далее – русский синодальный перевод, в оригинале цитаты взяты из Новой международной версии; прим.))
В главе 13 «Чисел» нефелимы упоминаются вновь, будучи на сей раз описанными как гигантские, сеющие разрушения существа, по виду довольно отличающиеся от обычных людей.
И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди её, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их. (Числа, 13:32-33)
Апокрифическая книга Еноха очень подробно останавливается на нефелимах и их зачинателях – стражах. Согласно этому тексту, датируемому начиная с 3 века до нашей эры, стражи были группой, образованной двумястами «сынами Божиими», ослушавшимися Бога и сошедшими на землю, чтобы родить детей от людей. Как было сказано, они обучили людей таким высокоразвитым искусствам, как металлургия, металлообработка, косметика, колдовство, астрология, астрономия и метеорология. Поскольку стражи преступили волю Бога, их также называли падшими ангелами.
Потомками стражей были нефелимы, описанные в виде гигантов, живших среди людей. В конечном итоге их присутствие на Земле стало разрушительным, и, как сказано, они поели «всё приобретение людей». С целью освобождения Земли от этих существ (вместе с людьми, которые с ними смешались) Бог сотворил Великий потоп, а для гарантированного выживания человечества предупредил Ноя, чтобы тот строил свой ковчег.
В другом древнееврейском тексте, книге Юбилеев, говорится о том, что 10 процентам лишённых телесной оболочки духов нефелим было позволено остаться на Земле после потопа в качестве демонов, чтобы попытаться сбить людей с пути перед Последним судом. Не потому ли оккультная элита так зациклена на разложении масс материальными благами и извращениями?
Так кем же были стражи и нефелим? Множество самых разных исследователей предлагали различные толкования, в том числе класс богатых людей, демонов или древней высшей расы. Последователи теории древних космонавтов полагают, что на самом деле они были пришельцами, направленными на Землю, чтобы надзирать за эволюцией человечества, отсюда их имя – «стражи» (слово watchers можно перевести также как «наблюдатели»; прим.). Завязка сюжета «Прометея» испытала на себя сильное влияние этой теории, так как пришельцы в фильме изображены гигантскими существами, которые прилетели на Землю, чтобы создать и обучить человечество.
Экипаж в конце концов встречает одного из «Создателей», огромного инопланетянина. К несчастью, пришелец не горел желанием принять участие в дискуссии о происхождении человечества и оторвал голову андроиду Дэвиду (слева). Открытие того, что пришельцы были частью эволюции человечества, важно не только с научной точки зрения, но и с духовной, так как потенциально может сделать многие религии абсолютно устаревшими. Все системы верований оказались бы поколеблены до самых устоев, или, по крайней мере, пересмотрены путём включения в них «инопланетной точки зрения».
Духовная дилемма Духовный аспект космической одиссеи тонко отражён в фильме посредством различных сцен, которые ставят под вопрос уместность христианства в этом спроектированном пришельцами контексте.
В начале путешествия капитан корабля ставит рождественскую ёлку. Его начальник задаёт ему вопрос: «Это ещё что такое?» – на что капитан отвечает: «Рождество!» Факт того, что эта меняющая ход истории экспедиция имеет место во время Рождества (праздника, отмечающего рождение Иисуса Христа), придаёт ей религиозный смысл.
Элизабет, героиня фильма, гордо и демонстративно носит нательный христианский крест. Эта подвеска становится символом духовной дилеммы, возникающей в результате находок экспедиции. Когда корабль прибывает к пункту своего назначения, экипаж обнаруживает построенное внеземной цивилизацией заброшенное здание, внутри которого находятся… мёртвые инопланетяне. После проведения опытов над одним из тел, команда понимает, что инопланетяне действительно были зачинателями человеческой жизни на Земле. Иными словами, теория древних космонавтов правильна, а существа с другой планеты на самом деле были «Создателями» человечества. Как только Элизабет подтверждает это открытие своему парню Чарли, тот немедленно спрашивает её об актуальности её крестика:
- Ладно. Теперь можешь снять крест своего отца. - Зачем мне это делать? - Нас же создали ОНИ? Элизабет затем даёт ответ, достойный междометия «ух ты!»:
- А кто создал их? Поэтому она не видит противоречия между одновременной верой в христианство и теорию палеоконтакта. Она по-прежнему верит в то, что Бог – самый первый создатель всего… вот только теперь ей нужно ввести в уравнение пришельцев.
После этой глубокомысленной дискуссии Элизабетом и Чарли овладевает похоть, и между ними происходит половой акт на борту космического корабля.
До того, как Чарли посетил Элизабет в её каюте, наделённый пытливым умом робот Дэвид обманом заставляет Чарли выпить напиток, содержащий чужеродную ДНК, зная, что тот вступит в половую связь с Элизабет, а значит, она родит наполовину инопланетного ребёнка. Обратите внимание на рождественскую ёлку на заднем плане. Пара совокупляется, не предохраняясь, и вскоре Элизабет узнаёт о том, что беременна. Она сразу же понимает, что её беременность очень и очень неправильная, ведь её ребёнок – не человек и существо в высшей степени враждебное. Учитывая то обстоятельство, что экспедиция протекает во время Рождества, Элизабет становится своего рода Антидевой Марией. Вместо того, чтобы родить Христа, она родит наполовину инопланетное существо… не отличающееся от нефилима.
По обнаружении её беременности нательный крестик Элизабет снимается и хранится отдельно, подразумевая в символической форме, что её христианская вера уже не имеет силы. Элизабет удаётся сделать «аборт» чудовища. Затем экспедиция принимает совершенно ужасный оборот, и все кроме неё погибают. После того, как Элизабет почти опускает руки, на неё, по-видимому, снисходит прозрение, и она исполняется решимости узнать правду о пришельцах. Судя по всему, они покинули человечество уже давно и даже собирались уничтожить Землю. Что-то в человеческой эволюции, должно быть, пошло совсем не так. В конце фильма она надевает крестик, показывая тем самым, что не утратила веру, а её искания истины имеют теперь преимущественно духовное измерение. Отныне они имеют отношение не к науке, а к базовой человеческой потребности в ответах на экзистенциальные вопросы.
Элизабет надевает свой крестик опять, полная решимости отыскать правду о внеземных Создателях.
«Прометей» и поиски просветления В древнегреческой мифологии «Прометей» – это титан, представитель первобытной расы богов, которая предшествует олимпийцам. Он украл огонь у богов, чтобы дать его человечеству и этим поступком сделал возможным прогресс и цивилизацию. Благодаря совершению акта передачи огня (символ божественного знания) человечеству, Прометей сделался важной фигурой в мифологии школ мистерий, например, франкмасонства и розенкрейцерства, которые основаны на применении оккультных знаний ради достижения божественности.
Прометей, любимый персонаж иллюминатской элиты, наглядно изображён в Центре Рокфеллера. Иудео-христианским эквивалентом Прометея является Люцифер, «падший ангел» великого ума, некогда любимец Бога, который затем бросил ему вызов и принёс человечеству новую форму знания. Имя «Люцифер» означает на латинском «светоносный», и именно это качество характеризует Прометея, подарившего огонь человеку. Этот «свет», как было сказано, является оккультным знанием, которому обучают в школах мистерий, потому что оно позволяет «просветлённым людям» взойти обратно к божественности.
Вышеописанная история стражей и нефелимов, судя по всему, тоже следует тому же архетипу, поскольку рассказывает о «сынах Божиих», восставших против его власти и сошедших на Землю, чтобы обучить человечество важным знаниям. Кроме того, как и Люцифер, стражи названы «падшими ангелами». Из чего таким образом видно, что между этими мифами и символизмом фильма есть сильная взаимосвязь.
В начале космического путешествия президент корпорации, финансирующей экспедицию, проводит инструктаж команды и выступает с речью о важности их миссии:
Титан Прометей хотел, чтобы люди были с богами на равных, и за это был низвергнут с Олимпа. Теперь, друзья мои, пришло время ему вернуться. В этом фильме имя «Прометей» носит космический корабль, который везёт людей к их внеземным Создателям. Он символически представляет людей, используя «огонь» (знание), данный им для того, чтобы взойти обратно к божественности (их инопланетным творцам), опираясь на свои собственные силы. Эта метафора духовного посвящения напоминает множество мифологических сюжетов, разбросанных по всей Истории и скрывающих схожий эзотерический смысл.
В то же время, школы мистерий исходят из того, что просветление даётся не всем, а лишь немногим избранным, и этот момент был умело отражён в «Прометее». В фильме, все люди, которые оказались на борту по эгоистическим, материальным либо неискренним соображениям, погибли. Выжила лишь одна, находившаяся там ради истины и обладавшая сильной духовной верой. Такой тип повествования равнозначен иносказательным историям о духовном просветлении, гласящим, что только чистые сердцем достигнут того высшего состояния бытия.
Кроме Элизабет, выжил ещё один, нечеловеческий персонаж – андроид Дэвид.
Ближе к концу фильма Дэвиду отрывают голову, но поскольку он – робот, он по-прежнему функционирует. Элизабет забирает голову и продолжает своё путешествие, что символически означает её потребность в чистом интеллекте и технологиях для достижения просветления. У Дэвида отличные умственные способности, что заставляет его верить в своё превосходство над своими коллегами-людьми. Несмотря на этот факт, он критически важен для исканий Элизабет – трудноуловимое сообщение о том, что трансгуманизм играет важную роль в эволюции человечества. В конце картины Джвид не понимает, почему Элизабет так хочет продолжить поиск своих творцов. Разница в том, что у неё есть душа, а у него – нет. Именно по этой причине она надевает себе обратно крестик на шею. Её искания – не просто космическая экспедиция, это духовное странствие с целью нахождения своих истоков.
В финальной сцене фильма Элизабет решает не возвращаться обратно на Землю (олицетворяющую материальное начало и низшее «я») и продолжает поиск Создателей (олицетворяющих просветление и божественное). Её искания поэтому не окончены… и можно ждать продолжения. В заключение Хотя большинство кинозрителей, наверное, остались после «Прометея» с мнением о том, что это был «нормальный фильм про инопланетян», более глубокие раскопки его смысла и символизма вскрывают целый дополнительный пласт интерпретации. Черпая вдохновение из теории древних космонавтов, «Прометей» предлагает радикально переписанный вариант истории и теологии – такой, который делает человечество продуктом внеземных «боготворцов». Кинопроизведение также смешивает эти искания научных знаний с духовными и метафизическими вопросами, превращаясь в рассказ не просто о злобных пришельцах, но об извечных экзистенциальных проблемах. Как подсказывает название фильма, история о людях, отправившихся в космос, чтобы найти тех, кто их создал, имеет скрытое эзотерическое значение, так как позволяет интерпретировать себя в качестве метафоры духовного просветления. Титан Прометей – центральная фигура в оккультных школах мистерий, архетипический персонаж «восставшего свыше», который принёс людям божественное знание – со всеми выгодами и ловушками, которые оно порождает. Оккультные тайные общества считают, что эти знания открывают путь назад в божественность. Аналогично тому, как космический корабль «Прометей» покидает Землю, чтобы найти Создателей, тайные посвящённые стремятся покинуть материальный план, чтобы достичь просвещения и «быть едиными» с Великим архитектором вселенной. С учётом сказанного, есть ли хоть капля истины в многочисленных историях и мифах, упоминающих божественные фигуры, нисходящие свыше, чтобы передать знания человечеству? Имеют ли под собой образы Прометея, Люцифера и стражей из книги Еноха фактическую основу? Есть ли у передовых и эзотерических познаний человечества «внешний» источник? Была ли когда-то на Земле «сверхраса» нефелимоподобных, помогавших человечеству развиваться, но в итоге его развративших? Является ли это «упущенным звеном» в эволюции человечества? В этом ли причина того, почему человечеству свойственно саморазрушение и, каким-то образом, рассинхронизация с остальной планетой? Происходит ли этот внешний источник от пришельцев, как внушается в «Прометее», или от павших ангелов и (или) демонов, как написано в древних текстах? Находится ли этот внешний источник за учениями тайных обществ и за… иллюминатами?
Согласен с выражением твоего лица, Киану. И в самом деле – ух ты! Вернуться назад |