ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о феноменах > Ноосфера - реальность или утопия?

Ноосфера - реальность или утопия?


11-03-2013, 10:23. Разместил: VP
 

В 1945 году, за несколько месяцев до кончины, В.И. Вернадский оставил нам свое научное завещание о движении отечественной мысли, эволюции, нашем будущем. Он сформулировал идею (проблему) строительства ноосферы на Земле. С тех пор прошло немало времени. Реально оценивая обстановку планетарного развития человечества, к сожалению, мы вынуждены сделать вывод о том, что даже близких намеков на ноосферное мироустройство пока нет.

Больше того, утверждается, что мир движется в сторону некросферы. Техносфера человечества пожирает запасы былых биосфер, которые могут регенерировать в пределах 1 % биосферного массива. Человечество потребляет 7-8 % биосферного чехла, и совершенно очевидно, что мы уже поглотили свыше половины биосферных запасов и вся гетеротрофная система человечества скоро окажется в тяжелом дефицитном состоянии воздуха, воды, гигиенических условий, энергетических ресурсов и многого другого.
Возникла проблема: почему, казалось бы, прогрессивная идея о переходе биосферы в ноосферу не только не "реализуется, а это движение идет в обратную сторону? Почему? В поисках этого «почему» мы все больше и больше возвращаемся к сложным механизмам взаимодействия космического, космо-планетарного пространства с человеческой эволюцией. Как реализуются термодинамические законы? Где неэнтропийные потоки переливаются в энтропийные деструктивные процессы и где они скапливаются вновь на вершине максимальных волн упорядоченности? Именно эту проблему поднимали многие ученые.
В наследии Л.Н. Гумилева, в его различных направлениях, важно выделить центральное звено - представление о механизмах этногенеза, учения об этносах как естественных динамических таксонах в эволюции человеческих потоков, поколений, популяций, которое определяло весь ход естественно-природный и интеллектуально-социальной эволюции и движения человеческой истории.
Ниже мы попытаемся проиллюстрировать это и высказать некоторые возможные ответы на этот кардинальный вопрос современности.
1. Несомненно, что идеи устойчивого развития человеческого массива на поверхности Земли, которые внедряются сегодня в жизнь, лишь отражают некоторые перспективы тактики, но не стратегии сохранения эволюции.
Следует сказать, что этот тезис не разделял в своих работах и гипотезах Л.Н. Гумилев. Он рассматривал движение человеческой популяции, формирование этносов как движение устойчиво-неравновесное. Поэтому его логика, его видение естественноисторических и социальных механизмов формирования человечества продолжает основные идеи В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Э. Бауэра, Н.А. Козырева, В.В. Налимова и многих других, которые подчеркивали, что «устойчивость» или «стабильность» составляет лишь определенные тактические шаги в тех или иных исторических эволюционных моментах, а сам процесс эволюции - есть движение устойчиво-неравновесное, где целевые функции требуют специальных исследований. Нужно согласиться с мнением Л.Н. Гумилева о том, что, также как в электричестве или других физических процессах плюс или минус нельзя назвать хорошим или плохим, так и в истории всякие оценки «хорошо» или «плохо» относятся к субъекту. Таким субъектом является народонаселение, народ. И только в смене поколений, в их сохранении в культурном, социальном и биологическом развитии вносится окраска «хорошо» или «плохо» в тактическом и стратегическом поле.
Связь между естественно-природными механизмами эволюции, сменой поколений, их экономического, социального, культурного и географического устройства есть очень сложное переплетение, где социальные институты существенно зависят от естественно-природных биогеохимических, термодинамических механизмов. Эти механизмы есть отражение динамики вселенского планетарно-космического пространства, где человек есть его порождение и все его функции, во всех ипостасях отражает те или иные динамические процессы космоса.
2. В ведущей работе по этногенезу «География этноса в исторический период» Л.Н. Гумилев представляет классическую кривую цикла этногенеза: появление этноса, фаза пассионарности, акматическая, гомеостатическая фазы и, наконец, пессимальный период (рис.1). Мы можем (иллюстрируя сегодня многочисленные статистические, демографические материалы) констатировать, что, по-видимому, славянский суперэтнос (славянские субэтносы) переживает сложный момент пессимальной фазы и, по нашему мнению, он находится где-то на уровне третьего спада пессимального периода. К 2050 г. народонаселение России составит где-то 80-90 млн. На одного работающего мы будем иметь 4-5 неработающих, которых нужно кормить, обустраивать и сохранять. Россия, по существу, попадает далеко за пределы демографического кризиса, скорее в демографическую катастрофу, и перспективы ее требуют серьезных раздумий. Не выявляется ли здесь диссонанс естественно-природных и социальных коллизий, где естественно-природные, позитивные качества генеза тормозятся социальными институтами, которые как бы скрывают космо-планетарные экологические факторы, которые могли бы повысить демографический адаптивный потенциал, а, значит, и потенциал выживания и сохранения народонаселения нашей страны. Вопрос состоит в том, не являются ли сложные «социальные переплеты» XX-XXI веков такой привходящей силой, которая отделяет естественно-позитивные космо-планетарные процессы от негативных, усиливая негативные стороны и экранируя народонаселение, популяции, нашу жизнь от позитивных эффектов космического пространства.
3. В основе появления этносов Л.Н. Гумилев постулирует «микромутации», когда среди смешанных когорт населения, различных прошлых этнических образований, появляются личности или группы с очень высоким стремлением к своему развитию, познанию и построению нового мира. Л.Н. Гумилев такие микромутации рассматривает как механизм поглощения космической порции энергии и дальнейшей системы отдачи этой энергии в окружающую среду, мобилизации вокруг пассионариев единомышленников, целеустремленного обогащения их соответствующими новыми средствами выживания, орудиями труда, прогрессивного движения в географической сфере Земли, образования более высокого уровня жизнеобеспеченности и прогресса будущих поколений. Этот механизм взаимосвязи естественно-природного свойства человеческого интеллекта, его генома с космическим пространством является эпицентром всей глубокой и красивой гипотезы этногенеза, образования этносов Л.Н. Гумилева.

4. В работах сибирских ученых были получены важные новые данные о возможных механизмах взаимосвязи естественно-природных экологических потоков космических полей с естественно-природной средой жизни, с самой жизнью (Казначеев В.П., Михайлова Л.П., Трофимов А.В. и др.). Во-первых, было показано, что клеточные структуры человека на расстоянии, в оптическом канале, могут передавать сложную информацию о своем состоянии, о своем развитии дистантно и эта информация значительно богаче, чем те программы, которые нам известны в геноме этих клеток. Нужно сделать вывод, продолжая работы и идеи А.Г.Гурвича, Залкинда, С.Н.Брайнеса и других ученых российских школ, что эти информационные потоки составляют более высокий горизонт сущности живого вещества, чем те макромолекулярные упаковки конструктов информации, которые приписываются сегодня генетическим механизмам. Это отнюдь не умаляет важности молекулярной биологии и генетики. Эти полевые потоки очень сложны, они связаны с квантовыми механизмами и с информационными свойствами спинорно-торсионных полей. Показано, что в спинорно-торсионных полях можно запечатлеть, снять биологическую память из клетки живого вещества, перенести ее на косные кристаллические образования и реализовать ее через определенное время вновь для утилизации живого вещества (Казначеев В.П., Трофимов А.В.). Более того, показано, например, что информация с клеточных пластов может быть перенесена на красные клетки крови – эритроциты, при этом без морфологических, биохимических изменений. Но, если эти эритроциты пересадить дистантно в оптический канал со здоровыми клетками, то они передадут информацию здоровым клеткам и клетки получат свое аномальное патологическое развитие (Казначеев В.П., Михайлова Л.П.). В нашем организме существуют сложные полевые информационные потоки, они кодируются, запечатлеваются в клетках тканей и органов. Движение крови, лимфы есть еще один канал трансляции, передачи полевой информации нашего многоклеточного организма, где общее количество клеток составляет 102425. Это гигантская информационная система, которая ассимилирует внешние космофизические поля, внешний мир через свои биофизические системы, апплицирует информацию в полевом варианте на конструктах клетки ее макромолекулярного генома, выбирая и направляя функцию в соответствующие телесные выражения клеток, в наше субъектное, эмоциональное поведение, репродуктивные механизмы, эмоционально-интеллектуальный динамизм. Эти системы могут вести себя крайне агрессивно, пассионарно, неуемно, передавая энергетический поток своим поколениям и, наоборот, могут уходить в определенную депрессию, оставаться как бы инертными, даже безразличными во внешней среде. Такое сообщество оказывается в пессимальной фазе и, может быть, даже уходит из жизни или позволяет легко ассимилировать себя другими, теперь уже новыми пассионарными потоками.
5. Получены новые материалы, указывающие на то, что наш интеллект, по-видимому, возникает не в том эволюционном потоке, где наследуются те или иные интеллектуальные функции от минимальных к максимальным. Известно, что в Африке, в Олдувайском каньоне, были найдены артефакты разумного человека, сроки которых составляют около 2 млн. лет до н.э. В Сибири, на территории Якутии (вечная мерзлота), Мочановым Ю.А. найдены обширные пространства с такими же артефактами, сроки которых достоверно устанавливаются около 2-2,2 млн. лет. Возникает проблема: если мы примем гипотезу появления человека разумного на территории Африки и современное представление о распространении соответствующих миграционных потоков людей оттуда в Европу, в Центральную Азию, в Америку и т.д. (моноцентристская концепция), то как понять факт наличия такого же разумного сообщества людей в этот же период в северных территориях Азии, открытый Мочановым Ю.А.? Мы приходим к выводу, что интеллектуальные «пятна» среди популяций еще протогоменид возникали одновременно или поочередно в нескольких местах планеты. Они не могли мигрировать из Африки на север и обратно в те времена. Появление интеллекта связано с тем, что межнейронные полевые механизмы (15-20 млрд. нейронов головного мозга) усложнялись от компьютера проводникового типа к полевому компьютеру. То есть поля (все 15 млрд. нейронов) объединялись в один полевой фрактал. Такой фрактал объединялся с фракталом другого протогоменида, третьего протогоменида, и т.п., таким образом, небольшие родовые участки (сообщества) протогоменид составляли первоначально интеллектуальные пятна, где отдельно интеллекта у каждой персоны не было. Интеллект возникает как космические интеллектуальные «пятна» на поверхности земли. Когда такая родовая структура совершенствовалась, чтобы адаптироваться к земным реальным экологическим условиям самосохранения, продолжения рода, питания, климата, тепла, она должна была «уходить» из этого интеллектуального родового фрактала, перекодируя эту систему «телепатического» единого родового интеллектуального мира в личные миры. Появляются знаки, определенные движения, звуки и постепенно формируется теперь уже перекодированная информация в виде семантических полей. Семантические поля возникли вторично после того, как сформировались на поверхности земли первичные интеллектуальные «пятна» в виде полевых родовых фракталов.
Далее, семантические поля включили в себя определенную ценовую функцию личности, по которой люди начинали оценивать окружающие условия жизни за счет обмена орудий охоты, труда, женщин, собственности на те или иные личные устройства, жилье. Появляется вождизм (социальная структура), т.е. люди вступают через семантические поля в определенные уже центристкие условия, появляется примитивная экономика предметов, вещная экономика. Человек становится как бы следствием этой вещной экономики. Появляются обменные эквиваленты – это раковины, драгоценные камни, серебро, золото, редкие предметы и, наконец, это денежный эквивалент - валюта, в царстве которого в рыночном пространстве мы оказались. Значит, если связать космофизические структуры появления интеллекта, а интеллект является новой формой живого вещества, то возникает новая энергетическая форма жизни, которая изменяет лик земли, потому что и огонь, и энергия сгорания, радиоактивная энергия - все это есть реализация той пассионарной деятельности интеллектуальной космо-планетарной энергии, которая сама по себе и есть порождение космофизического поля, где зачатки энергетической космофизической структуры реализуются в пассионарные потоки.
Эти представления о появлении интеллекта заставляют нас развивать и дальше идеи В.И. Вернадского и Л.Н. Гумилева о том, что сегодня, создавая вещный механизм, рыночную конструкцию, мы, оказывается, отчленяем позитивные космофизические потенциалы, которые действуют на наш интеллект (о чем писал Чижевский и многие другие) и усиливаем негативную сторону. В настоящее время у отдельных людей все чаще проявляются древние телепатические связи (интеллектуальные пятна). Коллективы (социумы) сегодня в пассионарных взрывах могут объединяться, причем объединение может быть крайне негативное, целенаправленное и может быть реже сегодня позитивное. Социальный механизм, социально-исторический геном (А.И. Субетто) становится главенствующим, но он все более отчленяет естественно-природные биогеохимические энергетические процессы от космофизических полей и устремляет человечество все больше и больше в тупик гетеротрофного устройства. Человечество вынуждено поглощать все, что сделала биосфера на планете 3емля за всю историю, поглощать ее энергетические источники, а само оно в гетеротрофном пространстве оказывается, по существу, изолированным. Гетеротрофное пространство изолирует человеческий интеллект. Поэтому мы стремимся сегодня противопоставить себя космосу, защитить себя от неясных «темных» сил космоса, готовить различные защитные механизмы. По мнению ряда авторов, человечество уходит в тупик, заменяя собственный интеллект или, передавая этот интеллект роботам, сложным вычислительным устройствам, робототехнике, и предвкушает смену человеческих цивилизаций робототехнической техногенной цивилизацией в будущем, поскольку техногенные роботоцивилизации могут существовать при различных температурах, с дефицитом кислорода, воды, пользуясь только известными определенными энергетическими источниками.
Этот путь позволяет нам ответить «почему не реализуется ноосфера», предсказанная В.И. Вернадским.
Если теперь вернуться к природе интеллекта, то те СМИ, та информация, которая доминирует сегодня у нас в России, экономика России характеризуются потерей ценовой позиции человеко-часа здоровой жизни, ценовой оценки интеллектуальных способностей человека. Все стоимостные механизмы либерального, весьма хаотического рынка направлены на появление и накопление прибыли за счет того, что мы сжигаем, уничтожаем человеко-часы здоровья. Сегодня население всей России на квадратный километр - это 12 человек, а в будущем это будет 10 человек, а если мы возьмем сегодняшние приполярные территории, пространство Севера, то там плотность населения уже 3 человека, т.е. та плотность, которая была в верхнем палеолите.
Почему не формируется ноосфера? Она не формируется потому, что социальные механизмы ломают естественно-природный геном в эволюции поколений, подчиняют этот геном ценовой рыночной экономике, существенно приспосабливают систему воспитания, образования, здравоохранения к этой рыночной экономике, которая не позволяет развиваться глубоко наукам о человеке. Истинная же демократическая структура состоит в будущем сохранении каждого человеко-часа. Сохранение же и развитие есть отражение космо-планетарной эволюции здоровых поколений, промышленно-производительная, вещная сила, которая существует, есть лишь средство сохранения и развития здоровья человечества.
Все наши инфекции, заболевания - это тоже есть проявление внутреннего естественно-природного биологического противоречия и его терроризма (экзо-, эндоэкология). Значит, мы попадаем в зону конфликтов, терроризм - это лишь только первоначальное звено кризиса в целом всей системы планетарного социального развития, это кризис «стабильного» или «устойчивого» развития и это кризисное состояние устремляет человечество к катастрофе.
Необходимо восстановить и продолжить идеи Л.Н. Гумилева. Необходимо искать в механизмах взаимодействия с космическим пространством и естественно-природными термодинамическими механизмами, в функции, геноме, клетках, - интеллект как новую форму живого вещества и оценивать возможное движение термодинамики наших клеток к механизмам автотрофности. Лекции В.И.Вернадского об автотрофности (Париж, 1923), к сожалению, современным естествознанием не подхвачены сегодня, а они являются центральной позицией и собственно ответом, почему же не строится ноосфера.
Она не строится потому, что наука и культура не развивают возможных следующих путей автотрофности человечества, автотрофности, связанной с научно-техническим прогрессом, и автотрофности, связанной с изменением наших термодинамических клеточных, интеллектуальных, субъектных механизмов. По-видимому, за счет использования спинорно-торсионных информационных энергетических потоков можно усилить в наших клетках трансмутационные термодинамические процессы, и организм людей существенно сдвинется в автотрофные процессы. Окислительная энергетика может быть сохранена до уровня 40-50 %. Значит, эта автотрофность наших собственных организмов не будет подменена роботами. Технологии позволят освободить около 50 % используемых сейчас биосферных запасов в свободное развитие биосферы и дать отдых биосфере для нового накопления ресурсов и освоения земли, теперь уже как космофизической ноосферной площадки. Стремление нашего интеллекта соединиться, проникнуть в космофизический интеллект, а не противостоять ему, именно в этом аспекте мы видим решение проблемы ноосферогенеза или нового уровня космо-планетарного интеллектуально-человеческого гомеостаза.
Развивая центральную идею Л.Н. Гумилева о естественно-природном биогеохимическом взаимодействии человека, популяции людей с космическими информационными потоками и взаимодействии людей через социум, можно предполагать, что и в эволюции живого вещества планеты, взаимодействии полевых структур живого вещества с белково-нуклеиновыми формами проявляются те же закономерности. Напомним работы Н.И. Вавилова о гомологичных параллельных рядах, о существенной гомологичности многих эволюционных процессов в биосфере и у человека.

В наших работах было показано, что в клетках человека по мере возраста или нарастания патологии существенно изменяется спектр нерадиоактивных изотопов атома (рис.2). Показано, например, что соотношение С13 и С12 по мере старения или нарастания патологического процесса в клетках характеризуется снижением доли С13 и все большим нарастанием С12. Такое перемещение изотопа из одного в другой нельзя объяснить только внешними, химическими или избирательными процессами; по-видимому, мы встречаемся с явлениями трансмутации, когда одна тяжелая изотопная структура атома облегчается и при этом наблюдается выделение энергии. Мы встречаемся с явлением «холодного биотермояда» (В.П. Казначеев, Л.П. Михайлова, А.Ф. Ржавин). Можно думать, что «микромутации», которые выделял символически (по нашему мнению) Л.Н. Гумилев, характеризовались тем, что космические потоки, включая и спинорно-торсионные, квантовые процессы космических излучений, давали термодинамический заряд в клетках, где стимулировался механизм трансмутации, и, тогда, энергетическая, термодинамическая потенция нейронов (а значит и интеллекта), становилась очень высокой и реализовывалась пассионарным взлетом. По-видимому, этот механизм присутствует во всем процессе или потоке видообразования, усовершенствования степени выживаемости, приспособления видов, классов и типов. Вся динамика эволюции может быть рассмотрена на более высоком горизонте термодинамики (о чем говорил В.И. Вернадский) как накопление космического термодинамического потенциала (рис.3). Отсюда высокая живучесть, адаптивная приспособляемость, пассионарность и дальше постепенное угасание этой пассионарности, да лее уход в сторону и замена другим, более пассионарным потоком организованных организмов.




Таким образом, эволюция есть волнообразный космо-планетарный колебательный процесс, и все видообразования, степенные или катастрофические, характеризовались выражением этого космо-планетарного биогеохимического ритма. Ритмы задаются космосом, они изменяются, имеют свою динамику. Сегодня человечество за счет планетарной экологии, технократической перегрузки планеты начинает затрагивать и ближайший космос, солнечную систему.
Так можно представить сегодня то эволюционное видение, которое выделил в качестве гипотезы Л.Н. Гумилев, где, по его убеждению, биогеохимические космические потенциальные заряды реализовались в виде пассионарных взлетов этногенеза и формирования новых этносов. Это высший уровень колебательной системы.
Видимо, такие же колебательные процессы (механизмы) трансмутаций лежали в основе всей восходящей эволюции живого вещества планеты. Хиральность живого вещества - свойство космоса, космических полевых живых процессов, его эфиро-торсионных голографических механизмов. Если формулировать такое представление о мире, то оно не отвергает сложившийся процесс рассмотрения эволюции, но предполагает более высокий горизонт космо-планетарной ритмики и ее сущности. Открываются стратегические пути к сохранению населения в России - повышение космо-биологической потенции славянского и смешанного суперэтносов, формирование в ближайшее время новых пассионарных точек этнической эволюции.
Речь идет о глобальном, региональном человековедении на основании новых фундаментальных наук, исследований XXI века, о необходимости организации глобального института Человека (программы человековедения XXI века). Таким образом, мы можем выполнить заветы величайшего нашего естествоиспытателя - Ломоносова XX века В.И. Вернадского и его продолжателя Л.Н. Гумилева: сохранения, развития нашего благополучия не только в области экономики, но и в области более фундаментального механизма взаимодействия населения наших территорий с космическим пространством. Это путь формирования в глобальной системе российского геополитического полюса XXI века.
Идеи Л.Н. Гумилева выражают новое видение нашего будущего. Пора понять, что актуализм в науке - это лишь тактика, стратегия же - это космо-планетарный социальный симбиоз нового тысячелетия. Каковы будут механизмы этногенеза? Будут ли?

Ноосферное строительство планеты


 

Выраженная В. И. Вернадским мысль о том, что биосфера – это космическое явление, является, по существу, важнейшим этапом перехода человеческой научной мысли, интеллекта, как планетного явления, на новый уровень. Я бы сказал, это рождение новой космической фазы в эволюции космического пространства и нашей планеты.

В свое время великие географические открытия, трактовка Э. Зюсса (1803-1909) о лике Земли, новые знания постепенно накапливались в практике, философии, истории, естественных науках. Утверждались представления о широте океанов, земного пространства, наблюдалась динамика небосвода. Почти 2 тысячи лет по системе Птоломея плавали корабли, находили свои пути капитаны, позднее Н. Коперник (1543) сделал вывод о том, что планеты вращаются вокруг Солнца, в астрофизике начинается открытие самых далеких и доступных для нас галактических процессов, появление новых звезд, их исчезновение, рождение, насчитываются миллиарды возможных планетных образований в различных галактиках, где предполагаются вероятные условия для белково-нуклеиновой жизни.

Постепенно в мировом видении, в разных направлениях, начиная от различных религиозных трактовок и кончая астрофизическими планетными явлениями, учением о биосфере, рождалась новая космогония. В.В.Докучаев1 (после большого количества экспедиций) в 1883 г. четко утвердил, что почвы – это живое вещество. Далее, накапливая данные о биогеофизических свойствах перемещения минералов, о связи живого с косным, В.И. Вернадский, прослушивает лекции Г. Леруа, который вводит новое, изменяет и расширяет понятие ноосферы. Тейяр де Шарден развивает мысли о том, что что-то происходит с планетой Земля в космосе. Он утверждал, что человечество стремится к точке Омега, исходя из определенных натурфилософских представлений: когда человечество объединится одной идеей (верой), то это и создаст новый единый мир на нашей планете. Это была смелая натурфилософская гипотеза.

Прослушав все это и накопив новые данные по биогеохимии, В.И. Вернадский в 1925 г. впервые ставит вопрос об автотрофности человечества, как планетного явления, указывая, что его научная мысль будет создавать на планете Земля новую космическую эпоху, существенно изменив возможности жизни вне прямой зависимости от источников биосферы (органических, биологических). Еще Х. Гюйгенс (1690) полагал, что «жизнь есть космическое явление и чем-то резко отличное от косной материи» (Космотеорос, 1700). Позднее В.И. Вернадский утверждал разницу и эволюционную независимость живого и косного вещества планеты и космоса.

Сегодня мы переживаем напряженный период с человечеством, прогнозируя 8-10 млрд. населения планеты к концу этого века, но экологические «емкости» биосферы оказались на пределе.

Накапливаются вопросы: как быть, куда и в каких формах будут организовываться цивилизации, взаимодействовать друг с другом, что это за процесс? Ученые естественники, экологи, геологи, историки и т. д. пытаются расширить все эти вопросы. До сих пор ученые ищут ответы на вопросы, откуда, как произошла жизнь - живое вещество (строматолиты, метеоры, космическая пыль и др., по существу, это признание концепции Аррениуса), геополитическое, экологическое направления будоражат новые мысли и проблемы. Очевидна опасность не только планетарных, геологических потрясений (плитная тектоника), вулканы, землетрясения, изменения климата, дефицит воды, энергии, но и космических катастроф. Земля подвергалась и вновь может подвергнуться встрече с очень большими космическими телами. Полагают, что исчезновение динозавров (70 млн. лет до н.э.) было связано с падением такого космического тела. Не ясен вопрос с Тунгусским метеоритом (1906). Почти 35 лет шли постоянные экспедиции в районе его падения, но научная мысль так и осталась пока открытой. Открытыми остались и мысли о происхождении и очевидных феноменах НЛО. Работы Ф. Зигеля (1993) и другие многочисленные работы не отвечают на вопрос о природе этих явлений. Расширяются работы, авторы которых пытаются приблизить живое вещество к природе нашего интеллекта, сознания. Так до сих пор утверждается, что интеллект происходил по эволюционной «лестнице» в соответствии с теорией эволюции: появлялись сначала примитивные живые образования, млекопитающие (обезьяны), затем более сложные, потом происходит некая мутация. Утверждается, что в районах Африки (под влиянием радиоактивности?) появилась такая «мама», родился человек, обладающий творческим разумом. Идут дискуссии, как взаимодействовали неандертальские формы человека с кроманьонскими, как они мигрировали – все это будоражит мысль. Эта мысль сегодня (эволюция человечества Ш тысячелетия) оказывается в очень критическом потоке. Планетарные геополитические взаимодействия, по существу, наступающий энергетический и экологический кризис, который сегодня умалчивается (количество нефти, газа, угля, ядерного тепла самой планеты истощаются), судьба человечества с точки зрения энергии остается не ясной, также и с надеждой на различные источники ядерных процессов, эфироэнергетики и др. Предстоят новые открытия. Мысль устремляется в область эфироэнергетики. Очевидно, мысли В. И. Вернадского о человечестве как об автотрофном космическом образовании есть отражение реальных процессов новой космогонии, следствие биосферного космического процесса. В этом отношении мысль разделилась. Одни считают, что постепенная эволюция человека и сегодняшний вариант homo sapiens в различных национальных вариантах (развитых и неразвитых) имеет сходство как живое вещество и определяется генетическим программным аппаратом, в котором сегодня уверены ученые. Это утверждается также сильно (даже административно), как утверждали в свое время истинность Птоломея, законов Ньютона и как сегодня утверждается релятивистская позиция Эйнштейна, лишь кажется, что еще один шаг и все будет сделано.

2. Эпоха ноосферности, как космическая, выдвигает другую горизонталь, другую программу о природе нашего сознания, интеллекта. Если это сознание присутствует в живом веществе, в клетках растительных, животных, у всех форм, заселяющих водные просторы и т. д., то само сознание человека есть не только производная межнейрональных многомиллионных взаимосвязей и не только известных центров, но особая форма космического полевого фрактала в планетарно-космическом пространстве (К.Э. Циолковский). Остается непонятным, необъяснимым как сознание удерживает память и проф. Н.И. Кобозев и др. ставят этот вопрос. Мы также писали, что если память реализуется при t=360 (наша биосферная температура), то физически она не может удерживаться только в релятивистско-квантовом варианте. Генетические программы, если они определяют морфогенез человека, м. б., его гормональные, психологические конституции, диатезы, то эти программы не предопределяют природы нашего интеллекта и нашего сознания. Они есть лишь следствие космической полевой природы интеллекта. Об этом пишут и многие другие авторы2. Мы уже не раз писали о материализации эфира, об этом говорили и пишут и другие ученые (В.Л. Дятлов, А.Н. Дмитриев, Г.В. Николаев и др.). В астрофизике выявляется, что солнечная система находится в постоянном цикле вращения не только за счет солнечной энергии, но этот круг нашей Галактики постоянно находится в вихре эфирного космического потока3 и все мы присутствуем в потоках этого вихря. Если говорить о следующем шаге, то гипотеза о том, что эфирный космический поток несет другие отношения пространства и времени, иные материализации и тот идеализм, который был в прошлом веке, смыкается с материализмом, меняет свое содержание, выявляется новый природный процесс. Само понятие материализма меняется (Н.А. Козырев). Эти проблемы формулируются, но медленно двигаются потому, что современное человечество попав в жесткие тиски ценовых позиций, подчинившись оценке мирового рынка и все более утопая в противоречиях мирового ценового рынка, по существу, блокирует поисковые, фундаментальные стратегические исследования эволюции человечества и планеты. Даже в космосе мы наблюдаем возможность проникновения на ближайшие планеты и т. д. с идеей узнать, есть ли там живое белково-нуклеиновое вещество, связанное с генетическими программами, или нет, происхождение жизни в природе живого вещества остается загадкой. Все эти вопросы стихийно привязаны к сегодняшнему нашему мышлению, которое так или иначе начинается и заканчивается системой рынка. Это относится к кризису, по существу, к будущему России. В России не социально-политический кризис, не структурный, а духовно-научный кризис. Россия бьется в тесных рамках того созданного российскими учеными А.Л. Чижевским, В.И. Вернадским, Н.И. Умовым и др. учения - идеи этой автотрофности человечества, космической организации планеты.

Дело не в энергетических, демографических, национальных программах медицины, образования, системы жизнеобеспечения и т. д., это все исторические, тактические шаги. На этих тактических шагах Россия может некоторое время продержаться (ХХI век), но Россия оказалась в стратегическом тупике. Если стратегически наука России с ее колоссальным наследием, культуры, фундаментального подхода к косному, живому веществу, к планетарным, астрофизическим процессам, к процессам, связанным с пространством Н.А. Козырева, к эфирным процессам, если наука не найдет своего канала и не найдет поддержки (новая парадигма миропонимания), то Россия будет вливаться в западный ценовый мир экономики, в мировой рынок, она затормозит фундаментальность поисков и, по существу, эпохи строительства ноосферы (о чем говорил В.И. Вернадский) не получится. Все это очень тревожно. «Наступает время последнего испытания человечества: или прорыв к «ноосферному будущему» - к ноосферизму – ноосферному социализму, либо его капиталистическая гибель»4.

3. По нашим данным интеллект человека является полевой формой жизни (живого космического вещества), которая обосновывается работами, начатыми Г. Дришем, А.Г. Гурвичем по метогенетическим излучениям, А.М. Кузиным5, наши работы по информационным связям6 (см. работы Р. Тарга, Р. Джана и др.). Если суммировать все эти работы, то нельзя понять природу интеллекта, основываясь только на системе проводникового компьютера. Какой бы сложный ни был этот проводниковый компьютер, он не может реализовать объяснение природы интеллекта. Это будет приспособление. Интеллект человека – это полевая форма (полевой фрактал), где поле объединяется, расширяется и уходит в эфиро-торсионные поля, окружающие человека и земной шар, мы все находимся, существуем, растем, рождаемся и уходим из жизни в этих полях (пространство энергии-времени Н.А. Козырева). В наших клетках присутствует вода, она тоже является соучастником организации живого вещества и именно в эфиро-торсионных потоках. Если эфиро-торсионный поток существует и интеллект формируется за счет него, то прав был В.В. Налимов7, который говорил, что мы постоянно присутствуем в неком семантическом вакууме, т.е. мир полон «знаний» (интеллекта), мир совсем другой – не релятивистской доктрины (это косное вещество). Когда мы проникаем нашими ограниченными органами чувств, добавляем к ним чувствительность, точность измерений физических, химических приборов, биофизику и т. д., то мы, по существу, находимся в гигантском космическом пространстве, но видим мы своими органами лишь доли «микронов» (нанопространство) вокруг себя, если говорить в космическом масштабе. Мы очень мало видим и из этого «микрона» мы изобретаем понятие будущего нашей планеты, выживания, спасения от бесплодия, борьбу с агрессией, терроризмом, тогда как интеллект попадает в капканы рынка и становится по масштабам все более тактическим. Значит, если интеллект спинорно-торсионных полей существует, то его материализация – это реальный процесс, и наша мысль – это материальный процесс. Если материальный процесс, т.е. наша мысль, наслаивается на деятельность человека, сообщества, на образование тех или иных приспособлений, начиная от первых разумных людей, она материализуется в этом обществе, на планете, в недрах ее, в ближайшем и дальнем космосе. Это уже другая материализация, а не та, которую ставил в своих вопросах В.И. Вернадский. Он говорил, что если мысль существует, то она должна быть материальна. Он поставил эти вопросы в своем завещании - статье «Несколько слов о ноосфере», но не смог на них ответить. Ближе всего к этому был, вероятно, В.М. Бехтерев, но дальнейшие биофизические работы и социальная атмосфера отвергли его идеи. Если вернуться к мифологии, к религиозной практике, к истории средней Америки, Египта, Тибета, к лечебникам, целителям, экстрасенсам (не шарлатанам и стяжателям), то у них тоже есть много достоверных фактов, в которых материализация мысли на неограниченном расстоянии реализуется. Мы настаиваем на том, что необходима организация новых коллективов, в которых важно ставить вопросы о природе интеллекта и нашей мысли, на основе гипотезы потоков свободного космического эфира, спинорно-торсионных полей и пространства-времени Козырева. На базе этих пространств попробовать связать их с излучениями и ритмами солнца, с индивидуальным географическим годом человека (о чем писала Шапошникова). В свое время мы показывали четкие связи постепенного изменения кучности рождения и смертности в зависимости от эпохи и лет8. Вопрос о природе планетарно-космического интеллекта является эпохальным. Сама идея ноосферного мира равна по своим масштабам рождению новой планеты, м.б., даже больше. Возникшая планета Земля порождает (фиксирует?) в космосе интеллектуальный мир, интеллектуальный поток. Он взрывом может идти дальше, и реализуются мысли, о которых писал К.Э. Циолковский: космические цивилизации будут распространяться, и мы, вероятно, являемся долей, лишь частью (не центром) этих космических цивилизаций. Землянам срочно нужно входить в нее: искать внеземные формы интеллекта, связываться с ними на полевой основе.

4. Надо добавить, что мы недооцениваем живое вещество на планете Земля. Ведь бактериально-вирусные, фаговые, нанобактериальные, протозойные формы насчитывают миллионы и миллионы различных видов и разновидностей. Если человек с помощью техносферных «новаций», медицины, пытается «задавить» бактериально-вирусное начало антибиотиками, операциями и стериализацией, то этот симбионтный мир, этот «микрокосмос» победит нас, живое клеточное вещество и нашу морфологию. Мы не сможем с ним справиться и жить в стерильных условиях (пробирках и капсулах) – это невозможно. Значит, симбиотическая эволюция любого человека составляет особую часть нашего интеллекта. В нашем интеллекте в теле, среде жизни присутствует колоссальное количество микроорганизмов включая вирусы, прионы и т.д., которые спасают нас, защищают наше живое вещество и мы живем благодаря этому симбиозу. Как только мы нарушаем этот симбиоз, по существу, аварийно вклиниваемся в природные очаги, где этот симбиоз уже изменен, мы получаем болезни биосферного масштаба. Хроническая (инфекционная) болезнь является изменением нашей эволюции – филоонтогенеза человека и животных, биосферных и растительных образований, насекомых и т.д. Поэтому наш интеллект должен открыть не только биогеохимию вслед за В.И.Вернадским, но атомные трансмутации, изотопические потоки, определить, как будет взаимодействовать наш интеллект с этим планетарным симбиотическим эволюционным процессом, симбиотической гармонией. Если мы хотим покинуть планету и т. д., то эта гармония нас убьет – мы ее нарушим. Поэтому, сегодня проблема хронических (инфекционных) заболеваний относится тоже к фундаментальной проблеме биосферы, биосферного строительства, тактические меры, столь поощряемые сегодня, не помогут. Проблема здоровья, проблема нашей культуры, строительства городов, жилья и т. д. входит в понятие биосферно-космического интеллекта.

Наконец, культура. Культура, которая воспитывает поведение, этику человека, его форму, гигиену, одежду, отношения друг с другом – все это тоже входит в систему биосферного и ноосферного эволюционного процесса. Мы, наконец, приходим к проблеме старения и совершенно ясно, что сроки старения будут отодвинуты за счет понимания этого ноосферно-интеллектуального процесса, где генетические программы, и потенциал т.н. стволовых клеток, апоптозные процессы будут управляться эфиро-торсионными направленными механизмами. Там лежит наше духовное бессмертие, бессмертие космическое. Это материальный процесс, это реальный процесс, это не внедрение в нашу жизнь экстрасенсов с фантастическими и коммерческими идеями. В этом строительство и биосферы и ноосферы является новым космическим этапом, эпохой развития планеты, это зов ХХI века.

В современной науке, к сожалению, долгосрочные прогнозы и отдаленные процессы в свете «ультраматериализации» и капиталократии исключают вопрос движения эволюции природы – для чего? В своей работе В.И. Вернадский писал: «Как правильно сказал некогда Гете - не только великий поэт, но и великий ученый - в науке мы можем дать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего». Такой переход аксеологического, футурологического аспекта, по-видимому, составляет главное в понимании эпохи ноосферного космопланетарного процесса и эволюции. И когда мы, своим разумом внедряя технику, заполняя материки и сушу техносферой, концентрируем население в мегаполисах, в гигантских концентрациях отдельных жилищ, мы настолько изменяем биосферно-планетарный ритм, что дальнейший выход из этого ритма может быть и, скорее всего, будет весьма рискованным. Чем дальше, тем ценовая политэкономическая необратимость взаимодействия геополитических полюсов именно на социально-экономической основе становится необратимой. Борьба за владение энергоисточниками, за транспортные, информационные источники и просто территории, все больше и больше становится волевой капиталократией. Если мы дальнейшее строительство планетарного мира не ослабим от ценового экономического варианта, где все оценивается в валюте, то человек все больше будет превращаться в товар, в концентрацию собственника, их конфронтацию, конфронтацию цивилизаций отдельных крупнейших частных, административных объединений на земном шаре, отсюда, как следствие, катастрофы в любом варианте – военном, террористическом, геологическом, исчезновении энергии, источников питания, пресной воды, изменении адекватности атмосферы климата и приближение космической катастрофы.

5. Ноосферное движение, ноосферное строительство имеет масштабы космопланетарные со всеми глубокими механизмами природы живого вещества, сложными взаимодействиями, симбионтами, которые в нас присутствуют. Человеческий разум и интеллект - это новая форма живого вещества на планете Земля. Она вспыхнула, породила этот экономический «плен» планеты, из которого необходимо выбираться сейчас, организовывая совершенно иное представление о человеко-производстве, человеко-потреблении (часы здоровой творческой жизни), о техносферном влиянии на все источники биосферы, косного планетарного вещества. Требуется смелая организация видения эпохи и, как сказал Гете - «не как, а для чего». Для чего человечество будет жить в конце этого века или в ХХП веке? Для того чтобы войти в космические цивилизации – это единственная дорога, единственный путь и этому пути надо следовать.

Сделаем некоторые выводы. Очевидно, что сказанное выше есть лишь очень дискуссионная концентрация основных этапов эволюции человечества на планете Земля с освоением оболочек планеты биосферы, гидросферы, атмосферы, открытие новых явлений микрокосмоса, входа в нанопространства. Что нужно сделать? Дальнейшая активность Ноосферной-духовно-экологической Ассамблеи мира, объединенность, ассоциация, которая уже сегодня начата, продолжение Хартии Земли, попытки создать некоторые контуры требуют от нас определенных позиций.

1. Какие пути выхода планеты из этого «капкана», «плена» ценовой экономической позиции? Ведь любой труд человека сегодня оценивается в денежных эквивалентах – это стоимость, которая определяется потребностью рынка. По существу, через эту стоимость лимитируется ценовая позиция человеко-часа жизни, его творчества, его интеллектуальности, культуры, воспроизводства, семьи и т.д. Как это сделать? Необходимо вводить в России, в Европейском союзе, на земном шаре систему оценки цивилизации, народонаселения в человеко-часах здоровой жизни. Сколько один человеко-час здоровой творческой жизни дает этой стоимости в ценовых единицах и какое количество этих ценовых единиц мы тратим на воспроизводство одного человеко-часа его творчества в их соотношении. Это не ВВП, не интеллектуальные показатели, это более сложный путь, это необходимый этап измерения, и его необходимо осваивать.

2. Изучение природы интеллекта человека, как полевой формы, как фракталов и связей этого интеллектуального процесса, который окружает нашу планету равномерно или неравномерно, входим ли мы с этим пространством в окружающий ближний и дальний космос? Мы зависимы, взаимозависимы от активности солнца, от эфиро-торсионных потоков гигантского вращения нашей Вселенной. Если мы не найдем определенных технических, энергетических подходов и особенно информационных в тех процессах, где не физическое количество энергии определяет ход природного потока: чем меньше энергии, тем больше эффективной информативности интеллекта в изменении опасных или полезных процессов (неэнтропийная активность). Наконец, надо постепенно снимать тяжелое доминирование только восходящей эволюции, где декларируются процессы человеческой и биосферной истории через генетический код. Генетические программы - это макро-молекулярные чипы, это следствие эфиро-торсионных малоизвестных и непонятных сегодня процессов в пространстве энергии-времени Козырева, это взаимодействие пространства Козырева с пространством Эйнштейна-Минковского. При объединении всех трех позиций нужно вводить все больше и больше новых знаний в культуру, в духовности молодого поколения. И целевая позиция этого поколения должна постепенно меняться от принципа «иметь» к установке «быть», искать пути в реализации тех противоречий, которые все больше и больше необратимо нарастают. Современная политика в России – это политика текущего момента в многополюсном геополитическом мире, она нужна и делается. Но этот «текущий момент» должен определять программу для «чего» и «как» и что будет с теми поколениями хотя бы до конца века (их будет 5-6). Что будет с этими поколениями? Будет ли это «стабильность» или это будет другой мир? Возможно развитие глобальной автотрофности человечества на планете Земля, когда наши нейроны и соматические клетки смогут использовать иные источники энергии: космические излучения, атомные трансмутации, эфирные потоки. Мы станем автотрофным организмом и научимся синтезировать элементы питания и жизнеобеспечения не уничтожая зеленую массу биосферы, пресную воду, атмосферу и содержание кислорода. Этот прогноз - для «чего» и «как» должен быть предметом постоянных дискуссий и поисков, которые открывают пути новых взаимодействий с другими космическими цивилизациями. Открываются новые перспективы в стратегии и технологиях сохранения здоровья будущих поколений, их творчества, культуры. Надо думать, что формы космической жизни могут быть совсем другими. Возможно, что свойство интеллекта, как живого вещества, нас больше роднит с внеземными цивилизациями, чем наше представление о белково-нуклеиновой сущности жизни. Это только носитель интеллекта, а наше родство в потоках нашего интеллекта, именно фракталов в полевых вариантах и есть путь, о котором говорил К.Э. Циолковский, - наш путь вхождения в космические цивилизации.

Еще задолго до успехов астрофизики, радиоастрономии, идей внеземного разума В.И. Вернадский9 писал: «Идеи всюдности, вечности и безначальной жизни тесно связаны с ее организованностью, есть то течение научной мысли, последовательное проявление которого открывает перед научным творчеством широчайшие горизонты. Сейчас эта идея получает в науке особое значение т. к. наступил момент истории мысли, когда она выдвигается вперед как важная и глубокая основа слагающегося нового научного мировоззрения будущего».

Наконец о вероятном и невероятном. Идея ноосферного эволюционного процесса планетарно-космического масштаба, поднятая в идеях В.И. Вернадского и во всей группе геофизиков и крупнейших ученых России и мира указывает на то, что наши знания очень ограничены. Я добавлю, что открытие Н.А. Козырева, который показал бесконечную скорость передачи сигнала, т.е. информации и ввел понятие энергии-времени пространства заставляют представить, что, по видимому, наша планета Земля может динамично меняться во взаимодействиях в пространстве Эйнштейна-Минковского и пространства энергии-времени Козырева. Если это смещение происходит, то неизвестные нам, не только эфиро-торсионные космические поля, но и потоки энергии-времени могут изменять свою «географию» окружающую и наполняющую планету Земля. Наш интеллектуальный потенциал может сдвигаться. Если эти сдвиги неравномерны, то на отдельных площадках планеты наш макро-молекулярный геном может не подчиняться «сдвигам» пространства. Поэтому мы предполагаем возможность генетического дефолта и не только у человека и животных, но и у всей биосферной массы10. Если биосферная масса будет входить в генетический дефолт, то все соотношения, взаимодействия, взаимно поддерживающие микро- и макро- организмы, питательные продукты, интеллектуально-технократически изменяясь, будут искажаться. Ученые сегодня ищут причины таких изменений, но нужно думать о будущем, о перспективах изменения космопланетарного движения ноосферного процесса в противоречии неизвестных нам пространств Эйнштейна-Минковского т.е. всей релятивистской программы физики и пространства энергии-времени Козырева. Надо полагать, что микромир, вирусы, прионы, нанобактерии и все остальное в организме человека - это также гарантии и его здоровья. Как будет взаимодействовать в нем наш интеллект, ведь такой симбиоз и есть наше здоровье, здоровье поколений. Если этот планетарный симбиоз будет нарушаться, то в противоречиях между микро-живым белково-нуклеиновым пространством и макро-организмами возникнут террористические отношения. Мы стимулируем этот терроризм сами в безудержном накоплении химических и др. препаратов. По существу, мы должны видеть здоровье как программу нормального симбиоза (его эволюция) в том космическом ноосферном, теперь уже в пространстве энергии-времени. Поэтому демократия, которая должна двигаться дальше, не может основываться на ценовой экономике, она будет основываться на других процессах, которые сохранят человечество и поколения в будущем. Это направление и в образовании, и в воспитании, и в патриотизме, и в единстве человечества земного шара, где цивилизации будут сливаться, интегрироваться. Самое главное сейчас – приостановить это противоречие. Это очень сложный процесс. И хотелось бы, чтобы здесь прогнозы ноосферного космического и планетарного движения были стратегическими, это уже пространство Космоса, где мы будем входить в космические цивилизации. Российская фундаментальная наука накопила большой уникальный опыт такого развития (стратегии), в этом сегодня видится настоящее и будущее России как Великой Державы.

Ясно, что К. Маркс, В.И. Вернадский, Л.Н Гумилев, И.А. Ефремов и др. видели будущее планеты, ее народонаселения, эволюцию цивилизаций как планетно-космическое движение и предупреждали вероятность его терминального ускорения. Необходимо остановить эту вероятность. Еще не поздно остановиться. И.Е. Ефремов (роман «Час быка», 1991, стр. 7) говорил: «Мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и все живое, прикоснувшись к мощи атома и космоса». Добавим: земная биосфера, экология запредельно истощены11. Понять космичность ноосферной эпохи сегодня в ХХI веке – это пути современного сохранения человечества и планеты Земля, это настоящее и будущее России


Вернуться назад