ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Полёты на Луну в кино и наяву
Полёты на Луну в кино и наяву8-04-2019, 08:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Полёты на Луну в кино и наяву. Часть перваяВ далёком 1902 году Жорж Мельес, основатель первой в мире киностудии, первый, применивший спецэффекты, первый, использовавший раскадровку, снял первый в мире фантастический 14-минутный фильм «Путешествие на Луну», по сути, представив на обозрение миру первое космическое приключение людей на Луне, которое было достаточно забавно, но недостаточно убедительно.
В 1968 году на экраны вышел фильм Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», став таким же эпохальным событием в кинематографе, как и когда-то уже далеко отставший в своей технике зрелищности фильм Жоржа Мельеса. Техника съёмок Кубрика приблизила восприятие вымысла к реальности, став новой отправной точкой в возросших возможностях Голливуда. Так кинематограф для человечества стал не только зрелищем, но и своеобразным ластиком, стирающим грань реального и вымышленного, и, так получилось, что именно Стенли Кубрик эту грань попытался вернуть в своём сенсационном признании. Итак, Стенли Кубрик был известным режиссёром, но наибольшее к себе внимание он привлёк незадолго до своей смерти. Режиссёра не стало 9 марта 1999 года, Кубрик скоропостижно умер (якобы от сердечного приступа) в своём английском поместье под Хартфордширом, однако многие предполагают, что режиссёр был убит. Дело в том, что Стенли Кубрик перед своей смертью признался, что все пилотируемые путешествия американцев на Луну — это грандиозная фальсификация, в съёмках которой он принимал непосредственное участие. То есть, если верить Кубрику, все достижения США по высадке на Луне — в значительной мере лишь зрелищные достижения возможностей Голливуда в важнейшем из искусств, а не научно-технический прорыв Соединённых Штатов в космосе. Оставим в стороне то, что много раз уже критиковалось и объяснялось, оправдывалось, будь то колыхающийся в безвоздушной среде американский флаг на Луне, отсутствие звёздного неба, нелепые тени, и многое другое, что, действительно, могло бы быть снято на киностудии. В принципе, сама такая возможность и не отрицается, действительно, часть материалов NASA могла быть отснята в павильонах для улучшения и дополнения изображения с Луны. В частности, такую версию озвучил космонавт Георгий Гречко уже после признания Кубрика, в одном из своих интервью в декабре 2000 года. Однако есть большая разница между постановочной съёмкой, дополняющей и иллюстрирующей реальные события, и полной заменой реальных событий сфабрикованной фальшивкой, преднамеренной фальсификацией. Сразу нужно договориться «на берегу», что данная статья — лишь раздумья на заявление Кубрика, личное мнение, а не вердикт, не претензия на истину в последней инстанции. Тем более что никто ничего и не должен доказывать за американцев, если говорить о заявленной высадке на Луне. Здесь, как при защите диссертации, в первую очередь нужны неоспоримые доказательства от самого претендента. Были американцы на Луне, замечательно, но, как говорится, какие ваши доказательства? Если нет стопроцентных доказательств, есть нестыковки и притянутые объяснения, остаются обоснованные возражения и сомнения, то защиту такой «диссертации» можно считать проваленной, «теорему» — недоказанной. Попробуем с этим разобраться. Для начала вспомним, как всё начиналось, что же было предтечей американского триумфа, какие, собственно, к нему предпосылки, и почему одни остались убеждёнными сторонниками превосходства США над Советским Союзом, а другие лишь усилили свой скептицизм в отношении полёта американцев, в том числе и после заявления Кубрика. Летом 1955 года Советский Союз и Соединённые Штаты почти одновременно объявили, что осуществят запуск космического аппарата в Международном геофизическом году (1957-1958). Начиналось то, что получило название «Космической гонки» (Space Race), так в США нарекли события, сложившиеся в освоении космоса с конца пятидесятых до конца шестидесятых годов, в соперничестве с Советским Союзом. В развернувшейся космической гонке по приоритетным целям (первому выводу космического аппарата в космос, первому выводу космического аппарата в космос с человеком на борту) США проиграли полностью. Первый советский спутник и «Ура, Юра в космосе!» стали победами Советского Союза, победами социалистического пути развития общества. Америке требовался не просто реванш, а успех, недостижимый для Советского Союза, победа, доказывающая полное превосходство Соединённых Штатов во всех сферах развития. Для этого была выбрана впечатляющая цель — покорение Луны. Новый президент США Джон Кеннеди, выступая перед Конгрессом 25 мая 1961 года, огласил эти амбиции в высадке на Луне. Выделялись три главных условия. Во-первых, событие должно было стать более значимым, быть зрелищнее всех предыдущих достижений в космосе и превратить все предыдущие советские успехи во второстепенные. Во-вторых, США должны были продемонстрировать своё превосходство в решении достижения очень трудной цели. Ну, и в-третьих, такая цель должна быть малодостижима или даже вообще нереальна для Советского Союза, для социалистической модели экономики. Такой целью и должен был стать пилотируемый полёт к Луне, который явился бы триумфом США, раз и навсегда вернув Соединённым Штатам утраченные позиции в космосе, сделав её безусловным лидером и победителем не только космической гонки, но и продемонстрировав полное превосходство капитализма, самих Соединённых Штатов как лидера капиталистической системы. Естественно, что приоритет в этой программе получил больше политический фактор, чем научный, и, в первую очередь, для уязвлённого престижа руководства США, где американцы по высадке человека на Луне, обязательно должны были опередить СССР. Высадка человека на Луне. Что имели США и СССР перед такой грандиозной программой пилотируемого полёта, у кого было больше шансов на успех? Сразу скажем, что в изучении Луны США тоже отстали по всем пунктам от СССР, выступая в роли догоняющих. Советский Союз имел свою лунную программу, более того, СССР был первым в этом плане, опережая американцев: уже в 1959 году советские станции достигли Луны и даже сфотографировали её обратную сторону. В 1966 году на Луну была доставлена первая в мире автоматическая стационарная «Луна-9». В 1968 году автоматическая станция «Зонд-5» в течение семи суток достигла Луны, облетела её и благополучно вернулась на Землю. Изучение Луны в СССР было последовательным и поэтапным. Уже после заявленной американцами высадки на Луне советская автоматическая станция «Луна-16» (в сентябре 1970 года) села на Луну, взяла пробу грунта, и, взлетев с поверхности Луны, доставила лунный грунт на Землю. Всего советские космические аппараты доставили на Землю с Луны порядка 300 граммов реального лунного грунта. Наконец, нельзя забывать и того факта, что уже 17 ноября 1970 года на Луне приступил к работе первый в мире подвижный автоматический аппарат, советский «Луноход-1». Далее, 16 января 1973 года, исследование Луны продолжил «Луноход-2», став улучшенным развитием «Лунохода-1». Чтобы не ставить под угрозу жизнь космонавтов, в Советском Союзе испытывался в беспилотном автоматическом варианте новый космический корабль, двухместный «Союз-7К-Л1». Его беспилотный вариант назывался «Зонд» (конструктивно выполненный на основе пилотируемого корабля «Союз», но без бытового отсека). Аппараты серии «Зонд» предназначались для отработки последующих пилотируемых облётов Луны в рамках советской пилотируемой лунной программы. Теперь посмотрим, что было у американцев с их заявленным «приоритетом» по Луне, что было у них в освоении техники полётов к Луне, на каком развитии находились США, чтобы быть уверенными в успехе пилотируемого полёта, какие у них были технологии и наработки для этого. Нет смысла спорить с тем, что после Второй мировой войны Соединённые Штаты стали и остаются первой технологической державой. Но не всегда и не везде США лидировали, а именно это и произошло с освоением космического пространства. По множеству причин, в том числе и неправильной оценке важности ракет, США отстали от СССР, в том числе и по исследованию Луны, не отработав в автоматическом режиме ряд важных технологий. В первую очередь, облёт Луны и возвращение на Землю и тем более мягкую посадку на поверхность Луны с обратным стартом и возвращением на Землю. Не имели Соединённые Штаты и тяжёлых ракет-носителей. Удивительное появление «Сатурна-5» с фантастической надёжностью после поспешных и неполных испытаний и рекордной по настоящее время грузоподъёмностью — отдельная тема, к которой вернёмся позже. Отметим для начала одну очень важную деталь, как раз непосредственно взаимосвязанную с наличием или отсутствием тяжёлой ракеты-носителя в период начала запусков обитаемых аппаратов СССР и США на околоземную орбиту. Если наши космонавты обеспечивались для дыхания воздухом, то американцы использовали чистый кислород, крайне опасный вариант, чреватый пожаром и взрывом от любой искры. Из множества аварий при использовании кислорода наиболее известна гибель экипажа «Аполлона-1». Пожар произошёл 27 января 1967 года во время наземных испытаний на стартовом комплексе космического центра имени Кеннеди. В огне заживо сгорели астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. Кислород — крайне опасная среда, где малейшая искра может стать причиной взрыва и пожара. В кислороде запросто горит не только сталь, но даже керамика. Использовался кислород для максимального облегчения американских космических капсул как раз из-за отсутствия у США тяжёлой ракеты-носителя. Размеры американских пилотируемых космических аппаратов, предназначенные для вывода в околоземное пространство, отличались невероятной теснотой — и тоже из-за экономии веса. Так, общий объём на двух человек в «Джемини» составлял 2,6 кубических метра, в «Аполлоне» общий объём составлял на троих 6 кубических метров. Для сравнения: «Союз» имел общий объём на двух космонавтов 8,5 кубических метра. Сами американцы отмечали, что Советский Союз начал свою космическую программу в космических аппаратах, которые могли быть в 50 раз тяжелее тех, что США запускали спустя шесть месяцев. Советские аппараты, походившие на емкости со сжатым воздухом, были куда более приспособлены к полетам, чем американские «космические скорлупки», имея достаточную прочность для выдерживания нормального атмосферного давления внутри, и противостояния внешнему вакууму. Не имея мощных ракет, способных поднять подобную массу, Соединённые Штаты не могли себе позволить такого и вынуждены были сооружать легкие капсулы с кислородной средой, чтобы хоть как-то отвечать Советскому Союзу. Разница между нормальным атмосферным давлением (в 1 атмосферу) и вакуумом предполагает нагрузку на внутренние стены капсулы, равную 144 атмосферам, поэтому нужен сравнительно тяжелый и прочный материал для скелета и оболочки космического аппарата, чтобы находиться в нормальном давлении. Большая подъемная сила советских ракет давала возможность использовать дыхательную смесь, состоящую из 20 % кислорода и 80 % азота, это эквивалент обычного воздуха. На борту эта смесь хранилась в виде жидкостей в низкотемпературных цистернах. Запас азота был меньше, поскольку этот газ инертен для человеческого организма и требуется лишь для восстановления внутреннего давления капсулы после герметизации. Цистерны с кислородом были гораздо объёмнее, так как он превращался посредством дыхания в углекислый газ, который моментально удалялся из кабины с помощью химикатов. Большое количество кислорода расходовалось также во время разгерметизации при открытии кабины. Не имея в своем распоряжении толстостенных капсул, NASA с самого начала решило использовать смесь из 50 % кислорода и 50 % азота при давлении в 0,5 атмосферы. В августе 1962 года это требование было снижено до использования чистого кислорода при давлении в 0,3 атмосферы. Дело в том, что дышать чистым кислородом можно лишь ограниченное время, перенасыщение же кислородом организма имеет собственный медицинский термин – «гипероксия» (кислородное отравление). Дышать чистым кислородом при нормальном атмосферном давлении можно не более 4 часов. Если поместить человека в барокамеру, заполненную чистым кислородом, дышать ему будет тяжело, а спустя некоторое время у него появятся признаки значительного нарушения жизнедеятельности и отравления. Однако, как оказалось, по мере снижения атмосферного давления организм человека переносит наличие большого количества кислорода, а при давлении 0,2 атмосферы барокамера может быть без особого вреда заполнена чистым кислородом. Опыты проводили с пилотами реактивных самолётов, помещая их в барокамеры по два человека, полученные результаты были положительными. Тем не менее, было отмечено, что почти все пилоты, проходившие эксперимент, начали страдать расстройствами, типичными для кислородного отравления. Они ощущали боль в груди, ушах, зубах, мускулах, они ощущали усталость, тошноту, нарушение зрительного восприятия. Все эти симптомы полностью исчезали лишь в течение 7—10 дней после выхода из барокамеры. То есть при соответствующей подготовке при пониженном давлении в кислородной среде можно находиться довольно продолжительное время. Другой вопрос, что длительное пребывание в тесной кабине космического корабля и без усложнений, связанных с уменьшением давления и снабжением кислородом (функция барокамеры), создает множество трудностей для человеческого организма и вряд ли их следует усугублять. Ещё от кислородного отравления (гипероксия) до кислородного голодания (гипоксия) при повышении или понижении атмосферного давления будет зависеть парциальное давление кислорода. Это лучше поймут альпинисты и водолазы, я же ограничусь тем, что парциальное давление кислорода имеет особое значение для физиологического состояния человека, так как оно определяет процесс газообмена в организме. Если барометрическое давление воздуха падает, то падает и давление каждой составной части воздуха в отдельности, то есть падает парциальное давление кислорода, азота и других газов, входящих в состав воздуха. Например, при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба (на уровне моря) парциальное давление кислорода будет находиться в пределах 150 миллиметров ртутного столба. Скорость проникновения кислорода к кровеносным сосудам путем диффузии определяется не процентным его содержанием в воздухе, а парциальным давлением. Чтобы благополучно переключиться на дыхание чистым кислородом при пониженном давлении, необходимо сначала вывести из организма азот. Это предотвращает формирование в организме его пузырьков, которые расширяются от пониженного давления. Так, чтобы избежать смертельной опасности, астронавтам необходимо провести какой-то период времени, вдыхая чистый кислород при нормальном атмосферном давлении. К чему вышеизложенный пассаж? Да, не всё так просто при использовании чистого кислорода в космосе, от старта, полёта и до приземления, как кажется на первый взгляд. До настоящего времени убедительных аргументов многосуточных космических полётов в тонкостенных американских капсулах, далеко не кислородных барокамерах, до Луны и обратно нет. Для сравнения: давление воздуха на МКС в норме равно атмосферному давлению на уровне моря, то есть 760 миллиметрам ртутного столба. Иногда давление может немного снижаться. Критический уровень, ниже которого возможны отказы отдельных элементов оборудования, — это 672 мм ртутного столба, то есть при более низком давлении уже начинаются отказы оборудования. Как было заявлено американцами, пониженное давление использовалось для экономии веса на американских кораблях «Аполлон», а также на таинственной и единственной у США орбитальной станции «Скайлэб», там давление составляло чуть больше трети атмосферного. К слову, здесь приходится удивляться очень странному факту: как можно создавать сверхтяжёлую ракету «Сатурн-5» и одновременно не разрабатывать к ней новые обитаемые космические аппараты, уходя от опасных технологий с кислородной средой и тонкостенных тесных капсул? На МКС, которая строилась на основе советского опыта создания орбитальных станций, давление равно 1 атмосфере, как было и на станциях «Салют» и «Мир», более того, все пилотируемые полёты сейчас совершаются при использовании воздуха, а не кислорода. Соединённые Штаты перешли на воздух, когда наконец смогли освоить свою программу «Спейс шаттл». Так как же летали американцы на Луну (даже длительно на орбитуЗемли), если в одном случае будет отравление кислородом, а при пониженном давлении внутри капсулы — отказы оборудования, огромный риск от взрыва и пожара при малейшей искре? Это гораздо интереснее, чем объяснения по памперсам в полёте. Для американских лётчиков в суборбитальных подскоках «Джемини» на 15 минут такое, может, и приемлемо, допустимо, но для многодневного нахождения в космосе? Как в условиях старта и выхода в космос сделать подобие барокамеры, как из земной атмосферы за короткое время адаптироваться к кислородной среде с низким давлением? Американские «знатоки» от NASA всегда находили какие-либо объяснения или оправдания для общественности. Например, такая информация, что система жизнеобеспечения экипажа космического корабля «Аполлон» разработана и изготовлена фирмой Airsearch (США). Система должна была обеспечивать поддержание в кабине корабля температуры в пределах от 21 до 27°С, влажности от 40 до 70% и давления 0,35 кг/см2. При подготовке к старту и при старте атмосфера в кабине состояла из 60% кислорода и 40% азота, в полете эта смесь стравливалась и заменялась чистым кислородом. Система была рассчитана на увеличение продолжительности полета сверх расчетного времени на четверо суток, необходимого для экспедиции на Луну, и поэтому предусматривалась возможность регулировки и ремонта силами экипажа, одетого в скафандры. Значит, стравливалось, заменялось всё в условиях быстрого старта, от нормального давления на Земле, при тонкостенной капсуле, а не барокамеры, в условиях космического вакуума, заданной баллистики полёта. Надо отметить, что на многих снимках, американцы на такой элемент, как скафандр, даже особо не отвлекаются, летая на Луну (фото в капсуле «Аполлон-17»). Также интересно, как из низкого давления и дыхания в чистом кислороде экипажи «Аполлона» приводнялись. В этом случае астронавты за очень короткое время оказывались в повышенном давлении, но без малейшего опасения декомпрессии, более того, после нескольких дней в невесомости они бодро поднимались на борт американского корабля, словно не из космоса, а с курорта вернулись. Этот нонсенс — не выдумка, он документально зафиксирован на фото- и киноплёнке в декабре 1968 года («Аполлон-8»), где американцы, как было заявлено, слетали до Луны и вернулись обратно. Ещё раз отметим, что до «Аполлона-8» ни один американский космический аппарат этого не делал, американцы вообще не имели опыта по возвращению космических объектов на Землю при 2 космической скорости. Другое дело — Советский Союз, отрабатывающий технологии, где автоматическая станция «Зонд-5» (беспилотный прототип лунного корабля «Союз 7К-Л1») в 1968 году достигла Луны, и, облетев её, вернулась на Землю. Отметим и факт, относящийся к заявленному ранее первому продолжительному для США выходу на околоземную орбиту («Аполлон-7»), когда 22 октября 1968 года космическая капсула в соответствии с программой была возвращена на Землю. При спуске было озвучено для общественности следующее: у астронавтов вследствие насморка были заложены дыхательные пути, и они опасались, что при резком повышении давления в период возвращения на землю может возникнуть острая боль в ушах и даже могут лопнуть барабанные перепонки. В связи с этим астронавты просили руководителей полёта разрешить им в период возвращения на Землю не надевать скафандров и шлемов, чтобы при резком повышении давления в отсеке астронавты могли заткнуть нос и сделать глотательное движение. Астронавтам разрешили оставаться без шлемов, но, тем не менее, скафандры обязали надеть, чтобы избежать травм. Ещё астронавты должны были обложить головы комбинезонами. Это как — без шлемов, обложив головы комбинезонами? Словно это была радиопостановка по фантастическому роману для развлечения слушателей, наивных обывателей, а не реальность. В тонкостенной капсуле, что должна разогреться при вхождении в плотные слои атмосферы, с чистым кислородом внутри, но американцы без шлемов и даже скафандры не хотят надевать. Что же предполагать для астронавтов при последующем открытии люка, когда должен произойти резкий перепад давления, после их одиннадцати суток в кислородной среде, низком давлении, тесноте и невесомости?.. Тем не менее, живых и вполне здоровых астронавтов подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 56 минут после приводнения, никто из них, в отличие от советских космонавтов, не находился после возвращения в измождённом состоянии (о, «кислород животворящий»). Отсек экипажа был поднят на борт авианосца через час. Уже одно это вызывает вполне логичный вопрос: из космоса ли тогда возвращались американские астронавты? Или, ориентируясь на бодрые заявления ТАСС о том, что советские космонавты благополучно вернулись с орбиты, они понятия не имели, что такое реальное возвращение из космоса? Полёты на Луну в кино и наяву. Часть втораяНемногие знают, что Вернер фон Браун, оказавшийся после войны в США, был далеко не единоличным творцом немецкой ракетной техники, создание знаменитых Фау-1 и Фау-2 было бы невозможно без других немецких конструкторов и инженеров, в частности, такого талантливого конструктора, заместителя фон Брауна, как Гельмут Греттруп.
После завершения войны американцы начали вывозить немецких специалистов из разоренной Европы к себе за океан, всего было вывезено из Германии 492 различных немецких специалиста по ракетостроению и 644 члена их семей. Это так называемая операция «Paperclip», главной задачей которой был захват немецких ракетчиков. Советские же власти, напротив, делали все возможное, чтобы удержать немецких специалистов в Германии, привлекая их к сотрудничеству непосредственно на месте. Была даже разработана в инициативном порядке уже советская операция под условным названием «Ост», направленная на создание агентурной сети в американской зоне для переманивания немецких специалистов до того, как они будут отправлены в США. Отдельные немецкие специалисты и сами обращались к советской администрации с предложением сотрудничества. В результате таких усилий Советского Союза сформировался довольно сильный коллектив под руководством Гельмута Греттрупа, который ранее занимал должность заместителя фон Брауна по радиоуправлению ракетами и электрическими системам «Фау-2». Самой первой задачей коллектива Греттрупа было составление подробнейшего отчета о разработках ракет в Пенемюнде. Далее немецких специалистов стали привлекать к более серьезной работе по восстановлению и модернизации отдельных узлов ракет «Фау-2». Уже к осени 1946 года было принято решение о свертывании работ в Германии и эвакуации сотрудников института «Нордхаузен» в Советский Союз. Вместе с советскими специалистами Германию должны были покинуть и тщательно отобранные немецкие специалисты-ракетчики. В ночь на 23 октября 1946 года Гельмута Греттрупа и еще около 150 немецких специалистов вместе с членами их семей погрузили в эшелон и вывезли из Германии в Москву. Именно «советские» немцы под руководством Гельмута Греттрупа значительно опережали «американских» немцев в передаче и развитии ракетных технологий. В немалой степени их знания помогли найти технические решения, ныне хрестоматийные для всех ракетчиков мира: отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и другие. Очень важным для последующих разработок явилось и то, что Греттруп, по существу, впервые в мире разработал и высказал доктрину проектирования сложных систем, к которым относятся и ракетные, в основных чертах она справедлива и поныне. Благодаря немецким инженерам и конструкторам были ускорены работы по проектам баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500, 3000 километров и на межконтинентальную дальность, предложена аэродинамическая схема для полетов космонавтов на Луну (впоследствии использована в проекте ракеты Н-1). В этом нет ничего предосудительного. Например, в США немцы трудились, что называется, до скончания века. Вернер фон Браун развивал в Штатах космическую технику, Вальтер Дорнбергер (немецкий инженер-администратор Брауна), отбыв в Англии наказание за военные преступления, в США дослужился до советника президента по противовоздушной обороне. Когда в СССР была создана мощная научная и техническая база, подготовлены свои специалисты по ракетной технике, на правительственном уровне было принято решение о возвращении немецких ракетчиков в ГДР. Отправка происходила в несколько очередей, в декабре 1951 года была отправлена первая очередь, в июне 1952 года вторая, а в ноябре 1953 года из СССР ушел последний эшелон. Советский Союз уже располагал всем необходимым для дальнейшего создания и развития ракетно-космической техники исключительно силами своих специалистов. Сергей Павлович Королёв стал одним из ведущих конструкторов ракет в советской космонавтике, начавшей своё победное шествие. Такая вот предыстория к тому, что США отставали от Советского Союза даже с использованием «трофейных» знаний. Сам же Вернер фон Браун начинал с использования для Третьего рейха схем Годдарда, публиковавшихся в разных технических журналах, и объединил их при строительстве серии ракет, наиболее известной из которых стала «Фау-2». Роберт Годдард — американский физик-ракетчик, с которым немцы эпизодически связывались напрямую до 1939 года для обсуждения технических вопросов. Сам Годдард подтверждал, что Браун воспользовался его работами. Иными словами, не было никакого отдельно взятого гения в лице члена нацистской партии с 1937 года, штурмбанфюрера СС, доктора физических наук (куратор диссертации — физик Эрих Шуман) Вернера фон Брауна. Не было такого гения и в его администраторе, также доставшегося США, Вальтере Дорнбергере. Надо полагать, что с фактическим директором фон Брауном и администратором Дорнбергером Соединённым Штатам повезло значительно меньше, чем Советскому Союзу с конструктором Греттрупом. Это к тому, что сам по себе Вернер фон Браун — не та личность, которую можно считать настолько гениальной, чтобы оправдывать одним его именем создание небывалой по надёжности и мощности ракеты «Сатурн-5». Итак, Соединённые Штаты с Вернером фон Брауном вдруг создали непревзойдённый и поныне колосс, мощнейший и сверхнадёжный по лунным запускам «Сатурн-5», превзошедший советскую ракету Н-1. Про это (неповторимое и поныне) детище Вернера фон Брауна и пойдёт далее речь. Как известно из заявленного, «Сатурн-5» (Saturn V) — это американская трехступенчатая ракета-носитель, самая мощная из когда-либо созданных. Ракета появилась в 60-х годах прошлого века под амбициозную программу покорения Луны. Ракета конструировалась для реализации однопусковой схемы, когда к Луне одним пуском отправляются все космические аппараты, необходимые для лунной экспедиции. Так, при помощи «Сатурн-5» должны были одновременно отправляться к Луне орбитальный корабль-капсула, крепившийся через адаптер лунного модуля к ее третьей ступени, и лунный модуль, располагавшийся внутри адаптера. В качестве предварительного этапа фон Брауном была заявлена ракета «Сатурн-1Б» со стартовой массой в сборе с кораблём «Аполлон» в 590 тонн и полезной нагрузкой, выводимой на низкую околоземную орбиту, в 15 тонн. Ракета «Сатурн-5», согласно официальным заявлениям NASA, уже могла выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой около 141 тонны и около 47 тонн на окололунную орбиту. Для сравнения: советская Н-1 смогла бы вывести на орбиту груз массой до 75 тонн (масса забрасываемого к Луне груза – 23 тонн, к Марсу – 15 тонн). Самая же современная, последняя советская тяжёлая ракета «Энергия» была способна выводить на околоземную орбиту около 100 тонн полезного груза. Варианты компоновки с двумя («Энергия-М»), с шестью и с восемью («Вулкан») боковыми блоками, так и не были испытаны. Только в случае с восемью боковыми блоками получалась бы рекордная грузоподъёмность до 200 тонн, большая, чем у «Сатурна-5». Заявленные характеристики ракеты «Сатурн-5» из конца 60-х годов прошлого века и по настоящее время превосходят все тяжёлые ракеты, как советские «Н-1» с «Энергией», так и американские «Space Shuttle» с «Falcon Heavy». Саму историю создания ракеты «Сатурн-5» можно разделить на три периода. Первый — это «чёрная полоса», где «Сатурн-5» проходит через череду трудностей, заканчивающуюся 4 апреля 1968 года неудачным беспилотным испытанием ракеты. Второй, где уже без дальнейших испытаний с реальными запусками, сразу, начинается светлая и счастливая полоса в истории этой ракеты. С декабря 1968 года по май 1973 года «Сатурн-5» участвует в 11 заявленных успешных космических запусках. Это десять лунных стартов по программе «Аполлон» и таинственная станция-бак «Скайлэб», очень похожая на орбитальный муляж. Третий период «Сатурна-5» — снова «чёрная полоса» (после фурора). Вдруг самая замечательная в истории человеческого прогресса ракета навсегда исчезает из практического использования, а оставшиеся три «Сатурна-5» превращаются в экспонаты американских космических музеев. Этот период длится до сих пор. К настоящему времени сверхмощные и сверхнадёжные двигатели F-1, как и сама ракета «Сатурн-5», таинственно канули в Лету, а покорители Луны не гнушаются использовать советские космические технологии, будучи не в состоянии самостоятельно построить МКС, как и осуществлять пилотируемые посещения станции, вдобавок ко всему покупая ещё и советские ракетные двигатели РД-180. Вот так, внезапно и очень кстати появившись, детище Вернера фон Брауна, осуществив фантастически безукоризненное множество надёжных запусков в лунной одиссее, бесследно исчезает из американской космонавтики. Отметим и подчеркнём, что при всех заявленных полётах на Луну очень многое американцы, как получается, сделали для себя впервые, с нуля, с наскока, минуя неизбежные для успеха промежуточные этапы. Во-первых, что беспрецедентно в истории всех космических полётов, в США посадили людей на ракету, перед этим неудачно испытанную. Все заявления по достаточности одних стендовых испытаний, без реальных запусков, мягко говоря, сомнительны как серьёзный аргумент. Во-вторых, впервые в своей практике американцы, не проведя ни одного запуска автоматических кораблей в сторону Луны, с их возвращением на Землю, не имея такого опыта, сразу послали в полёт корабль с экипажем, который ещё и должен был находиться в опасной кислородной среде. Это, по меньшей мере, авантюра, где подопытными должны сразу выступать живые люди, притом на карту был поставлен престиж США перед всем миром. В-третьих, так же беспрецедентно, не имея технологий, не отработав в автоматическом режиме посадку и старт с Луны, как, например, в случае с «Луной-16», американцы с ходу совершают пилотируемую успешную миссию с высадкой на Луне своих астронавтов, которые триумфально возвращаются на Землю. Более того, делают такие успешные полёты на технике, не протестированной ранее, многократно! В-четвёртых, все архисложные и рискованные полёты людей на Луну, впервые осуществлённые в мировой практике, прошли на ура как грандиозное космическое шоу, перед всем человечеством. Только миссия «Аполлон-13», словно по закону жанра, с «несчастливым числом», добавила пикантности в переживания, но с неизменным американским хэппи-эндом. По сути, вся лунная одиссея США и похожа больше на грандиозное шоу, чем реальное исследование Луны, и ещё она похожа на «чудо господне», где все американские мечты сбывались, словно в сказке. Как уже говорилось ранее, очень странно, что, создавая и якобы создав сверхтяжёлую ракету, специалисты NASA ничуть не озаботились созданием к ней и новых космических кораблей с нормальной воздушной средой, уйдя от опасной технологии использования чистого кислорода для своих астронавтов в лёгких «скорлупках». Больше на Луну американские астронавты не летают, таинственным образом у NASA пропадают главные свидетельства, «лунный грунт» и километры фото- и киноплёнки по всем лунным миссиям, зачищаются неудобные материалы, ранее выложенные американцами для общественности, а «знатоки» от NASA не устают находить оправдания и объяснения нестыковкам и ляпам, выкручиваясь перед общественностью. Сам творец «Сатурна-5» умирает практически одновременно с окончанием заявленных американцами полётов на Луну, в 1972 году. Как отмечалось, «от рака поджелудочной железы». Нельзя здесь напоследок не вспомнить, что вокруг Луны в 1968 году, раньше, чем заявили американцы, вполне реально облетели и вернулись на Землю земные обитатели в советском космическом корабле «Зонд-5». Это пара азиатских степных черепашек, мухи дрозофилы, растения, семена ячменя, пшеницы, сосны и несколько видов бактерий. Так неужели в Советском Союзе не возникали вопросы и подозрения по поводу американских чудесных успехов на Луне и всех странностей? Естественно, возникали! Полёты на Луну в кино и наяву. Часть третьяМиллионы потрясённых телезрителей по всему миру видели, как стартовали с космодрома на мысе Канаверал мощные «Сатурны-5» с лунными «Аполлонами» на борту.
Удивительная открытость как бы исключала саму постановку вопроса о том, что кто-либо в NASA сомневается в успехе, тем более пытается ввести мир в заблуждение. Непосредственное наблюдение за стартами осуществляли советские разведывательные суда в акватории нейтральных вод, отслеживая пуски американских «Аполлонов» у мыса Канаверал. У радиоразведки есть надёжный метод слежения, который не зависит от возможного лживого содержания передаваемой телеметрии. Это радиопеленгация. Для метода радиопеленгации важно только то, с какого направления идёт радиосигнал, чем больше кораблей участвует в радиопеленгации, тем выше точность. Кроме того, наши моряки использовали и оптические методы наблюдения. Тем не менее, демонстрируемая открытость лунных стартов имела свои границы. В США была разработана операция «Кроссроуд», масштаб её значимости отражают затраты в 250 миллионов долларов. Суть этой операции как раз и заключалась во всяческом препятствовании контроля разведывательными судами СССР лунных запусков с мыса Канаверал. Когда три судна советской радиоэлектронной разведки курсировали в акватории у мыса Канаверал во время старта 18 мая 1969 года «Аполлона-10» и семь судов — во время старта «Аполлона-11» (16 июля 1969 года), американцы сделали всё, чтобы советские суда не смогли вести наблюдения за полётом ракеты после её старта. Мощные радиопомехи были лишь частью противодействия, угроза применения силы довершала доводы военных кораблей США. Семи советским судам противостояли до 15 надводных кораблей 2-го флота США и несколько подводных лодок, переведенных далее на круглосуточный режим работы. Казалось бы, что скрывать, если все параметры ракеты и всего полёта (стартовая масса, мощность двигателей, режим набора скорости, время сбрасывания первой и второй ступеней ракеты, траектория) сообщены заранее NASA? Если эти сведения достоверны, если на весь мир демонстрируется старт ракеты, зачем одновременно срывать сторонний контроль над её дальнейшим полётом? Наоборот, это бы дало лишнее подтверждение в достоверности, сняло бы какие-либо сомнения, но «честным джентльменам», как получается, было что скрывать. Усилия советских специалистов не пропали даром. После многократных наблюдений за стартами и полётами «Аполлонов» в марте, мае и июле 1969 года вполне определённо было установлено место финальной точки всех лунных «Аполлонов». Это район южнее Азорских островов в Атлантике, что подтверждали и более поздние общественные исследования. По американским данным ракета перед отделением первой ступени достигала скорости в 2,4 км/с относительно окружающего воздуха. Долгое время эта цифра принималась большинством абсолютно без критики, пока кандидат технических наук С.Г. Покровский, пользуясь материалами кинохроники NASA, установил, что истинная скорость ракеты в этот момент существенно меньше. Благодаря исследованиям по нескольким методам («по конусу Маха», «по отставанию дымов», «по боковым выбросам взрывных продуктов») было получено заключение, что «лунная» ракета действительно летит гораздо медленнее и на меньшей высоте, чем о том говорилось в NASA. В этом случае путь её вряд ли лежит на Луну, а, скорее всего, гораздо ближе, в воды Атлантического океана… Итак, когда район истинных приводнений «Аполлонов» был уже обозначен, встала задача добыть «лунную» улику. Случилось то, что будет позднее названо советскими специалистами «подарком судьбы». Исторический факт: в сентябре 1970 года в мурманский порт зашел ледокол Береговой охраны США «Саунвайд» (Southwind). Изумлённому экипажу «Саунвайда» был передан пустой командный модуль из лунной программы «Аполлон», ранее выловленный в Атлантике советским судном «Апатит». Возвращаемый Советским Союзом командный модуль погрузили на американское судно. По официальной версии, капсулу с номером ВР-1227 в тумане потеряли моряки британского королевского флота во время тренировки по аварийному спасению приводнившегося экипажа космического корабля. Так как попала капсула в Мурманск, что вообще тогда произошло? Большинство специалистов не допускает случайности в пропаже капсулы, полагая, что эти события стали следствием удачно проведенной советскими моряками спецоперации. Трофеем стал муляж командного модуля «Аполлон-13», старт которого произошёл 11 апреля 1970 года. Старт «Аполлон-13» с мыса Канаверал (как бы на Луну) был осуществлён вечером, в 19 часов по Гринвичу, капсулу подобрали к ночи, таким образом, находку и космический старт разделяют считанные часы. Крайне плохая погода с 11 на 12 апреля 1970 года, когда в Бискайском заливе разразился небывалый шторм со снежными зарядами, способствовала удаче советских моряков, позволив под носом у американцев забрать трофей. Кроме того, начавшиеся 14 апреля крупнейшие военно-морские учения «Океан» советского ВМФ в Атлантике обеспечили прикрытие для доставки выловленной капсулы в Мурманск, где её тщательно изучили. Как отмечали советские специалисты из ЦКБМ (центральное конструкторское бюро машиностроения), это был металлический, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии, габаритно-весовой макет командного модуля “Аполлон”. На капсуле отсутствовала теплозащита. Завинченное на множество болтов входное отверстие не предполагало наличия в ней экипажа, а тёмные серые пятна на поверхности капсулы и её почерневшее дно говорило о том, что капсула прилетела из ближнего космоса, точнее, из стратосферы. Если американцы так и не смогли создать реальную ракету с грузоподъёмностью, необходимой для полетов на Луну, они могли пойти только на мистификацию такой ракеты, как «Сатурн-5». Например, при использовании ракеты «Сатурн-1Б», для нового обличия в раздутом корпусе. В таком случае никаких астронавтов ракета «Сатурн-5» никуда и не могла нести, будучи беспилотной, а главной её задачей было улететь от космодрома подальше, с пустой болванкой. Засекретив информацию о находке капсулы и особенно о дате этой находки, советские руководители спасли миссию «Аполлон-13» от опасных сомнений, получив мощный козырь для дальнейших разговоров с американцами. Естественно, в США была изображена «хорошая мина», капсулу называли не иначе, чем «котельным железом», почти пустяком на уровне выловленного и возвращённого бакена, тренировочного реквизита, не имеющего никакого отношения к запускам «Сатурна-5». Но, как бы там ни было, в Штатах разразился скандал. Не исключено, что именно по этой причине ушел в отставку тогдашний директор NASA Томас Пэйн, его отставка последовала 15 сентября 1970 года, то есть ровно через неделю после того, как прошла торжественная церемония передачи капсулы. Ещё здесь можно добавить, что документы о событиях, которые предшествовали церемонии в Мурманске, должны быть рассекречены в 2021 году, если не будет принято решение продлить их срок давности. Надо полагать, что «лунная капсула» была хоть и очень весомой, но лишь частью накопившегося у СССР «компромата» на заявления американцев о покорении Луны. Главное «доказательство» США («лунный грунт», который якобы килограммами привозили астронавты) оказался фальшивкой. Особенно это стало очевидным при сравнении с реальным лунным грунтом, доставленным советскими автоматическими станциями. Ко всему, имея в своём распоряжении первоклассные широкоформатные профессиональные фотокамеры «Хассельблад», высококачественную плёнку, на которой были бы видны даже пылинки на рукаве скафандра, американцы явили миру снимки, простительные разве что дилетантам с дешёвыми фотоаппаратами. Неизменные «знатоки» из NASA объяснили общественности низкое качество тем, что при обработке фотоснимков, привезённых астронавтами, была применена техническая процедура, резко снижающая качество изображения, от высокого на исходных снимках до весьма низкого на кадрах, выкладываемых на сайт. Надо думать, что не иначе, как для «исторической правдоподобности». Вообще, заявленное сканирование плёнок с камер «Хассельблада» велось не просто с невысоким разрешением, а беспрецедентно грубо. При тщательном исследовании официальных снимков, представленных от имени астронавтов «Аполлонов», можно сделать вывод, что они не просто не отличаются от того, что передавали на Землю американские автоматические станции, а очень похоже, что они как раз и сделаны автоматическими аппаратами. В этом случае всё, что наснимали американские автоматические аппараты из программ «Рейнджер», «Сервейер» и «Лунар орбитер», пошло в дело, а на Луне реально оказались лишь ретрансляторы и муляжи в имитации присутствия, что готовилось заранее. Сами же «покорители Луны» при таком раскладе должны были сбрасываться в своих «Аполлонах» с транспортных самолётов в воды Тихого океана. Как бы там ни было, а именно основные доказательства («лунный грунт», кино- и фотоматериалы по лунным миссиям) впоследствии и пропадут из хранилищ NASA. Как говорится, концы в воду. Теперь самое главное: узаконить перед всем миром покорение Луны Соединёнными Штатами позволило только официальное признание этого факта Советским Союзом с его безупречной репутацией по всем честным и открытым исследованиям в советской космической программе. Не будь этого, ничего бы США не доказали, более того, будучи уличёнными с одним только фальшивым «лунным грунтом», заполучили бы позор и уронили свой имидж «ниже плинтуса». Почему же советское руководство признало покорение Луны Соединёнными Штатами, более того, отказалось от дальнейшей конкуренции в пилотируемом посещении Луны? Ну, пусть ракета Н-1 требовала доработки, для возможности посадки на Луну и возвращения советских космонавтов на Землю, пусть это было бы дорого, но повторить пилотируемый облёт Луны, уже отработанный в автоматическом режиме?.. Американцы же не стеснялись быть вторыми в начале освоения космоса, что же помешало руководству СССР? Всегда есть причины и следствия, в том числе и касающиеся лунных подвигов США, их признания в СССР, руководство которого в условиях холодной войны ни на йоту не поставило под сомнения удивительные успехи потенциальных врагов. Так кто короновал Соединённые Штаты лунной короной, почему это стало возможным? Как сказал один персонаж в советском популярном мультфильме: «О, брат! Это жулики. Они замышляют зловещее преступление на крыше…» Верить этому или нет, но «сделка с дьяволом» вполне могла состояться, собственно, смешать США с грязью, опозорить изначально в советском руководстве никто и не хотел. В этом случае безусловную победу социализма, подвиг советских людей, коммунистическую идею и высшую мораль променяли на сиюминутные выгоды, как те индейцы, что отдавали своё чистое золото за дешёвые зеркальца и стеклянные бусы. Адепты американского превосходства в космосе, тем более проплаченные провокаторы и прочие патриоты США, готовы грязью поливать всё «совковое», убеждая всех и вся, что американцы были на Луне. При этом даже соглашаясь с таинственными намёками, что продолжать летать на Луну Соединённым Штатам запретили инопланетяне… Что хуже неграмотности? Как сказал ещё Лев Толстой, полуграмотность хуже, чем полное невежество. Таким людям хватает знаний понимать, что им говорят, но не хватает знаний понимать, чего им недоговаривают. Нет чудес, всё имеет научное объяснение, при котором США физически не могли успешно летать на Луну в прошлом веке. Только признание СССР узаконило американскую лунную аферу, что стало грандиозной политической ошибкой тогдашнего советского руководства, приведшей в конечном счёте к гибели Советского Союза. Одни наши космонавты тогда оказались впечатлены поездкой в США, уверовав в лунный подвиг от показанного «друзьями». Другие от сделки, ещё и скреплённой совместной фальсификацией на орбите («Союз-Аполлон»), становились не только художниками, но и сказочниками, ревностно подтверждая американские чудеса на Луне. Как хотите, но в итоге, если США покорили Луну, доказав своё полное превосходство над СССР и социализмом, с какой доброты они пошли на разрядку международной напряжённости и беспрецедентные уступки Советскому Союзу? Впервые в мировой истории президент США Ричард Никсон лично прилетает в Москву (май 1972 года). Подписывается рекордное число договоров и соглашений. Действительно, с американским триумфом на Луне удивительным образом совпали по времени многие значимые события. Это окончание холодной войны, «разрядка», потепление отношений с США и со всем западным миром и многие другие уступки Запада, полученные СССР во внешней политике. За что же на него посыпались эти буржуйские подарки, притом, если Советский Союз проиграл космическую гонку? Не будем здесь голословны. Было снято эмбарго на поставки советской нефти в Западную Европу, СССР начал проникать на западный газовый рынок, где и по сей день успешно работает. Заключено соглашение о поставке в СССР американского зерна по ценам ниже среднемировых, что даже негативно отразилось на благосостоянии самих американцев. Наконец, отмечается, что западными компаниями были построены в СССР химические заводы в обмен на готовую продукцию этих же заводов, то есть Советский Союз получил современные предприятия, не вложив от себя ни копейки. В оснащении КамАЗа приняло участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады и Японии. Американцы даже передали для производства в Советском Союзе чертежи своей грузовой машины "International", ставшей позже прообразом КамАЗа. Полный цикл производства современных электронных компонентов, включая полупроводниковые интегральные микросхемы, тоже появился в Советском Союзе в это время. Сам Леонид Ильич также не оставался без внимания. Речь идёт о дорогих подарках. Например, при ответном везите в США (1973 год) Леониду Брежневу презентовали «Lincoln Continental», фешенебельный американский седан темно-голубого цвета. Автомобиль стоимостью в 10 000 долларов (около 60 000 в долларах 2018 года), гравировка на приборной панели автомобиля гласила: «На добрую память. С наилучшими пожеланиями». В итоге холодная война и постоянная угроза полноценной ядерной катастрофы тогда ушли в прошлое, а пиком «разрядки» стал Хельсинкский акт 1975 года, утверждавший нерушимость границ, установившихся в Европе после Второй мировой войны. Так не поступали бы с побеждённым в космосе Советским Союзом. Но «доброта» капитализма быстро кончается. Что сделано, то сделано. Хочется здесь ещё вспомнить тонкий кагэбэшный юмор Владимира Владимировича, когда на вопрос о американской фальсификации по Луне он ответил, что фальсифицировать такое мероприятие невозможно. Мол, это то же самое, как утверждать, что 11 сентября американцы сами взорвали башни-близнецы, сами руководили действиями террористов. Да, кто бы сомневался в американской честности! Особенно после потрясания «белым порошком» в ООН для агрессии против Ирака… Всем, кого до сих пор трогает фраза «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», хочется сказать, что Соединённые Штаты — далеко не всё человечество.
Вернуться назад |