ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня / Гипотезы и исследования > Аполлон-13 полетел к Луне?

Аполлон-13 полетел к Луне?


20-03-2010, 15:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

"Аполлон-13" - пилотируемый космический корабль. Единственный из серии "Аполлон", на котором произошла серьёзная авария во время полёта к Луне.
         Целью полёта "Аполлона-13", как и двух предыдущих кораблей серии "Аполлон" являлась высадка людей на лунной поверхности и проведение научных исследований, однако эта экспедиция стала одной из наиболее драматических и героических страниц в истории мировой космонавтики.
         Старт корабля успешно состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут с космодрома на мысе Канаверал. За стартом корабля с космодрома и прилегающих окрестностей наблюдали более 100 тысяч человек. Первые двое суток полёта "Аполлона-13" прошли без особых происшествий.
         Однако на третьи сутки полёта, 13 апреля 1970 года, когда корабль уже пролетел 330 тысяч километров, при включении вентиляторов произошло короткое замыкание оголённых проводов, от искры в кислородной атмосфере ПРОИЗОШЛО ВОЗГОРАНИЕ ТЕФЛОНОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ бачка (Википедия, "Аполлон-13"), произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля ("Одиссей"). Джеймс Ловелл доложил в Хьюстон о случившемся и отметил, что из двигательного отсека истекает газ, вероятно кислород, и создаёт импульс, который накреняет аппарат. В результате этой аварии высадка на Луну стала невозможной, а жизнь самого экипажа оказалась под угрозой.
         В Центре управления полётом был создан штаб по руководству спасательной операцией. "Аполлон-13" продолжал свой полет к Луне по свободной траектории, поскольку только после её облёта он мог лечь на обратный курс. Также инженеры заключили, что нельзя включать главный маршевый двигатель. Он мог быть повреждён и взорваться при попытке запуска. Ракетный двигатель лунного корабля не был спроектирован для длительной работы, для остановки, разворота и разгона корабля. После аварии командный модуль экипажа корабля "Аполлон-13" был отключён в целях экономии энергии, необходимой при посадке на Землю, и было принято решение использовать ресурсы лунного корабля, которых, по расчётам, при строжайшей экономии должно было хватить для возвращения. Сначала экипаж увидел, как в космосе истекает струёй кислород. В Центре управления отдали команду на отключения 2 топливных элементов, надеясь остановить утечку из двух баллонов с кислородом. Результат оказался противоположным. После этой попытки два баллона из четырёх быстро опорожнились, возможно из-за повреждения труб. Поэтому спускаемый на Землю отсек мог работать только 15 минут до полной остановки энергосистемы и всего оборудования командного отсека "Аполлона". Астронавты срочно записали все главные параметры на компьютере в журнал полёта и полностью его выключили. Из Центра управления полётом последовала команда двум членам экипажа перейти в кабину лунного модуля. В основном блоке, в котором остался только Джон Суайгерт, были отключены все бортовые системы.
         Между тем требовалась коррекция траектории полёта. Маршевый двигатель, предназначенный для этого, включать было опасно. Он мог оказаться повреждённым и, кроме того, для его запуска необходимо было израсходовать ресурс химических батарей отсека экипажа. Оставалось надеяться на двигатель посадочной ступени лунного модуля, но он был рассчитан всего на одно длительное включение.
         14 апреля в 8 часов 42 минуты 43 секунды двигатель посадочной ступени лунного модуля был включён на 34 секунды для первой коррекции траектории. Однако, этой коррекции оказалось недостаточно, так как расчёты показали, что аппарат вышел на такую траекторию полёта, которая закончится посадкой в Индийском океане около острова Мадагаскар, где не было поисково-спасательных средств США (пять кораблей и 47 самолётов, выделенных для спасения астронавтов, были сосредоточены только в Тихом океане и в северной части Атлантики). Полет по такой траектории был нежелателен ещё и потому, что занимал относительно много времени и ресурсов лунного модуля могло не хватить.

 

Центром управления полётом было принято решение об ещё одной коррекции траектории корабля. 15 апреля в 2 часа 40 минут 31 секунду (по Гринвичу) была подана команда на включение двигателя на 4 минуты 23 секунды. Коррекция траектории прошла успешно, но через некоторое время уточнённые расчёты показали, что корабль пройдёт мимо Земли на расстоянии примерно 165 километров и выйдет на орбиту с высотой апогея несколько сот тысяч километров. Полёт по ней занял бы слишком много времени, и астронавты неизбежно погибли бы. Нужно было в третий раз включать двигатель для ещё одной коррекции.
         16 апреля в 4 часа 31 минуту 28 секунд двигатель лунного модуля был включён ещё на 14 секунд - была проведена третья коррекция траектории. Однако, измерения показали, что угол входа аппарата в атмосферу Земли имеет допустимые пределы, но не оптимален. Требовалась ещё одна, четвёртая по счету коррекция. Но на этот раз Центр управления полётом принял решение воспользоваться двигателями системы ориентации лунного модуля, с помощью которых можно было немного изменять угол входа корабля в атмосферу. Четвёртая коррекция была проведена 17 апреля в 12 часов 52 минуты 51 секунду и прошла успешно. Двигатели ориентации отработали 22 секунды. Расчёты показали, что корабль приводнится в приемлемом районе. К этому времени на Земле инженеры разработали способ получения источника энергии для запуска в действие бортового компьютера и всех систем спускаемого модуля корабля (или командного отсека). Для этого использовали источник электроэнергии ступени лунного корабля. После некоторого периода перед спуском лунный модуль был отстыкован. На кораблях "Аполлон" нет намного более безопасной, но менее мощной энергосистемы на солнечных элементах (как, например, на "Союзе"). Взорвавшийся кислородный баллон электроэнергетической системы вырабатывал электричество и кислород для жизнеобеспечения астронавтов в кислородо-водородных топливных элементах, включаемых однократно...
         Следующей операцией было отделение от отсека экипажа лунной кабины. Эта процедура также была нештатной. Однако она была благополучно проведена по схеме, аналогичной отделению двигательного отсека в 16 часов 43 минуты. На тот момент в кабине оставалось всего около 20 килограммов воды и 15 килограммов кислорода. На период посадки ряд стран, в том числе СССР, Англия и Франция, объявили радиомолчание на рабочих частотах экипажа.
         17 апреля в 17 часов 53 минуты 45 секунд отсек экипажа "Аполлона-13" вошёл в земную атмосферу, а в 18 часов 07 минут 41 секунду благополучно приводнился в 7,5 километрах от УДК (универсального десантного корабля) "Иводзима". Все члены экипажа "Аполлон-13" были спасены и доставлены самолётом в Гонолулу на Гавайские острова. Астронавты и наземные службы Хьюстона за проявленное мужество и исключительно высокопрофессиональную работу были награждены высшей гражданской наградой США - "Медалью свободы".

 

Красноречивое молчание


         12 апреля 1961 г. состоялся полёт Юрия Гагарина. Тяжело переживали американцы это событие. Сенатор Д.Ф. Кеннеди, вскоре ставший президентом США, сказал:
        "Народы мира были свидетелями того, что Советский Союз первым проник в космос. Его спутники первыми облетели вокруг Луны и вокруг Солнца. Они сделали вывод, что Советский Союз идёт в гору, а мы топчемся на месте. Я считаю, что нам пора изменить это мнение".
         25 мая 1961 года президент Кеннеди заявил, что к концу 60-х годов США осуществят высадку человека на Луне.
         Началась лунная гонка. СССР не смог послать человека на Луну, а США в 1969-1972 годах шесть раз сообщили о высадках своих астронавтов на Луне. Для этого осуществлялась специальная программа "Аполлон" ("Apollo"). Она выполнялась под руководством НАСА (национальная администрация по аэронавтике и космосу).
         После победы США десятки (если не сотни) исследователей вновь и вновь изучали те свидетельства, которые предъявила НАСА в доказательство того, что американские астронавты были на Луне. И постепенно окрепло мнение, что американцы мистифицировали полёты на Луну. В данной статье рассказывается об интересном событии времён лунной гонки, которое подтверждает эту точку зрения.

         На рубеже 1967-1968 гг. США сообщили о создании лунной ракеты "Сатурн-5". Вместе с кораблём "Аполлон" она якобы могла обеспечить высадку астронавтов на Луне. Речь ниже пойдёт о командном модуле этого корабля, часто называемом также капсулой.
         Согласно НАСА, после полёта к Луне в акваторию Тихого океана возвращалась только эта капсула с астронавтами. Чтобы не сгореть при входе в атмосферу Земли со второй космической скоростью (11 км/с), она покрыта слоем теплозащиты.


         И вот такую капсулу, совершенно пустую и без теплозащиты, в 1970 году находят советские моряки в Бискайском заливе в водах Атлантики. Затем капсулу возвращают в США.


         Командный модуль Apollo, выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе, в торжественной обстановке 8 сентября 1970 г был передан в Советской гавани Мурманска экипажу ледокола США "Coast guard".


         При этом в секретном порту Мурманска оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами.


         Капсулу загрузили, и "Coast guard" ушёл.
         При этом общественности о событии ничего не сообщалось ни его непосредственными участниками, то есть советской и американской сторонами, ни свидетелями церемонии передачи - венграми. Только через 11 лет после события в венгерской книге появились те уникальные фотографии. Широкой известности эта книга не получила, и удивительное событие почти 40 лет оставалось практически неизвестным. И лишь в последнее время благодаря настойчивости тех же венгров и возможностям Интернета история стала приобретать огласку. Началось все с того, что на имя Марка Вейда, создателя и хранителя "Энциклопедии Космонавтики" (Mark Wade Encyclopedia Astronautica), пришло письмо от одного венгра, где он указывал, что сей абсолютно секретный снимок опубликован двадцать пять лет назад в венгерской книге. Озадаченный Вейд решил провести свое собственное расследование, поскольку ни один из западных источников никогда не упоминал об этом факте

 

 

Специалисты Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ - головное предприятие СССР по изготовлению промышленного оборудования для обогащения оружейного урана) из Ленинграда, ездившие в Мурманск посмотреть этот "подарок", описали его так: "В общем, это был металлический, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии макет командного модуля Apollo. Всё было предельно просто. К сожалению, до нас дошёл только комплект светового поискового маяка с оригинальной оптической схемой остекления фонаря. Даже теплозащита никак не имитировалась".
         Таковы основные факты. Обратим внимание на важное обстоятельство: советские моряки нашли не полноценную капсулу, то есть кабину космического корабля, а её макет . Ниже для краткости изложения часто пишется просто "капсула", но при этом читатель не должен забывать, что речь идёт о макете капсулы, в некотором роде большом и пустом оцинкованном "космическом ведре". Сами американцы называют его "котельным железом".
         Ясно, что для США потеря макета была событием неприятным, тем более что макет попал в руки соперника. Но почему факт потери, находки и возвращения пустого макета был так засекречен обеими сторонами? В тогдашней истории США были потери и, казалось бы, гораздо более значимые, но, тем не менее, не засекреченные. Например, за четыре года до описываемых событий 17 января 1966 года стратегический бомбардировщик США обронил у побережья Испании 4 водородных бомбы общей мощностью 1250 "хиросим". Об этой потере американцы и тогда сообщали, а сейчас расписывают во всех подробностях и с иллюстрациями. А об истории с потерей макета американцы молчали почти 40 лет, из них более 20 лет уже после того, как венгры о нём "проболтались". Следовательно, огласка события попадания в чужие руки пустого макета капсулы от корабля "Аполлон" почему-то грозила США международным скандалом, движущие причины которого пока нам не ясны.
         Но при наличии двух участников события (США потеряли, а СССР нашёл) сохранить тайну невозможно без согласия обеих сторон. Для СССР находка капсулы была событием удивительным и, конечно, приятным. Автор не может вспомнить второго такого случая из истории космической эры. У СССР в связи с этой находкой открывалось много пропагандистских возможностей. Можно было обыграть проявление доброй воли советской стороной, вернувшей капсулу США. Можно было просто "щёлкнуть по носу" опростоволосившегося соперника. Наконец, можно было раздуть тот самый скандал, которого так боялись США. Но вместо этого СССР, явно идя навстречу США, берёт на себя обет молчания и тем самым снимает для США угрозу какого-то неприятного разоблачения.
         Известно, что американцы - это такие партнёры, которые выполняют свои обязательства только тогда, когда они не могут от этого уклониться. Получив капсулу, они вполне могли вскоре повести себя так, как будто ничего случившегося и не было, и забыть о том, что обещано СССР в качестве платы за молчание. И чтобы подстраховаться от такой возможности, СССР приглашает на церемонию передачи журналистов из Венгерского агентства новостей. Сторонние свидетели - принятая форма при сделках между партнёрами, не доверяющими друг другу. Венгры своим присутствием и своими фотоаппаратами зафиксировали факт передачи. Обет молчания венгерские журналисты исполняли целых 11 лет.
         Таким образом, только из одного факта совместного молчания обеих сторон следует, что не позднее чем к концу 1970 года между СССР и США существовала совершенно секретная договорённость относительно неких скрываемых от общественности обстоятельств американской лунной программы.
         Молчание сторон оказалось весьма красноречивым. Оно сделало очевидным наличие договорённости. Но какого же рода скандал мог грозить США в случае предания этой истории полной гласности? Пока ясно только одно: раз засекречена находка макета капсулы Apollo, то и возможный скандал связан с каким-то большим обманом в рамках программы "Аполлон". Попробуем сами догадаться об этом в свете некоторых других фактов.

 

Почему так секретны дата потери и дата находки?


         Известно, что НАСА скрупулёзна в хронике самых мелких событий, касающейся её разработок. Будь то небольшой лунный автомат "Сервейер" или гигант "Сатурн-5", Вы найдёте в их хрониках даже записи об отдельных совещаниях, проходивших более 40 лет назад. История с капсулой - событие уникальное и, наверняка, документирована в анналах НАСА. Ссылки "Credit NASA" стоят на большинстве материалов энциклопедии М. Вейда.
         Казалось бы, что стоило "озадаченному" Вейду обратиться в НАСА и получить там разъяснения? Но он ищет свидетелей через Интернет. В ответ моряки "Coast Guard" прислали Вейду 17 снимков с видами Мурманска, квитанции на получение советских рублей, снимки капсулы на борту их ледокола, белых медведей и других приключений в Арктике. К медведям Вейд добавляет 4 фотографии капсул "Аполлон", экспонируемых в американских музеях (из них три - совершенно одинаковые). Как будто эти музейные экспонаты сделают тёмную историю более ясной.
         В итоге получилась статья на 10 страниц с 27 фотографиями, в которой Вейд сумел почти ничего не добавить существенного к тому, что сообщили венгры. Такая словоохотливость - характерная черта американской системы секретности, когда сокрытие важной информации маскируется массой сопутствующих материалов.
         Обратим внимание на то, что дата находки - это как бы особо важный секрет внутри секретной истории. В приведённой выше информации указано место, но не указана дата находки, хотя любое событие отмечают и местом, и временем. Сообщил ли Советский Союз дату находки американцам, неизвестно. Но раз американцы теряли, то они знают дату потери. Американцы любят представлять себя открытым обществом, так, может быть, они её и сообщат? Но Вейд даёт очень расплывчатую информацию в том, что касается срока пропажи. Уточняя свою собственную предварительную публикацию, он пишет:
          "В начале 1970 года военные корабли, базирующиеся на Англию, тренировались в спасении макета капсулы Apollo (BP-1227) на случай аварийного возвращения (космического корабля) на Землю. Капсула пропала в море. Обстоятельства потери капсулы до сих пор не ясны. Не ясно, не было ли советское рыболовное судно, крутившееся неподалёку, на самом деле траулером-шпионом и не была ли капсула похищена в рамках соответствующей разведывательной операции?".
         Что и говорить, захватывающая история, но обратите внимание на то, как неконкретен Вейд в плане даты потери. Смотрите, как много деталей о рассматриваемом событии записано в соответствующих американских архивах. И откуда вышли корабли, и про корабль-шпион. Так неужели в них не указана дата события? Или, например, наверняка близкая к ней дата выхода военных кораблей из Англии? Ведь военные моряки живут не по "началам года", а с точностью даже не по часам, а минутам.
         Из всего сказанного можно сделать вывод, что указание точной даты пропажи капсулы для НАСА гораздо опаснее признания факта самого события. По-видимому, скандал в тогдашнем мировом общественном мнении могло вызвать именно знание этой даты. И поэтому даже 40 прошедших лет не сняли с неё гриф секретности.
         Засекречивание даты пропажи (и находки) наводит на мысль, что она как-то связана, а может быть, и совпадает с каким-то известным общественности событием программы "Аполлон". В 1970 году до 8 сентября, когда капсула была возвращена США, произошло только одно такое важное и общеизвестное событие. Это состоявшийся 11 апреля запуск корабля "Аполлон-13". Он, согласно информации НАСА, должен был совершить посадку на Луну, но "на подлёте к Луне на корабле произошла авария и резко упало энергоснабжение корабля".
         Теперь уже было не до высадки на Луну. Астронавтам пришлось думать о своём спасении и о возвращении на Землю. Обо всём этом поведала НАСА, и эта история прогремела на весь мир. Неужели находка макета капсулы могла её как-то скомпрометировать? Для ответа на этот вопрос нужно попытаться определить наиболее вероятный срок находки (и пропажи) капсулы.

 

 

 

О закрытых морских квадратах и любопытных "траулерах"


         Итак, "в начале 1970 года военные корабли, базирующиеся на Англию, тренировались в спасении макета капсулы Apollo (BP-1227) на случай аварийного возвращения (космического корабля) на Землю".Нам будет полезно ознакомиться с существующей уже многие десятилетия морской практикой подобных тренировок. Её придерживаются все военные флоты, но сейчас речь пойдёт конкретно о военных кораблях США и СССР. Об этой практике автору рассказал Е.В. Иванов, служивший в советское время на разведывательном корабле ВМФ СССР:
          "Когда США намереваются провести в некотором морском районе мероприятия с участием своих военных кораблей, то этот район объявляется закрытым для свободного плавания прочих судов. При этом конкретная причина закрытия, будь то военные маневры или ожидание падения головных частей ракет, не сообщается. Координаты закрытого района сообщаются по радио всем судам. Для этого существует специально выделенная морским правом радиочастота, которую обязан регулярно прослушивать радист любого судна. Так что возможность "прозевать" такое сообщение практически невозможно. И прочие, то есть гражданские суда, получив такое предупреждение, немедленно вносят коррективы в курсы своих судов, чтобы, не дай бог, не попасть в закрытый район. Они в панике бегут от этого района, потому что от военных можно ожидать чего угодно. Могут и потопить сгоряча".
         Отвлечёмся от рассказа бывшего советского военмора, чтобы убедиться в том, что он ничуть не сгущает краски, когда говорит о паническом страхе гражданских судов. Вот какой трагический случай произошёл 3 июля 1988 года, правда, не с гражданским судном, а с гражданским самолётом, несчастье которого состояло в том, что, идя своим обычным курсом, он попал в зону, подконтрольную ракетам американского крейсера:
          "Авиалайнер А300 Iran Air покинул аэропорт Бендер-Аббас в 10.17 по иранскому времени, на 27 минут позже времени, назначенного по расписанию. Самолёт, находившийся под управлением капитана Мохсена Резаяна, должен был совершить короткий 28-минутный полёт в международный аэропорт Дубаи. Полёт проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины Amber 59 между аэропортами Бендер-Аббас и Дубай. В это время в Ормузском проливе находился ракетный крейсер ВМС США Vincennes. Командовал крейсером капитан Уильям Роджерс III. Airbus A300B2-203 рейса IR655 был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с крейсера. Погибло 290 человек, включая 15 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана".
         Как видите, американские командиры не очень долго размышляют у берегов чужих стран, а что же их остановит в открытом море в "закрытых" квадратах? Так что не зря гражданские суда панически избегали этих квадратов. Поэтому информация о том, что капсула найдена простым (то есть гражданским) советским рыболовным судном вызывает сомнение.
         А вот подозрения Вейда "не было ли советское рыболовное судно... на самом деле траулером-шпионом?",по-видимому, не лишены самых серьёзных оснований.
         Некоторые разведывательные суда советского ВМФ создавались путём переоборудования рыболовных траулеров. Аналогичным образом поступали и англичане. Американцы же переоборудовали для тех же целей грузовые суда.
         "Траулеры"-разведчики не бежали от запрещённых американцами квадратов, а устремлялись к ним по первому объявлению. Узнать, что делается в этом квадрате, было их боевым заданием. А что касается риска, то он - неотъемлемая часть профессии военных. Конечно, наши суда благоразумно останавливались у границ запрещенного квадрата и вели радиоэлектронную разведку, не давая повода для нападения.
         В открытом море суда редко подходят друг к другу на расстояние ближе 1 км. С такого расстояния невооружённым глазом не видны ни антенны, ни военно-морской флаг на корабле (1,5м х 1м), а виден только общий контур корабля, то есть контур траулера. "Мы находились или на дальней дистанции в прямой видимости от американцев, или же непосредственно за горизонтом. Американцы, конечно, знали о нашем присутствии. Для точной идентификации судна они время от времени облетали нас на самолётах",- рассказывает Е. Иванов.
         На кораблях поисковой эскадры обязательно есть разведывательные самолёты или, по крайней мере, вертолёты. Почему же американцы не использовали их для идентификации подозрительного "траулера"? Почему Вейду от архивов осталась лишь догадка "не было ли советское рыболовное судно... на самом деле траулером-шпионом..."? Не потому ли, что во время ожидания и поисков капсулы погода была нелётная даже для военных лётчиков? Запомним это обстоятельство.

 

Бискайский залив, ночь с 11 на 12 апреля - шторм, снежные заряды, темнота


          "Капсула пропала в море. Обстоятельства потери капсулы до сих пор не ясны",- пишет Вейд. Автор данной статьи далёк от мысли о том, что американские военные моряки - растяпы. Сам макет, как отметили наши специалисты, был снабжен световым поисковым маяком. Световой маяк непременно дополняется радиомаяком, потому что именно в таком комплексе эти два устройства обеспечивают быстрое нахождение: радиомаяк обнаруживается на гораздо большей дистанции и "наводит" поисковиков в район падения. Световой же маяк позволяет непосредственно увидеть капсулу. Должно было случиться что-то не зависящее от американцев, что помешало бы отлаженной процедуре поиска. А не зависит от американцев погода.
         Световой маяк не поможет помочь увидеть капсулу при отсутствии видимости, нарушить которую могут сильный туман, дождь или снег. А если к этому добавятся сильный ветер и сильное волнение (короче, шторм), то в этом случае ожидающие корабли не увидят ни снижающуюся на парашютах капсулу, ни её приводнение. И даже наведённые к месту приводнения радиомаяком они могут ещё долго блуждать, пока не наткнутся на то, что ищут. Ведь капсула - это очень небольшой предмет, найти который среди многометровых бушующих волн и при ограничении видимости можно разве что случайно. Особенно если поиск происходит ещё и в тёмное время суток.
         В таких условиях роль "его величества случая" резко возрастает. По-существу капсулу найдёт по чистой случайности тот корабль, который на неё или почти наткнётся, или которому капсула просто свалится "на голову" в момент приводнения. И совсем не обязательно, что этот корабль будет американский, потому что штормовой ветер может оказать чужаку дополнительную "услугу". Скорость штормового ветра превышает 30 м/с. Возвращаемые космические аппараты (такие, как макет капсулы) конечный участок своего полёта спускаются на парашютах с высоты примерно 10 км со скоростью около 5-10 м/с. Такой спуск занимает около 1000 секунд. За это время штормовой ветер может отнести парашюты вместе капсулой на 35 км, то есть вынести за рамки охраняемого квадрата. А далее дело случая: окажется ли в месте её приводнения чужой корабль, так похожий на траулер. Ограничение видимости, к тому же, помогло бы советским морякам поднять на борт упавшую с неба находку незаметно от американских кораблей.
         При нормальной погоде, пусть даже и в ночное время, когда виден световой маяк, установленный на макете, если макет спускается в расчётном районе, где у американских кораблей всё на виду и всё под контролем, такого шанса у "чужака" не было.
         Итак - шторм, резкое ограничение видимости из-за дождя или снега, усугубленное тёмным временем суток - вот те условия, при которых американские корабли могли вполне ожидаемо потерять капсулу из вида.
         Согласно приведённому в начале статьи сообщению макет капсулы найден в Бискайском заливе.
         Это согласуется с тем, что пишет Вейд: "В начале 1970 года базирующиеся на Англию военные корабли тренировались в спасении макета капсулы".Бискайский залив находится чуть южнее Англии. Поэтому, раз залив выбран как место приводнения капсулы, то совершенно логично для её поиска использовать корабли, базирующиеся в Англии. Здесь информация, идущая от Советского Союза, и информация Вейда согласуются. Поэтому понятно, почему Вейд не выражает ни тени сомнения по поводу места события. Итак, место находки - действительно Бискайский залив.

 

И, что интересно, оказывается, что как раз в "начале 1970 года", точнее 10-12 апреля, в Бискайском заливе сложились погодные условия, не способствовавшие успеху миссии американских кораблей. Ухудшаться погода начала ещё 10 апреля. Этим можно объяснить тот факт, что американцы не смогли выслать самолёт или вертолёт, чтобы точно узнать, что это за подозрительный советский "траулер" крутится у границ запрещённого квадрата. А в ночь с 11 на 12 апреля в заливе уже бушевал шторм с исключительно низкой видимостью из-за снежных зарядов. Можно полагать, что это был необычно жестокий шторм даже для Бискайского залива, потому что он не дал возможности нескольким советским кораблям спасти нашу атомную подводную лодку, терпевшую бедствие как раз в это время в этом заливе.

* * *


         Из-за возникшего пожара в третьем и восьмом отсеках и последующей потери продольной остойчивости и плавучести вследствие накопления забортной воды в кормовых отсеках прочного корпуса, атомная подводная лодка ВМФ СССР К-8 (проект 627А класса "Ноябрь") потерпела катастрофу 8 апреля 1970 г. в Бискайском заливе, а рано утром 12 апреля 1970 года там же затонула на глубине 4680 м. Плохие погодные условия - волнение 6-8 баллов не дали возможности организовать полноценную операцию спасения. В результате катастрофы погибли 52 человека.
         До того времени советский Военно-морской флот ещё не потерял ни одного атомохода, в то время как американцы лишились двух. Никому из руководителей флота и государства не хотелось омрачать грандиозность манёвров "Океан", состоявшихся в преддверии годовщины полёта первого космонавта планеты Земля Ю.А. Гагарина (12 апреля) и столетия со дня рождения В.И. Ленина (22 апреля 1970 г.), открывать список потерь. Трагедия случилась в 490 км северо-западнее берегов Испании.

* * *


         Подобный шторм делает вполне извинительным временную неспособность американских кораблей обнаружить капсулу.
         Но уже утром 12 апреля произошло существенное улучшение погоды, поскольку над заливом появились "патрульные самолёты американских ВМС". Самолёты не летают во время шторма со снежными зарядами. Низкая облачность и штормовой ветер делают полёт исключительно опасным, а отсутствие видимости делает наблюдение невозможным и превращает патрулирование в бесполезное мероприятие. Когда же утром шторм поутих, видимость появилась и стало светло, то уже ничто не мешало американским кораблям вкупе с самолётами найти пропажу. Но её и след простыл.
         По существу, советским морякам удалось "умыкнуть" капсулу из-под носа хозяев вскоре после её приводнения. Неудивительно, что на найденном макете по приведённому выше свидетельству наших специалистов не было следов коррозии. Ведь капсула недолго находилась в морской воде.
         Украденную уникальную находку надо ещё доставить в свой порт, например, в Мурманск. А это непростое дело, когда раздосадованные американские капитаны готовы пойти на многое, чтобы избежать позора на свои погоны. Разыскать, остановить "траулер", вооружённый только антеннами, и заставить его отдать капсулу не так уж и невозможно. И тут судьба снова была на стороне советских моряков. Дело в том, что именно в апреле 1970 года в Атлантику вышли многие десятки советских военных кораблей. Они участвовали в единственных за всю историю СССР глобальных военно-морских учениях "Океан". Столько советских военных кораблей не было в Атлантике ни до, ни после этого месяца. После совершения находки несколько таких кораблей вполне могли получить новое боевое задание - обеспечить безопасное плавание "траулера" до родной гавани.
         Итак, исходя из всего сказанного, наиболее вероятно, что и пропажа, и находка макета капсулы Apollo произошли в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года. Возможно, читатель оценит интерес автора к этой дате, если вспомнит, что вечером 11 апреля в 19 часов 13 минут по Гринвичу с территории США с мыса Канаверал (Флорида) стартовал якобы на Луну "Аполлон-13". Бискайский залив находится почти на меридиане Гринвича, поэтому там в это время действительно был вечер.

 

 

Таким образом, два выдающихся события в истории космической эры - уникальная находка в Бискайском заливе и уникальный космический старт произошли практически одновременно. Случайно ли это?
         Что это за тренировка, которую нельзя отложить даже из-за шторма небывалой силы?
         Е. Велюров пишет: "Понятно, что данный экземпляр не всплыл со дна морских глубин, не был сброшен с палубы корабля. Он упал сверху, с неба. Спор можно вести только о начальной высоте падения...".
         Предположим, что капсулу в море сбрасывали с самолёта. Но зачем американцам устраивать такие тренировки в Бискайском заливе, за тысячи километров от своих берегов? Удалённость от своих портов и аэродромов никаких выгод не несёт.
         Иное дело, если капсула отправилась в полёт на ракете, что вполне соответствует её назначению. Ракета запускается с территории США, а летит она за тысячи километров в любом назначенном направлении. Могли направить её и в Бискайский залив. Только вот после какого полёта, с выходом на орбиту или без? Если бы макет во время полёта выводился на околоземную орбиту, то, возвращаясь, он бы просто сгорел и разрушился в верхних слоях атмосферы, поскольку, по свидетельству специалистов ЦКБМ не имел теплозащиты.
         Остаётся считать, что макет капсулы был доставлен в Бискайский залив ракетой, которая летела с относительно низкой скоростью по баллистической траектории и не выходила на околоземную орбиту.
         И вот этот макет в Бискайском заливе ждёт эскадра военных кораблей, чтобы, по словам Вейда, потренироваться "в спасении макета капсулы Apollo на случай аварийного возвращения на Землю". И тут возникает новый вопрос: какая была необходимость проводить злополучную для американцев тренировку, невзирая на разыгравшийся шторм со снежными зарядами? Ведь это верный способ потерять её, да ещё в условиях, когда поблизости от квадрата рыщут советские разведывательные суда! Почему нельзя было отложить и запуск ракеты, и тренировку хотя бы до появления видимости в районе ожидания? Достаточно было послать соответствующую радиограмму.
         Можно подумать, что при реальном возвращении из космоса космический корабль может попасть в любые погодные условия. Это не снимает вопроса. Во-первых, согласно НАСА, "Аполлоны", возвращавшиеся (якобы) от Луны, имели в своём распоряжении два района приводнения (основной и запасной) как раз на случай непогоды в одном из них. Во-вторых, даже если непогода "поразит" оба района и корабль при возвращении её не избежит, всё равно поиск его придётся отложить хотя бы до появления видимости. Но, несмотря на все эти резоны, ракета с макетом капсулы Apollo стартует с территории США в означенное заранее время без всякого учёта погоды в районе ожидания. В чём причина такого предопределения в планах тренировки?
         И ещё сомнение: если бы это была простая тренировка, то какой смысл был бы засекречивать эту историю с обеих сторон? На стадии самой тренировки секретность со стороны американцев (закрытие района ожидания) ещё имела смысл: незачем посторонним наблюдать даже за простыми тренировками по программе "Аполлон". Но вот произошло непредвиденное - тренировка сорвалась, а макет оказался в руках СССР. Здесь-то зачем секретность? Поблагодарили бы Советский Союз после возвращения капсулы за акт доброй воли, и инцидент исчерпан. Что же помешало этому? Не то ли обстоятельство, что тренировка эта состоялась в очень необычное время - практически одновременно с запуском "Аполлона-13"? Тогда понятна и общая секретность, и особенно секретность даты события.
         По мнению автора данной статьи, никакая это была не тренировка: военные корабли США ожидали в Бискайском заливе приводнения именно "Аполлона-13", точнее того, что изображало этот "лунный корабль" в рамках бутафорского "полёта на Луну". А отменить назначенный старт "на Луну" американцы не могли. Никто не понял бы объявления типа: "В связи со штормовыми условиями в Бискайском заливе старт "Аполлона-13" на Луну откладывается".

 

Одиссея макета "Аполлона-13"


         Итак, в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года советские моряки находят в Бискайском заливе пустой макет капсулы от корабля "Аполлон" без теплозащиты и без астронавтов. А вечером 11 апреля с космодрома на мысе Канаверал стартовал "Аполлон-13" (якобы на Луну и якобы с тремя астронавтами на борту). Не направлялась ли ракета вместо Луны в Бискайский залив? И, соответственно, были ли на ней астронавты? Вот как можно объяснить это совпадение.
         Попытка создать ракету "Сатурн-5" с грузоподъёмностью 120-130 т для полетов на Луну американцам не удалась. Тогда они пошли на мистификацию лунной ракеты. У американцев была ракета "Сатурн-1Б", способная вывести на околоземную орбиту корабль "Аполлон" в его простейшем "земном" варианте (15 т). Так вот, на старты "полётов на Луну" ставилась ракета, "наряженная" в корпус от "Сатурна-5", но с начинкой от относительно слабосильного "Сатурна-1Б". Такая поддельная "лунная" ракета из-за перегруженности маскарадным корпусом и другими макетными атрибутами полёта "на Луну" не могла даже выйти на околоземную орбиту. Ей бы удалиться от посторонних глаз - и то хорошо. Никакого корабля с астронавтами "лунные" ракеты не несли, а на их вершине стояли макеты "Аполлонов". Они были предельно облегчены, потому что для перегруженной ракеты был тяжёл каждый лишний килограмм. Неудивительно поэтому, что то, что нашли советские моряки, было пустым оцинкованным "котельным железом", тогда как настоящая капсула имела бы алюминиево-стальной двойной корпус с толщиной от 30 до 100 мм и весила бы более 5 т. Но для имитации старта на Луну такое "котельное железо" подходило как нельзя лучше.


         Астронавты направлялись к "лунным" ракетам и прятались на время старта в защищённом помещении огромной (140 м) махины стартового комплекса. Улетали же ракеты без них. Ранее, исходя из других данных, о таком "фокусе" с астронавтами писал американский автор Билл Кейзинг (William Charles Kaysing), бывший начальник отдела технической информации фирмы "Rocketdyne", работавшей в рамках проекта "Аполлон".


         В книге "Мы никогда не летали на Луну" (We never went to the moon, 1974) он сообщил, что "астронавтов сначала загружали в корабль "Аполлон", а затем незаметно высаживали обратно и переправляли на самолете в штат Невада".
         Головные части поддельных "лунных" ракет вместе с макетами капсул падали в Атлантический океан в тысячах км от места старта (мыс Канаверал, Флорида), в стороне от посторонних взглядов. "Нельзя ли было для надёжного сокрытия обмана направить их куда-нибудь в Арктику или Антарктиду?" - спрашивают некоторые читатели.


         Нет, ракеты с ложными "Аполлонами" должны удаляться с космодрома (1) в ту сторону, куда положено при настоящем полёте на Луну (см. илл.), то есть на восток по трассе (2). Так что крайний север и крайний юг отпадают. На этой трассе на пути "лунных" ракет лежали бы атлантическое побережье Северо-Западной Африки и пустыня Сахара. Где-то там ракеты и должны были бы упасть ввиду выработки топлива. Но кто их там "примет" и надёжно утилизирует, особенно пустые капсулы от якобы настоящих лунных кораблей?
         А вот если траекторию отклонить совсем немного влево (3), то полёт ракет можно закончить в Бискайском заливе (4). Здесь неподалёку удобные порты дружественной Англии, где базируются американские военные корабли. Здесь развитая сеть аэродромов с военными самолётами США. Короче, все условия для оперативной организации ожидания и приёма остатков "лунных" ракет.
         Как установил к.т.н. С.Г. Покровский, "лунная" ракета летит примерно в 2,5 раза медленнее, чем о том сообщает НАСА в своих отчётах об "Аполлонах" (немногим более 1 км/с). При такой скорости от старта ракеты до её финиша в Бискайском заливе проходит около часа. Так что этим же вечером 11 апреля около 20-21 часа при полной темноте, шторме и снежных зарядах пустой макет капсулы "Аполлон-13" оказался в водах залива. Здесь, как, наверное, и после стартов предыдущих "Аполлонов", стартовавших на "лунных" ракетах, "котельное железо" ожидали американские военные корабли. Но на этот раз по стечению обстоятельств макет капсулы оказался на советском корабле. И в то время, как пустой макет "Аполлона-13" плыл на советском корабле в советский порт, всеми средствами западных СМИ на весь мир разворачивалась инсценировка драматических событий на борту "Аполлона-13", якобы летящего к Луне (возгорание тефлоновой изоляции).

 

Эта статья состоит из двух частей, резко отличающихся по количеству необходимых предположений. Поэтому и выводы следует разделить на две части.
         Во-первых, как уже говорилось, только из одного факта совместного молчания СССР и США относительно события пропажи и находки макета капсулы следует очевидный вывод: не позднее чем к концу 1970 года между СССР и США существовала совершенно секретная договорённость относительно неких скрываемых от общественности обстоятельств американской лунной программы. Лишь при наличии такой договорённости обоюдное засекречивание самого события и особенно его даты имеет смысл.
         Во-вторых, если привлечь другие факты, то в соответствии с изложенной версией оказывается, что по стечению обстоятельств советскими моряками найдено вещественное свидетельство подделки "лунной" ракеты и, соответственно подделки полётов "на Луну" - прилетевший по баллистической траектории в Бискайский залив пустой макет капсулы от поддельного "Аполлона-13".
         Мотивы для сокрытия этого события со стороны американцев становятся ясны, чего нельзя сказать в отношении советской стороны. Но разбор возможных советских мотивов выходит за рамки данной статьи.
         Ясно одно: засекретив информацию о находке капсулы, и особенно, о дате этой находки, советские руководители спасли миссию "Аполлон-13" от опасных сомнений.


Вернуться назад