ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Зомби, мумии, тантра и Рембрандт
Зомби, мумии, тантра и Рембрандт14-11-2015, 10:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Зомби, мумии, тантра и РембрандтЗачем европейцы ели мумии, откуда взялись мифы о зомби, как Крестовые походы повлияли на европейскую моду и другие любопытные статьи Подготовил Николай Вокуев Рембрандт как первый модернистАвтопортрет Рембрандта. 1628 год © Rijksmuseum, Amsterdam Интернет-журнал о литературе и искусстве Public Books опубликовал эссе Джона Берджера о Рембрандте. Британский писатель и арт-критик рассуждает о том, что роднит художника с кальвинизмом и Бенедиктом Спинозой, и называет автора «Ночного дозора» первым современным живописцем:
Эстетика контркультурыБунтарская молодежная культура 1960-х породила как новые формы протеста, так и новые эстетические практики. Куратор Эндрю Бловелт на сайте Walker Art Center подробно исследует эстетику контркультуры, попутно разбираясь, почему ею часто пренебрегают историки искусства и что роднит психоделические постеры, мультимедийные пространства и альтернативную архитектуру с нетрадиционными формами политики:
Радикальная философия тантрыВосточные духовные практики, столь ценимые контркультурой, при заимствовании нередко выхолащивались. Не обошла эта участь и тантру, которая чаще всего ассоциируется с тантрическим сексом. Между тем половые отношения в ней связаны с эзотерической и весьма радикальной философией, где через плоть, в других религиях укрощаемую как источник греха, лежит путь к просветлению. Тантра сама была своего рода контркультурой, протестом низших каст и неприкасаемых против ортодоксального индуизма. Подробности читайте в журнале Intelligent Life.
Откуда в Квебеке пагоды?Португальские путешественники в Японии. Японская картина XVII века © Wikimedia Commons Восток влиял на западную культуру задолго до хиппи. «Начиная с 1565 года испанские галеоны и португальские каракки пересекали мир — от Манилы до Акапулько, от Бразилии до Лиссабона, от Гаваны до Бостона, — в этом головокружительном процессе преобразуя не только мировую экономику, но и местные художественные практики. То, что изначально было обменом американского сырья, вроде серебра и золота, на азиатские специи (особенно перец) и чай, быстро стало чем-то более существенным: экзотические азиатские ремесла захватили воображение западных элит». О том, как в перуанские тканые покрывала XVII века проникали китайские мотивы, а урсулинские монахини в Квебеке изображали на декоративном алтарном покрытии пагоды, читайте в The New York Review of Books.
Как Крестовые походы повлияли на европейскую моду?Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году. Миниатюра XIII века © Wikimedia Commons На пути в Святую землю крестоносцы открывали для себя мир богатых тканей и одежд. Роскошные шелка Багдада, Константинополя, Александрии и Дамаска произвели революцию в аристократической моде: от них стало во многом зависеть признание французских придворных дам. А бедному рыцарству и простолюдинам богатые исламские одежды дарили возможность социальной мобильности. Носить их значило подрывать привычные для средневековой Европы иерархии. Подробнее о культурном обмене, спровоцированном Крестовыми походами, читайте в статье историка искусства Даниеллы Петерсон Сирлс для журнала Lapham’s Quarterly.
Зачем европейцы ели мумии?Мумии в музее в Гизе, Египет © Library of Congress Прежде чем проникнуть в поп-культуру, египетские мумии не одно столетие вызывали интерес у европейцев, и интерес этот проявлялся в весьма неожиданных формах. Так, к XVI веку, рассказывает на сайте The Conversationархеолог Кэролайн Тулли из Мельбурнского университета, их стали экспортировать в Европу в качестве лекарства: мумии измельчали, прикладывали к ранам и проглатывали. Нашлось им применение и в искусстве. Стертые в порошок, мумии становились основой для коричневого пигмента, которым живописцы (среди них — Эжен Делакруа и Эдвард Берн-Джонс) пользовались вплоть до XX века.
Трагичная история зомбиЕще один персонаж поп-культуры, зомби, сегодня переживает свой триумф. В образе живых мертвецов находили свое воплощение самые разные страхи западного общества. Теперь же истории о зомби, похоже, полностью превратились в развлечение и утратили связь с общественными проблемами, с прискорбием констатирует журнал The Atlantic. Между тем миф о зомби самим своим происхождением связан с социальным неравенством. Впервые они появились в XVII–XVIII веках на Гаити, тогда еще известном как Санто-Доминго, где на сахарных плантациях трудились африканские рабы. Половина из них под начальством французских колонизаторов погибла в течение нескольких лет.
Вернуться назад |