ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > В поисках вечной жизни: Шумер и Египет
В поисках вечной жизни: Шумер и Египет28-10-2015, 08:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В поисках вечной жизни: Шумер и Египет.
Опыт систематизации знаний о поисках вечной жизни в нескольких частях. Немного вводного видео, с научной точки зрения (это важно) разбирающего реальные источники мифов о потопе и Эдеме:
https://youtu.be/OyqscXXwsmA
По образованию я немножко историк, так что я люблю Шумер. Его невозможно не лhttp://oko-planet.su/system095oko.php?mod=addnews&action=addnewsюбить. Сами посудите: Первая письменность, первые списки царей, календарь, масштабная ирригация, плодами которой в Ираке пользуются до сих пор, монументальное строительство, первые своды законов.. Собственно, своей малоизвестностью среди широкой публики Шумер должен быть благодарен Египту, который занял собой все археологическое и медийное пространство (заслуженно, впрочем). К тому же, Шумер находился в труднодоступной зоне глинистых пустынь, да и сама память о нем была надежно изглажена. Библейские упоминания о Вавилоне считались мифом до открытия этого самого Вавилона в самом конце 19 века. Равно как мифом считалась Троя. Но вернемся к царям. Небольшая вводная. Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Вот такие: шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Её достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей — своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг. Обожженная керамика - штука практически вечная. В отличие от папируса и бумаги она даже не горит. А глины там просто завались. Именно поэтому, раскапывая междуречье археологи ожидаемо наткнулись на обширные царские библиотеки и (!) административные архивы. Необходимо пояснить, что шумерские города-государства стали таковыми вынужденно - силами небольших общин в безводной местности ирригацию построить и поддерживать нельзя. А для удержания уже не общины и племени а города в строгом, необходимом для строительных расчетов порядке нужна вертикаль власти и бюрократия. А для бюрократии - письменность, законы и архивы. Точно как будто в цивилизацию играешь. Шумеры изобрели письменность в первую очередь для учета (налогов, взымавшихся в зерне) и расчета. Мифы-то прекрасно и устно тысячелетиями передаются. Ну и создали первые в (обозримой) истории своды законов -законы Хаммурапи. Ну так вот. Вкусив плодов цивилизации и письменности шумеры начали все записывать. В первую очередь составили список своих царей от начала времен. Тут выяснилось странное. С десяток первых царей суммарно правили ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ЛЕТ. Потом землю смывает потоп и продолжительность жизни сокращается в двадцать раз, примерно до тысячи-тысячи двухсот лет и неуклонно падает до нормального нам с вами уровня. Заметка первая: как бы там ни было, упреждая товарищей вучоных всех наук в комментариях, шумеры считать умели очень и очень хорошо. Как строители и ирригаторы а также как астрономы высокого уровня. Заметка вторая: Некоторые, не подумав, предлагают считать год за месяц, низводя шумеров до уровня, простите, дебилов. 36000 месяцев - это 3000 лет. Не выходит, да? Если считать год за день (т.е. совсем уж опоносить древних), то все равно выходит 100 лет чистого правления средненького такого царя. О понятии "год" шумеры имели представление самое что ни на есть нормальное. О понятии времени также. Счетная система бы не десятичной а 60-ричной, да, деление часа на 60 минут и минуты на 60 секунд - это они. Шумеры. "Срок правления нижеследующих царей измеряется в шумерских числительных единицах известных как «шар» (3600 лет), «нер» (600 лет), и «сосос» (60 лет)" Обращает на себя внимание, что сроки правления этих царей все кратны 60. Если поделить, то выходят вполне себе библейские сроки жизни в 500-600 лет. При этом никто не заморачивается счетом отдельных лет и десятилетий как сущей мелочью, округляя до сотен лет. Многие исследователи бились над этой проблемой, тем более, что послепотопное кратное сокращение жизни описано и в библии, написаны множество книг, выдвинуты теории про радиоактивные углерод и калий-40, а воз и ныне там. И вот тут мы приближаемся к ветхому завету. Когда раскопали библиотеки в Вавилоне и Ниневии, то первым делом побежали читать исторические и мифологические тексты (коих там не менее египетских) и наткнулись на что? Правильно, на всемирный потоп. Правда и потоп там был не всемирный, и имена малость местные, но тростниковая лодка-ковчег на месте и все признаки заимствования налицо. Вторая версия - Бытие написано во время вавилонского пленения евреев (факт подтвержденный теми же табличками) или, вернее, комфортного проживания евреев в центре тогдашнего мира и не на последних постах в царской администрации, а в Уре ими (и праотцом Авраамом) и не пахло. Т.е. пятикнижие написано тогда же, когда и талмуд. Банально написано с нуля, людьми сидящими в вавилонских царских архивах, имеющими доступ к истории и географии, подведена грамотная мировоззренческая база от сотворения мира, мораль, весь фарш, чувствуется опытная рука. Написан вместе со сводом правил (пятикнижие) и талмудом, датирован ранним временем, именем Моисея. Только стиль немножко принадлежит двум разным людям и в мифологии легкая путаница. После чего Евреи, предводимые левитами (потомками тех самых египетских жрецов) с новенькими богослужебными текстами под мышкой, талмудом под другой десантировались в Палестину, под покровительством Кира Великого (это как сейчас президент США, на секундочку, по влиянию), который простил их (или выслал из Вавилона от греха?), и вырезали и завоевали местное население ажно до самой Сирии. Больше вырезали все же. Завоевание, оно для слабаков, знаете ли. Ну и создали Израильское царство с городами и блудницами. Если читать миф внимательно (а также посмотреть видео) в библейском изложении, то выяснится, что бессмертия Адаму и Хавве никто и до падения не обещал. Да-да. Изначально Адам создается из глины (человек из красной глины - дословный перевод имени) а Хавва (та, что дарует жизнь) - из его части тела, т.е. производной той же глины. Далее персонажи заселяются в сад, где, внимание, растет древо вечной жизни. Здесь мы подбираемся к первому историческому тексту о поисках бессмертия. Правильно,"Эпос о Гильгамеше". «Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии.Конец цитаты. Сюжет: Главными героями «Эпоса» являются полубог Гильгамеш — могучий воин, царь Урука, а также Энкиду — дикий человек, которого богиня Аруру создала из глины. Богиня создала Энкиду в ответ на просьбы жителей Урука, недовольных их правителем — Гильгамешем, которого они обвиняют в том, что буйство его не знает предела. Энкиду должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его[15]. Энкиду с цивилизованной жизнью не знаком, живёт в степи среди диких животных и не подозревает о том, для чего он создан. При этом у Гильгамеша возникают видения, из которых он понимает, что ему суждено найти друга. Однажды в Урук пришло известие о том, что в степи появился какой-то могучий человек, который не даёт охотиться, защищая животных. Гильгамеш решает послать к нему блудницу, считая, что это заставит зверей покинуть Энкиду. Цели своей он добился — Энкиду был соблазнён, после чего блудница забирает его с собой в город, где он приобщается к цивилизации и впервые вкушает хлеб и вино[. В городе Энкиду встречается с Гильгамешем. Между ними происходит поединок, но победить никому из них не удаётся. После этого они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги. Они сразились со свирепым Хумбабой, который охраняет горные кедры, затем их соперником становится чудовищный бык, посланный богиней Иштар, разъярённой на Гильгамеша за его отказ разделить с ней любовь. Убийство Хумбабы вызывает гнев богов, который обрушивается на Энкиду, в результате чего тот умирает. Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, от горя он бежит в пустыню, тоскует по другу, его отчаяние огромно. Гильгамеш в первый раз понимает, что он смертен, и осознаёт, что смерть — это судьба всех людей. В результате своих скитаний Гильгамеш оказывается на острове блаженных, где живёт Ут-напиштим — человек, который единственный из всех стал бессмертным. Гильгамеш желает понять, как это удалось Ут-напиштиму, который рассказывает об истории всемирного потопа, после которого он оказался единственным выжившим. После этого Ут-напиштим говорит Гильгамешу, что ради него вторично совет богов не станет собираться. Далее он предлагает Гильгамешу найти способ побороть сон, однако это оказывается неисполнимым. Жена Ут-напиштима, пожалевшая героя, уговорила мужа сделать ему на прощание подарок. Гильгамеш получает знание о цветке вечной молодости, который очень тяжело найти. Гильгамешу удалось найти, но не отведать цветок: когда он решил искупаться, змея съедает цветок, сбрасывает кожу и становится молодой. После произошедшего герой возвратился в Урук, где предложил своему кормчему Уршанаби прогуляться с ним по стенам города, которые были построены самим Гильгамешем. Гильгамеш показывает стены и высказывает надежду, что потомки будут помнить о его деяниях. В XII песне, которая имеет более позднее происхождение и была механически присоединена к «Эпосу», является дословным переводом на аккадский язык второй части шумерской поэмы «Гильгамеш и ива». Она повествует о том, как Энкиду решает спуститься в подземный мир, чтобы вернуть барабан, но при этом нарушает магические запреты и не может вернуться обратно. Гильгамеш обращается с просьбой к богам, и в результате ему было позволено пообщаться с духом Энкиду, рассказавшим, как безрадостна судьба мёртвых. Данная часть, несмотря на то, что она не увязана с предыдущим сюжетом, позволила подчеркнуть мысль о том, что смерти никому избежать не удастся. "Эпос о Гильгамеше" -пронзительная песнь древнего человека, задумавшегося о смертности. Все ее необходимые атрибуты затем перешли и в еврейскую, и в греческую и в европейскую, и в славянскую мифологии. Только Азия развивала свою, куда менее грустную концепцию, основанную на перерождении. Египтяне (а пока, в рамках древней хронологии, имеет смысл рассматривать только крупные цивилизации, мелочь следовала на их идеологической периферии) подошли к проблеме бессмертия с другой стороны. В Египте существовало закрытое сословие жрецов, которое занималось вполне продвинутой медициной и наукой. Довольно быстро жрецы вычленили незыблемые законы биологии и поняли, что на цветки-плоды вечной жизни рассчитывать не стоит. Тем не менее, продолжительность жизни в Египте была вполне современной, имелись зачатки эпидемиологии (в частности, рабочим при постройке пирамид давали чеснок, чтобы избежать вспышек заразы) и шикарная медицина для знати. Однако народом-то надо было управлять. Поэтому на долгих 4000 лет Египет превратился в царство смерти. Вся земная жизнь человека была лишь подготовкой к полям Иалу, полям вечного блаженства. Но поля Иалу были лишь для душ праведников. Разительное различие между шумерской системой ада для всех людей (шеола, аида, как угодно) и египетским воздаянием за дела человека объясняется умом и хитростью жрецов, которым надо было управлять сложнейшим государством. И не из под палки, заметьте. Вернее, палка тут искусно обернута парчой. Меня особенно забавляет, что все авраамические религии буквально повторяют египетскую схему управления. Это и понятно, ведь она высокоэффективна, с большим выхлопом и ее очень трудно сломать. Несколько тысячелетий она работает почти без сбоев, меняются лишь детали. Да и само происхождение этих религий вызывает вопросы. Кстати, восточные религии занимаются точно тем же, потому что перед их жрецами стояли те же задачи. Только там палка завернута в еще более красивый шелк, в виде колес сансары. Такие дела. Да, стоит еще напомнить, что египетские жрецы таки пытались работать с энергиями тела, подобно даосам, и, вероятно, алхимией. К чему это привело - мы не знаем и никогда не узнаем. Но цель, видимо, достигнута не была. Тема личных попыток "волшебного" достижения бессмертия в Египте популярна не была, по вполне понятным причинам - гипертрофированный культ загробного мира не располагал. Эти две древние цивилизации отличаются тем, что на ранних этапах у них было минимум конкурентов и масса времени, целые тысячелетия. За такое время многого можно достигнуть, но пески времени безжалостны и свято хранят свои тайны. А продолжим мы во второй части. Вернуться назад |