На территории Грузии и Армении якобы найдены останки людей-великанов
ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > На канале «Культура» выходит цикл антинаучных передач
На канале «Культура» выходит цикл антинаучных передач14-05-2012, 23:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
На территории Грузии и Армении якобы найдены останки людей-великанов
ТЕКСТ: Александра Борисова
ФОТО: beforeitsnews.com На канале«Культура» выходит цикл передач, авторы которого не только успешно излагают антинаучные теории, выдавая их за факты, но и некорректно используют слова ученых, не имея на это разрешения. Так, антрополог Мария Медникова оказалась среди сторонников существования на Кавказе четырехметровых людей-гигантов.
4 мая этого года на канале«Культура» в цикле программ«По следам тайны» вышел фильм«Город великанов», заявленный как документальный. Ранее в этом цикле выходили фильмы о конце света,«случаях наблюдения НЛО» и альтернативных теориях существования Вселенной. Фильм«Город великанов» повествует о якобы найденных на территории Грузии и Армении останках«целых городищ» людей-великанов ростом в три-четыре метра. В фильме приводятся слова местных крестьян, которые утверждают, что видели эти кости. Авторы фильма признают, что«официальная наука» отрицает существование людей-великанов, однако подает это как некий результат недостаточного интереса.«Грузинские ученые заключили, что гиганты обитали в этих краях 25 тысяч лет назад. Однако российские антропологи пока не ознакомлены с их научными публикациями», – гласит закадровый текст. На деле этих публикаций не существует, как и доказательств того, что люди-гиганты когда-либо жили на Кавказе.
Однако чтобы создать видимость достоверности информации, авторы фильма используют хорошо известный прием: монтируют закадровый текст нужного им содержания с искусно нарезанными, вырванными из контекста словами эксперта-ученого, который может придерживаться прямо противоположного мнения. В этом фильме таким«экспертом поневоле» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова. «Никаких доказательств существования четырехметровых людей на Кавказе нет. Я и по телефону говорила авторам фильма, что это фальшивка. Потом они пришли ко мне в институт, установили камеру, и я повторила это снова, дополнительно рассказав о том, что происходит с изменчивостью тела современного человека. Потом они сказали, что не будут этого записывать, потому что если этих четырехметровых людей найдут, я окажусь в неудобном положении, и я произнесла речь о том, что это типичное мифологическое сознание, которое они записали.
Но эту запись они в фильм не включили, а вместо этого нарезали, смонтировали мой рассказ о пределах изменчивости тела человека. Например, я говорю про высокогорно-адаптивный тип, средняя длина тела которого на 10–15 см выше, чем на равнине, то есть составляет около 180 см. Эти цифры вырезаны из речи, и это выглядит так, будто я поддерживаю существование четырехметровых людей. После многочисленных звонков моих знакомых, увидевших фильм 4 мая на«Культуре», я нашла его в интернете в той версии, в которой он шел по телевидению, и убедилась, что моя позиция в нем искажена с точностью до противоположной», – рассказала Медникова«Газете.Ru». По ее словам, верования населения Кавказа в великанов можно рассмотреть с научной точки зрения, но это предмет изучения этнографов и психологов, а не антропологов. Однако авторы фильма пошли по более простому пути, создавая«сенсацию». «Это классический пример мифологического сознания. Я не имею ничего против крестьян, которые выступают в этом фильме, они верят в то, что говорят. Но это предмет для изучения этнографов, психологов. Верования, в том числе в великанов, – это действительно интересный феномен, который нужно исследовать. Почему возникают эти верования? Возможно, у людей есть потребность установить свою связь с предками, аутентичность, самоопределиться. Неудивительно, что это верование возникло на Кавказе. Собственно, об этом я сразу говорила и создателям программы. Многие космогонические представления о происхождении мира связаны с верованиями о предках-гигантах, исполинах, из тела которых возник мир. Я предлагала автору фильма обсудить, с одной стороны, мифологию, а с другой – биологические закономерности, то, что возможно в природе». Мария Медникова выступила с открытым письмом к каналу«Культура», где указала на искажение ее позиции и потребовала вырезать из фильма фрагменты ее интервью. Руководство телеканала заявило, что эти обвинения и требования несостоятельны, используя, в частности, такую фразу:«А как можно обвинять в заведомой лжи тех почтенных людей, рассказы которых мы записывали в армянских селах, как это делает госпожа Медникова?» Также режиссер цикла фильмов«По следам тайны» Армен Петросян на своей странице«ВКонтакте» опубликовал ответ, содержащий личные оскорбления в адрес Марии Борисовны.
«Я рада, что мое письмо дошло до адресата и он дал ответы на вопросы, которые я задавала. Теперь я понимаю, что господин Петросян, который брал у меня интервью, действительно представляет канал«Культура», и политика канала связана с производством такого рода фильмов. Любая тема имеет право на всестороннее научное и научно-популярное обсуждение, однако в данном случае это было сделано некорректно с искажением моей точки зрения до противоположной. Кроме того, я не давала ни письменного, ни устного разрешения на воспроизводство этого материала и теперь прошу из фильма удалить куски с моим участием», – сказала Медникова. Фильм«Город великанов» – лишь один из череды десятков или сотен антинаучных фильмов, демонстрирующихся на ТВ. И многие из них включают недобросовестно использованные комментарии экспертов-ученых, причем подлог никак не карается руководством каналов, а ученые по понятным причинам не готовы отстаивать свои требования в суде. Таким образом, учитывая курс телепрограмм на нездоровые псевдонаучные сенсации, отсутствие внятных механизмов регулирования взаимоотношений«ученый – тележурналист» является общей проблемой. «Существует проблема взаимоотношения науки и СМИ, – сетует Мария Медникова. – Мне кажется, что роль научного журналиста – самая ответственная и профессиональная во всей журналистике, потому что он выступает медиатором между иногда специализированной научной средой и общественностью. Это очень непростая работа. В качестве примера я могу привести в пример Энн Гиббонс, которая пишет для Science про антропологию. Кроме филологического образования она получила магистерскую степень антрополога, чтобы быть научным журналистом. Я не призываю всех научных журналистов идти по ее пути, но это показывает, насколько трудно бывает вникнуть в проблематику науки и как высок уровень топ-журналистики в этой области. Гораздо проще не углубляться в сложную тематику, а скатиться до сенсационности, однако о познавательности, научно-популярности в таких случаях речь идти не может. Другое дело, что запретить это нельзя, потому что это имеет спрос, однако в таком случае вещи нужно называть своими именами:«сенсационная» продукция не имеет никакого отношения к науке. Мне кажется, что нужно придумать некий свод правил, по которым ученые будут общаться с журналистами. Пока этого нет, я полагаю, ученые продолжат общаться лишь с теми журналистами, кого они знают, в ком уверены.
В данном случае«обманкой» для меня стал логотип канала«Культура», и это мое самое большое разочарование. Для каналов типа ТВ3 я бы не стала записываться и не имела бы никаких претензий – они зарабатывают на подобных сенсациях хлеб. Но со стороны«Культуры» это совершенно неожиданно, тем более в свете того, что я однозначно высказала свою позицию о«четырехметровых гигантах», и мои слова были использованы без моего разрешения». Кроме цикла «По следам тайны» на канале«Культура» выходит еще один цикл программ, грешащий подменой научных данных легендами, –«Искатели». Они, в частности, предполагали нахождение чаши Грааля и несметных сокровищ тамплиеров(правда, ни внятных доказательств, ни самих сокровищ по понятным причинам найти не удалось), а буквально вчера в этой рубрике вышел фильм, говорящий о существовании на Ямале подземной цивилизации карликов. Вернуться назад |