ОКО ПЛАНЕТЫ > Информация НФ ОКО > Князь Вещий Олег

Князь Вещий Олег


19-01-2012, 01:56. Разместил: Malikus

Князь Вещий Олег

Вещий Олег (картина)Вещий Олег – великий князь новгородский (с 879 г) и киевский (с 882 г). Объединил Русь, расширил её границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками, однако великому князю-жрецу даже не нашлось места на памятнике, посвященном тысячелетию Руси.

Н.М. Карамзин (1781-1826 г) о Вещем Олеге:
- «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою… Древняя Россияславится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное»

Дата рождения Олега неизвестна, датой смерти считается 912 год, но согласно Новгородской летописи Олег погиб в 922 году. Имя Олег (др-рус. Ольгъ) – по одной из версий происходит от скандинавского имени Helge, изначально Hailaga, что означает «святой». Но, по мнению Л.П. Грота связывать имя Олега со шведским «Helge» затруднительно по семантическим причинам. Значение «святой» противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя. Вещий – т.е. провидящий будущее, ведающий Древнюю Мудрость Богов и Предков.

Согласно летописям Олег был родственником Рюрика.
РюрикРюрик – новгородский князь, считается основателем государственности Руси, родоначальник династии Рюриковичей.
По одной из версий Рюрик – это родовое прозвище, связанное с соколом, которого русы называли также Рарог, Рариг (в славянской мифологии – огненный дух, связанный с культом очага). Согласно чешским поверьям, Рарога представляли в образе птицы или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Возможно, образ Рарога генетически связан с древнерусским Богом Сварагом и русским Рахом (Страх-Рах русских заговоров, воплощение огневого ветра – суховея). Википедия – «Рарог»

Рюрик умер в 879 году, передав власть своему родичу Олегу, и оставив на попечение малолетнего сына Игоря (ок. 878-945) – отец Святослава Игоревича. Три года Олег строил крепости, заставы и корабли, собирал дань и обучал дружину.

В 882 году Олег спустился по Днепру к Киеву, где князьями были Аскольд и Дир (соплеменники Рюрка). Олег заманил их к своим ладьям и объявил:
«Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». Предъявив наследника, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира, объявив Киев «матерью городам русским». Таким образом, Олег объединил северный и южный центры восточных славян, поэтому именно его, а не Рюрика нередко считают основателем Древнерусского государства.
Следующие 25 лет Олег расширял границы державы. Присоединил северян, древлян, радимичей. Готовил великий поход. В 907 году (6415 лето), снарядил Олег 2000 ладей по 40 воинов в каждой и выступил в поход на Цареград, оставив Игоря наместником в Киеве.

Поход на Византию


Византийский император Лев VI Философ преградил дорогу в город, приказав закрыть ворота и загородить гавань цепями, т.е. предоставил Олегу возможность грабить и разорять пригороды Константинополя, однако Олегу нужен был сам Царьград, и он пошел на необычный штурм:
«И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу».
Испуганные греки поспешили заключить мир – «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Олег взял за каждую уключину (элемент судна, в котором закрепляется весло) 12 гривен. Византия обещала платить дань на русские города, и главное был подписан договор о безпошлиной торговле Руси и Византии. Но в следующем договоре 911 года, подтверждающем «многолетний» мир, упоминание о безпошлиной торговле исчезло.
* В этом же договоре нет ни слова о Игоре, а Олег назван «великим князем русским», т.е. он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем.

Интересен текст договора, особенно если учесть что означает символика нащите Вещего Олега, который он прибил на врата Цареграда:
«В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, сей мир сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях – Царя вашего и своею рукою [Олега], - скрепили его клятвой предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога нашего и дали нашим послам».

«Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплатить дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Смерть Вещего Олега


Прощание Олега с конемОбстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. Согласно «Повести временных лет» могила Олега находится в Киеве. Новгородская летопись сообщает о могиле в Ладоге, но также говорит, что Олег ушел «за море». В том и другом варианте смерть Олега связана со змеиным укусом.

По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрет от своего коня. Олег приказал увести коня и кормить отборным зерном. На пятое лето после похода на Византию, вспомнил Олег о предсказании, но ему сказали, что конь уже давно умер. Олег начал бранить волхвов и захотел посмотреть на кости коня. Когда приехал Олег на место и подошел к останкам, из черепа выползла змея и смертельно ужалила князя.

* Известно, что именно Олега призвала Русская армия в Первую мировую войну, запев «Песнь о Вещем Олеге». Во время Гражданской войны Белая армия пела её как гимн, основными словами были - «как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». За произнесение «обидной» клички «хазарин» чекисты расстреливали людей на месте, хотя многие из них действительно были хазарами по этническому происхождению.
Источник
Как ныне сбирается вещий Олег
       Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
       Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Вернуться назад