Национальное Бюро экономических исследований провело эксперименты с 662 студентами из индийского города Бангалор. Организаторы предложили испытуемым 3 задачи, направленные на выявление зависимости между честным поведением студента и его профессиональными предпочтениями. В первом тесте студентам было предложено бросить игральные кости 42 раза и посчитать, сколько в сумме очков они наберут. Чем большее количество очков называл студент, тем большее денежное вознаграждение он получал. Треть испытуемых озвучила аномально высокие цифры. При описании своих карьерных предпочтений большинство сжульничавших студентов заявили, что хотели бы работать в правительстве. Вторая группа задач была направлена на выявление альтруистических установок испытуемых. Студентам дали рупии и предложили отдать часть из них на благотворительность, а другую часть оставить себе. Студенты, которые хотели поступить на государственную службу, в ходе эксперимента менее охотно высказывали желание помогать людям и обществу в целом. На благотворительность они бы отдали меньше остальных студентов. Однако результаты третьего теста показывают не столь однозначные результаты. В этом задании студентов поставили перед выбором: сказать правду другому игроку и тем самым дать заработать ему, или соврать товарищу и получить денежное вознаграждение самому. В результатах этого теста не было выявлено никакой зависимости между желанием студентов работать на госслужбе и ложью. Исследователи предположили, что в этом виноват человеческий фактор. Обманывать своих товарищей из-за денег намного сложнее. Кроме того, большую роль сыграло то, что тест не был анонимным, в отличие от эксперимента с игральными костями.
Напомним, что Индия — страна с очень высоким уровнем коррупции (94 место из 176 в Индексе восприятия коррупции за 2012 год).
Исследователи предположили, что нечестных студентов может привлекать работа в правительстве, поскольку она ассоциируется с добычей легких денег путем обмана. «В то же время, честный человек не станет занимать должность чиновника, так как не захочет встраиваться в эту систему», — пояснили результаты исследования его организаторы Рема Ханна, профессор Школы государственного управления имени Кеннеди в Гарварде и ее ассистент Шин Ю-Вонг, преподаватель университета Wharton School в Пенсильвании.
Вернуться назад
|