Французский император вернулся в свои владения. Но не один, а с двумя другими венценосцами, слово которых в ХIX столетии решало судьбы мира.
В французском замке Мальмезон представлена часть франко-российско-шведской выставки "Судьбы суверенов"
Наполеон, русский царь Александр I и основатель правящей ныне шведской династии Жан-Батист Бернадот спустя два века вновь встретились в Компьене и Мальмезоне — двух французских замках, где дышит история.
Никогда ещё паломничество в эти старинные стены, вероятно, не было таким масштабным, как сейчас — во время трёхсторонней франко-российско-шведской выставки «Судьбы суверенов». На свидание с эпохой, поразившей мир политическими хитросплетениями, общеевропейским характером военных действий, новыми веяниями в литературе и стилем ампир, устремились тысячи поклонников истории и искусства.
«Вместе с французскими собраниями свои реликвии ХIX века предоставили петербургский Эрмитаж и стокгольмский Национальный музей, — сообщила советник Национального объединения музеев Французской Республики Анник Дюбоск. — Многое во Франции увидели впервые».
Франко-российско-шведская выставка проводится в самый канун 200-летия военной кампании 1812 года. Экспозиция представляет Европу во времена войны и мира и состоит из двух циклов: в Компьенском замке — дипломатические, политические и военные аспекты истории, в Мальмезоне — история династических связей.
В представленных коллекциях — не только шпаги, маршальские жезлы, мундиры, карты военных действий. Здесь же письменные столы, за которыми подписывались рескрипты монархов.
Рождённый царствовать Александр, возвышенные судьбой Наполеон и Бернадот пришли к трону разными путями. Но в их формуле власти есть и общее. «Все трое — стратеги в отношениях с окружающим миром, реформаторы в управлении своими странами, ценители искусства, — говорит министр культуры Франции историк и писатель Фредерик Миттеран. — Эти государи — дети века Просвещения и его идеалов — буквально переустроили Европу».
Первое свидание русского и французского императоров летом 1807 года в Тильзите. Оно длилось почти два часа. Достаточное время, чтобы собеседники, беседовавшие тет-а-тет, без переводчиков, смогли затронуть самые неожиданные темы. «Поверит ли кто-либо в то, о чём мне пришлось с ним спорить, — расскажет Наполеон годы спустя, уже на острове Святой Елены, своему верному камергеру графу де Лас-Казу. — Он убеждал меня, что наследование власти есть злоупотребление, а я битый час доказывал ему, что в этом заключаются покой и счастье народов».
Всего же за переговорами в Тильзите императоры проведут почти две недели. На картинах Адольфа Рона и Жан-Жака Ле Бар бье запечатлены и первое свидание 25 июня, и расставание 9 июля. Новые переговоры спустя год продлятся и того больше: 18 дней. В Эрфурт Наполеон привозит в своей свите всю труппу Комеди
Франсез во главе с великим Франсуа-Жозефом Тальма. Французский император хорошо знаком с актёром, который давно помогает ему репетировать наиболее выразительные позы. Театр успеет дать для суверенов 16 спектаклей, сыграв весь парижский репертуар. Наполеон и неважно слышащий Александр располагаются прямо у сцены, за ними — съехавшиеся в Эрфурт другие европейские государи.
Чтобы укрепить альянс, Наполеон помышляет о новом династическом браке, поручая Талейрану деликатную миссию: просить от имени французского императора у царя руки его сестры Екатерины Павловны. Ответ Александра дипломатичен, вежлив, но не оставляет надежд: браку не бывать. Год спустя новое сватовство Наполеона, на этот раз к другой царской сестре — Анне. Срок действия этого предложения, которое передаёт французский посол, определён в 48 часов. Царь вновь даст уклончивый ответ. И этот императорский марьяж расстроен.
Но и в большой политике новые пожелания Наполеона неприемлемы для Александра. Французский император настаивает на более строгой блокаде Англии, требуя парализовать доставку колониальных товаров нейтральными судами. Царь отказывает: такая мера нанесла бы непоправимый удар русской экономике.
Бернадот — один из первых наполеоновских маршалов и будущий король Швеции — не присутствует при встречах императоров в Тильзите и Эрфурте. Незадолго до первого свидания суверенов Жан-Батист ранен в сражении, а после выздоровления отправлен в Гамбург — губернаторствовать в ганзейских провинциях, вдали от баталий и военных почестей. Судьбы маршалов полны превратностей, точно так же как судьбы сержантов, в этом звании разночинец Бернадот начинал военную карьеру.
Вместе с куратором выставки в Компьене, знатоком наполеоновской эпохи Элен Мейер, мы задерживаемся у портрета Дезире Клари, супруги Бернадота. Живописец Франсуа Жерар создал его во дворце Мортефонтен. В этом замке, на полпути между Компьеном и Парижем, Дезире часто гостила у своей любимой сестры Жюли, бывшей замужем за братом императора Жозефом Бонапартом.
В французском замке Мальмезон представлена часть франко-российско-шведской выставки "Судьбы суверенов"
Родство с Бонапартами, по словам госпожи Мейер, «в трудные минуты выручалот Бернадота куда больше, чем маршальский жезл». В конце жизни Наполеон сетовал, что его маршал всегда без труда добивался нужных ему решений, подсылая к нему в качестве парламентёров сестёр Клари.
Посватавшись к Жюли, Жозеф Бонапарт познакомил Дезире с Наполеоном. Они составили отличную пару и в апреле 1795 года были помолвлены. Свадьба, однако, расстроилась. По одной из версий, выходить за Наполеона ей отсоветовал отец, полагавший, что в семье «Бонапартов уже достаточно».
Однако влюблённые расстались друзьями. Южная красавица оставила заметный след в искусстве, напоминает Элен Мейер. Так, в 1940-х годах Саша Гитри поставил во Франции фильм «Необыкновенная судьба Дезире Клари».
Судьба самого Бернадота ещё до конца не разработана кинематографом, но от этого не кажется менее удивительной. В 1798 году 35-летний Бернадот, которому революция открыла дорогу не только к офицерским эполетам, но и к чину генерала, возглавляет посольство в Вене. Бетховена, часто навещавшего его дом, посол убеждает написать симфонию в честь Бонапарта. Так рождается замысел «Героической симфонии».
В чём причина частых опал Бернадота? «Он слишком щадил своих солдат и именно за это был отстранён от командования после битвы при Ваграме», — напоминает Элен Мейер. А годом позже, в 1810-м, Бернадот и вовсе покинет Францию. С согласия Наполеона он станет наследным принцем Швеции, усыновлённым в династических целях бездетным королём Карлом ХIII.
Пока Дезире оставалась во Франции, её супруг был поглощён дипломатическими и военными делами новой родины. В августе 1810 года он встречается в Або с Александром I. Царь хотел бы объединиться с новым шведским правителем в борьбе против Наполеона. Для Бернадота у него есть очень интересный проект — маршал мог бы занять со временем французский престол.
Этот факт напомнил при посещении выставки в Компьене потомок Бернадота король Швеции Карл XVI Густав. «Дружба Карла ХIV Юхана с Александром I и его решение бороться с Наполеоном изменили историю Европы в годы наполеоновского нашествия на Россию», — сказал шведский монарх. Основателя династии в Швеции считают отцом «шведской модели». С его вступлением на шведский престол страна никогда больше не воевала: нейтралитет длится уже 197 лет.
Ювелиры XIX века запечатлевали идеализированные образы своих заказчиков
Но всё это позже. Почти за год до начала похода в Россию французский посол герцог Арман де Коленкур сообщит лично Наполеону о собственной беседе с глазу на глаз с Александром I. Посол, по сути, предостерегает полководца, чьи армии поражают Европу внезапностью и маневренностью действий. «Отдавая должное Вашим военным талантам, царь говорил, что его страна велика, — передавал дипломат своему императору петербургский разговор. — По мере того, как Вы станете отдаляться от собственных ресурсов, появится возможность бороться с Вами. Вашему Величеству придётся вернуться во Францию, и тогда преимущества окажутся на стороне русских. Своё дело сделают зима, суровый климат, но прежде всего — воля царя продолжать борьбу, не заключая, в отличие от других, мира в своей столице».
Донесение посла, по сути, предвосхитило будущее развитие событий. Вступление в Москву окажется для Наполеона призрачной победой, уже спустя месяц его войскам придётся спешно покидать город, где начались пожары. Исход из России стал настоящей катастрофой для Великой армии, значительная часть которой погибла от холода и нехватки продовольствия.
1 мая 1814 года Александр I и его союзник Бернадот встречаются в Компьенском замке с вернувшимся из Англии Людовиком XVIII. Русский царь поддерживает возвращение Бурбонов на французский трон, но встреча в Компьене едва не окончится разрывом. «Верный старому этикету приёма иностранных государей, король, — комментирует Элен Мейер, — вошёл прежде царя в парадную залу, занял единственное кресло, предложив гостям только стулья, и велел подавать себе еду первому».
Так и на полотне неизвестного художника «Обед короля Людовика XVIII c царём Александром I в Компьенском дворце»: тарелка стоит только перед Людовиком. Справа от него царь беседует с герцогиней Ангулемской. Дочь Людовика XVI и Марии-Антуанетты, чудом избежавшая расправы в годы Французской революции, — в белом шёлковом платье. «Тот факт, что Александр и Бернадот побывали в Компьенском замке, чтобы встретиться с Людовиком XVIII, придаёт экспозиции особую привлекательность», — полагает директор музеев Компьена Эммануэль Старки.
Победитель в войне с Наполеоном Александр I, замечает ведущий французский биограф русского императора профессор Сорбонны Мари-Пьер Рей, приложил в послевоенный период решающие усилия, чтобы «сохранить величие и силу Франции, которые считал необходимыми для блага Европы». После вступления русских войск в Париж вместе с другими союзниками весной 1814 года российский император «постарался добиться для побеждённой Франции относительно мягких условий». Страна сохраняла границы, существовавшие до наполеоновских войн, и освобождалась от уплаты контрибуции. Царь, по словам профессора, «не допустил расчленения Франции, на котором настаивали союзники».
В период пребывания в Париже, напомнила историк, Александр не согласился уступить тем, кто требовал переименования Аустерлицкого моста и сноса Вандомской колонны. Находившиеся в Париже русские войска получили от царя приказ о «безупречном поведении», который был неукоснительно выполнен.
«Русский государь ставил задачу шире, чем только демонстрация принадлежности России к европейской цивилизации, — заметила Мари-Пьер Рей. — Он поместил европейские проблемы в центр внешнеполитической стратегии, стремясь дать Европе новые дипломатические принципы и новые ценности».
В своём проекте послевоенного устройства российский государь призывал к гармоничным и мирным отношениям в Европе. В конфиденциальном письме британскому министру иностранных дел лорду Каслри Александр предлагал провести «одновременное сокращение всех вооружённых сил, содержание которых на военный лад ослабляет доверие к существующим договорам и представляет собой тяжёлое бремя для всех народов». В Лондоне, отметила профессор Рей, встретили категорическим отказом эту «первую в современной европейской истории попытку разоружения».
Если в Компьене Людовик ХVIII принимал царя прохладно, то совсем иной приём ждал его в Мальмезоне, замке императрицы Жозефины. Шарм этого дома побуждал Александра возвращаться сюда вновь и вновь. Он осмотрел владения, парк, теплицы, познакомился с работами ботаника Жозефины.
На картине Гектора Виже императрица Жозефина, для которой замок под Парижем служил резиденцией после её развода с Наполеоном, представляет русскому гостю своих детей. Рядом с ней пасынок Наполеона вице-король Италии Евгений Богарне и дочь экс-королева Нидерландов Гортензия. Императрица держит за руки внуков. Младший из них шестилетний Луи-Наполеон, сын Гортензии и Луи Бонапарта, будущий император Наполеон III. «Александр беспокоился о судьбе семьи Наполеона и даже предлагал Жозефине и её детям приехать в Россию», — говорит куратор выставки в Мальмезоне Амори Лефебюр. Русский царь позаботился о том, чтобы во Франции и Жозефине, и её дочери был сохранён высокий ранг и сопутствующие привилегии.
Когда простудившаяся на прогулке Жозефина, здоровье которой уже было подорвано испытаниями последних месяцев, скончалась 29 мая, Бурбоны не воздали никаких посмертных почестей императрице, и траурный эскорт сформирует гусарский полк русской гвардии.
Экспозиция в Мальмезоне позволяет проследить и судьбу потомства Жозефины, и судьбу её коллекции, разошедшейся внутри этой семьи.
«Музей Эрмитаж предоставил нам великолепные произведения искусства, — говорит куратор выставки Элизабет Код. — Это прежде всего предметы десертных сервизов императрицы Жозефины и принца Евгения, входящие в коллекцию Эрмитажа».
По его словам выставки, для историков искусства — это бесценный экспонат. На 80 позолоченных десертных тарелках императрицы и 47 тарелках Евгения — пейзажи, античные и современные памятники. Воспроизведены все картины из коллекции живописи, собранной Жозефиной.
Часть этих предметов постоянно находится в Мальмезоне, другая — в Санкт-Петербурге, а остальные рассеяны по свету. Но Эрмитаж и Мальмезон владеют важнейшей частью этих знаменитых сервизов.
«Для нас это волнующий момент, — замечает госпожа Код. — Жозефина заказала сервиз на мануфактуре Dihl et Guerhard, а потом такой же сервиз попросил изготовить для себя Евгений. Сервиз Жозефины затем перешёл к её сыну. С начала ХIX века, когда Евгений Богарне поселился в Баварии, две части коллекции соединились сейчас впервые».
Наполеон закончит дни изгнанником на острове Святой Елены 5 мая 1821 года. Король Швеции Карл ХVI Юхан — Бернадот — умрёт своей смертью 8 марта 1844 года в своём стокгольмском дворце. В конце ноября 1825 года курьер доставит из Таганрога в Санкт-Петербург известие о смерти императора Александра I в возрасте 47 лет.
Вернуться назад
|