ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > ЗАЗ-965: Правда и мифы "горбатого"

ЗАЗ-965: Правда и мифы "горбатого"


18-12-2011, 13:56. Разместил: Князь

51 год назад, 22 ноября 1960 года, с конвейера Запорожского автомобильного завода "Коммунар" сошли первые серийные автомобили модели ЗАЗ-965. Наш еженедельник уже не раз рассказывал читателям об истории создания "горбатого", как его прозвали острословы, однако столь круглую дату мы сочли достаточно весомым поводом для того, чтобы еще раз поговорить о "самом культовом из культовых" отечественных транспортных средств. Итак…




Правда о “Запорожце”

История этой микролитражки берет свое начало еще в середине 50-х годов прошлого столетия, когда Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева посетила мысль о необходимости создания автомобиля, который стал бы доступным для широких масс советских людей. Разработка и конструирование машины, получившей условное обозначение “Москвич-444”, было поручено коллективу конструкторов Московского завода малолитражных автомобилей под руководством А. Андронова.

Первый опытный образец нового советского “народного автомобиля” получил обозначение “444”. Конструирование М-444 осуществлялось с оглядкой на появившийся в 1955 году FIAT-600. Впрочем, его создателям, несмотря на наличие явного прототипа, многое пришлось разрабатывать заново, например двигатель и коробку передач. Так, в качестве кандидата на “должность” мотора рассматривались 2-цилиндровый МД-65, созданный на основе мотоциклетного ирбитского, и спроектированный в НАМИ командой А. Айзенбаха 23-сильный V-образный 4-цилиндровый силовой агрегат, объединивший в себе двигатель, коробку передач и главную передачу. Победил проект НАМИ…

Однако, когда к производству машин на “Москвиче” практически все уже было готово, Госплан неожиданно для многих принял решение перенести их выпуск в Запорожье, на завод “Коммунар”, ранее специализировавшийся на изготовлении сельскохозяйственных машин. Так осенью 1958 года “Москвич-444”, еще незадолго до этого экспонировавшийся на ВДНХ в качестве перспективной продукции МЗМА, стал ЗАЗ-965. Бывшему комбайновому заводу было предписано приступить к серийному выпуску самого маленького советского автомобиля в кратчайшие сроки. Поэтому-то, собственно, из его экстерьера и исчез лишний декор.

Первый “Запорожец” вышел из экспериментального цеха ЗАЗа 18 июня 1959 года. До конца года по обходной технологии было изготовлено еще 30 машин. В июле следующего года автомобиль решили показать в Москве, а по дороге с завода в столицу СССР два специально изготовленных образца были осмотрены в Киеве членами президиума ЦК Компартии Украины. 18 июля 1960 года в Кремле с “Запорожцем” ознакомился Никита Хрущев. Прокатившись на новинке отечественного автопрома вдоль здания Совета министров СССР, Первый секретарь ЦК КПСС назвал ее “хорошим подарком трудящимся” и распорядился установить на машину вполне демократичную цену — 18 тысяч дореформенных рублей.

Через два года после начала серийного выпуска ЗАЗ-965 стали комплектовать 27-сильным двигателем МеМЗ-966, несколько раз незначительно менялся его внешний вид, в ассортименте появилась даже экспортная модификация. Всего за девять лет было выпущено 322 106 “Запорожцев” “965-й” модели.



“И что я в тебя такой влюбленный?!”

Автомобиль полюбился народу за крепость кузова, неприхотливость, проходимость и совершенно нестандартную для советских машин внешность, благодаря чему он стал героем многочисленных анекдотов и шуток. Сегодня ЗАЗ-965 и его модификации вполне можно назвать культовыми автомобилями. Их почитатели объединены в клубы, “горбунков” подвергают глубокому тюнингу, из них делают хот-роды.

Нереставрированный “965-й” при желании можно купить и за несколько сотен долларов, хотя в основном предметом продажи являются экземпляры в хорошем состоянии по цене от $1000. По своей популярности среди любителей авторетро “запор” идет в сравнение разве что с ГАЗ-21.
В 2010 году в Украине, на родине автомобиля, прошел большой автопробег ЗАЗ-965.

Колонна стартовала 10 июля в городе Львове, а утром 16 июля участников пробега встречали на территории Запорожского автозавода, где для всех желающих была организована экскурсия по цехам предприятия. На центральной площади Запорожья 46 машин выстроились в число “50” (в акции должны были участвовать ровно 50 “горбатых”, но четыре из них сломались в дороге). Далее колонна взяла курс на Севастополь, откуда вернулась во Львов. Каждый из “Запорожцев” при этом преодолел 3333 км пути (это число также появилось неспроста: длина автомобиля — 3333 мм)…



…И к слову, преодолев 50-летний возрастной рубеж, ЗАЗ-965 перешел в первую категорию антикварных автомобилей по европейской классификации!

Олег ТИМИРЯЗЕВ
Фото автора
и из архива редакции "Биржа+Авто"


Мифы о “Запорожце”

• “Запорожец” — тесная машина. Кто вам это сказал? Снимаете переднее сиденье, садитесь на заднее и рулите.
• У “Запорожца” большой расход бензина. Не факт. Ведь ездить на нем вы будете только в крайнем случае, да и то по-быстрому: 15 минут позора — и вы на работе!
• “Запорожец” — ненадежная машина по результатам краш-тестов. Как бы не так: по крайней мере, при лобовом столкновении с “600-м” “Мерседесом” двигатель вам точно не придется “глотать”…



Домашнему мастеру. Советы

Ваш “Запорожец” отслужил свой срок? Не спешите его выбрасывать. Срежьте верхнюю часть, выньте из багажника моторчик, приделайте нехитрое приспособление из двух педалей, и у вас получится отличная детская педальная машинка!

Хотите продать ваш “Запорожец” вдвое дороже? Наполните его бак бензином!



Самый-самый…

— Какой автомобиль самый дорогой?
— “Запорожец”! Всю жизнь на него копишь, а потом всю зар­плату на него же и спускаешь!

— Какой автомобиль самый бесшумный?
— “Запорожец”! Когда на заднее сиденье садишься, уши коленями зажаты!

— Какой автомобиль самый эротичный?
— “Запорожец”! Зайдя в него, автоматически принимаешь позу, которой нет даже в Камасутре!

— Какой автомобиль самый быстрый?
— “Запорожец”! Вот если его с горки спустить, да еще при попутном ветре, — ни один “мерс” не уйдет!

— Какой автомобиль самый вечный?
— “Запорожец”! Купил… а теперь попробуй продай!

 

И современный тюнинг


Вернуться назад