ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Неосуществленная мечта товарища Сталина.

Неосуществленная мечта товарища Сталина.


31-07-2011, 23:03. Разместил: Князь

Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард - Игарка, известной также как "мертвая дорога", можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа.

22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331-сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья.

Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная". Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.



К концу 1948 г. была построена ветка Чум - Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км. К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей.

Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум - Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.

По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч. Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум - Салехард.

От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке - от р.Большая Хетта до р.Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке - от Ермаково до Янова Стана на р.Турухан - было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки - между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.

В отличие от других "великих строек коммунизма" Северная железная дорога оказалось мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.

Сейчас ж.-д. трасса Салехард - Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского "Сталкер": вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы.

http://goroda-prizraki.narod.ru/goroda_doroga.html

СТАЛИНСКУЮ ТРАНСПОЛЯРНУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ САЛЕХАРД-ИГАРКА БУДУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ

На севере Красноярского края начались исследования состояния железной дороги Салехард-Игарка. Учеными Московского государственного университета путей сообщения были проведены обследования объектов дороги, инженерные изыскания, проанализирована возможность ее возрождения.

По словам профессора университета Галины Шипитько, состояние обследованной дороги на некоторых участках можно назвать неплохим, сохранилось дорожное покрытие и рельсы, но некоторые участки путей находятся в очень плохом состоянии. В этих местах наблюдаются просадка земли, затопление, заросли кустарников.

Что касается подвижного состава, то он тоже частично сохранился, об этом заявила руководитель экспедиции, профессор Валентина Тарасова. Было исследовано 10 паровозов, 50 вагонов и около 500 единиц техники.

Напомним, что идея восстановления железной дороги Салехард-Игарка протяженностью 1400 км активно разрабатывалась два последних года. В мае 2005 года на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа, проект строительства Полярной железной дороги был назван приоритетным.

Необходимость строительства очевидна: открываются новые месторождения полезных ископаемых, увеличиваются объемы добычи, соответственно, возникает необходимость в развитии транспортных коммуникаций. Кроме того, важен и социальный аспект восстановления железной дороги. По словам Тарасовой, "во всех пройденных нами районах люди просили начать строительство железной дороги".

Как сообщает агентство "Пресс-Лайн", к концу августа текущего года участники экспедиции подготовят отчет, где проанализируют результаты всех проведенных исследований, для того, чтобы иметь подробную информацию о целесообразности восстановления магистрали Салехард – Игарка.


Вернуться назад