ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Урал. Предания о силачах-рабочих.
Урал. Предания о силачах-рабочих.24-02-2011, 22:50. Разместил: pl |
Дед приподнялся и, опираясь на руки, начал говорить, торопясь, точно в самом деле чуял близко смерть:
Предания о силачах — людях труда имеют давнюю традицию на горнозаводском Урале. У истоков ее — повествования о представителях тех социально-профессиональных категорий, которые осваивали уральские земли в XV—XVII вв. Слухи, толки, рассказы о Каменном поясе и землях за ним манили свободой, вольностью, и в то же время отпугивали суровостью природы, дальностью и трудностью пути. Происходил естественный отбор людей, соглашавшихся идти за правительственными чиновниками—«садчиками» и «слабодчиками» — на далекий Камень. Трудности освоения нового места формировали в свою очередь выносливых, сильных людей: рубка и валка леса для строительства жилищ, а с последующей раскорчевкой пней — для пашни, охота на диких зверей, а в случае острой ситуации и единоборство с ними, расчистка дорог в Уральской тайге, затем рудоискательство, кустарная плавка руд и железоделание, кузнечная работа — все это уже создало к моменту начала работы на уральских горных заводах поколение сильных, выносливых людей: земледельцев, охотников, рудоискателей, кузнецов. Несколько примеров. Приписной крестьянин, разрабатывавший на горе пашню, получил удар нагайкой по лицу от приказчика за посягательство на «государеву землю». «Ответ» крестьянина изображен в традиции преданий о силачах: он приказчика «на лошади поднял и в канаву сбросил». Этот мотив является общим для крестьянских и рабочих преданий о силачах. Он варьируется: силач (или женщина-силачка) выпрягает лошадь и на себе везет воз; поднимает на сарай лошадь с телегой (возы с мукой и овсом); перевертывает в снег несколько саней с лошадьми. В наши дни он продолжает бытовать и в сельской местности. От далеких времен идет и традиция рассказов о схватке охотников с медведем. Силачи-медвежатники, единоборствуя с медведем, остаются живыми. Начало XVIII в. и связанное с ним становление горнозаводского дела дает обильный жизненный материал для повествований о силачах—рабочих заводов; сплавщиках, грузчиках и рабочих на сплаве, куренных рабочих. Работа по добыче золота и платины, широко развернувшаяся в первой четверти XIX в., способствует проникновению рассказов о силачах-старателях. Мамин-Сибиряк отмечал в свое время, что аборигены Урала — «на севере — вогулы, на юге — башкиры... были слишком слабы физически, чтобы вынести все тяготы рудникового труда и огневой заводской работы. Таким образом, заводчики должны были обратиться к русскому населению. Вслед за Ермаком из России двинулись ватаги переселенцев за Камень ...Эти разнородные элементы осели вокруг строившихся на Урале заводов и постепенно были приписаны к ним». Очерковые литературные источники неоднократно указывают на необычную силу рабочих уральских заводов. Мамин-Сибиряк выделял мастеров «огненной работы»: «...тип тагильского мастерового невольно бросается в глаза, но нужно видеть этого мастерового в огненной работе, когда он, как игрушку, перебрасывает двенадцатипудовый рельс с одного вала на другой или начинает поворачивать тяжелую крицу под обжимочным молотом: только рядом поколений, прошедших через огненную работу, можно объяснить эту силу и необыкновенную ловкость каждого движения. Писатель противопоставляет уральский тип рабочего фабричным «расейским», отмечая «мускулистые руки, крепчайшие затылки и рослые, полные силы фигуры», уральских «молодцов».
Часто в народе варьируется сюжет «Силач на работе, работал легко, играючи». Поля Лебедев — обжимальщик; «прикатят ему кусок из сварочной печи. Вот он его с боку на бок ворочат. Если тачка не успеет подкатить к наковальне, он берет клещи и бросает его к самым валам. Они тачки с железом таскают—успевай ноги убирай. Вот какой был. А в куске пудов пять, не меньше. Вот какая масса». Постоянный мотив при изображении силача на «огненной» работе в заводе - он легко передвигается с чугунными гирями на ногах (и в руках): Поля Лебедев «по 4 пуда в руки возьмет и по 4 пуда на ноги подденет и по фабрике гуляет: «Вот мне что Демидов подарил: калоши и перчатки». Кричному мастеру Якову Потаповичу Пономареву «в шутку гири к ногам по два пуда привяжут, чтобы он не заметил. А с другой стороны позовут: - Эй, Яков, иди сюда. Он бежит и не чувствует гири. А они только звенят, пол-то чугунный в кричной был. — Ну, что, готово? — Да нет, дядя Яков. — А что звал-то? — Да я не звал». Вася Балабурда — грузчик на сплаве. «А робил-то он на Чусовой реке, на барках. Там разные барки были: и с мукой и с железом - все купеческое было. Так он наберет этого железа как охапку дров и несет на барку... Сходил два-три раза и отробился», или о нем же: «Когда железо оплавляли по реке Чусовой, он дерево поносное в 6 сажен и в поларшина обхватом ставил на попа и вил, как веслом». «На Чусовой баркой управляли при помощи поносной, чтобы не допустить к скале барку, чтобы не разбилась она. Такой поносной управляли человек двадцать, а она была длиной 7 сажен и перо — 3—4 сажени. Работали два десятка человек, а он один управлялся. Он может поднять эту поносную одной рукой и поставить на стояк. Как будто играет с какой-то валкой».
Человек труда раскрывается в процессе работы. Художественная задача (идея) рассказа диктует условие: показать человека, работающего, благодаря силе, весьма легко, играючи. В результате в преданиях ощутима идеализация человека-силача, культ силы. Сила придает смелость, герой преданий достаточно независим; он защищает себя, он протестует против несправедливости. Сила служит протесту. Кипра Копылов, снятый с работы на демидовском заводе, прячет громадной тяжести лом от заводской плотины. Дело дошло до урядника. Кипра взял с урядника расписку о возвращении на завод и тогда открыл местонахождение лома, заброшенного им на полку. Трое не могли этот лом снять. Силачи в преданиях уносят лом с плотины, досаждая плотинному. Это постоянный мотив. Варьирует в нем вес лома или число людей, которые вместо силача поднимают лом, найдя его. Женщины на Урале ни в чем не уступали мужчинам. Например, женщина-силачка несет на себе пятипудовый мешок муки, тем самым посрамив купца, издевательски предложившего ей его задаром, если она унесет сама. С женщинами-силачками связан сюжет об умении постоять за себя: силачка сталкивает лбами мужчин, посягавших на ее честь. Уральских силачей одолеть может только смерть, она оказывается сильнее, с чертом же они — на равных. Ни один не может одолеть другого: «Об заклад один раз побился — черта, говорит, в бане убью. И ночью ему черт явился. В бане все косяки вывернули, разодрались. Наломали один друго, никоторый не победил». Естественно, что предания, записанные повсеместно на Среднем горнозаводском Урале, изображают силачей и как участиков кулачной борьбы: двух-трех человек уронит, когда пять-шесть; этот (Селиванов) и по десять человек бывало побарывал; «или кого другого схватит как мыша, такой сильный»; у Балабурды манера борьбы — в традициях былинного богатыря: поймает одного за ноги и всех выбьет. Женщины-силачки же вмешиваются в борьбу с целью прекратить ее: всех раскидают и расталкают. Драка, бессмысленное озорство определенно осуждается так же, как во многих текстах резко осуждается пристрастие к вину. С традициями крестьянских преданий — национальных (коми) и русских — связан образ силача на чусовском сплаве — Василия Балабурды. В свое время (в 80-е годы XIX в.) Д. Н. Мамин-Сибиряк отмечал широкую известность рассказов о нем: «Балабурда.... легендарный герой, известный на три губернии как сказочный богатырь». Чусовской богатырь не получает подарков, не испытывает на себе царской милости. Напротив, он не понравился царю. Этико-эстетические представления людей труда (сильный, могутный, значит, красивый) приходят в столкновение с представлениями царя: «горбоносый, коренастый» силач показался некрасивым, его не наградили, не оставили в Петербурге. Такой вариант мотива характерен для преданий, бытующих в среде населения чусовских берегов, по профессии это в основном рабочие железоделательных заводов (бывш. Шайтанский, Староуткинский) и сплавщики «железных караванов» по реке Чусовой. Мотив «силач поднимает лошадь (силач тянет воз вместо лошади)», характерный для крестьянских преданий о силачах, в прикреплении к Балабурде встречается постоянно; выпрягает лошадь сам тянет воз; взял их лошаденок, столкал в сторону, в снег, сам поехал; лошадей на себе носил по километрам. Или Балабурда едет «с коробом угля в Урал. На пути — гора длиной километров десять-двенадцать. Вот лошаденка довезет короб до половины горы и станет. Из сил выбьется. Выпряжет ее Балабурда и привяжет сзади. Сам возьмется за оглобли и вывезет короб». Здесь Балабурда, словно приписной к заводу крестьянин, работает на возке угля. Появляются соответствующие реалии: короб с углем, его ввозит на гору силач. Крестьянский мотив своеобразно варьирует, выявляя особенности труда возчиков (профессии, весьма распространенной в заводском деле). Популярность Балабурды проявляется в том, что в преданиях он предстает человеком различных занятий и умений: он — мудрый судья, помогает отыскать пропавшие овчины (сюжет сказки прикрепляется к Балабурде); он - воин, бьется с татарами на Чусовой (эпическим способом борьбы) — в этом случае использован мотив былин. Но самое типичное в преданиях проявление силы Балабурды — на чусовском сплаве барок с продукцией уральских заводов. Балабурда — участник «спишки» барок, грузчик железа и железных изделий, косной, рабочий на барке. В зависимости от характера работы, с Балабурдой связываются типичные для каждого ее вида образы, которые выражают ее специфику, воплощают ее тяжесть, ее самую большую трудность, требующую предельного физического напряжения. Балабурда легко справляется со всеми тяжестями и трудностями. Он неотделим от образа железа колоссальной тяжести и от образа гигантской потеси, так же как Микула Селянинович неотделим в представлении людей от своей богатырской сохи. Конечно, силач Балабурда идеализируется народом, так как он воплощает мечты об облегчении тяжелого труда. Он «играючи» работает, он удачлив в работе, работа для него - «легкость». Здесь мы находимся у истоков поэтики образа силача. Образы силачей в преданиях имеют глубокую этико-эстетическую основу. Они коренятся в трудовой жизни, в труде различных профессий. Силою воображения человек гиперболизирует, заостряет успехи в труде, создавая идеализированный образ, выражающий мечты об облегчении труда и утверждающий силу и профессиональную ловкость рабочих, удачу и успех в труде. В преданиях о сплавной работе—это Василий Балабурда. В преданиях о тяжелой «огневой» работе в кричной — это обжимальщики, молотобойцы, ловко «укрощающие» раскаленный чугун. Так же как Василий Балабурда связан с образом железа колоссальной тяжести и образом гигантской потеси, так и силачи на «огневой» работе имеют в преданиях свои постоянные образы, выражающие трудовое удальство: это раскаленный чугун, это тяжелые чугунины (или гири), которые, не замечая их, в шутку, тянут за собой обжимальщики и молотобойцы. Эти образы ведут к культу профессии. П. П. Бажов отмечал, что профессии уральских рабочих имеют свою поэтику: «Существовал культ навыков, необходимых в отдельных профессиях... у горняков, у рудознатцев тайна играла большую роль, чем у угольщиков или доменщиков (всякий первый добытчик, открыватель рудника или прииска как-то всегда связывался с тайной): у рабочих прокатных цехов или горняков... следует отметить культ силы подмастерья или могучего забойщика. Этот культ поднимал мастера на сказочную легендарную высоту. А камнерезы, гранильщики имели культ искусства. Это способствовало фольклорным отложениям в уральской рабочей массе». Эти глубоко справедливые мысли подтверждаются и дополняются нашими наблюдениями над силачами в преданиях и связанными с ними предметными образами, выражающими суть специфику того или иного вида труда (поносная, якорь — у сплавщиков; раскаленный чугун — у рабочих кричных цехов и др.). Сами по себе атрибуты труда немного значат, этико-эстетический смысл их раскрывается только путем показа, как сила, умение, профессиональное мастерство людей управляются с ними. В этом сочетании они становятся художественными символами. Традиция эта идет издалека. Она свойственна русским былинам. Таковы чудесный пахарь Микула Селянинович и его золотая или серебряная сошка, возвеличивающие крестьянский труд. Она свойственна крестьянским преданиям, как национальным, так и русским. Таковы шелковые сети Пери-богатыря, идеализирующие и утверждающие охотничий промысел, его значение. Наши наблюдения над преданиями уральских рабочих различных профессий привели к выявлению следующих образов, художественных символов: силач на сплаве (Василий Балабурда и другие) и потесь (поносная) или якорь; рабочий кричного цеха (молотобоец, обжимальщик) и раскаленный чугун; куренной рабочий — углежог и уголь «черный соболь» (качественный, ценный, редкий). Старатель и необыкновенный самородок (типа «золотой свиньи») — мечта старателей, награда за умелые поиски и «страдательскую» работу. Есть основания утверждать, что ареал этих образов связан с профессиональными групами сплавщиков, заводских рабочих, углежогов, старателей. Доказательством является локальная связанность преданий с теми населенными пунктами, где распространен данный, вид труда; профессия людей (в настоящем или в прошлом), от которых записано предание, наконец (что с нашей точки зрения особенно примечательно), судьба образов в тех населенных пунктах, где имеют место несколько профессий или которые расположены «на границе» профессий. Поясню это положение. Baсилий Балабурда весьма популярен в преданиях сел и деревень по берегам Чусовой. Встречается он и в преданиях заводских поселков, где жили и сплавщики и заводские рабочие: с. Чусовое (бывший Шайтанский завод), пос. Староуткинск, а также в заводских поселках, расположенных близко от Чусовой (Висимо-Уткинск, Висим). В тех населенных пунктах, где живет заводское население, предания о Балабурде получают рабочий колорит. В результате отходят на второй план, теряют конкретные реалии мотивы Балабурды — грузчика на сплаве, и рабочего на барке: не указывается характер тяжестей, которые легко носил Балабурда, теряется термин сплавщиков — «потесь (поносная)», заменяется словом «бревно». Зато появляются образы заводских преданий о силачах: «чугунная плита», которую Василий, осердясь, бросил через себя в поединке; чугунный лом, который богатырь прячет от плотинного.
Вернуться назад |