ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > В ночь с 7 на 8 августа 1941 года состоялся первый налет советской авиации на Берлин
В ночь с 7 на 8 августа 1941 года состоялся первый налет советской авиации на Берлин9-08-2017, 05:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В ночь с 7 на 8 августа 1941 года состоялся первый налет советской авиации на БерлинВ ночь на 8 августа 1941 года отряд бомбардировщиков из состава авиации Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) совершил первый налёт на Берлин в ходе Великой Отечественной войны. Воздушные удары по столице нацистской Германии стали ответом на бомбардировки Москвы и имели большой военно-политический и психологический эффект. Удары по МосквеВ ночь с 21 на 22 июля 1941 года более 220 бомбардировщиков фашистской авиации предприняли первый налёт на Москву. На подступах к столице они были встречены плотным заслоном ПВО с использованием аэростатов, заградительного огня и ночных истребителей, самолёты прорывались в одиночку. В результате первого налёта погибли 130 человек, пострадали почти тысяча. В городе возникло 1166 очагов пожаров, причем 36 раз случались возгорания на военных объектах. Большинство бомб разорвалось в Краснопресненском и Ленинградском районах города. В последующие дни и месяцы налёты вражеской авиации продолжались с нарастающей интенсивностью. Воздушные бои становились всё более упорными и продолжительными. Идею направить в ответный рейд на Берлин бомбардировщики-торпедоносцы высказал в конце июля 1941 года командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков. Предполагалось, что имевшиеся на Балтике самолёты ДБ-3Ф («дальний бомбардировщик») смогут достичь Берлина и вернуться, вылетев из крайней западной точки, не занятой противником, – острова Эзель (Сааремаа, Эстония). 26 июля нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов доложил о предложении Сталину. 30 июля Жаворонков, назначенный ответственным за операцию «Берлин», довёл боевой приказ до сведения командира 1-го минно-торпедного авиаполка КБФ полковника Евгения Преображенского. Стоявший на вооружении полка самолёт ДБ-3Ф представлял собой глубокую модернизацию бомбардировщика ДБ-3 конструкции Сергея Ильюшина с новыми моторами и выпускался с весны 1940 года. С марта 1942 года самолет стал официально именоваться Ил-4. Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с практическим потолком 9700 метров и дальностью полёта 3300 километров при бомбовой нагрузке в одну тонну. Экипаж из четырёх человек располагал для обороны тремя пулемётами. ДБ-3Ф не имел автопилота, радиовысотомера, гироскопических приборов и противообледенителей. Фото. Модифицированный самолет ДБ-3 (ЦКБ-30). В первых числах августа 1941 года группа советских лётчиков под руководством полковника Евгения Преображенского перебазировались на аэродром Кагул на острове Эзель, который к тому времени находился фактически в тылу вермахта. Ответный ударВ ночь на 5 августа пять самолётов совершили пробный полёт в окрестности Берлина с целью уточнить маршрут и практически определить бомбовую нагрузку, при этом один самолёт был потерян. 7 августа в 21.00 с аэродрома поднялась группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3Ф в трех группах. Путь проходил над Балтийским морем вне видимости берега, температура за бортом достигала минус 35-40 °C. Через три часа самолёты вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией советские бомбардировщики неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но их принимали за свои, поэтому немецкая ПВО огня не открывала. Бомбы на хорошо освещённый Берлин и его предместья были сброшены в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа. После этого по советским самолётам был открыт сильный огонь, но все они успешно вернулись на базу. Удар по Берлину явился полной неожиданностью для руководства Германии, которое на следующий день приписало его англичанам, однако те публично сообщили, что 7-8 августа британская авиация над Берлином не летала. Приказ наркома обороны от 8 августа, помимо благодарности, предписывал выдать всем членам экипажей по две тысячи рублей и устанавливал, что впредь такую сумму будет получать каждый, кто бомбил Берлин. Указом от 13 августа звание Героя Советского Союза получили полковник Преображенский, пилоты Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин и флагманский штурман полка Петр Хохлов. Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды – 55 человек. Фото. Слева полковник Евгений Николаевич Преображенский. 36 тонн бомб…Всего до 4 сентября включительно Первый минно-торпедный авиаполк выполнил 10 налётов на Берлин. 33 бомбардировщика долетели непосредственно до города, сбросив в общей сложности 36 тонн бомб и 34 контейнера с листовками и газетами. За время операции, по разным данным, полк потерял 17 или 18 самолётов и от 6 до 8 полных экипажей. Два самолёта и один экипаж погибли на аэродроме при попытке взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешней подвеске. Известно также, что в ночь на 10 августа 1941 года налёт на Берлин был совершён силами ещё только формировавшейся 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии ВВС РККА на новейших самолётах ТБ-7 (четырехмоторный «тяжёлый бомбардировщик» конструкции Владимира Петлякова) и Ер-2 (двухмоторный бомбардировщик конструкции Владимира Ермолаева). Фото. Самолет Ер-2 конструкции В.Г. Ермолаева. По плану для налёта выделялось 26 бомбардировщиков, но из-за спешки, неполадок и двух аварий на аэродроме под Ленинградом на Берлин ушли только семь (по некоторым данным, шесть) ТБ-7 и три Ер-2. Отбомбиться по цели смогли шесть машин, вернулись в Пушкино всего один ТБ-7 и один Ер-2. В основном самолёты группы были сбиты или повреждены огнем советских зенитных средств и авиации ПВО. Это произошло по той причине, что рейд готовился в строжайшем секрете, координации с наземными силами и КБФ не было, к тому же, пилоты истребителей впервые видели бомбардировщики новых типов. Командир 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии прославленный лётчик Михаил Водопьянов, сам сбитый над вражеской территорией и долго выходивший к своим, был снят с должности, хотя получил благодарность и сохранил право летать. Три пилота были награждены орденами Красного Знамени (один посмертно), два штурмана – орденами Красной Звезды. Вернуться назад |