В настоящее время полеты человека в космос воспринимаются обществом как что-то само собой разумеющееся, но на заре космической эры они были сопряжены с огромным риском для жизни космонавтов. К сожалению, Владимир Михайлович Комаров стал первым в скорбном списке отечественных летчиков-космонавтов, которые погибли в ходе выполнения полета в космос. За возможность человечества приблизится к разгадке тайн Вселенной, за развитие и прогресс научной мысли Комаров заплатил собственной жизнью.
Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве в семье обыкновенного рабочего. Впервые он попал на аэродром в семилетнем возрасте. Он увидел самолеты вблизи, смог потрогать их рукой. С тех пор он часто наблюдал за полетами, а летчики стали в его глазах настоящими героями. Мальчик уже тогда знал, кем он хочет стать, когда вырастет. На лето его часто отправляли в деревню к бабушке. Именно там он и встретил известие о начале Великой Отечественной войны. Естественно, на фронт 14-летний юноша не отправился, но помогал работникам колхоза, среди которых оставалось все меньше мужчин, которых забирал фронт.
В 1943 году Владимир закончил 7 классов в 235-й московской средней школе, тогда же он узнал, что в Лаврушинском переулке формируется 1-я московская спецшкола ВВС. Мечтая стать летчиком, он отправился учиться в это заведение. Комаров закончил летную школу в июле 1945 года, когда Великая Отечественная война уже завершилась. После окончания обучения здесь он стал курсантом Сасовской авиационной школы первичного обучения, а в сентябре того же года стал курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища летчиков.
В июле 1946 года Владимир был переведен в Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова, после успешного окончания обучения в нем в 1949 год он стал военным летчиком-истребителем, начал службу в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, которая базировалась в Грозном. Здесь он познакомился со своей женой Валентиной, которая работала в городе школьной учительницей. В июле 1951 года у него родился сын Евгений, а в декабре 1958 года дочь Ирина, которая также как и отец посвятила себя армейской службе. Она прослужила в вооруженных силах 21 год, трудилась военным переводчикам, ушла в отставку в звании майора.
В ноябре 1951 года Владимир Комаров стал старшим летчиком, а спустя еще год его перевели в Закарпатскую область Украины в город Мукачево, где он прослужил два года в 486-м авиаполку 279-й истребительной дивизии. Параллельно со службой он продолжал совершенствовать свое образование. В 1959 году будущий космонавт окончил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА имени Жуковского), получив специальность в сфере авиавооружения. Теперь он досконально был знаком с самолетами не только как военный летчик, но и как инженер.
После получения инженерного образования Комаров был распределен в Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС, расположенный в поселке Чкаловский. Здесь он трудился помощником главного инженера, а также испытателем одного из отделов. Занимался испытаниями новых образцов разнообразной авиационной техники. Работая здесь, он привлек к себе внимание комиссии по отбору в отряд космонавтов, которая тщательно изучала личные дела летчиков, часы налета, медицинские карты. Комиссия сделала Комарову предложение, от которого невозможно было отказаться. Собранная тогда группа летчиков стала тем ядром, из которого в 1960 году в Советском Союзе сформируют первый отряд космонавтов.
Всего комиссией было отобрано 20 человек. В первом отряде космонавтов числилось 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. На момент зачисления в отряд самому старшему — Павлу Беляеву было 34 года, самому младшему — Валентину Бондаренко — 23 года. Владимиру Комарову на тот момент было 33 года. 14 марта 1960 года первая группа слушателей приступила к теоретическим занятиям, летом 1960 года ЦПК был передислоцирован в Подмосковье, сегодня это Звездный городок. С марта 1960 года по апрель 1961 года Владимир Комаров проходил общую космическую подготовку, успешно сдав выпускные экзамены, в апреле 1961 года он получил должность космонавта ЦПК ВВС.
С июня по август 1962 года инженер-капитан Владимир Комаров проходил подготовку в качестве дублера пилота космического корабля «Восток-4». Позднее, после старта «Востока-4», был дублером пилота космического аппарата «Восток-5». С июня 1964 года проходил подготовку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход». 9 октября 1964 года решением Госкомиссии Владимир Комаров был назначен командиром основного экипажа космического корабля «Восход».
Свой первый космический полет Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход» совместно с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мировой истории запуск многоместного космического корабля. Впервые в составе экипажа были не только летчики, но также инженер и врач. Также впервые в истории экипаж совершал полет в космос без скафандров. Впервые была отработана и применена система мягкой посадки. Многое в этом полете было осуществлено впервые в мировой истории. Позывной космического корабля «Рубин» звучал с орбиты Земли чуть более суток. Итоговая длительность данного космического полета составила 24 часа 17 минут. За это время «Восход» с тремя космонавтами на борту 16 раз успел облететь Землю. Основной задачей данного полета было обеспечение приоритета Советского Союза в полетах в космос экипажа, состоявшего из нескольких космонавтов. Помимо этого были выполнены многочисленные медико-биологические и технические эксперименты.
Космическая миссия Комарова успешно завершилась через сутки после запуска — 13 октября 1964 года. Примечательно, что в момент полета и в день приземления космического корабля «Восход-1» Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен с занимаемой должности, на его место взошел Леонид Брежнев, который и принимал доклад о результатах полета космонавтов. За успешное выполнение полета Владимиру Михайловичу Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре ему была присвоена квалификация «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года Комаров стал инструктором-космонавтом в группе космонавтов, проходивших подготовку по программам Минобороны СССР.
Ввиду существенных успехов США в области космонавтики и набирающей обороты космической гонке двух сверхдержав, руководство СССР подгоняло работу конструкторских бюро. Дальнейшая подготовка инженера-полковника и Героя Советского Союза Владимира Комарова проходила в рамках реализации программы «Стыковка» на космическом корабле нового и еще недостаточно отработанного образца «Союз-1». 30 марта 1967 года Комаров успешно сдал экзамен по теоретической подготовке, а также практический экзамен по управлению «Союзом». Решение о том, что именно Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1» было принято в августе 1966 года. Дублером Комарова стал первый в мировой истории космонавт Юрий Гагарин. Возможно, если бы на тот момент в живых был Сергей Королев, вышло бы наоборот, так как генеральный конструктор обещал Гагарину второй полет в космос на новом космическом корабле.
Этот второй полет Комарова стал роковым. 23 апреля 1967 года Владимир Комаров стартовал с первой площадки космодрома Байконура на борту нового космического корабля «Союз-1». Это был первый пилотируемый полет космического корабля новой серии. Помимо этого, спустя практически сутки вслед за Комаровым должен был отправиться на орбиту космический корабль «Союз-2» с экипажем из двух космонавтов Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Основной задачей реализуемой космической программы должна была стать стыковка двух космических кораблей на земной орбите.
Как это часто бывает с новой техникой, в процессе ее создания, по всей видимости, были допущены некоторые ошибки, пропущены некоторые неисправности, не учтены возможные последствия тех или иных ситуаций. С выходом «Союза» на орбиту Владимир Комаров столкнулся с первыми техническими трудностями: панель одной из двух солнечных батарей корабля не раскрылась, что стало причиной недостатка энергии на борту. В космосе Комаров выполнил сложный маневр: он раскрутил космический аппарат вокруг своей оси, но ситуацию изменить не удалось, панель не раскрывалась. По этой причине полет было решено завершать досрочно, корабль сошел с земной орбиты и отправился к Земле.
На завершающем этапе полета на высоте порядка 7 километров, уже после вхождения в атмосферу вытяжной парашют не смог вытянуть прикрепленный к нему основной парашют. Помимо этого запасной парашют, который вышел на высоте 1,5 километров, не смог раскрыться полностью, его стропы намотались на вытяжной парашют, который так и не был отстрелян. По этой причине спускаемый аппарат с космонавтом на борту столкнулся с землей на скорости около 50 м/с. После аварийной посадки на большой скорости и столкновения с землей произошел взрыв, в баках спускаемого аппарата находилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая использовалась в двигателях системы управляемого спуска. После столкновения с землей и вспыхнувшего пожара конструкция спускаемого аппарата была практически полностью разрушена.
За мужество, героизм и отвагу, проявленные при осуществлении космического полета, Владимир Михайлович Комаров был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, на этот раз посмертно. Также Международный комитет по аэронавтике и космическим полетам отметил подвиг советского космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами. Прах летчика-космонавта был похоронен 26 апреля 1967 года в Кремлевской стене на Красной площади. На месте его гибели в степи под Орском в Оренбургской области был установлен памятный мемориал. Жизнь Владимира Комарова, которая оборвалась в самом расцвете, космонавт погиб через 40 дней после своего 40-летнего юбилея, стала первой жертвой пилотируемой космонавтики и далеко не последней на трудном пути освоения космоса. Трагическая катастрофа корабля «Союз-1» позволила выявить и устранить причину неполадок, связанных с парашютной системой корабля, что в дальнейшем спасет жизни другим космонавтам.
Память Владимира Комарова была увековечена многочисленными бюстами и памятниками. В его честь в Советском Союзе назывались десятки улиц и даже целые населенные пункты. Именем Комарова был назван лунный кратер и вулкан на Камчатке. Также его имя носит сегодня Ейский высший военный авиационный институт. В 2014 году новый самолет А-320 авиакомпании «Аэрофлот» был назван в честь летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова.
По материалам из открытых источников