ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Пехота асигару

Пехота асигару


13-02-2017, 09:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Пехота асигару


Меченосцы шумной толпой
Подгоняют коня господина.
Как быстро пронесся конь!
Мукаи Кёрай (1651 – 1704). Перевод В. Марковой


Одной из тем, вызвавший интерес у посетителей TOPWAR некоторое время тому назад, была и тема военного искусства и вооружения самураев. По ней был опубликован целый ряд статей, часть из которых впоследствии легла в основу моей книги «Самураи – рыцари Японии», которая получила в этом году грант РГНФ и вот уже совсем скоро выйдет из печати. Казалось бы, все темы самурайских войн были уже освещены, но… просматривая недавно список опубликованных материалов, я с огорчением убедился, что одна из них осталась, так сказать, за пределами «поля внимания». Это история взаимоотношений самураев и асигару и, соответственно, вооружения последних. Между тем их история вполне заслуживает того, чтобы познакомиться с ней поподробнее.

Пехота асигару

Современные асигару в доспехах татами-до на одном из местных праздников.

Начнем с того, что асигару в переводе с японского значит «легконогие». То есть уже в самом этом названии содержится намек на то, что сражались они либо босиком, либо с минимумом обуви на ногах, и этим-то в первую очередь они и отличались от самураев, носивших традиционные штаны хакама, носки и, по крайней мере, сандалии.

Причем с асигару нам очень повезло. Дело в том, что о том, как они сражались, мы можем совершенно точно все узнать из книги самурая Мацудайра Изу-но-ками Набуоки, которую он написал в 1650 году, то есть спустя полвека после битвы при Сэкигахара и которая имеет самое что ни на есть «говорящее название»: «Дзохё моноготари» или «Рассказ солдата». По мнению современных историков, это один из едва ли не самых замечательных исторических документов, когда-либо публиковавшихся в Японии, поскольку написан он была очевидцем многих битв (его отец был, например, командующим армией в сражении при Симобаре в 1638 году), книга исключительно правдива, чего никак нельзя сказать о других хрониках тех времен. Да и рассказывали они главным образом о самураях, а «Дзохё моноготари» – это единственная из книг, рассказывающая о простых японских пехотинцах.

Оригинал издания «Дзохё моноготари» хранится в Национальном музее Токио, и помимо текста, который интересен и сам по себе, в нем еще есть совершенно уникальные рисунки воинов асигару, носящих одежду цвета клана Мацудайра. Книга имеет деревянный переплет, а в свет она вышла в 1854 году. В ней обобщен опыт военных действий с участием трех подразделений пехотинцев-асигару: аркебузиров, лучников и копьеносцев. По сути, книга эта проливает свет на ранее малоизвестную сторону военного дела Японии XVI – XVII вв.

Пехота асигару

Тэппо ко-гасира – офицер аркебузиров. Миниатюра из «Дзохё моноготари». В руках у него бамбуковый чехол для шомпола! Коричневые «шарики» в связке вокруг шеи - это рисовые рационы: приготовленный на пару рис, который затем высушивался и помещался в такую вот связку. Один «шарик» – один прием пищи, а приготовить этот рис было очень легко, как мы готовим сегодняшний «доширак» – залил горячей водой и ешь!

Начнем же мы свой рассказ с того, что покажем, что автор сообщает об обязанностях младшего офицера тэппо ко-гасиру (командира аркебузиров), которым в то время вполне мог быть и совсем незнатный человек. Пока враг еще далеко, он должен был раздать патроны своим солдатам, а те положить их в патронташи, которые нужно было носить так, чтобы извлечь их оттуда было удобно. То есть снаряжение должно было быть хорошо пригнанным. Когда враг подходил на расстояние 100 метров, нужно было отдать команду вставить зажженные фитили в замки аркебуз тэппо. Причем нужно было следить, чтобы вставлено все было правильно, иначе запал мог погаснуть. На эту беду требовалось иметь по нескольку запасных фитилей и быстро зажигать их у своих товарищей.

Пехота асигару

Тэппо-асигару. Миниатюра из «Дзохё моноготари».

Мацудайра пишет, что в бою патроны расходуются очень быстро (одна и та же проблема во все времена!). Поэтому нужно, чтобы слуги – вакато – подносили их непрерывно. Иначе огонь будет вестись с перерывами, чего допускать нельзя. Важное правило – аркебуза в кожаном чехле, а вот с другой стороны, два, а то и пять шомполов с правой стороны, с сбоку. То есть то, что они были деревянные, эти шомпола, очевидно. И очевидно также, что они ломались очень часто, так что даже пять запасных шомполов не считались чем-то из ряда вон выходящим!

Затем Мацудайро Набуоки пишет, что надо делать стрелкам. Например, что при заряжании двигать шомполом нужно вверх-вниз, а ствол не наклонять, так как иначе ты можешь попасть им в глаз товарищу. То есть стрелки стояли очень тесно, плотной массой и действовали как одно целое. Стрелять нужно было сначала в лошадей, и только затем уже по всадникам. Если вы промахнетесь по лошади, то попадете во всадника, что нанесет врагу больше вреда. Но если всадники противника приблизятся вплотную, аркебузиры ничего сделать не смогут, и тогда без защиты копьеносцев им не обойтись.
Если враг у тебя перед носом, убери аркебузу в чехол (!), убери шомпол, и действуй мечами. Целиться нужно в шлем, но, «если у тебя мечи тупые (вот как «дураки и лодыри были всегда и везде»!), то наносить надо удары по руке или ноге врага, чтобы их хоть как-то повредить». «Если враги далеко, воспользуйтесь этим и почистите ствол; а если их вообще не видно, но известно, что он неподалеку – несите аркебузу на плече».

Следующими по значимости были лучники, которыми командовал ко-гасиру о-юми. Первое условие: попусту стрелы не тратить. Именно ко-гасиру следил за тем, когда подать команду начать стрельбу. Мацудайра подчеркивает, что трудно определить, когда это нужно сделать, чтобы огонь лучников был эффективным. Располагаться лучники должны между аркебузирами, и прикрывать их, пока они перезаряжают свое оружие. Если вас атакует конница, то нужно стрелять по лошадям – это главное правило.

Но лучники, как и аркебузиры должны были быть в любой момент готовы и к рукопашной: Если стрелы в колчане подходили к концу, то все стрелы до одной использовать не следовало. Необходимо было построиться в шеренгу и смело вступать в рукопашный бой. Если вы отступаете, то отходить следовало под защиту ваших копий, но только лишь затем, чтобы потом вновь начать стрелять. Только такая тактика может быть успешной. И не надо смотреть в лица солдат врага. Это мешает. Вы просто посылаете стрелы в цель с максимальной силой и быстротой. Желательно повторять про себя «Ватакуси ва!» - (яп. «Я спокоен!»)

«Дзохё моноготари» сообщает и о новом оружии юми-яри – луках с наконечником копья. О них в военных хрониках не сообщается, поскольку их стали применять лишь в ранний период Эдо: «Ими можно было наносить удары в щели лицевой маски и кольчуги. Затем следует достать длинный и короткий мечи и атаковать противника, и наносить ему удары по рукам и ногам. Тетиву лука следует свернуть, чтобы она при этом не порвалась».

Получается, древнее и, можно сказать, священное искусство стрельбы из лука от самураев теперь перешло к крестьянам, а пользовались луком лишь затем, чтобы помочь аркебузирам, пока те перезаряжали аркебузы. «Боекомплект» лука асигару состоял из 25 стрел, как и у английских (24), и у монгольских лучников (30). Но асигару имели преимущество перед ними в том, что их обслуживали новобранцы вакато и слуги комоно, которые носили на спине огромные колчаны-ящики, вмещавшие по 100 стрел каждый.

Пехота асигару

Подносчики боеприпасов. У левого в ранце порох и пули, правый несет стрелы.

Ну, а использование лука вместо копья можно считать хорошей находкой, ведь японский лук был очень длинным – 1800 – 2000 см.

Как уже отмечалось, что самурай, что асигару должны были сохранять абсолютное спокойствие при выстреле и не думать ни о самой цели, ни о том, чтобы в нее попасть! В луке и стрелах полагалось видеть «путь и средства» к тому, чтобы стать достойным «великого учения» стрельбы, а стрелы сами должны были найти себе цель! Нам такая стрельба кажется странной, но для японцев это было «нормально», а стрела японского лука могла попасть в цель на расстоянии около 500 м, а в мишень размером с собаку лучники попадали с расстояния 150 м.

Пехота асигару

Лучник-асигару. Рис. А.Шепса. Стрелы для защиты от непогоды закрывали чехлом из ткани. И на шлеме, и на панцире изображены эмблемы рода, которому служит этот асигару.

Луки даже для асигару выделывались из наилучшего бамбука. Древки стрел также были бамбуковые либо из древесины ивы, а оперение – из перьев орла. Наконечники ковали из железа, отливали из меди или бронзы, вытачивали из рога или кости, и последние, даже если и не пробивали доспехи самураев, серьезно ранили их коней.

Последними исследованиями установлено, что копья асигару были куда длиннее, чем это предполагали раньше, и походили на европейские пикинерские пики. До перевода «Дзохё моноготари» наверняка сказать, как ими пользовались, было нельзя: ведь огромным копьем с длинным клинком нужно было уметь пользоваться. Поэтому неудивительно, что многие наиболее яркие эпизоды «Дзохё моноготари» как раз и посвящены технике боя копьем. Копья асигару ного-яри могли достигать в длину пяти и более метров, и не удивительно, что в бою они были очень важны.

Прежде чем сражаться копьем, нужно было чехол от него положить за муна-ита (металлический нагрудник). Чехлы же или ножны от копий, у которых длинное древко, следовало прикрепить на поясе сбоку. То есть и наконечник в чехле, и древко в чехле – так вот у них было принято! Но если самураи действовали копьем, так же как и рыцари, асигару использовали их для борьбы с конницей противника.

Опять же поражать нужно было в первую очередь именно коней. «Удар копьем в живот лошади убьет лошадь и сбросит всадника», – пишет Мацудайра Набуоки.

Нужно выстроиться в линию на расстоянии одного метра друг от друга, чтобы встретить конницу частоколом копий. «Встаньте на одно колено, положите копье на землю и спокойно ожидайте». Когда противник окажется на расстоянии, несколько большем длины копья, быстро его поднимите, нацельте наконечник в грудь лошади, и изо всех сил старайтесь удержать копье в руках, когда оно вонзится ей в грудь! Совсем неважно, кого вы при этом пронзите – всадника или коня, вы почувствуете, что копье вырывают у вас из рук. Но его нужно обязательно удержать, а потом вновь нацелить на противника. Преследовать отступающего противника следует не более нескольких десятков метров, потому что бежать с копьем тяжело, но надо стараться все равно куда-нибудь его да воткнуть. Как глубоко следует вонзать копье в тело врага? Не очень глубоко, а только до мекуги – приспособления, которым прикреплялся клинок к древку; «так будет легче извлечь его обратно!»

В качестве обобщающего наставления Мацудайро Набуоки дает ряд рекомендаций копейщикам и их командирам:
1. Ряды следует строить интервалом в один метр.
2. Обнажая оружие, сохраняйте ножны.
3. Конницу нужно встречать, стоя на одном колене, а копье лежать рядом.
4. Как только прозвучит команда, нужно немедля встать и поднять копье.
5. Всем шеренгам необходимо держать копья ровно.
6. Копье в цель направляется левой рукой, удар наносится правой.
7. Вонзив копье, старайтесь его удержать.
8. Преследовать противника необходимо как указано.

То есть мы видим, что все действия японских асигару похожи на действия швейцарской пехоты, которая вот именно так, «стеной из пик», уставленных одна к другой, могла отбить любую атаку закованной в латы рыцарской конницы. В то же время арбалетчики и аркебузиры вели по ней огонь, и не опасались, что окажутся беззащитными с разряженным оружием в руках. И точно таким же образом действовали и асигару в Японии!

Пехота асигару

Типичные шлемы дзингаса XVIII века с эмблемой рода Токугава.

Интересно, что свои длинные копья асигару переносили в связках по несколько штук, да еще и вешали на них и мешки с поклажей. Несли эту связку два человека, положив на плечи. На привале копья использовали в качестве вешалок для сушки одежды, это был удобный шест, чтобы перепрыгнуть через ручей, не замочив ног, и даже… лестница из двух древков с привязанными к ним поперечинами. Один пехотинец мог вести свое копье так, что его подток волочился по земле, но в книге было написано, что если дорога каменистая, то так делать не надо.

Пехота асигару

Хараатэ-до – доспех воинов-асигару. Рис. А.Шепса.

Зато, в отличие от европейских солдат, практически у всех асигару и даже аркебузиров были защитные доспехи, правда, более легкие и дешевые, чем у самураев. На голове асигару носил конический железный шлем дзингаса – точную копию крестьянской шляпы из рисовой соломы и двухстороннюю кирасу-до с панцирной юбкой – кусадзури, походившей на латные набедренники у европейских пикинеров. Могли использоваться металлические пластинки для рук, ног и предплечий: их или же нашивали на ткань, либо крепили поверх одежды на завязках из ткани. На груди и спине, а также спереди на шлеме обычно изображалась эмблема клана, к которому принадлежал этот асигару. Так что можно говорить и об определенных знаках опознавания, которые уже использовали асигару и даже о какой-то «униформе», поскольку доспехи для них часто были унифицированными и заказывались большими партиями.

Пехота асигару

Бронзовый налобник хатимаки – защита для головы самых бедных воинов.

(Продолжение следует)
Автор: Вячеслав Шпаковский

Пехота асигару (часть 2)

«Дзохё моноготари» интересно еще и тем, что, кроме очень подробно описанных правил ведения военных действий, эта книга показывает нам и то, какой была тогдашняя жизнь японской армии в походе. Да, понятно, что армия существует для боя. Но большую часть времени солдаты отнюдь не сражаются. Они пьют, едят, чинят одежду, чистят оружие, спят, ходят в туалет и занимаются еще и другими делами, которые и не сосчитать. А в то время, например, асигару отвечали еще и за состояние коней самураев, поскольку именно самураи являлись японским конным войском. Однако это не означало, что асигару не мог иметь лошадь.

Пехота асигару (часть 2)


«Дзохё моноготари» содержит прекрасные иллюстрации, дающие еще и визуальное представление о том, что написано непосредственно в тексте. Например, вот эта иллюстрация показывает нам асигару, ухаживающих за конем своего господина. Очень хорошо, в деталях, показано все снаряжение всадника. Кстати, обратите внимание, что емкостью для воды служит все тот же шлем асигару дзингаса.

Не слишком хороших лошадей самураи сами отдавали «своим» асигару, и те воспринимали это как милость господина. Кроме того, а как бы иначе они его сопровождали в бою? Поэтому они также учились ухаживать за лошадьми и ездить на них. «Когда вы готовитесь к выступлению, пусть два человека занимаются лошадью, а один тем временем должен заняться подготовкой ее снаряжения. Первое, что надо сделать – взять уздечку, удила, поводья и надеть их лошади на голову, затем нужно как следует ее оседлать и правильно закрепить подпругу. С левой стороны седла должно быть металлическое кольцо. К нему вы прикрепляете мешочек с рисом, а к такому же кольцу у седла справа – пистолет в кобуре. Сзади на седле тоже должны быть такие кольца и на них крепятся мешочки с соевыми бобами и сушеным вареным рисом, а к передней луке седла – переметная сума.

Пехота асигару (часть 2)

В бою асигару очень часто выстраивали вот такие «укрепления»: впереди козлы из кольев, на них снопы соломы, а позади щиты из толстых деревянных досок. Стрелы застревали в соломе, а пули… пули тормозились и уже не могли пробить щиты. Так же, как и европейские мушкетеры, асигару строились в две – три шеренги. Первая давала залп и уходила в тыл, заряжая свои мушкеты-тэппо, за ними залп давала вторая, потом опять третья.

Следует всегда держать лошадь крепко привязанной, чтобы она не убежала. Затем подготовьте повод. Для этого возьмите кожаный ремешок и проденьте его сквозь удила. Когда вы будете кормить лошадь, то можно удила ослабить. При движении вам следует быть особенно осторожными. Если удила окажутся слишком слабые, то молодые лошади могут прийти в возбужденное состояние, так как почувствуют свободу. Из-за этого вы можете потерпеть поражение в битве, поэтому ваша лошадь должна быть взнуздана крепко-накрепко и покорна вашей воле».

Пехота асигару (часть 2)

Асигару за варкой риса. Рисунок из «Дзохё моноготари».

Пехота асигару (часть 2)

… и тот же сюжет работы современного художника.

Никакой солдат не может воевать, если он голоден. Поэтому тема доставки продовольствия на лошадях и при помощи носильщиков в «Дзохё моноготари» рассмотрена очень подробно: «Запас пищи не следует брать с собой больше, чем на 10 дней. Если поход продлится дольше, чем 10 дней, берите с собой вьючных лошадей и доставляйте продовольствие с их помощью. Можно брать и 45-дневный запас продовольствия, но нужно помнить, что одну лошадь более четырех дней подряд использовать нельзя. Если вы на территории противника или даже на территории своих союзников, то помните, что вам следует быть всегда готовым ко всему. Сегодняшний союзник может завтра вас предать. И если вы рассчитываете получить продовольствие от него, то вы можете остаться с пустыми руками. Нет ничего глупее, чем добывать продовольствие на земле союзника силой, в таком случае всегда имейте запас продовольствия с собой, а иначе ваши действия могут быть расценены как воровство.

Пехота асигару (часть 2)

Надо сказать, что прокормиться японским солдатам, особенно в самой Японии, было не так-то уж и трудно. Море было рядом, так что, если уж не рис, то вот, например, запеченные с соевым творогом мидии всегда могли насытить его желудок. Хотя, конечно, современная сервировка выглядит намного красивее той, что в то время могли располагать асигару.

Пищу для лошадей храните в заблаговременно приготовленном месте на своей территории, когда вы делаете набеги на территорию противника. Ничего там не бросайте, и, если вы даже сами страдаете от голода, то не забывайте кормить лошадей. Голодного всадника сытая лошадь вывезет. Голодная лошадь сытого всадника вывезти не сможет. Поэтому лошадей кормите растительной пищей. Они могут есть даже опавшие листья, а если вы ее приготовите, то и очищенную сосновую кору.

Пехота асигару (часть 2)

А вот это деликатес – медуза в соевом соусе. Уж их-то асигару могли есть сколько угодно.

Сухие дрова на войне так же важны, как и сухой порох, и надо учитывать, что в день на одного человека их нужно 500 г, и потом из них можно сделать большой костер. Если нет дров, можно жечь сухой конский навоз. Что до риса, то человеку в день вполне достаточно 100 г, соли нужно 20 г на 10 человек, а мисо (квашеная паста из соевых бобов и риса) – 40 г на 10 человек. Но если вам предстоит сражаться ночью, количество риса нужно увеличить. Можно также есть рис, который слуги в домах хранят для изготовления сакэ».

Пехота асигару (часть 2)

Баклажаны, фаршированные свининой – фу-фу, в то время ни один уважающий себя японец такого бы есть не стал. Но сегодня это самое обычное для них блюдо.

Мешки с рисом асигару возили как на вьючных лошадях, так и на небольших двухколесных повозках, которые либо тянули, либо толкали носильщики-вакато. Большие повозки, которые тянули быки, были редкостью. Их обычно применяли для перевозки тяжелых орудий. При этом японцы возили только сами стволы, а лафетов, как таковых, не использовали.

Пехота асигару (часть 2)

Использовали асигару не только в бою. Вот рисунок современного художника, на котором именно асигару приводят в действие японское метательное орудие, способное забросить в крепость противника такую вот жуткого вида пороховую бомбу.

Давались в книге и такие, весьма «занимательные» советы, например: «Если поход затянулся и ведется на вражеской территории, то можно прибегнуть к грабежу. Причем «Дзохё моноготари» еще и конкретно указывает, как нужно правильно совершать грабежи, находясь на неприятельской территории: «Пищу и одежду люди обычно прячут в домах, но бывает, что прячут снаружи, и тогда можно искать и в горшке, а то даже и в чайнике. Когда припасы зарывают в землю, то ранним утром вам надо обойти дом по свежему морозу, и в тех местах, где закопаны спрятанные вещи, вы инея на земле не увидите и легко найдете все, что вам необходимо». Но фуражирам-асигару надо помнить, что враги могут оставлять опасные ловушки и остерегаться. «Кровь мертвого человека враги могут использовать, чтобы отравить воду, которую вы пьете. Поэтому никогда нельзя пить воду из колодцев, которые вы встретите на вражеской территории. Отрава – например, труп животного, может лежать на дне, а чтобы он не всплыл, к нему может быть привязан тяжелый камень. Лучше поэтому пить речную воду. Если вы находитесь в лагере, то следует пить воду из емкости, в которой на дне лежат завернутые в шелк косточки от абрикоса. Еще хороший способ сделать воду чистой: положить в горшок или сосуд несколько улиток, которых вы поймали в своей местности и высушили в тени. Эту воду можно пить без опасений. Во время осады вода имеет особое значение. Так, во время осады Акасаки в 1531 году 282 воина вышли из крепости и сдались, только потому, что не имели воды и буквально умирали от жажды».

Пехота асигару (часть 2)

Доспехи асигару были самыми простыми и дешевыми. Их так и называли – окаси-гусоку, то есть «одалживаемые доспехи». Например, шлем – карута-кабуто для тех делался из пластин, соединявшихся кольчужным плетением.

Пехота асигару (часть 2)

Карута-кабуто – вид сверху.

Когда в 1570 году осаждали крепость Чокой, осаждающие сумели отрезать гарнизон от источника воды. «Дзохё моноготари» описывает последствия: «Когда нет возможности найти воду, горло превращается в сухой комок, и наступает смерть. Поэтому, когда распределяют воду между солдатами, нужно помнить, что человеку требуется 1,8 литра воды каждый день».

Пехота асигару (часть 2)

Складной шлем тётин-кабуто. Вообще-то это шлем для самурая, но… очень уж бедного. Бедный самурай имел больше шансов быть убитым, и, таким образом, его шлем вполне мог попасть к какому-нибудь удачливому асигару.

Пехота асигару (часть 2)

Еще один шлем тётин-кабуто эпохи Эдо.

Пехота асигару (часть 2)

А вот этот простой на вид шлем вряд ли мог достаться асигару, поскольку принадлежал офицеру достаточно высокого ранга. Ведь сделан он был из… 62 металлических полос, соединить которые было очень непросто. Соответственно, высокой была и цена такого изделия. То есть это была как раз та самая изысканная (и дорогая!) простота, которую самураи ценили очень высоко.

Кроме чисто военных обязанностей, асигару должны были носить флаги. Судя по тому, что говорит «Дзохё моноготари», самым распространенным из них был нобори, древко которого было сделано в форме буквы Г.

(Продолжение следует)
 
Автор: Вячеслав Шпаковский



Вернуться назад