ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Первоапрельская шутка истории

Первоапрельская шутка истории


3-04-2010, 14:17. Разместил: Князь

 

1-го апреля при рытье котлована для будущего Главного вокзала Вены ковш экскаватора звонко звякнул о железо. Под ковшом оказалась интересная находка - радиоуправляемый танк Borgward IV выпуска 1944 года. Были вызваны военные инженеры, которые откопали танк и отвезли на армейском тягаче в Военно-исторический музей на Ландштрассе для последующей реставрации и помещения в экспозицию. Вот такая шутка истории!

 

В ходе наступательных операций часто возникает необходимость разрушать укрепления противника (ДОТы, ДЗОТы и пр.). Ladungstrager был разработан как раз для такой роли. В ходе Французской кампании 1940 года для доставки тяжёлых взрывных зарядов для подрыва французских минных полей, ДОТов и других укреплений немцами использовали модифицированные танки Panzerkampfwagen I. Тогда саперным батальонам танковых дивизий выделялось по 10 PzKpfw I. Заряд массой 50 кг перевозился вне башни на крыше корпуса и у цели сбрасывался на землю с помощью рычага без выхода экипажа из танка. Результаты оказались неплохими, и в октябре 1941 года фирма Borgward получила заказ на разработку специальной машины для этих целей. Созданная машина базировалась на шасси перевозчика боеприпасов Munitionsschlepper VK301 и была оснащена радиоуправлением. Ladungstrager получил обозначение B—IV, и был разработан в двух вариантах: А и В. Обе модификации загружались 500 кг взрывчатого вещества и отличались внушительной массой и габаритами: 3,6 т и 3650x1800x1190 мм соответственно. B-IV был довольно основательно защищён 8- и 9-мм броневыми листами. А главное — вне поля боя он перемещался под управлением водителя. Двигатель мощностью 49 л.с. развивал скорость 38 км/ч. Имелось по две передних и задних скорости. Запас хода превышал 200 км. Применение B-IV выглядело примерно так. Водитель скрытно подводил минитанк к цели на удалении 1,5 — 2 км, блокировал ручное и включал дистанционное управление. Затем из укрытия, либо из штурмового орудия (чаще всего StuG III) оператор радиокомандами с пульта посылал машину вперед. Тот шел зигзагами, менял скорость и направление. У цели с лобового наклонного листа скатывался металлический контейнер с зарядом. По возможности машина уводилась на исходное положение. А через некоторое время в заряде срабатывал взрыватель замедленного действия. С мая 1942-го по ноябрь 1943 года было выпущено 616 машин Ausf A. Производство Ausf B началось в июле и продолжалось до ноября 1943 года. За это время было выпущено 260 машин данной модификации. В ходе производства Ausf B боковое и кормовое бронирование было увеличено до 10 мм, чтобы повысить защищённость отсека водителя. Также были применён новый тип траков. Выпуск этих двух модификаций прекратили из-за больших потерь от боевых повреждений. С декабря 1943 года на конвейере стали собирать машины модификации Ausf C с упрощённой конструкцией кузова и 20-мм бронированием. И хотя масса образца достигла 4,9 тонны, его скорость не снизилась благодаря новому двигателю мощностью 78 л.с., который позволял развивать скорость до 40 км/ч. С декабря 1943-го по сентябрь 1944 года было выпущено 305 B-IV Ausf C (SdKfz 301). Со временем на фронте все очевиднее проявлялся основной недостаток «четверок»: оператору, находившемуся на значительном удалении от цели, было трудно, а порой и невозможно следить за ведомой машиной. На экспериментальную версию Ausf С даже установили телекамеру для улучшения обзора при дистанционном управлении, но опыты с применением телевидения успехом не увенчались. Тогда, в августе 1944 года, в качестве машины наведения выбрали »Tiger», чем отчасти решили проблему управления. С августа по сентябрь 1944 года в 301-ый Panzerabteilung прибыл 21 PzKpfw VI »Tiger» Ausf E, которые использовались для дистанционного контроля за Ladungstrager (также известными под обозначениями Sonderschlepper B-IV или просто B-IV). Каждый «Tiger» контролировал по три Ladungstrager. И все же ни Goliath, ни B-IV не удовлетворяли командование Вермахта: первые оказались малоэффективными, вторые — чрезмерно дорогими. В конечном итоге данный проект был закрыт. Для их замены управление вооружений предложило мотоциклетной фирме NSU создать еще один образец «сухопутной торпеды». На заключительном этапе войны оставшиеся в строю Ladungstrager B-IV приспосабливали в отрядах фольксштурма под истребители танков. На них монтировался пусковой пакет из трех 8,8-см реактивных противотанковых ружей. Экипаж установки насчитывал три человека.

 

 


Вернуться назад