Какими же были инженерные сооружения Каховского плацдарма?
Т.
к. Бериславль имел важное стратегическое значение, первое, чем начали
заниматься инженерные части правобережной группы, - мостом у этого
города. Был восстановлен постоянный мост, состоящий из 16-ти плотов.
Плоты состояли из сосновых и еловых колод, связанных между собою
брусьями. Накануне августовского наступления, положившего начало
Каховскому плацдарму, командующим войсками группы был отдан приказ о
подготовке новых переправ.
Начальник инженерной службы группы
приказал «немедленно устроить предмостные укрепления с проволочными
заграждениями по линии оз. Круглое-Терны-Епихановка-Любимовка,
использовав как местные средства, так и средства и силы резервов
группы».
С этого момента и начинается история Каховского плацдарма.
9
августа, одновременно с форсированием Днепра по переправе № 1 (мост у
Бериславля), командующий группой приказал приступить к строительству
второго моста - в районе Большая Каховка, используя для этого понтоны,
баржи, катера, паромы и другие плавучие средства.
Мост через
Днепр у Большой Каховки состоял из каменных оснований, настил был из
жердей 2-вершковой толщины, длина моста достигала 13 аршин, ширина - 5
аршин. Этот мост годился для движения любого транспорта.
К 11 августа имелось уже четыре переправы через Днепр.
Переправа № 1 - мост для переправы всех родов войск (кроме тяжелых броневиков и тяжестей весом свыше 300 пудов).
Переправа № 2 - буксируемый катером паром с двойным настилом (для переправы грузовых автомобилей весом до 400 - 500 пудов).
Переправа
№ 3 - буксируемый катером паром с двойным настилом (мог передвигаться и
на веслах). Предназначался для переправы броневиков, грузовиков весом
до 800 пудов и тяжестей свыше 300 пудов, не выдерживаемых мостом.
Переправа
№ 4 состояла из двух паромов, ходивших по канату, и предназначалась для
всех родов войск (кроме броневиков, грузовых автомобилей и тяжелой
артиллерии).
Все переправы были наведены 3-м понтонным батальоном.
9
августа началась отправка на позиции колючей проволоки, предназначенной
для строительства полевых проволочных заграждений. Общая длина
оборонительной линии Каховского плацдарма достигала 27 верст. На флангах
линии местность была пересеченная, что затрудняло обстрел подступов и
промежутков между участками позиции. Первые три дня кроме саперов
работала и пехота, что позволило быстро отрыть окопы для стрельбы «стоя
со дна рва» и заготовить колья для проволочной сети.
Утром 12 августа работы по сооружению окопов на основной линии обороны были закончены.
Строительство
окопов второй линии и установка проволочных сетей осуществлялись в
основном только саперами - соответственно работы шли медленно.
В
середине августа дивизионным инженером Латышской дивизии предлагалось
мобилизовать до 1500 рабочих из числа местного населения, но
мобилизация, проходившая вяло, особых результатов не дала.
К 15
августа было установлено проволочное заграждение длиной около 3 верст
(ширина в два кола и частично в один кол). Тип окопов – в основном
взводные и ротные без бойниц.
Белые усилили натиск, потребовалось ускорить и инженерные работы.
19
августа в распоряжение инженерных частей правобережной группы было
выделено до 50 подвод, а военком группы предписал председателю ревкома
с. Казацкое собрать для инженерных работ местных рабочих. Это позволило
закончить оплетение проволокой первого ряда заграждений. Все свободные
рабочие были поставлены на облицовку окопов, рытье окопов для резервов и
усовершенствование пулеметных гнезд.
Но первая линия так и не
была закончена - вследствие нехватки подвод для подвоза кольев и колючей
проволоки. Недоставало и рабочих рук, т. к. наряды на вольнонаемных
рабочих oт каховского и любимовского ревкомов, несмотря на самые крутые
меры, не выполнялись.
К 23 августа состояние Каховской позиции
было следующее: проволочные заграждения были в 2 кола (но на многих
участках под продольный огонь они подведены не были - при недостаточно
плотном занятии позиции войсками это влекло за собой серьезные
проблемы), окопы были отрыты полностью, а кое-где были выкопаны и
котлованы для блиндажей.
Кроме технических недостатков, позиция
обладала и тактическими просчетами: 1) на левом фланге по лощине,
параллельной окопам, не были защищены подступы к позиции, 2) из окопов
была видна не вся проволока, 3) продольный обстрел проволочного
заграждения был невозможен, 4) окопы правого фланга, расположенные на
песчаных дюнах, поросших кустарником, имели слабый обзор. Т. о., фланги
были наиболее доступны для вражеской атаки.
Работы на передовой позиции начались 26 августа.
К
этому моменту было вырыто 7,5 верст окопов первой линии, 2 версты
окопов второй линии, 1,5 версты ходов сообщения, 23 котлована для убежищ
и 152 пулеметных площадки.
28 августа было приказано приступить на основной линии обороны к установке третьего ряда проволочных заграждений.
Начавшиеся
бои за плацдарм были первым боевым крещением Каховской позиции.
Обороноспособность ее была достаточна, чтобы выдержать наступление
пехоты, двигавшейся с больших дистанций без солидной артиллерийской
подготовки. Поэтому, несмотря на то, что в начале сентября в атаке
позиции принимали участие танки - белые успеха не достигли.
В начале сентября Каховский плацдарм переходит в ведение 6-й армии.
Армия
располагала следующими инженерными управлениями и частями. 1.
Управление дивизионного инженера Латышской стрелковой дивизии. В его
распоряжении имелось три отдельных саперных роты - 1-я (144 человека),
2-я (152 человека) и 3-я (147 человек) и отдельная дорожно-мостовая рота
численностью в 109 человек.
2. Управление дивизионного инженера 15-й
стрелковой дивизии с тремя отдельными саперными ротами (43-я рота
численностью 126 человек, 44-я рота - 111 человек и 45-я рота - 112
человек) и 15-й отдельной дорожно-мостовой ротой численностью в 122
человека.
3. Управление дивизионного инженера 52-й стрелковой
дивизии, имевшего три отдельных саперных роты (154-я рота численностью
183 человека, 165-я рота - 135 человек и 156-я рота - 160 человек) и
52-ю отдельную дорожно-мостовую роту численностью 163 человека.
4.
Управление дивизионного инженера 51-й стрелковой дивизии - инженерный
батальон в составе двух саперных (1-я численностью 200 человек, 2-я -
180 человек) и дорожно-мостовой (численностью 149 человек) рот, а также
имевшее три отдельных саперных роты (151-я - 163 человека, 152-я - 182
человека и 153-я - 136 человек).
5. Первый и третий понтонные батальоны.
6.
Третья отдельная дорожно-мостовая рота (ремонтировала мост через р.
Игулец у Снигиревки) и 78-й военно-дорожный отряд (чинил дорогу
Бериславль - Апостолово).
Почти все инженерные силы и средства
6-й армии были брошены на Каховский плацдарм, что диктовалось его
исключительной стратегической важностью.
Передовая линия
плацдарма, занимавшаяся войсковыми частями, начиналась от левого берега
Днепра напротив д. Казацкая (на правом берегу выше д. Ключевая) и
проходила, в виде почти правильной дуги, через господствовавшие пункты -
Могила Мертвая, х. Куликовский, Могила Высокая, Могила Рясная, Могила
Землянская. Лукьяновское училище, х. Литвиненко, - и вновь упиралась в
левый берег Днепра у д. Екатериновки. Линия состояла из ряда отдельных
окопов, сгруппировавшихся без соблюдения взаимной огневой связи между
группами. Искусственных препятствий эта линия не имела.
Главная
оборонительная линия представляла собой по отношению к передовой почти
концентрическую дугу. Линия состояла из ряда окопов профиля «стоя со дна
рва» и проволочной сети в три кола. Окопы были соединены ходами
сообщения. Общая длина линии - 27 верст. На правом фланге позиция для
основной линии была выбрана неудачно - отсутствовал обстрел подступов и
пространств между окопами. На левом фланге позиция также была выбрана
неудачно, образовав прямой входящий угон между господствовавшими
высотами и острый угол с берегом Днепра.
Ил. 1. Инженерное оборудование Каховского плацдарма в августе – сентябре 1920 г.
Были начаты работы по устранению дефектов позиции.
Одновременно
с энергичным укреплением плацдарма, по заданию начальника инженерной
службы Юго-Западного фронта в г. Херсон шла лихорадочная работа по
подготовке переправы на Алешки - руководить этой работой начальник
инженеров армии назначил дивизионного инженера 52-й стрелковой дивизии, в
распоряжение которого была отправлена 155-я отдельная саперная рота,
снятая с работ на Каховском плацдарме.
4 октября начальником
инженеров была получена срочная задача по сооружению у г. Никополя, в
районе вошедшей в состав армии 1-й стрелковой дивизии, переправы через
Днепр. Для ее выполнения был снят находившийся в резерве в Бериславле
3-й понтонный батальон, походным порядком отправленный в г. Никополь.
В
связи с оперативными неудачами 13-й и 2-й Конной армий, следствием чего
было быстрое движение белых на Апостолово, грозившее обходом левому
флангу 6-й армии, - командующий армией приказал начальнику инженеров для
обеспечения левого фланга армии создать в двухдневный срок укрепленную
линию.
Для выполнения этой задачи с Каховского плацдарма были
сняты две саперные роты 51-го инженерного батальона, что еще более
понизило интенсивность работ на плацдарме.
Только 16 октября,
после изменения боевой обстановки в благоприятную для красных сторону и
начавшегося отхода белых на левый берег Днепра, работы были прекращены и
обе саперные роты 51-го инженерного батальона возращены на Каховский
плацдарм - для срочного восстановления разрушенных танками
оборонительных сооружений.
Ил. 2. Оперативная обстановка к 14 октября 1920 г.
В
сентябре-октябре Каховская позиция выдержала две танковые атаки.
Несмотря на свои недостатки она с честью выполнила возлагавшуюся на нее
задачу, и прикрыла переправы.
Оперативное решение на создание
укрепленного плацдарма у Каховки как исходного пункта для будущих
активных действий - было абсолютно правильно.
Что же касается
решения тактического вопроса - выбора оборонительной позиции и
группировки фортификационных сооружений, то в этом отношении Каховская
позиция страдала очень существенными недостатками.
Во многом это
произошло по уважительным причинам, т. к. позиция строилась поспешно, по
ночам, частично под огнем, поэтому на основательную рекогносцировку
местности времени просто не было.
Просчетом было то, что окопы
были вытянуты в ниточку, без разумной сгруппированности и взаимной
огневой поддержки, а искусственные препятствия были расположены
параллельно окопам и не допускали фланкирования (причем иногда они были
удалены от окопов на расстояние до 300 шагов).
Армия была бедна
как техническими ресурсами, так и рабочей силой. Строевые части дать
рабочую силу не могли, и позиция фактически была построена героическими
усилиями немногочисленных саперов, участвовавших к тому же и в боевых
действиях.
Из-за технически слабого развития позиции
августовские атаки белых она выдержала с трудом, а в октябре 51-я
стрелковая дивизия была с нее сбита. Благие проекты - построить сильные
передовые и тыловые позиции - остались на бумаге.
И все же,
несмотря на тактические и технические недостатки, позиция свое дело
сделала, прикрыв переправы от противника. Но, во-первых - для ее обороны
требовалось значительное количество живой силы, а, во-вторых –
несовершенство влекло излишние потери обороняющихся.
Именно
Каховская позиция в годы Гражданской войны единственная полностью
выполнила возлагавшуюся на нее задачу. Причина этого кроется в
правильности оперативного решения – которое компенсировало все
технические просчеты и недостатки.